<<
>>

СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА И СЕТЕВОЕ БЛАГО. ПОНЯТИЕ СЕТЕВОГО БЛАГА, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕТЕВОГО БЛАГА,ОСОБЕННОСТИ ГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗАСЕТЕВЫХ БЛАГ

Сетевая экономика — это экономика, связанная с производством и распределением сетевых благ. Какие блага являются сетевыми?

Сетевые блага — это блага, обладающие следующими свойствами: комплементарность, совместимость и стандартность; существенная экономия на масштабе производства; сетевые внешние эффекты; эффекты ловушки.

Комплементарность означает, что потребители на рынках сетевых благ осуществляют покупку блага, которое может быть использовано только совместно с другими благами: компьютеры потребляются совместно с мониторами, а фотопленка совместно с фотокамерой. Таким образом, потребители покупают не просто отдельно взятые блага, а части системы, сети. С технической точки зрения, комплементарность означает совместимость, а совместимость требует, чтобы такие блага работали на одном стандарте.

Структура издержек сетевых благ отличается от структуры издержек обычных благ: основная часть издержек приходится на начальный период их производства, а последующее копирование стоит ничтожно мало по сравнению с первоначальными затратами, из чего следует, что издержки изготовления первого экземпляра непропорционально велики по отношению к издержкам последующих экземпляров, причем возможно понижение предельных издержек в результате действующего эффекта экономии на масштабе производства (пример — написание книги и последующая передача продукта электронным путем с помощью PDF файла). Традиционная экономическая теория исходит из действия закона убывающей доходности, на основе которого объясняются и исследуются многие понятия и процессы в экономической науке. Однако сетевые блага не подчиняются этому закону, или, во всяком случае, демонстрируют возрастающую доходность в весьма долгосрочной перспективе. Соответственно, отрасли, занятые производством сетевых благ, получают огромные возможности для эксплуатации эффекта масштаба.

Феномен растущей доходности анализировался экономистами, как известно, и раньше. Основоположник неоклассической школы А. Маршалл исследовал его еще в 1890 г. в тех отраслях, где возникал эффект экономии на масштабе производства: железные дороги, газовая промышленность, электро- энергия[VIII]. Однако особенность сетевых благ заключается в том, что растущая доходность проявляется в их случае более интенсивно и явно по причине структуры издержек, связанных с их производством. Эффекту экономии на масштабе производства в случае сетевого блага присущи два отличительных момента:

во-первых, если для обычных благ эффект экономии на масштабе производства действует постепенно и линейно (небольшие капиталовложения дают небольшие прибыли — большие капиталовложения дают большие прибыли), то сети увеличивают ценность по экспоненте (небольшие вложения усиливают друг друга, и ценность нарастает с возрастающей скоростью);

во-вторых, эффект экономии на масштабе производства для обычного блага — это результат деятельности одной крупной фирмы, сумевшей достичь его, а сеть дает возможность небольшим, но многочисленным пользователям (фирмы, посредники, потребители благ) получить существенный прирост полезности, причем как раз множественность хозяйствующих единиц — условие возникновения эффекта экономии на масштабе производства в данном случае.

Структуру издержек сетевого блага можно изобразить схематически (рис. 1.2).

Известные кривые средних издержек (АС) и предельных издержек (МС) в случае сетевого блага выглядят несколько нетрадиционно. Средние издержки имеют устойчивую понижающуюся динамику, поскольку после формирования сети дальнейшее производство блага не связано с большими пре-

дельными издержками; предельные издержки могут практически не расти или даже снижаться благодаря поиску более оптимальных технических вариантов. Можно предположить, что в долгосрочном периоде произойдет удешевление благ, производство которых связано с существенными первоначальными затратами, а это, в свою очередь, означает, что роль издержек в процессе ценообразования будет снижаться и, таким образом, будет снижаться роль предложения, в основе которого лежат предельные издержки, и возрастать роль спроса, то есть в конечном счете — оценок потребителями таких благ.

Следовательно, стандартные модели спроса и предложения, используемые для описания рыночного механизма ценообразования на рынке обычных экономических благ, могут оказаться неприменимыми или иметь ограниченное применение, когда речь идет об описании рыночной модели сетевого блага.

Следует обратить внимание еще на одну из особенностей сетевых благ: возникновение явления, близкого по своей сути к эффекту экономии на масштабе производства — распространение сетевых внешних эффектов, когда мы встречаемся с возрастающей доходностью для потребителей: каждый дополнительный пользователь сетевым благом увеличивает полезность для других индивидов. Поэтому кривая спроса для сетевых благ имеет совершенно другой вид, чем для обыкновенных благ (рис. 1.3).

Готовность платить у предельного индивида нарастает по мере подключения к сети новых и новых участников, но после

Рис. 1.3. Кривая спроса (D) на сетевое благо

достижения своего максимального значения готовность платить у предельного индивида начинает падать, так как все, кто готов был заплатить больше за присоединение к сети, уже присоединились к ней, то есть сеть достигла оптимального размера.

С возникновением сетевых внешних эффектов для потребителей происходит наращивание ценности самой сети, причем процесс этот вдет нелинейно. Впервые на это обратил внимание Б. Меткалфе — изобретатель локализованной сетевой технологии Ethernet. В 1970-е гг. он пришел к выводу, что сеть должна достичь критической массы, чтобы обладать ценностью, но малые местные сети, соединенные вместе в одну большую сеть, начинают в умноженном размере наращивать свою ценность.

Очевидно, всем знакома ситуация, когда для того, чтобы организовать вечеринку или загородную поездку, необходимо набрать определенное количество участников будущего мероприятия. Иногда этого бывает непросто достичь, но после того, как критическая масса сформирована, желающих может оказаться даже больше, чем планировалось.

Поэтому достаточно часто организатор прибегает к уловкам, убеждая потенциальных участников в том, что «поедет такой-то и такой-то», имитируя создание критической массы искусственно, а эффект присоединения начинает работать в действительности.

То же самое характерно и для любых сетевых благ. Накопление критической массы, то есть такого количества участников, после которого присоединение к сети становится выгодным, существенно для дальнейшего распространения сетевых внешних эффектов.

Б. Меткалфе сформулировал на основе своих наблюдений закон, получивший его имя. В соответствии с этим законом ценность любой сети для пользователя эквивалентна квадрату количества узлов соединения, то есть если в сети присутствует п пользователей, а ценность сети для каждого пропорциональна количеству остальных пользователей, то общая ценность сети пропорциональна величине, определяемой уравнением: п х (п — 1) = п2 — п. Таким образом, полезность от подсоединения к сети растет по экспоненте в связи с ростом элементов сети. Так, например, если ценность сети для одного пользователя равна 1 доллару на каждого из прочих пользователей, то общая ценность сети, объединяющая 10 пользователей, приблизительно равна 100 долларам. Соответственно, сеть, объединяющая 100 пользователей, обладает общей ценностью приблизительно в 10 000 долларов.

Сегодня можно встретиться с мнением, что закон Меткалфе недооценивает реальный рост ценности сети, который на самом деле оказывается выше: так, например, Дж. Браунинг, журналист, пишущий в области экономики, отмечает, что наблюдение Б. Меткалфе основывалось на идее телефонной сети, соединяющей двух индивидов, а соответственно, общее количество потенциальных соединений зависело от количества попарных соединений в сети, но современные сети дают возможность для одновременного соединения трех, четырех и более индивидов, следовательно, ценность сети нарастает еще быст-

рее[IX].

Абстрагируясь от точной арифметики роста ценности сети, тем не менее следует признать, что рассмотренное свойство сетевого блага опровергает традиционные представления экономической теории, когда ценность связывается с редкостью блага, причем по мере увеличения количества блага ценность его падает.

В случае сетевого блага все совершенно иначе — нарастание объема производимого блага, его использование в нарастающем объеме увеличивают его ценность.

Однако сетевые внешние эффекты и нелинейный рост ценности сети возникают не сразу, а лишь после того, как к сети подключилось какое-то определенное количество участников, то есть сеть достигла критической массы. Это совершенно четко прослеживается в отношении Интернета: первое сообщение по электронной почте было отправлено в 1969 г., но активное распространение Интернета началось лишь в 1990-е гг. Самым сложным при этом остается ответить на вопрос, какую массу считать критической.

В отношении сетевых благ действуют так называемые эффекты ловушки (lock-in effects) — это эффекты перемещения •издержек из одной отрасли в другую, что связано с технологической взаимозависимостью отраслей. Например, компании, обладающие крупными базами данных, оказываются «попавшими в ловушку» своих операционных систем и компьютеров: так, американская компания Computer Associates, производящая программное обеспечение, оказалась «в ловушке» на системном уровне, то есть в зависимости от системы IBM, которую она ис- пользует1. Американские экономисты К. Шапиро и X. Вэриан выделяют пять основных причин возникновения эффектов ловушки:

существующие контракты и соглашения (потребители часто оказываются «пойманными» условиями заключенных контрактов, расторжение которых связано с дополнительными издержками);

обучение (иногда потребителю бывает сложно переучиться для работы с другим сетевым благом: например, обучение работе с операционной системой Windows или Macintosh требует времени и увеличивает трансакционные издержки перехода с одной системы на другую);

конверсия информации (программное обеспечение генерирует файлы, которые сохраняются в определенном цифровом формате, а переход на новое программное оборудование требует конверсии);

1 Там же. — Р. 107.

издержки подключения (подключение к системе Интернет, к мобильной телефонной связи и т.п.

сопряжено с определенными издержками);

издержки потери лояльности (переход на новые блага может лишить потребителя скидок и преференций, предоставляемых ему в отношении ранее потребляемого блага)[X].

Эффекты ловушки в итоге приводят к тому, что процесс технического развития идет не так линейно, как можно было бы предположить. На глобальном уровне есть вероятность появления так называемых институциональных ловушек, то есть неэффективных устойчивых норм, приобретающих са- моподдерживающий характер. Характерный пример такой институциональной ловушки — проблема QWERTY, впервые изложенная в работе американского экономиста П. Дэвида[XI]. Англоязычный вариант расположения букв на клавиатуре пишущей машинки (QWERTY — начало верхнего регистра буквенного ряда) используется с конца 1890-х гг., когда в результате совершенствования первых пишущих машинок было заменено расположение букв в алфавитном порядке таким расположением, которое позволяло ускорить процесс печатания. В 1932 г. была предложена Упрощенная клавиатура Дворака (Dvorak Simplified Keyboard — DSK). Сравнение этих двух клавиатур показывает сильные расхождения в расположении букв.

Расположение букв на клавиатуре пишущей машинки

Традиционное


Глава 1. Концепция сетевых благ в социологии и экономике

Упрощенная клавиатура Дворака

Упрощенная клавиатура Дворака дает возможность увеличить скорость печатания. Тем не менее сохраняется традиционное расположение букв, поскольку в противном случае возникла бы необходимость переучивания всех машинисток и вообще лиц, активно использующих клавиатуру. Таким образом, возникает «эффект зависимости от предшествующего пути развития» (эффект «path dependency»), который тормозит внедрение современных технологических достижений в жизнь.

В 1940-х гг. военно-морским флотом США были проведены эксперименты, показавшие, что рост эффективности производства в результате использования клавиатуры Дворака компенсирует расходы, связанные с переучиванием машинисток в течение первых десяти дней их последующей работы. Таким образом, проблема QWERTY становилась институциональной ловушкой исключительно психологического характера. Правда, затем выяснилось, что это исследование осуществлялось не кем иным, как капитан-лейтенантом военно-морского флота США Августом Двораком — изобретателем новой клавиатуры, носящей его имя, а такое совпадение, безусловно, вызывает естественные сомнения в правильности экспериментов и выводов, сделанных на их основе.

Итак, несмотря на то, что на смену механическим пишущим машинкам пришли компьютеры, расположение букв на клавиатуре не меняется.

Свойства сетевых благ неразрывно связаны друг с другом, и, анализируя сетевое благо, для полного понимания его особенностей необходимо рассматривать свойства этого блага в комплексе. Так, например, в условиях наличия сетевых внешних эффектов производители сетевых благ могут получать больше прибыли, если производимые ими блага являются совместимыми.

<< | >>
Источник: Стрелец И.А. Сетевая экономика. 2006

Еще по теме СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА И СЕТЕВОЕ БЛАГО. ПОНЯТИЕ СЕТЕВОГО БЛАГА, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕТЕВОГО БЛАГА,ОСОБЕННОСТИ ГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗАСЕТЕВЫХ БЛАГ:

  1. РЫНКИ СЕТЕВЫХ БЛАГ
  2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОДУКЦИИ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
  3. Информация как сетевое благо,география информационных технологий
  4. Стрелец И.А. Сетевая экономика, 2006
  5. Бугорский В.Н.. Сетевая экономика, 2008
  6. ПОНЯТИЕ СЕТЕВОГО БАНКИНГА
  7. Цуканова О. А., Варзунов А. В.. Сетевая экономика, 2008
  8. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
  9. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ
  10. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
  11. СЕТЕВЫЕ СТРУКТУРЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЭКОНОМИКЕ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -