<<
>>

Тектология — всеобщая естественная наука

«Тектология» в точном переводе с греческого означает «учение о строительстве». Принципиально важным, по мнению А.А. Богданова, представляется то, что тектология, в отличие от других наук, имеет произвольный переменный центр координат, или всеобщую точку зрения на мир опыта.

Это означает, что во всех науках одним из центральных становится вопрос организации (упорядочивания элементов, независимо от их природы (физической, химической, биологической, социальной, экономической)). Применение тектоло- гического (организационного) подхода позволяет любой науке по-новому ставить и решать задачи, входящие в предмет ее исследования.

Возрождение тектологии приходится на середину XX века благодаря сильным изменениям всех сторон общества под воздействием научно-технической революции. Рождение и современных научно-технических дисциплин (кибернетики и общей теории систем) фактически было предопределено «Тектологией» А.А. Богданова. Поиски истоков кибернетики привели к возрождению «Всеобщей организационной науки». Интерес к ней быстро растет. В отечественных и зарубежных изданиях публикуются статьи о «Тектологии» — по сути дела, это первые попытки ее строгого научного анализа. Она становится метанаукой или общенаучной концепцией как важный феномен науки XX в., который может помочь объяснению и исторической судьбы тектологии.

Характерная особенность метатеорий состоит в том, что разрабатываемое в их рамках знание применимо в принципе к любым (или достаточно многообразным) областям науки и техники. Функцией метатеории как раз и является обеспечение более эффективной и тесной связи категориального аппарата философии со специальнонаучным познанием. Однако такое понимание специфики метатеории сформулировалось относительно недавно и явилось результатом скрупулезного анализа, проведенного в отечественной философско-методологической литературе. Для самих же авторов таких концепций их общенаучные теоретико-методологические построения могли выступать как всеобщие схемы, столь же универсальные, как и философские понятия и концепции, выполняющие те же функции и поэтому претендующие на замену «устаревшей» и «непрактичной» философии.

Односторонность такой установки очевидна, но она едва ли не решающим образом сказалась на отношении к тектологии, вытеснив ее на долгие годы из кругооборота перспективных научных идей.

Фактически второе рождение тектологии стало возможным благодаря объективно сложившимся условиям, когда восприятие такого рода идей и концепций стало созвучно соответствующей социокультурной обстановке. Не случайно идеи кибернетики и общей теории систем получили широкий научный резонанс в период развития научнотехнической революции, когда изменился интеллектуальный климат в науке — на первый план выдвинулись такие задачи, как преодоление узкодисциплинарной разобщенности, интеграция наук, синтез научных знаний, организация междисциплинарных исследований и т.п. Необходимы также формирование определенного сообщества ученых, профессионально занимающихся исследованиями в данной области, организация специализированных изданий, интенсификация соответствующих научных коммуникаций.

Тектология А. А. Богданова вскрыла общность социально-экономических, энергетических и биологических процессов в рамках теории развития, постулировала равновесие естественным и нормальным состоянием, а движение, изменение — временным и преходящим. Всеобщий характер организационной науки, охват ею всех сфер природы и общества предопределили в ней весьма высокую степень абстракции, рассмотрение прежде всего системных связей между различными элементами и отвлечение в значительной мере от специфики этих элементов.

В основе тектологии лежат понятия формирования и регулирования динамических комплексов (систем). А.А. Богданов вводит три типа комплексов: организованные, дезорганизованные, нейтральные. Он утверждает, что эта таксономия зависит от наблюдателя и контекста, что, по сути, является формулировкой принципа относительности в теории организаций. Система (или комплекс) у А.А. Богданова — не просто множество с определенными отношениями между ними (как у Л. Берталанфи, А. Холла, У. Черчмена и др.). Его комплекс есть процесс или поток независимых процессов, составляющих производство, которые связаны циклами развития и деградации.

При этом проводится четкое различие между организацией и структурой. Организация есть сеть процессов, составляющих производство, а структура — особое пространственно-временное отображение производных составляющих. Процессуальный взгляд на организацию сложных систем приводит к большей полноте функционального использования их свойств и структур, что в итоге является основной реинжиниринга[1].

Таким образом, А.А. Богданов постулировал, что понятие организации имеет двойственную природу, как действие и его результат. Организация рассматривается им не как конечное состояние, нечто застывшее, а как процесс постоянных преобразований, связанных с непрерывной сменой состояний равновесия. Его ведущую мысль о том, что непрерывные организационные изменения подчиняются определенным объективным законам, можно однозначно соотнести с современными взглядами на проектирование предприятий как на инженерную деятельность. В отличие от Ф. Тейлора, рассматривавшего организационную систему как замкнутую и находящуюся в неизменном окружении, А.А. Богданов подчеркивал, что «только активное использование внешней среды обеспечивает сохранность системы».

В русле представлений об открытых системах внешняя среда видится как одна из главных детерминант организации, а также как источник неопределенности. Система не просто взаимодействует со средой, но будучи структурно связанной с ней адаптируется к изменениям и коэволюционирует со средой. Современные концепции посттейлоровских предприятий, предусматривающие полное удовлетворение потребностей клиента (в частности, гибкие предприятия — agile enterprises — с максимально быстрой реакцией на изменения конъюнктуры рынка), сегодняшние представления об «общей судьбе» предприятия и поставщиков, предприятия и подрядчиков, прогнозы О. Тоффлера о появлении класса «произвотребителей» (prosumers)1, т. е. потребителей, активно участвующих в производстве предметов потребления, по сути конкретизируют столетней давности идеи А. А. Богданова. Поистине все новое — это хорошо забытое старое.

Для описания важных закономерностей функционирования организаций А.А. Богданов ввел понятия динамического равновесия, прогрессивного и консервативного отбора, регулятора и бирегулятора. Прогрессивный отбор, лежащий в основе возникновения, роста и развития системы, включает механизмы положительного и отрицательного отбора. В случае положительного отбора в системе увеличивается неоднородность компонентов и количество внутренних связей и таким образом, повышается ее сложность и степень автономии частей. Тезис А.А. Богданова о положительном отборе как средстве повышения автономности и функциональной целостности организации предвосхищает современные идеи многоплановой и многофункциональной работы на базе многоцелевых технологий. Эти принципы лежат в основе концепции автономной междисциплинарной рабочей группы — системной единицы предприятия нового типа; успешное формирование подобных единиц — один из важнейших результатов реинжиниринга.

Положительный отбор обычно повышает не только эффективность организации (например, среднюю производительность труда), но и ее неустойчивость. Поэтому необходимы меры, которые ослабляют его действие и охватываются термином «отрицательный отбор». При отрицательном отборе повышается порядок и однородность, возрастает уровень централизации и координации отдельных действий.

Отрицательный отбор повышает структурную целостность и устойчивость системы, но одновременно снижает ее функциональную эффективность.

Направленность отбора, от которого зависит возникновение форм организации, относительно стабильна в неизменной среде; наоборот, в быстро изменяющейся среде отбор идет то в одном, то в другом направлении.

Современными примерами положительного отбора служат стандартизация и кооперирование отдельных предприятий. Примеры отрицательного отбора легко найти в подходах и стратегиях «разработок, ориентированных на наиболее полное удовлетворение требований клиента» (например таких, как «проектирование, обеспечивающее высокое качество» — design for quality — или «проектирование для производства» design for manufacturing).

Это, к примеру, уменьшение числа деталей, упрощение их соединений и процедур сборки.

Очевидно, что механизмы структурной селекции тесно связаны с определением рациональной меры децентрализации — централизации системы. Централизация ускоряет адаптацию и облегчает специализацию элементов системы. Но по мере развития централизации все труднее совершенствовать технологии и внедрять инновации. Поэтому надо установить некоторый уровень децентрализации, обеспечивающий большую защищенность системы (автономия способствует выживанию) и возможность продуктивного развития инициативы отдельных звеньев. При этом следует инициировать и поддерживать противоположные тенденции по отношению к классическому принципу специализации, а именно — идеи многофункциональности, процессы реинтеграции, рота-

1 Davidow W., Malone M. The virtual corporation: structuring and revitalizing the corporation for the 21 st century. N.Y.: Harper Business. 1992.

ции отдельных функций на предприятиях. Эти идеи А.А. Богданова об эффективном соотношении децентрализации и централизации, специализации и реинтеграции в организациях на 70 — 80 лет опередили свое время.

С именем А.А. Богданова связана также целенаправленная разработка организационных структур на основе предсказания будущих направлений их развития и, в первую очередь, развития в кризисных ситуациях. Его концепция «коллективной структуры», способствующая стиранию граней между управляющими и работниками, может считаться прямой предшественницей посттейлоровских организаций. Чем сложнее организация, тем больше шансов у нее столкнуться в ходе развития с кризисной ситуацией, необходимостью структурной перестройки. Лишь в 70-е годы эти идеи заново были сформулированы и конкретизированы в книгах Р. Акоффа, Дж. Гэлбрейта и др.[2]

В своих трудах А.А. Богданов четко сформулировал принципы автономного поведения и близко подошел к идеям современной теории автопойезиса (autopoiesis) и замкнутой круговой организации процессов. Так, понятие автономии тесно связано у него с круговоротом, рекурсией и регенерацией.

Автономная система операционно замкнута, если ее организация характеризуется процессами, которые рекурсивно зависят друг от друга и образуют устойчивую структурную единицу в области гомеостазиса. Сохранение и развитие целостности, индивидуальности системы обеспечиваются в автопойезических процессах самообновления (self-production), когда гомеостатическая система при внешних возмущениях постоянно заменяет собственные составляющие. Другими словами, авто- пойезическая организация означает образование сети самовоспроизводящихся и саморегулирующихся процессов.

Резюмируя вышесказанное, мы приходим к важному заключению. Если теоретической основной классической концепции предприятий Ф. Тэйлора, Г. Форда и А. Файоля являются труды классиков английской политэкономии А. Смита и Д. Риккардо, сформулировавших важнейшие положения рыночной экономики (например, принцип «невидимой руки», законы стоимости, разделения труда, конкуренции), то тектология А.А. Богданова и более поздние работы неоклассической школы организаций стали фундаментальной теорией для реинжиниринга предприятий и создания посттейлоровских предприятий нового типа.

Творческое изучение и применение богатого наследия А.А. Богданова, почти на век опередившего западные школы организации, является базой для развития национальной российской школы реинжиниринга, что особенно важно в стратегическом менеджменте. 

<< | >>
Источник: В.А. Лисичкин, М.В. Лисичкина. Стратегическим менеджмент Учебно-методический комплекс. 2008

Еще по теме Тектология — всеобщая естественная наука:

  1. ВСЕОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ НАУКА (ТЕКТОЛОГИЯ) А. А. БОГДАНОВА
  2. Тектология А.А. Богданова (1915) как всеобщая теория организации
  3. Методы тектологии
  4. Тектология А. Богданова
  5. Всеобщая форма стоимости
  6. Всеобщее управление качеством
  7. Бум и всеобщее переполнение рынка
  8. Возможность всеобщего переполнения рынка
  9. Всеобщий менеджмент качества (TQM)
  10. Всеобщее крушение денег
  11. Петер МОР А В «ВСЕОБЩИЙ ПФЕННИГ»
  12. Концепция Всеобщего управления качеством (TQM)
  13. 4.2. Функции денег как всеобщего эквивалента
  14. Концепция всеобщего управления качеством (TQM)
  15. Концепция всеобщего блага для общества
  16. 1.Цикличность как всеобщая форма экономической динамики
  17. Всеобщая коммуникационная кампания для создания атмосферы информированности в организации
  18. Анализ концепции всеобщего управления качеством. Система обеспечения конкурентоспособности
  19. НАУКА
- Антикризисное управление - Деловая коммуникация - Документоведение и делопроизводство - Инвестиционный менеджмент - Инновационный менеджмент - Информационный менеджмент - Исследование систем управления - История менеджмента - Корпоративное управление - Лидерство - Маркетинг в отраслях - Маркетинг, реклама, PR - Маркетинговые исследования - Менеджмент организаций - Менеджмент персонала - Менеджмент-консалтинг - Моделирование бизнес-процессов - Моделирование бизнес-процессов - Организационное поведение - Основы менеджмента - Поведение потребителей - Производственный менеджмент - Риск-менеджмент - Самосовершенствование - Сбалансированная система показателей - Сравнительный менеджмент - Стратегический маркетинг - Стратегическое управление - Тайм-менеджмент - Теория организации - Теория управления - Управление качеством - Управление конкурентоспособностью - Управление продажами - Управление проектами - Управленческие решения - Финансовый менеджмент - ЭКОНОМИКА ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ -