<<
>>

ЭВОЛЮЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ В ХОДЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ .

В социально-экономической жизни, как и в других сферах человеческой деятельности, действуют два главных типа ориентиров: общесоциальные и секторальные. Они известны здесь как критерии социальной справедливости и экономической эффективности.

Современная экономическая наука показала, что хорошее сочетание этих основополагающих критериев социального прогресса может быть обеспечено рыночной экономикой, органично включающей централизованное регулирование.

Выдающийся французский экономист, лауреат Нобелевской премии 1998г. Морис Алле писал: "Децентрализованная и конкурентная организация экономики не только не противостоит сознательному вмешательству общества в соответствии с планом, но напротив, требует его... Основные преимущества экономики рынков и преимущества сознательного действия общества по плану, нацеленному на достижение более эффективной и одновременно более справедливой экономики, могут сочетаться только при такой организации экономики, когда она, с одной стороны, основана на свободной и самостоятельной деятельности экономических агентов (индивидов и предприятий) в рамках экономики рынков и, с другой стороны, на планировании институциональных рамок этой экономики, которое обеспечивает справедливость в распределении доходов, социальное возвышение наиболее способных, стабильность и безопасность".

Нынешняя трактовка неотъемлемых прав человека признает обязанностью государств и правительств не просто защищать жизнь, свободу и достоинство всех своих граждан, но и гарантировать им такой уровень жизнеобеспечения, который давал бы возможность без принуждения включаться в трудовую (хозяйственную) деятельность и прекращать ее. Эта установка входит в конституции многих стран, в декларации и уставы авторитетных международных организаций - ООН, МОТ, ЕС и др. Имеется она и в Конституции РФ. Ст.7 объявляет Россию "социальным государством, политика которого направлена на создание условий достойной жизни и свободного развития человека".

Говорится здесь и о гарантировании минимальной оплаты труда, размеров пенсий. Но от общих слов до реальных действий - "дистанция огромного размера". Какова цена конституционных гарантий, если практика шокорадикальных реформ вырыла социальную пропасть между имущими и неимущими, причем "гарантированные" минимальные заработки и пенсии не достигают и четверти прожиточного минимума? Как это вяжется с представлением о достойной жизни и свободном человеческом развитии?

Впрочем, и в самых развитых, богатых странах не все благополучно с реализацией критерия социальной справедливости. Так, массовая безработица носит явно недобровольный характер. По методологии МОТ, в качестве безработных регистрируются лица, активно ищущие трудоустройства, т.е. заведомо несогласные с отлучением от работы, хотя бы социальные пособия и обеспечивали материально "жизнь в достатке".

Критерий эффективности нацеливает экономику не на жизнеобеспечение каждого гражданина непосредственно, а на максимизацию совокупного результата (национального богатства и дохода, фонда личного потребления и т.п.). Здесь превалирует роль человека не как "самоцели", а как средства, фактора производства, трудового ресурса, наряду с природной и инвестиционной составляющими ресурсно-хозяйственного потенциала.

В раскрытии содержания критериев справедливости и эффективности, их взаимосвязей, недостает единства понимания даже в профессиональных обсуждениях, не говоря уж о профанации этих важных проблем в СМИ.

Отечественные экономисты чаще всего подменяют эффективность ( efficiency ) как меру утилизации ресурсно-хозяйственного потенциала неточным понятием продуктивности фактически применяемых ресурсов (производительности труда, продуктивности сельхозугодий и т.д.). Согласно точному определению, эффективной может быть лишь нерасточительная экономика, в которой нет незанятых людских и материальных ресурсов, позволяющих увеличить совокупный продукт. Неточное - дает добро нерациональным режимам хозяйствования, сочетающим неиспользование части ресурсов (например, людских) с чрезмерно интенсивной эксплуатацией другой, наиболее продуктивной их части.

В зарубежной литературе нередки необоснованные слияния двух критериев эффективности либо их противопоставление. Так, вытекающие из формализованного решения продуктовой задачи экономические оценки ресурсов часто именуют "справедливым распределением дохода", как бы стирая грани между эффективностью и справедливостью. Между тем, эти оценки распределяют доход лишь между "обезличенными" ресурсами, а не между конкретными индивидами, одни из которых могут владеть всеми действующими факторами (труд, земля, капитал), другие - не располагать ничем (уволенный работник, разорившийся предприниматель и т.д.). Какой доступ к совокупному доходу получат все эти лица, отнюдь не вытекает из решения продуктовой задачи. С другой стороны, нередки уподобления совокупного дохода "общественному пирогу", который вследствие попыток справедливо разделить его может уменьшиться при последующих выпечках. Такие утверждения строятся на плохо обоснованной гипотезе дестимулирующего воздействия справедливого распределения на хозяйственную деятельность. В действительности в народнохозяйственном масштабе механизмы стимулирования не следуют простым схемам внутрипроизводственной сдельщины. Значительную долю населения составляет экономически неактивное (в РФ - 51%), которое не может откликаться на варьирование достающихся ему частей совокупного дохода какими-либо "производственными показателями". Последние зависят (зачастую окольно, опосредствованно) от того, как реагируют доноры и реципиенты на систему социальных трансфертов и льгот, от психологического климата одобрения или неодобрения сложившихся социальных порядков.

Разумеется, наличие несовпадающих по содержанию ценностных ориентиров хозяйствования допускает как однонаправленность, так и разнонаправленность последствий их применения. Так, гарантированность прав человека в их современном прочтении опирается на материальную основу высокой продуктивности и эффективности, обилия благ и услуг. Наличие же этих гарантий развязывает высокие мотивации интереса к делу и служения людям, так что совокупный доход увеличивается благодаря, а не вопреки справедливому распределению.

Напротив, отсутствие социальной поддержки, необеспеченность даже физического выживания в случаях утраты социального положения, недобровольность работы и досуга хотя и создают специфическую дисциплину страха при наращивании совокупного "пирога", делают его недоступным множеству обездоленных. Кризисы сбыта - это массовая нищета и лишения на фоне изобилия невостребованных благ. Поразившая своими масштабами современников Великая депрессия 30-х годов ускорила становление институтов социально ориентированной экономики. Зачем нужен недоступный для еды, хотя и большой пирог? Впрочем, отсутствие гарантий, социальная дискриминация, совместимы и с общей деградацией экономики, хозяйственной разрухой, как это часто бывало в истории.

Нередко оспаривается прогресс в нравственной и социально-хозяйственной сфере, хотя тезис о поступательном движении техники и технологии не встречает возражений. Повод к этому подает тот факт, что архаичные приемы бесчеловечного обращения с людьми и нерационального ведения хозяйства очень долго остаются не изжитыми, возвращаясь с особой силой в периоды застоя и упадка цивилизаций.

Застой и деградация иерархических социально-экономических систем наступают, когда отходящая от дел верхушка перестает эффективно контролировать хозяйство, специалисты же управления не имеют достаточной мотивации для добросовестного оперирования чужой собственностью. В таких ситуациях исчезает возможность объяснить размеры богатства и доходов владельцев и управляющих как определенную часть их вкладов в совокупный полезный результат. Методология продуктовой эффективности не срабатывает.

Преодоление кризисов заходящей в тупик общественной эволюции не обходится без опоры на передовые идеологии единения людей. Это общечеловеческие религии (христианство, буддизм, ислам), принесшие на смену первобытным родоплеменным верованиям (с их свирепыми богами, человеческими жертвоприношениями и т.п.) кредо духовного единства и братства людей, императивы милосердия и альтруизма. Это либеральные доктрины общечеловеческих прав и свобод, перенесшие идею единства, равенства и братства из духовного мира в гражданское общество. Это социалистические учения, указавшие необходимость устранить социальную дискриминацию и угнетение, как главную угрозу неотчуждаемости прав и свобод.

Напротив, назревающие срывы и катастрофы социально-экономического развития имеют идеологической подоплекой лицемерное опошление гуманистических идеалов либо прямую реанимацию взглядов, одобряющих созидание своего благополучия на ущербе, наносимом другим людям, вплоть до откровенно человеконенавистнических идеологий национал-шовинизма, расизма, государственного религиозного фанатизма, "мировоззрения" криминальной субкультуры. Все эти обрывки архаичных идеологий устремились на российскую авансцену после погрома идеалов бесклассового общества, учиненного шоколиберальными реформаторами в духе тоталитарных приемов, под дымовой завесой общей деидеологизации.

<< | >>
Источник: Львов Д.С.. Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики). 1999

Еще по теме ЭВОЛЮЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ В ХОДЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ .:

  1. Социально-экономическая эволюция предпринимательства
  2. Развитие науки о национальной экономической системе в контексте эволюции экономической теории
  3. Социальная политика — сущность, важнейшие ориентиры
  4. Эволюция развития экономической науки
  5. ЛЕКЦИЯ № 3. Субъекты мирового хозяйства. Критерии выделения: уровень экономического развития, социальная структура экономики, тип экономического развития, уровень и характер внешнеэкономических связей
  6. 2.5. Ценностный аспект нововведений и развитие конкуренции
  7. 1.2.4. Ценностный аспект нововведений и развитие конкуренции
  8. Глава 22 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
  9. 2.Распределение личных доходов и эволюция социальной структуры общества. Диверсификация социального статуса
  10. Глава 56 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДИКАТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
  11. 10.3. Стратегические ориентиры и практические задачи в развитии внешнеэкономической деятельности
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -