<<
>>

Глава 2 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"

Е.А. Козлова, В.Е. Маневич, д.э.н., проф.; М.А. Можина, д.э.н., проф.; В.В. Овсиенко, к.э.н.; Н.М. Римашевская, д.э.н., проф.; М.Н. Узяков, к.э.н.

Вот уже на протяжении семи лет экономика и население России живут в ожидании чуда.

Однако чуда не происходит, и каждый год приносит все новые неприятности. Давно и уже неоднократно пройдено "дно", ниже которого, казалось бы, экономика, по всем законам природы, опускаться не должна, однако падение продолжается.

Важно понять, в чем причины столь длительного и непрекращающегося снижения производства, есть ли у России в ближайшее время шанс на положительную экономическую динамику и в чем этот шанс состоит.

Тенденции развития и неизбежность перехода к новым структурным пропорциям

Либерализация цен и внешней торговли кардинальным образом изменили среду функционирования отечественных предприятий и ситуацию на товарных рынках. Цена стала все в большей мере формироваться под влиянием качественных характеристик продукции, а не только в соответствии с уровнем издержек. Более того, производство товаров с завышенным уровнем издержек становится просто не рентабельным. Безусловно, эти обстоятельства способствуют внешней селекции и внутренней реструктуризации производства, но, одновременно, являются одним из факторов промышленного спада.

Первичными непосредственными причинами экономического спада после развала СССР явились сокращение внутреннего конечного спроса вследствие опережающего (по отношению к росту доходов) роста цен и разрыв хозяйственных связей России с бывшими союзными республиками и странами - членами СЭВ.

При этом, несмотря на либерализацию внешней торговли, 1992 и 1993 годы оставались периодом относительной закрытости отечественной экономики для импорта, что было связано с крайне низким курсом рубля и, потому, чрезвычайно высокими рублевыми ценами на ввозимую продукцию.

Это обстоятельство ограничивало внешнюю конкуренцию и создавало определенные предпосылки постепенной модернизации отечественного производства. Но преимущественные ценовые условия для отечественных товаропроизводителей были непродолжительны. Реальный курс рубля довольно быстро повышался, возрастала доступность импортных товаров для все более широких слоев отечественных потребителей. В значительной степени именно в результате масштабного конкурирующего импорта в 1994 г. произошел новый обвальный спад, в особенности в производстве товаров длительного пользования и инвестиционной продукции.

Впоследствии, вплоть до августа 1998 г., процесс замещения отечественной продукции импортной продолжался с большей или меньшей интенсивностью, что в существенной мере предопределило продолжение экономического спада, несмотря на рост спроса на сырьевую экспортную продукцию. Расчеты показывают, что если бы не вытеснение российской продукции импортной, то уже в 1994 г. возможно было существенное замедление спада и в настоящее время уровень внутреннего производства мог бы быть выше не менее чем на 10-15%.

Замещение продукции внутреннего производства ввозимой из-за рубежа предопределило и такой специфический макроэкономический феномен в развитии России начиная, как сохранение относительно стабильного уровня потребления при продолжающимся падении производства

Конечный потребительский спрос в интервале 1992-1997 гг. оставался стабильным и даже в некоторые годы увеличивался. Фактически он все в большей мере удовлетворялся за счет импорта (доля импорта в торговле потребительскими товарами в последнее время превысила 50%).

Очевидно, что такого рода процессы имеют естественные ограничения, определяемые в конечном итоге масштабами экспорта и состоянием платежного баланса страны. Несмотря на сохранявшееся все последние годы положительное сальдо торгового баланса, возможности наращивания потребительского импорта оказались в 1998 г. практически исчерпанными. Это было обусловлено целым рядом обстоятельств:

· во-первых, количественными ограничениями сырьевого экспорта из России и низкими возможностями экспорта продукции обрабатывающих отраслей промышленности;

· во-вторых, существенным снижением мировых цен на основные товары предметы российского экспорта;

· в-третьих, ростом спроса на валюту как со стороны государства (для нужд покрытия платежей по внешнему долгу) так и со стороны финансовой системы.

Напряженная ситуация во внешнеторговой сфере усугублялась дефицитом государственных финансов. Если государственные расходы на финансирование социальной сферы (просвещение, здравоохранение, наука, культура) сократились в реальном выражении с 1990 г. только на 15%, то налоговые доходы сводного бюджета государства снизились за этот же период более чем на 60%. В первые годы реформ возникающий небаланс в значительной степени покрывался за счет опережающего снижения оборонных расходов. Однако уже с 1995 г. этот резерв был практически исчерпан. Государство было вынуждено прибегнуть к активной политике заимствований. Резко стал расти государственный долг и затраты по его обслуживанию. Особенно быстро возрастало обслуживание внутреннего долга в связи непомерно высокими ставками по государственным казначейским обязательствами. В том виде в каком она сформировалась, пирамида ГКО неизбежно должна была рухнуть и обвалить финансовые рынки.

В связи с резким нарастанием финансовых дефицитов в середине 1998 г. правительство было вынуждено пойти на фактическую девальвацию рубля и объявить о замораживании выплат по государственным обязательствам. Результаты известны: стремительный рост цен, резкое снижение реальных доходов населения, кризис банковской системы страны.

Если отвлечься от того, как были реализованы эти решения, следует признать, что объективно российская экономика была обречена на девальвацию рубля и снижение уровня потребления населения: только таким образом в сложившейся ситуации можно восстановить приемлемый уровень сбалансированности в народном хозяйстве.

Еще одним крупным процессом, определяющим не только текущую конъюнктуру, но и среднесрочные перспективы, является кардинальное ухудшение баланса основного капитала. Если в первые годы реформ, не смотря на резкое снижение капитальных вложений, ввод основных фондов и капитальный ремонт в значительной степени компенсировали уменьшение стоимости капитала, происходящее вследствие его износа и морального устаревания, то в последние 2-3 года потребление основного капитала стало существенно превосходить величину его накопления.

Сохранение этой тенденции хотя бы в течение 5-7 лет означает фактически утрату большей части капитала, созданного в советский период и еще способного производить продукцию, удовлетворяющую требованиям, по крайней мере, внутреннего рынка.

Общий вывод из приведенного макроструктурного анализа: экономика в последние годы жила не по средствам, что и привело к естественному срыву в сильнейший финансово-экономический кризис. Возможности поддержания относительно стабильного уровня потребления и социальных расходов в условиях продолжающегося спада полностью исчерпаны. Достижение минимально необходимой сбалансированности и устойчивости экономической системы требует снижения уровня жизни населения как минимум на 15-20% (фактически это уже произошло.). Учитывая размеры износа и деградации основного капитала даже поддержание нынешнего, чрезвычайно низкого уровня потребления уже невозможно без роста инвестиций в реальный сектор и перехода к траектории экономического подъема.

Адаптационные процессы в российской экономике

Сейчас, после событий августа 1998 г., случившееся кажется неизбежным и естественным следствием предыдущей политики. Между тем, и весной и даже летом этого года не только у правительства, но и у многих экономистов, оставалась надежда на то, что экономике удастся проскочить через опасный этап и даже закрепить некоторые позитивные тенденции, сложившиеся в предыдущие полтора-два года.

В основе такого рода надежд лежали следующие соображения.

Уже к концу 1995 г. фактически завершился этап формирования новых ценовых пропорций, порожденных либерализацией цен и внешней торговли. Внутренние цены по большинству топливных и сырьевых отраслей либо вплотную приблизились к мировым, либо даже несколько превзошли их. Возможности дальнейшего относительного роста цен на эти товары оказались практически исчерпанными из-за угрозы массового конкурентного импорта. Это означало, что дальнейший рост общей относительной дифференциации цен уже вряд ли возможен. Сформировавшаяся структура цен отражала новые экономические реалии, сложившиеся в ходе радикальных экономических реформ, и свою очередь, сама порождала экономические реалии, определяющим образом воздействуя на финансовое положение отраслей.

Очевидно, например, что в условиях, когда цены на продукцию машиностроения за 1991-1995 гг. выросли в 3200 раз при том, что цены на потребляемые отраслью ресурсы увеличились более чем в 5000 раз, неизбежно резкое снижение рентабельности машиностроительного производства.

Не случайно, большая часть обрабатывающей промышленности оказалась либо убыточной, либо минимально рентабельной. Это стало очевидно в 1996-1997 гг., когда резко снизилась инфляция. В предыдущие годы высокий рост цен приводил к искажению действительной картины затрат и результатов, образованию у предприятий так называемой холдинговой прибыли, так что практически все предприятия во всех отраслях экономики в 1992-1995 гг. формально имели достаточно высокие показатели рентабельности .

При существенном ухудшении номинальных показателей, начиная с 1995 г. рентабельность экономики реально постепенно увеличилась.

Кроме того, на середину 1998 года имелись и другие аргументы, свидетельствовавшие о некоторой стабилизации ситуации в народном хозяйстве РФ и определенной адаптации производителей к новым хозяйственным и ценовым условиям.

Во-первых, расчеты, базирующиеся на межотраслевых моделях, свидетельствовали, что ухудшение финансового положения промышленности в результате изменения ценовых пропорций оказалось (главным образом за счет изменения структуры производства) не столь катастрофичным, как этого можно было ожидать. В частности, по нашим оценкам, при отсутствии адаптационных процессов рентабельность промышленности в нынешних ценовых условиях должна бы быть вообще отрицательной (порядка минус 2-3%).

Во-вторых, межотраслевой анализ свидетельствует о том, что адаптация отраслей к новым условиям осуществлялась не только за счет структурных сдвигов, но и, в ряде случаев, путем внедрения новых технологий и снижения итоговых характеристик материалоемкости. После периода некоторого увеличения материалоемкости в промышленности в 1992-1993 гг., затем началось ее снижение и в настоящее время она находится на уровне даже ниже 1990 г.

В-третьих, начался процесс ремонетизации ВВП и насыщения экономики деньгами. В 1996-1997 гг. реальный объем денежной массы ежегодно увеличивался на 10-15%. Следствием этого явилось опережение динамики доходов субъектов экономики над динамикой цен, что в конечном итоге и предопределило стабилизацию внутреннего конечного спроса и прекращение дальнейшего спада производства.

Были и другие признаки стабилизации, например, некоторый рост экспорта машиностроительной продукции, начавшееся выравнивание рентабельности секторов экономики.

В то же время равновесие, сложившееся в экономике к середине 1998 г., было крайне неустойчивым, тенденции к стабилизации производства сочетались с продолжающимся падением выпуска продукции в ряде отраслей и со снижением инвестиционной активности.

В итоге совокупная мощность позитивных адаптационных процессов, происходивших, главным образом, на микроуровне, оказалась меньше мощности негативных тенденций в макроструктуре производства и потребления.

<< | >>
Источник: Львов Д.С.. Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики). 1999

Еще по теме Глава 2 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999":

  1. Глава 7 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"
  2. Глава 8 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"
  3. Глава 9 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"
  4. Глава 11 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"
  5. Глава 13 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"
  6. Глава 15 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"
  7. Глава 17 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"
  8. Глава 19 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"
  9. Глава 16-1 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"
  10. Глава 6 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"
  11. Глава 4 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"
  12. Глава 18 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"
  13. Глава 10 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"
  14. Глава 1 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"
  15. Глава 14 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"
  16. Глава 3 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -