<<
>>

1. Вексельная метка

Наименование "вексель", включенное в самый текст документа и выраженное на том языке, на котором этот документ составлен (реквизит вексельной метки).

Чтобы обозначить отличие векселя от родственных ему документов, законодательство требует проставления так называемой вексельной метки.

В то же время Положение вводит необходимые требования к проставлению вексельной метки:

- наименование документа векселем должно быть сделано в самом тексте документа;

- наименование должно быть произведено на том же языке, на котором составлен документ.

Хотя термины «прима», «тратта» определяются как «вексель», но они не могут в вексельном документе выполнять роль вексельной метки.[138]

Требование к вексельной метке вполне обоснованы, так как на практике часты случаи, когда документ, составленный в качестве обычной долговой расписки, впоследствии будет поименован кредитором векселем путем помещения перед текстом соответствующего заглавия (под текстом соответствующей приписки). На практике значение вексельной метки выражается в предупреждении всякого лица, которое встретится с таким документом, о его вексельном характере, а значит подчинению такого документа специальному правовому режиму, нормам вексельного права.

Рекомендуется включение слова "вексель" во второй раз уже непосредственно в содержание (текст) этой ценной бумаги, например посредством следующей фразы: "заплатите по этому векселю ...". Обычно документ именуется векселем в самом тексте и в правом верхнем углу. При этом если первое обозначение необходимо, то наличие или отсутствие второго юридически безразлично. В связи с этим, представляется неправильным и противоречащим предписанию Положения мнение Н.А. Казаковой и Ю.В. Балашовой, которые полагают, что "достаточно, чтобы слово "вексель" было включено в документ в таком месте и таким способом, которые исключили бы возможность прописки (?) этой пометки недобросовестным лицом, желающим превратить вексель в простое поручение о платеже"[139].

Включение же вексельной метки на ином, чем остальной текст языке, может привести к тому, что кредитор, не знающий соответствующего иностранного языка, окажется в затруднительном положении, ибо он может не знать, что содержащееся в документе обозначение эквивалентно слову "вексель".

Это может привести к ограничению им оборотоспособности документа, к различным упущениям с его стороны, могущим обернуться даже утратой прав против ряда его участников[140].

Применение других слов и выражений Применение других слов и выражений, хотя бы и односмысловых не допускается. Слово "вексель", находящееся в составе другого слова, как "по вексельному праву", "вексельно", "по вексельному обязательству" и проч., вексельной меткой не является.

Свой "вклад" в трактовку понятия "вексельной метки" внесли и Рекомендации, которые в ч. 4 разд. 1, названной "Вексельные метки" (непонятно почему речь идет о множественности меток в одном документе), достаточно "вольно" трактовали действующее законодательство. Да, "в соответствии с действующим законодательством вексельная метка представляет собой обозначение документа словом "вексель", выраженное на том же языке, на котором написан документ". Но, в положении есть еще одно требование к вексельной метке, причем, едва ли не самое важное! Она должна быть помещена в самый текст документа, а не в его заголовке, не под ним, и не в "верхней половине". И никакие самые пышные заголовки, имеющие энное число степеней защиты, не сделают документ векселем.

<< | >>
Источник: В.Е. Васильев, С.Ф. Литвинова. Вексель как инструмент современного финансового рынка и его правовая природа Монография. 2010

Еще по теме 1. Вексельная метка:

  1. 3.1. Понятие вексельных реквизитов
  2. 1.7. Вексельные метки
  3. 3.2. Характеристика безусловно обязательных вексельных реквизитов
  4. 2.2. Вексельная правоспособность
  5. 8.4. Вексельная давность
  6. 1.8. Вексельная сумма
  7. 8.4. Возражения против вексельного иска
  8. 2.6. Основные этапы вексельного обращения
  9. Глава 16. ВЕКСЕЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
  10. Тема 7.     ВЕКСЕЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
  11. § 2. Источники вексельного права в современной России