<<
>>

Насколько восточноазиатским является Китай?

Бомол. Литан и Шрамм (2007) классифицируют Китай как образец государственного капитализма, подобно Японии и Южной Корее. Мы можем поспорить насчет точности этой эмпирической классификации.
В 1980-х гг.. как демонстрируется в этой книге. Китай продвинулся довольно далеко к предпринимательскому капитализму на селе. Городской Китай по-прежнему контролировался государством, но поскольку подавляющее большинство населения страны тогда (как, впрочем, и сейчас) проживало в сельской местности, предпринимательский капитализм в сельских районах оказывал несоразмерное воздействие на экономику и обеспечивал повсеместные экономические успехи.

Вопрос заключается вот в чем: сегодняшний китайский капитализм ближе к восточноазиатскому капитализму или же латиноамериканскому капитализму? (Под восточноазиатскими странами здесь следует понимать Японию. Южную Корею и Тайвань.) Что бы ни говорили о подходе, ставящем во главу угла промышленную политику, руководители Южной Кореи в период экономического взлета страны, микроэкономический фундамент этой страны был полностью частным. Большинство южно- корейских крупных предприятий, как то Hyundai, Samsung, Kia и LG, находились в частной собственности. В 1982 г. был приватизирован весь банковский сектор. Согласно одной оценке, в 1990 г. права требования банков к официальным органам — в том числе местным органам власти, государственным инвестиционным учреждениям и госпредприятиям — составляли всего 4,5% от прав требования к частному сектору (Haggard and Huang. 2008).

Тайвань — еще одна история успеха частного сектора. Согласно Ко. Рани- су и Фэю (1981. с. 80-81), в 1953 г 24% ссуд было предоставлено частным предприятиям, а к 1979-му эта цифра выросла до 77%.

Давайте теперь взглянем на Китай. Мы располагаем довольно подробными данными по краткосрочным ссудам. (Объем долгосрочных ссуд для частного сектора, вероятнее всего, меньше.) В 2002 г.

доля краткосрочных ссуд, выданных частному сектору — определяемому здесь как все поселкововолостные предприятия и сельскохозяйственные предприятия. — составляла 19% (People’s Bank of China, 2003). Это значительно меньше показателя для Тайваня в 1979 г., но близко к показателю для Тайваня в 1953 г Некоторые аналитики отождествляют Китай с Восточной Азией по экономическим результатам. Они выделяют высокие темпы роста ВВП, растущую конкурентоспособность экспорта и возрастающую индустриализацию как черты, общие для Китая и для Восточной Азии50. Начиная со второй половины 1990-х Китай инвестирует все большую долю своего ВВП; в 2005 г. его инвестиции составили почти половину ВВП. Экономисты-китаисты утверждают, что по этому показателю Китай приблизился к другим восточноазиатским странам в 1970-х51.

Утверждение, что отношение инвестиции/ВВП для Китая сопоставимо с отношением инвестиции/ВВП для Восточной Азии в 1970-х, неточно52. Отношение инвестиции/ВВП для Китая существенно выросло в 1990-х, с 35% в 1980-х до 40-45% в начале 2000-х. Китай, похоже, приобрел стойкое пристрастие к инвестициям. В 2005 г страна инвестировала в новые основные фонды 48% своего ВВП; в 2006 г. она инвестировала в них 52% ВВП (NBS, 2007а)53. Со своими 35% Китай 1980-х был довольно близок к Японии (около 33% в 1970-х) и опережал Тайвань (около 26%). А с 45-52% Китай пребывает в совершенно иной категории. Наибольшее в Восточной Азии отношение инвестиции/ВВП имела Южная Корея. Его максимальное значение для нее составило 40% в 1990 г., но это был единичный случай. В 1970-х и 1980-х отношение инвестиции/ВВП находилось в пределах стандартного для Восточной Азии (в районе 30%).

Второе отличие от Восточной Азии — структура собственности для инвестиций. В Восточной Азии подавляющее большинство инвестиций приходилось на частный сектор. В Китае ситуация противоположная. Рассмотрим в качестве примера Южную Корею. Да, ее отношение инвестиции/ВВП выросло с 19,3% в 1970-х до 32,3% во второй половине 1980-х, но ведущую роль в этом росте инвестиций играл частный сектор.

В среднем инвестиции частного сектора составляли более 70% совокупных инвестиций в 1970-х и более 80% совокупных инвестиций в 1980-х. Так что Южная Корея начинала в 1970-х с более высоким уровнем инвестиций частного сектора, и со временем инвестиции частного сектора еще выросли. Китай же начинал в начале 1980-х с более слабым частным сектором (его доля тогда составляла лишь 20%, как отмечается в главе 1). а в 1990-х его частный сектор стал еще слабее. Это — совсем не восточноазиатская история.

Сила отечественного частного сектора — это суть восточноазиатской модели. Согласно Кампосу и Руту (1996). Восточная Азия по сравнению с Латинской Америкой инвестировала не так уж и много. Восточноазиатские экономики, демонстрировавшие более высокие экономические результаты, отличала высокая доля частных инвестиций. Высокая доля государственных инвестиций отдаляет Китай от Восточной Азии, приближая его к Латинской Америке. Есть и еще одно отличие Восточной Азии от Китая. За исключением Сингапура, прямые иностранные инвестиции играли несущественную роль в весьма успешном экспортном производстве восточноазиатских экономик. В середине 1970-х на предприятия с иностранными инвестициями в Тайване приходилось лишь 20% произведенной экспортной продукции54. В сегодняшнем Китае на предприятия с иностранными инвестициями приходится более 60% произведенной экспортной продукции.

Исследователи Восточной Азии соглашаются, что государство в период роста было интервенционистским (Wade, 1990), но вмешательство государства в целом не выходило за рамки допустимого в условиях рыночной экономики55. Рассмотрим в качестве примера известное предприятие Formosa Plastics. Эту фирму создало правительство Тайваня, но управлять ею оно не собиралось. Для управления этим предприятием правительство наняло Вана Юнчина, бизнесмена, который в то время проживал за пределами Тайваня. Ван со временем сделал Formosa Plastics одним из крупнейших производителей полихлорвиниловой продукции в мире. Ли Котин, отец тайваньского «экономического чуда», все время призывал своих коллег по правительству «глядеть на вещи глазами предпринимателя»56.

Сравним это с китайским централизованным подходом. В 1990-х Китай твердой рукой продвигал целый ряд промышленных политик, но в китайские инициативы в сфере промышленной политики не были вовлечены ни деловое сообщество, ни даже госпредприятия. Согласно одному исследованию 1998 г., только 4,5% респондентов считали, что предприятия и объединения предприятий играют ведущую роль в разработке промышленной политики; 65% респондентов полагали, что разработкой промышленной политики занимается исключительно правительство страны. На вопрос о том, верны ли рыночные прогнозы правительства, более половины респондентов ответили отрицательно (Zhao. 1998).

Между Китаем и Восточной Азией существуют значительные расхождения в плане показателей в социальной сфере. Здесь важно иметь четкое представление о том. что такое «восточноазиатское чудо». «Восточноазиатское чудо» означает не только то, что Восточная Азия росла быстрыми темпами; в период роста в Восточной Азии также наблюдались отличные показатели в социальной сфере. Коэффициент Джини для Восточной Азии был низким в начале периода экономического взлета и оставался низким в течение всего этого периода. Для Южной Кореи коэффициент Джини с 34 в середине 1960-х увеличился до 36 в начале 1980-х. Для Тайваня коэффициент Джини за тот же период уменьшился с 36 до 3157. Для Китая же. как отмечалось выше, коэффициент Джини существенно вырос. Это не есть история «быстрого роста со справедливостью».

<< | >>
Источник: Хуан Я.. Капитализм по-китайски: Государство и бизнес / Яшэн Хуан ; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишерз. — 375 с.. 2010

Еще по теме Насколько восточноазиатским является Китай?:

  1. Насколько же капиталистическим является Китай?
  2. 1. НАСКОЛЬКО ЖЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМ ЯВЛЯЕТСЯ КИТАЙ?
  3. КТО ЯВЛЯЕТСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА И ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ?
  4. Восточноазиатское нашествие
  5. Китай
  6. Китай. 
  7. Глава 6 Почему Китай — не Россия?
  8. 3. Китай
  9. А что ЖЕ Китай?
  10. КИТАЙ
  11. КИТАЙ VS. ИНДИЯ
  12. Глава 2 НАСКОЛЬКО ВЫРОСЛО ПРАВИТЕЛЬСТВО?
  13. Китай. 
  14. 9 Китай
  15. Китай
  16. Насколько же полезна система Value Line?
  17. Идеальный городской Китай
  18. ГЛАВА 7 ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА: КАК УЗНАТЬ, НАСКОЛЬКО ВЫ ПРОДУКТИВНЫ?
  19. Насколько велик китайский частный сектор?
  20. Насколько эффективна монетарная политика?
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -