<<
>>

Полезный капитализм

На наш взгляд, лучшим исследованием поселково-волостных предприятий на английском языке является Chinas Rural Industry, совместный исследовательский проект экономистов Всемирного банка и китайских исследователей из Академии общественных наук Китая (далее — исследование поселково-волостных предприятий Всемирного банка)43.

Ключевой тезис исследования поселково-волостных предприятий Всемирного банка заключается в том. что коллективная форма собственности поселково-волостных предприятий преобладала в нескольких богатых регионах страны, тогда как частные поселково-волостные предприятия доминировали в более бедных регионах.

Это обусловлено отчасти тем. что в бедных регионах отсутствовала жизнеспособная коллективная альтернатива, и отчасти тем. что более бедные регионы по определению были также более «сельскими». К примеру, в уезде Цзешоу, одном из более бедных пунктов исследования поселково-волостных предприятий Всемирного банка. 73% поселково-волостных предприятий были частными (1_ио, 1990). Как и в других районах страны, частные поселково-волостные предприятия по отдельности были меньше, поэтому их доля в общем числе работников поселково-волостных предприятий также была меньше (49,4%), но все же существенной.

Совокупные данные, приведенные в табл. 2.2, подтверждают результаты исследования поселково-волостных предприятий Всемирного банка. В последних строках табл. 2.2 приводится сводная статистика. Среднее значение доли частных поселково-волостных предприятий для первых 10 провинций составляет 56,8%, тогда как для последних 10 провинций — 21,4%. 10 провинций с наибольшими значениями доли частных поселково-волостных предприятий в выработке продукции были значительно более бедными и гораздо более сельскохозяйственными по сравнению с 10 провинциями с наименьшими значениями. Среднее значение ВВП на душу населения для первых 10 провинций в 1987 г.

составило 855 юаней, тогда как для последних 10 — 1946 юаней.

Провинции из первой десятки также имели меньший ВВП по сравнению с провинциями из последней десятки. Они были куда более сельскохозяйственными. Доля населения, занимающегося сельским хозяйством, для первых 10 провинций составила 81,3%, тогда как для последних 10 — лишь 67,2%. В последней строке таблицы приведена статистика по двусторонней корреляции между процентными долями частных поселково-волостных предприятий и другими показателями. Корреляция долей частных поселкововолостных предприятий с ВВП на душу населения и с долями провинций в ВВП Китая является отрицательной, а с долями сельскохозяйственного населения — положительной.

Все это подкрепляет основной тезис этой книги, который гласит, что китайский капитализм развивался главным образом на селе. С ним связан еще один важный тезис: китайский капитализм — в 1980-х гг — развивался благодаря бедным людям. Как показывает пример с Нянем, бедные люди и бедные провинции начали заниматься предпринимательством именно в 1980-х. Это одна из самых примечательных и недооцениваемых особенностей сельского предпринимательства 1980-х. Капитализм в 1980-х был не только бурно развивающимся, он был еще и благоприятным для развития страны. Сельское предпринимательство являлось одним из немногих действенных механизмов отхода от сельскохозяйственной деятельности с ее низкой добавленной стоимостью и улучшения материального положения людей. В этом смысле гораздо более значимым является исследование развития частных поселково-волостных предприятий в бедных регионах Китая, нежели исследование развития коллективных поселково-волостных предприятий в богатых регионах страны, которые и так не обделены вниманием западных ученых.

В частных поселково-волостных предприятиях также было задействовано большое количество людей. Как отмечается выше, в 1987 г. доля частных поселково-волостных предприятий в выработке продукции всех поселково-волостных предприятий в девяти провинциях превышала 50%.

а еще в 1 5 провинциях составляла от 30 до 50%. В первых девяти провинциях насчитывалось 260,2 млн сельских жителей (30% сельского населения Китая); а во вторых 15 провинциях — 427,8 млн сельских жителей (49,7% сельского населения страны).

В этой книге детально исследуется провинция Гуйчжоу. Гуйчжоу, совершенно не имеющая выхода к морю, — беднейшая провинция Китая. И тем не менее в ней имелось множество частных поселково-волостных предприятий. Из табл. 2.2 видно, что Гуйчжоу имела вторую по величине долю частных поселково-волостных предприятий в выработке продукции в стране — 63.9% в 1987 г. Причем всего тремя годами ранее, в 1984 г.. доля частных поселково-волостных предприятий в стоимости произведенной продукции сектора поселково-волостных предприятий для Гуйчжоу составляла 31%. (В 1990-х гг., как я демонстрирую в следующей главе, развитие частных поселково-волостных предприятий по сравнению с коллективными существенно замедлилось.)

При этом более богатые провинции имели значительно меньшую долю частных поселково-волостных предприятий. Так. для Цзянсу, богатой прибрежной провинции, доля частных поселково-волостных предприятий в стоимости произведенной продукции в 1984 г. составляла 4% (Zhang Yi, 1990), а в 1987 г. — 10.7% (см. табл. 2.2). ВВП на душу населения в Цзянсу в 1987 г. составлял 1462 юаня, почти втрое больше, чем в Гуйчжоу (546 юаней). Еще один пример — провинция Шаньдун, также прибрежная и относительно богатая (ВВП на душу населения в 1987 г. — 1131 юань). В этой провинции сектор частных поселково-волостных предприятий также был значительно меньшим. Как видно из табл. 2.2, на частные поселкововолостные предприятия Шаньдуна приходилось 23,2% стоимости произведенной продукции поселково-волостных предприятий. Согласно одному исследованию 84 поселков Шаньдуна, в 1988 г. предприятия волостного уровня доминировали среди поселково-волостных предприятий по всем показателям — количество зарегистрированных предприятий, количество работников, размер и т.д. Всего в этих поселках насчитывалось 350 поселкововолостных предприятий.

283 из которых были предприятиями волостного уровня. На эти фирмы волостного уровня приходилось подавляющее большинство работников и большая часть основных фондов44.

Такой контраст между Гуйчжоу с одной стороны и Цзянсу и Шаньдуном — с другой говорит о многом. В целом в развитых регионах Китая, как то его городские центры и промышленно развитые провинции, преобладала государственная форма собственности. В менее развитых и сельскохозяйственных регионах страны преобладала частная форма собственности. Если мы примем как допущение, что рост благосостояния вследствие роста ВВП более существенен в бедных регионах, нежели в богатых, то не совокупный размер частных поселково-волостных предприятий на уровне страны будет иметь первостепенную значимость. Особое внимание скорее следует уделить размеру частных поселково-волостных предприятий в бедных провинциях. Частные поселково-волостные предприятия в большей степени, чем коллективные, способствовали быстрому росту Гуйчжоу в 1980-х. В период с 1981 по 1984 г. темпы роста ВВП на душу населения в Гуйчжоу исчислялись двузначными цифрами. В остальные годы 1980-х темпы роста ВВП стабильно составляли 7-8% (Национальное бюро статистики, 1996). Вот это — истинное «китайское чудо».

<< | >>
Источник: Хуан Я.. Капитализм по-китайски: Государство и бизнес / Яшэн Хуан ; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишерз. — 375 с.. 2010

Еще по теме Полезный капитализм:

  1. ОБЩАЯ И ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ, ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИИ ПОЛЕЗНОСТИ
  2. ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ПЕРЕРАСТАНИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА В ВОЕННО-ГОСУДАРСТВЕННО-МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ НА ТЕЧЕНИЕ ЦИКЛА 1913-1920 гг.
  3. 1. Теории предельной полезности. Количественный подход к оценке полезности.
  4. 8.1.2. Общая характеристика функций полезности и ожидаемой полезности
  5.   Понятие полезности. Общая и предельная полезность
  6. ОБЩАЯ И ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ
  7. 5. Литература о венчурном капитализме
  8. 13.1. Возникновение капитализма
  9. 4.1. Границы капитализма
  10. 3. Венчурный капитализм распространяется по стране
  11. Капитализм по-китайски
  12. Коммонс Дж.Р.. Правовые основания капитализма., 2011
  13. Товарное производство в условиях монополистического капитализма
  14. I. Вводная часть. Организация венчурного капитализма
  15. 3. Эволюция венчурного капитализма в 1978-1992 гг.
  16. Капитализм как экономическая система.
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -