<<
>>

Инновационен ли Шанхай?

Стивен Грин, экономист шанхайского банка Standard Chartered Bank, пишет. что власти Шанхая обожают показывать иностранным гостям Fuxing Group — шанхайскую фармацевтическую частную компанию частного сектора.
Это делается для того, чтобы продемонстрировать «бурно развивающуюся частную, высокотехнологичную экономику Шанхая», отмечает Грин (2003). Намерения эти легко объяснимы, однако его экономику нельзя назвать ни частной, ни высокотехнологичной. Я уже продемонстрировал, что в плане дохода от коммерческой деятельности и дохода от владения активами Шанхай поразительно беден, причем не только по сравнению с предпринимательскими Чжэцзяном и Гуандуном, но и по сравнению с отдельными регионами, входящими в число беднейших в Китае.

Shanghai Fuxing, компания, которую шанхайские чиновники любят показывать гостям, впечатляет, но вовсе не потому, что она является предприятием частного сектора. Портфель продуктов этой компании включает лекарство от малярии под названием «Артесунат». В 2005 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила этот препарат в свой список предварительно квалифицированных лекарственных препаратов. Shanghai Fuxing — единственная китайская компания, присутствующая сегодня в этом списке ВОЗ. (Также в нем значится китайское подразделение компании Novartis.) Прохождение сертификации ВОЗ — важное событие для компании, поскольку наличие сертификата этой организации говорит об эффективности препарата и надежности производственного процесса поставщика. Стандарты. используемые ВОЗ, идентичны стандартам, используемым Европейским агентством по аттестации лекарственных препаратов и Управлением по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами США.

Однако значимости этой победы не стоит преувеличивать. Хотя бы потому. что тот факт, что «Артесунат» — единственный китайский препарат, сертифицированный ВОЗ. красноречиво говорит о состоянии фармацевтической промышленности Китая.

В списке предварительно квалифицированных лекарственных препаратов ВОЗ по состоянию на август 2006 г. (этот список регулярно обновляется) присутствует 83 препарата от ВИЧ/СПИДа, поставляемых пятью индийскими компаниями, а также шесть препаратов от туберкулеза, поставляемых тремя индийскими компаниями14. Какой бы впечатляющей Shanghai Fuxing ни казалась в пределах Китая, она значительно отстает от своих индийских коллег.

Кроме того, строго говоря. Shanghai Fuxing имеет очень слабое отношение к разработке «Артесуната». «Артесунат» зарегистрирован фирмой Guilin Pharmaceutical, базирующейся в провинции Гуйчжоу. Shanghai Fuxing приобрела Guilin Pharmaceutical несколько лет назад, когда препарат уже проходил клинические испытания. Более того. Shanghai Fuxing на самом деле не является фармацевтической компанией. Это холдинговая компания, владеющая разнообразными активами. Она работает в четырех не связанных друг с другом сферах — производство фармацевтической продукции, операции с недвижимостью, производство стали и розничная торговля. У ее основателя нет медицинского образования. Он получил диплом доктора по китайской философии Университета Фудань15.

Истинная причина того, почему всем иностранным гостям показывали Fuxing Group, кроется в том, что в Шанхае очень немного видных историй успеха частного сектора. Шанхай всегда позиционировал себя лидером в сфере высоких технологий в стране, о чем свидетельствует гордость за Fuxing Group, но его достижения не соответствуют его амбициям и его возможностям. В перечне новосозданных технологических компаний, вышедших на биржу NASDAQ, доминирует Пекин, а не Шанхай. По состоянию на 2006 год в Китае насчитывалось 23 компании, котирующихся на NASDAQ; 13 из них базировались в Пекине и только 6 — в Шанхае16.

Давайте рассмотрим положение дел с разработкой технологий в Шанхае при помощи системного и комплексного показателя — количества выданных патентов17. Патентование широко используется экономистами как показатель развитости инноваций или конкурентоспособности фирм или регионов.

Идея, стоящая за его использованием, довольно сложна, но основным стимулирующим фактором, подчеркиваемым в экономической литературе, является возможность при помощи прав на интеллектуальную собственность обрести конкурентное преимущество на рынке. Таким образом. патентование — хороший показатель как инновационности, так и конкурентной деловой динамики. В Шанхае дела с патентованием обстоят просто ужасно, что особенно примечательно, принимая во внимание следующие два фактора. Первый — это то. что Шанхай в 1980-х был лидером по выданным патентам, а в 1990-х стал отстающим. Второй — то, что для Шанхая правительство страны не жалело ресурсов. Имея огромные инвестиции, инфраструктуру мирового класса и существенный приток прямых иностранных инвестиций, Шанхай не может похвастаться сколько-нибудь существенными достижениями в сфере, которая обретает все больший вес в конкурентной экономической среде Китая, — способность внедрять новшества и совершенствовать технологии и продукты.

В 1987 г. шанхайским физическим лицам и организациям было выдано 575 патентов. (Все патенты, о которых говорится в этой главе, — патенты, выданные китайскими патентными органами. Если не указано иное, все данные по патентам — годовое количество выданных патентов, а не количество патентных заявок18.) Это был второй показатель в стране после Пекина (776 выданных патентов). Всего через четыре года, в 1991 г., Шанхай по выданным патентам оказался на девятом месте в стране. Шанхай (1025 патентов) теперь находился позади не только Пекина (2369 патентов), но и двух крупнейших сельскохозяйственных провинций Китая — Хунань (1174 патента) и Сычуань (1232 патента).

Место в стране по числу выданных патентов — это один из индикаторов того, что произошло с инновационным потенциалом Шанхая в 1990-х, однако он не самый красноречивый. Более красноречивым представляется сопоставление Шанхая с провинциями, которые пошли по пути развития предпринимательства. Давайте сравним Шанхай с Чжэцзяном и Гуандуном. На рис.

4.3 приведены отношения годового количества выданных патентов для Шанхая к годовому количеству выданных патентов для Чжэцзяна и Гуандуна соответственно. На диаграмме 1 рис. 4.3, где приведены отношения количеств выданных патентов для всех лет в период с 1987 по 2005 г.. мы видим резкое уменьшение относительного числа выданных патентов для Шанхая в период с 1987 по 1991 г В 1987 г в Шанхае было выдано примерно в три раза больше патентов, чем в Гуандуне, и в 1,8 раза больше, чем в Чжэцзяне. А в 1991 г отношения для пар Шанхай/Чжэцзян и Шанхай/Гуандун составляли менее единицы.

Ху и Джефферсон (2006) отмечают «патентный взрыв» в Китае после 2000 г. При этом в Чжэцзяне и Гуандуне «патентный взрыв» произошел как минимум десятью годами ранее. Как и многие другие экономисты, Ху и Джефферсон (2006) трактуют это явление увеличением объема прямых иностранных инвестиций, однако рост патентной активности в Чжэцзяне — практически без каких-либо прямых иностранных инвестиций — обосновать труднее. (Труднее пояснить и то, что в Шанхае — городе с огромным притоком прямых иностранных инвестиций — «патентный взрыв» так и не произошел.) Еще один момент в работе Ху и Джефферсона лучше поясняет почерпнутую нами информацию. Они выявили, что фирмы частного сектора чаще регистрируют патенты, чем госпредприятия и предприятия с иностранными инвестициями.

Показательно, что у Шанхая в 1990-х дела шли не слишком хорошо. Его количество выданных патентов по отношению к Чжэцзяну и Гуандуну снижалось в течение всего десятилетия, пусть и не столь стремительными темпами, как в конце 1980-х. За исключением 2003 г, Шанхай стабильно уступал и Чжэцзяну, и Гуандуну. Во все годы в период с 1990 по 2005 г. и отношение Шанхай/Чжэцзян (за исключением 2003 г.). и отношение Шанхай/Гуандун было меньше единицы. В конце 1990-х положение вещей в Шанхае по сравнению с этими провинциями несколько улучшилось. Если в первой половине 1990-х он по выданным патентам занимал 9-10-е место в стране, то во второй половине 1990-х он занимал места с шестого по восьмое.

В 2004 г. Шанхай вышел на четвертое место в стране. после Гуандуна (№ 1), Чжэцзяна (№ 2) и Цзянсу (№ 3). Шанхай сумел обратить вспять нисходящую тенденцию, но все же не смог вернуть себе лидирующие позиции в сфере разработки технологий, на которых пребывал в середине 1980-х.

На диаграмме 2 приводится картина только по патентам на изобретения; две другие категории патентов (патенты на полезные модели и патенты на промышленные образцы) не учитываются. Заявки на патенты на изобретения проходят более тщательное изучение на предмет полезности, новизны и уникальности. Заявки же на патенты на полезные модели и на промыш- 3.5 3 2.5 - ф X

0) 2 а 1 1.5 1 0.5 0 -

Диаграмма 2

Рис. 4.3. Патентная активность в Шанхае, Чжэцзяне и Гуандуне.

Диаграмма 1: отношения годовых количеств выданных патентов: отношение Шанхай/Чжэцзян и отношение Шанхай/Гуандун; диаграмма 2: отношения годовых количеств выданных патентов на изобретения: отношение Шанхай/Чжэцзян и отношение Шанхай/Гуандун.

Источники Данные Национального бюро статистики и Министерства науки и технологий II999 и 2002)

ленные образцы подвергаются менее тщательному изучению. Для этих двух категорий новизна не обязательна, достаточно очевидного усовершенствования. Патенты на изобретения также имеют больший срок патентной защиты. Согласно китайскому Закону о патентах, для патентов на изобретения срок патентной защиты составляет 20 лет, тогда как для патентов на полезные модели и патентов на промышленные образцы — только 10 лет19.

Отделить данные по патентам на изобретения от данных по патентам двух других категорий важно и для того, чтобы посмотреть, удалось ли Шанхаю сохранить свое преимущество в более требовательном виде инновационной деятельности. Как видим из диаграммы 2, Шанхай утратил лидирующие позиции и по патентам на изобретения. Снижение его количества выданных патентов этой категории по отношению к Чжэцзяну и Гуандуну носило менее резкий и менее линейный характер, но все же четко прослеживается нисходящая тенденция.

Наиболее существенным это снижение было в конце 1980-х; правда, в отличие от патентов на полезные модели и патентов на промышленные образцы, во второй половине 1990-х Шанхай сумел остановить свое сползание вниз по отношению к Чжэцзяну (а вот по отношению к Гуандуну — нет).

Шанхай имеет много преимуществ, поэтому это падение объяснить трудно. Он имел огромное преимущество по выданным патентам перед Гуандуном и Чжэцзяном в середине 1980-х, когда располагал более значительными ресурсами, которые направлялись на разработку новых технологий. У него было гораздо больше инженеров, ученых и университетов, чем у Чжэцзяна и Гуандуна. К примеру, в 1981 г. в Шанхае насчитывалось 87 000 студентов колледжей. В Чжэцзяне и Гуандуне их было вдвое меньше20. В 1981 г. инженеров в Шанхае было в 2,8 раза больше, чем в Чжэцзяне, и в 1,6 раза больше, чем в Гуандуне. По числу ученых-исследователей разрыв был еще более существенным: в Шанхае их было в 5.9 раза больше, чем в Чжэцзяне, и в 2.37 раза больше, чем в Гуандуне. Шанхай также тратил намного больше средств на научно-исследовательские работы. Мы располагаем данными за период с 1992 г., которые охватывают расходы на научно-исследовательские работы только крупных и средних промышленных предприятий. Фирмы Шанхая тратили на научно-исследовательские работы в 2,4 раза больше, чем фирмы Чжэцзяна, ив 1,89 раза больше, чем фирмы Гуандуна (МВБ, 1993Ь).

Политика и законодательство также были для Шанхая благоприятными. В 1993 г. были внесены поправки в Закон о патентах, предусматривавшие расширение патентной защиты на такие сферы, как фармацевтическая продукция, продукты питания, напитки, ароматизаторы и химические соединения. Во многих из них шанхайские фирмы уже располагали значительным потенциалом. Тем не менее активность в области получения патентов в Шанхае по отношению к Чжэцзяну и Гуандуну, как видно из рис. 4.3, после 1993 г. не выросла.

Есть ли другие факторы, помимо динамики в области предпринимательства, которые могут пояснить падение инновационности в Шанхае? Одна из версий заключается в том. что падение Шанхая обусловлено естественным процессом распространения технологий: технологии создаются в раз витых регионах, а потом распространяются в другие регионы. Эта версия была бы верна, если бы падение инновационной активности происходило постепенно, но оно у Шанхая произошло весьма резко. Пика оно достигло в конце 1980-х — начале 1990-х. Также не увязывается с этим пояснением то. что распространение технологий сначала происходит в более «простых» сферах, как то патенты на полезные модели и промышленные образцы, когда отстающие в технологическом плане компании обретают необходимые знания и опыт. А как мы видим, падение в области инновационных технологий в Шанхае было повсеместным — не только в сфере патентов на полезные модели и промышленные образцы, но и в сфере патентов на изобретения.

Еще одним альтернативным пояснением представляется неточность в расчетах. Мы здесь сравниваем абсолютное количество патентов, выданных в Шанхае, с абсолютным количеством патентов, выданных в Чжэцзяне и Гуандуне. Кто-то может заметить, что население Гуандуна и население Чжэцзяна больше населения Шанхая, а потому в них на получение патентов априори претендует больше учреждений и физических лиц. Но и это пояснение не совсем применимо к нашей ситуации. Не забываем, что явление, которое мы рассматриваем. — резкое изменение ситуации в Шанхае, а не стабильно низкие его показатели по отношению к двум другим провинциям. То. что население Гуандуна и население Чжэцзяна больше населения Шанхая. — это постоянный фактор, а не переменная. Чтобы установить причину резкого изменения положения вещей с патентами в Шанхае, нам необходимо выделить причинный фактор, который изменился со временем. В конце концов, важное значение здесь имеет не общее количество фирм или физических лиц. а количество фирм или физических лиц. создающих изобретения и новшества. Суть вопроса заключается в следующем: чем можно пояснить тот факт, что в Чжэцзяне и Гуандуне больше изобретений и инноваций? Одним из пояснений представляется то, что в этих двух провинциях такая деловая среда, которую инновационные фирмы и физические лица находят привлекательной.

<< | >>
Источник: Хуан Я.. Капитализм по-китайски: Государство и бизнес / Яшэн Хуан ; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишерз. — 375 с.. 2010

Еще по теме Инновационен ли Шанхай?:

  1. Богат ли Шанхай?
  2. Беден ли Шанхай?
  3. А2. Действительно ли к Шанхаю относились несправедливо?
  4. Единоличная собственность в Шанхае
  5. 4. ЧТО ЖЕ В ШАНХАЕ НЕ ТАК?
  6. Отсутствие предпринимательства в Шанхае
  7. А1. Статистическая информация, указывающая на слабое развитие предпринимательства в Шанхае
  8. 4.1. ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ В СИСТЕМЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ Инновационные стратегии в разных фазах экономического цикла
  9. Взаимодействие сегментов с субъектами инновационного крыла рынка инновационных проектов
  10. Сравнительно-правовые характеристики инновационной политики и инновационной деятельности.
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -