ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
• Мятеж предполагает противостояние официальному руководству (иногда противоборство с представителями экспертной системы или устоявшейся идеологией) и в некоторых случаях способствует осуществлению организационных перемен. Диапазон подобных игр - от "протеста до восстания" (Zaid and Berger, 1978: 841). Как правило, в них принимают участие "младшие партнеры" и рядовые сотрудники (Mechanic, 1962), т. е. именно те, кто в наибольшей степени ощущает на себе недостатки формального руководства.
• Контрмятеж. Обладающие легитимной властью менеджеры используют его для подавления инсургентов (например, проведение процедуры отлучения в церкви).
• Спонсорство. Цель игры состоит в создании индивидом основы власти, для чего он обращается к сотрудникам с более высоким социальным статусом, предлагая им свою лояльность в обмен на предоставление дополнительных полномочий.
• Создание альянсов. Игра равных - часто рядовых менеджеров, иногда экспертов. Заключается в выстраивании имплицитных обязательств по поддержке каждого из участников, что позволяет им развивать базу собственной власти и продвижения внутри организации.
• Построение империи. Игра рядовых менеджеров, цель которой - развитие основ собственной власти, но не в сотрудничестве с равными себе по статусу сотрудниками, а путем индивидуальных усилий и при помощи подчиненных.
• Игра в бюджетирование направлена на выстраивание фундамента власти. Отличается открытым характером и четко сформулированными правилами. Напоминает предыдущую, но не связана с таким количеством распрей и конфликтов, поскольку выигрышем в ней являются ресурсы, а не должности или подразделения как таковые, по крайней мере, не должности равных себе игроков.
• Экспертиза. Несанкционированное использование экспертных возможностей для создания собственной базы власти либо через симуляцию, либо через выпячивание себя напоказ. Иногда в нее играют действительно высококвалифицированные специалисты, эксплуатирующие свои технические навыки и знания, подчеркивающие уникальность, значимость и незаменимость проводимых экспертиз (Hickson et al., 1971). Возможно, они предпримут также попытку избежать жесткого программирования своих действий и использовать экспертные знания в собственных целях. Лжеэксперты стремятся к тому, чтобы выполняемые ими обязанности воспринимались окружающими как требующие высочайшей квалификации, в идеальном случае - как профессионально уникальные (так, что лишь они одни способны оценить их истинное значение).
• Игра в лордов. Попытка выстроить базу власти на основе легитимных полномочий, когда игрок неправомерно использует в своих интересах тех, кто такой власти лишен или обладает ею в меньшей степени (т. е. использование легитимной власти незаконным образом). Например, обладающий формальной властью менеджер может помыкать подчиненными, а чиновник- простыми гражданами. Члены миссионерской конфигурации нередко используют идеологию для того, чтобы помыкать всеми остальными, а эксперты применяют свои технические навыки, игнорируя интересы неквалифицированных работников.
• Линейные менеджеры против штатных экспертов. Игра соперников-близнецов, цель которой - отнюдь не расширение личной власти, а полный "разгром" противника.
Предполагает инициацию конфликтов между линейными менеджерами, обладающими формальными правами на принятие решений, и штатными советниками-экспертами. При этом каждая из сторон пытается использовать легитимную власть незаконным образом.• Соперничество равных. И вновь игра на поражение. Разворачивается в случаях, когда игры в "альянс" или в "построение империи" заканчиваются образованием двух мощных блоков власти (превращаясь из игры с n числом участников в игру по типу "два индивида", игра с "нулевой суммой"). Она, как правило, связана с наибольшим количеством распрей, а ее последствия носят самый разрушительный характер. Конфликты возникают между организационными единицами (например, отделами маркетинга и производственным в фирме), между соперничающими индивидами или конкурирующими миссиями (как, например, в тюрьме, когда персонал разделяется в зависимости от двух базовых вариантов понимания своей задачи: наказание заключенных или их реабилитация).
• Стратегические кандидаты. Цель игры состоит в инициации организационных перемен. Индивиды или группы используют политические средства для того, чтобы способствовать наиболее выгодным для себя переменам в стратегии организации. Обычно игроки(аналитики, операционный персонал, рядовые менеджеры и даже старшие менеджеры и высшее руководство, особенно в конфигурации профессионального типа) продвигают своих кандидатов политическими средствами до тех пор, пока не получат возможность придать им "ускорение" с помощью формальных средств. Игра часто сочетает в себе элементы других игр - "построение империи" (в отношении цели игры), "альянс" (для достижения победы в игре), "соперничество равных блоков", "линейные менеджеры против штабных", "экспертиза" (возникает по ходу игры), "мятеж" (следующая игра) и т. д.
• Игра в «свистелки» - обычно простая и короткая игра, цель которой также состоит в инициации перемен в организации.
Один из сотрудников - обычно один из простых служащих - использует привилегированную информацию для того, чтобы "просигналить" влиятельному игроку со стороны о сомнительных или незаконных действиях организации.• Младотурки - игра с самыми высокими ставками. В нее играют не для того, чтобы вызвать незначительные перемены или же противостоять легитимной власти как таковой, а для того, чтобы создать последней серьезные проблемы вплоть до ее свержения, что приводит к радикальным изменениям в организации. Небольшая группа "радикалов", близких к власти, но не входящих в ее центр, пытается переориентировать базовую стратегию организации, сменить основной состав ее экспертов, изменить идеологию или избавиться от засилья последней. М. Зальд и М. Бергер рассматривают одну из форм этой игры, которую они назвали "организационный переворот", цель которой состоит в том, чтобы "установить непредусмотренный порядок наследования власти" - заменить обладателей власти и сохранить при этом систему власти (Zald and Berger, 1978:833).
Некоторые из этих игр, такие как "спонсорство" или "в лордов", будучи формально алегитимными, могут сосуществовать вместе с сильными законными системами влияния (в организациях миссионерского типа и механистических). Более того, они просто не могут осуществляться вне подобных систем влияния. Другие политические игры - "мятеж" и "младотурки" - обычно ведут к повышению уровня конфликтности. Игроки занимают антагонистическую позицию по отношению к легитимной власти, стремятся кее разрушению или, по крайней мере, ослаблению. Третьи игры, такие как "соперничающие блоки", часто возникают тогда, когда легитимная власть ослаблена, и пытаются заменить ее собою (в организациях профессионального и инновационного типа).
В качестве вывода из наших рассуждений отметим, что конфликты разворачиваются, а политическая деятельность осуществляется на двух уровнях организации. Они могут присутствовать, но не доминировать, выступая как своего рода дополнение к организациям традиционного типа - что-то вроде "пятой колонны", действующей в интересах какой-либо влиятельной силы. Другой вариант- политика как доминантная система влияния и высокий уровень конфликтности, что приводит к ослаблению легитимных систем (возможна их активизация в период некоторой утраты влияния законных систем). Именно на этом втором уровне и возникают организации политического типа.
Еще по теме ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ:
- 4.1. Требования к руководителю игры и методика проведения игры.
- 3.2. Организация деловой игры БИРЖА в сети.
- 3.1. Организация деловой игры БИРЖА на одном ЭВМ.
- 3.3. Организация деловой игры БИРЖА на нескольких ПЭВМ без сети.
- МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
- Неоинституционализм о политических рынках: «новая политическая экономия» Дж. Бьюкенена
- Политическая стратегия: управление политической и социальной средой
- МАТРИЧНЫЕ ИГРЫ
- Часть VI Игры п рофессиона л ов
- Лекция № 6 ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ИГРЫ
- Математическое обеспечение игры
- Деловые игры
- Деловые игры
- 1. БИЗНЕС: ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ
- Глава 2 УЧАСТНИКИ БИРЖЕВОЙ ИГРЫ
- Деловые игры
- 11.1. ИГРЫ И СТРАТЕГИИ
- Игры и интриги оппонентов
- 1.4.1. Магия игры
- 13.5. Последовательные игры