<<
>>

Глава 8. Управление рисками и другие продвинутые правила трейдинга

«Существуют ли количественные параметры трейдинга, помогающие разобраться с сильными и слабыми сторонами тех или иных торговых стратегий?» – спросил я недавно у Барта, блестящего экономиста и риск менеджера крупного хеджевого фонда.

Ответ был утвердительным: «Такие параметры, безусловно, существуют. В общем-то, в большинстве трейдинговых компаний основная доля прибыли приходится на крайне малое число сделок. Я называю это правилом «восемьдесят на двадцать», согласно которому восемьдесят процентов всей прибыли генерируется двадцатью процентами сделок. Впрочем, реальность еще печальнее».

Барт продолжает: «Объективные данные указывают на определенные модели повторяющегося поведения, которые поддаются идентификации и могут быть изменены, чем вы и занимаетесь на ваших семинарах. Это подчеркивает важность крупных ставок в тех случаях, когда тщательное исследование и временной фактор дают вам преимущество. Такой подход играет на руку сторонникам более агрессивной работы с прибыльными сделками и тестирования большого количества акций на предмет получения дополнительной информации. Следует подчеркнуть, что торговые идеи высокой степени риска приемлемы только при условии владения полезной информацией».

Суть трейдинга заключается в принятии риска. Здесь речь идет не о слепом азарте игрока, а о разумном использовании имеющейся информации, взятии под контроль стрессовых реакций, самосовершенствовании, принятии решений в условиях неопределенности и непредсказуемости, а также в упорном следовании торговым стратегиям, приносящим стабильно положительные результаты. Для того чтобы вести себя столь уверенно, требуется знание и умение владеть собой и сохранять присутствие духа в условиях сильнейшего стресса и эмоциональных реакций. В конечном счете, степень риска предполагает выбор, трейдер обладает в этом плане определенной свободой. Опытный трейдер стремиться снизить риск, добиваясь лучшего понимания рынка, фундаменталий, движений цены и того, в какой степени его субъективный взгляд искажает объективное видение перспективы, которое базируется на восприятии природы рынка, прошлом опыте и собственной системе реагирования на стрессы.

Собственная система реагирования на стрессы, к сожалению, подчас слишком хорошо защищает трейдера от считывания собственных телесных реакций на внешнюю ситуацию.

Статистический анализ работы на рынке обязателен для любого высококлассного трейдера. Статистика позволяет изучить большую выборку из прошлого опыта и выявить повторяющиеся поведенческие модели, понимание которых может сослужить хорошую службу трейдеру. Различные поведенческие сценарии, как успешные, так и те, которые подлежат исправлению – внимательно рассматриваются в спокойной обстановке и в замедленном временном режиме.

Можно оптимизировать результаты, изменив характеристики поведения на предельных значениях распределения усилий. К такому выводу мы приходим узнав, что ведущие к успеху критические решения и действия совершаются, как правило, в последний момент времени, отведенного для игры – тогда наступает черед финишного спурта, последнего рывка к цели, победного удара. Опытные трейдеры знают, все решают незначительные мелочи, поэтому сражаются до финального свистка, справедливо считая, что чудеса в трейдинге случаются на излетах времени.

Успешный трейдер умеет различить самые незначительные возможности, его лучшие сделки чуть более эффективны и менее небрежны, чем у обычного трейдера. Профессионалу известно, что погоду делает небольшой процент. Именно поэтому наиболее успешные трейдеры, у которых половина акций прибыльные, способны творить чудеса ювелирного управления своими сделками, лишь только замаячит на горизонте малейшая возможность хоть чуточку улучшить результат.

Успешный трейдер отличается от заурядного, показателями прибыльных и убыточных сделок. На удачных сделках он зарабатывает больше того, что теряет, закрывая позиции с убытком. Следовательно, правильные ставки у него крупнее неправильных. Мастерство трейдера выражается в управлении выбранными акциями, а не в процессе их селекции. Ему удается вход и выход из рынка, он умеет управлять портфелем акций, размер которого зависит от его веры в вероятность успеха.

Правильные ставки становятся крупнее неудачных после получения свидетельств того, что акция работает. Высокая прибыльность гнездится в небольшом количестве сделок, которые опытные трейдеры держат в течение долгого времени, увеличивая ставки по мере приближения к четко обозначенной цели.

Кроме того, чем больше объем сделки, тем серьезнее может быть объем прибыли. Мастера трейдинга умеют до предела взвинчивать количество задействованных акций после того, как уверятся в высокой вероятности успеха. Прибыльность имеет позитивную корреляцию с числом сделок, их средним объемом и размером позиции, что указывает на умение идентифицировать оптимальные возможности совершения сделки. Аналогичные показатели торговли не слишком успешных трейдеров, напротив, имеют негативную корреляцию с уровнем доходности их работы. Чем больше объемы их сделок, тем меньше денег они зарабатывают, напрашивается вывод о неумении пользоваться наилучшими возможностями.

Успех в трейдинге основан на правильной комбинации, способности оценивать вероятность и умения воспользоваться возможностью. Ключевым здесь является поток информации – анализ фундаменталий, изучение ценовых моделей и определение перспективности данного сектора относительно группы в целом. Успешные трейдеры ни на минуту не прерывают усилий, направленных на выявление причин рыночных движений. Цель такого стремления – руководствоваться при селекции акций не 50-процентной вероятностью, а разбивкой шестьдесят на сорок. Они могут дифференцировать сделки и разрабатывать стратегии размещения рискового капитала на основании информационного потока. Они идентифицируют возможности максимизации трейдинга. Им известен момент времени, подходящий для увеличения ставок, которые они изменяют на основе фундаментальных краткосрочных выкладок.

Даже поверхностный взгляд на торговый профайл Сэнди позволяет догадаться о том, что его успешные сделки приносят намного больше денег, нежели отнимают у него убытки по стоп-лосс ордерам. Количество успешных торговых сессий у Сэнди вдвое выше неудачных.

Установив себе цель, он всегда увеличивает темп. Большая часть его прибыли сгенерирована крайне малым числом сделок. На пять процентов удачных сделок приходится почти сто процентов прибыли.

Сэнди понимает, что прибыльность прямо пропорциональна размеру позиции. Его целью является увеличение позиции и как можно более длительное удержание перспективных акций. Одновременно с этим, он должен постоянно отслеживать убыточные позиции, чтобы потери не росли бы подобно размеру ставок. В сущности, он уходит от увеличения рисков при накачке позиции. Сэнди все время следит за риском потерь, контролируя количество произведенных за торговую сессию сделок, размер доходности по ним и масштаб проскальзывания при исполнении заказов.

Сэнди стремится поставить свои риски в зависимость от маловероятностных событий. Он не перестает спрашивать себя: «Во сколько мне обойдется моя неправота? Сколько я сделаю, если все будет идти как надо? Как степень риска по каждой сделке соотносится с уровнем волатильности акции, ее корреляцией с индексом S&P и размером позиции?» Интересно сопоставить результаты работы Сэнди с показателями еще одного крупного трейдера – Бенни. Его средний уровень доходности прибыльных сделок, меньше среднего уровня потерь по убыточным сделкам. Иными словами, среднее арифметическое его убытков (на единицу сделки) больше, чем среднее арифметическое прибылей, из чего следует вывод: или у него редко бывают крупные суммы прибыли разово, или ему бывает трудно вовремя расстаться с позициями в минусе, и он дает им, вырасти до уродливых размеров.

Сравните это с работой другого трейдера – Шона. Его мачизм и способность выдерживать боль привели к неоправданно крупным размерам сделок. Он взял на себя слишком большой риск, не раздобыв предварительно достаточного объема фундаментальной информации о группе акций и не разобравшись в движениях цены. Такого типа трейдеров необходимо ограничивать в торговом капитале, они должны пройти дополнительное обучение и разобраться с тем, как именно следует обращаться с большими торговыми объемами.

Поскольку три четверти совершаемых Шоном сделок не имеют ничего общего с внутренней убежденностью и приверженностью поставленной цели, ему необходимо тщательнее выполнять домашнюю работу и учитывать информационные потоки при принятии рабочих решений. Когда он ошибается, его выходы из рынка выглядят ужасно. Ему надо больше общаться с коллегами и постараться быть гибким. Сильная сторона Шона – способность торговать большими объемами. Эта способность является проблемой для многих других трейдеров. Но он играючи справляется с напряжением. В принципе, у Шона есть потенциал, который позволит ему, вырасти в большого трейдера. Но прежде ему придется научиться терпению, умерить агрессивность, повысить степень контроля и более активно торговать известными акциями. Он должен научиться проводить границу между тем, что знает и тем, что не знает. Он должен научиться распознавать направление и правильно оценивать ситуации. Он должен более тщательно обдумывать возможности и верно соотносить их с размером позиции.

Многие трейдеры грешат чрезмерной активностью, выплачиваемая ими брокерская комиссия часто бывает больше прибыли. Слишком много позиций могут привести к катастрофе. Уолт не умеет соизмерять возможность прибыли с риском потерь и не обладает приличной стратегией выхода из рынка. Трейдерам вроде Уолта следует устанавливать максимальный размер сделки для входа в рынок. Это вынудит их, с одной стороны, реже входить в рынок, а с другой – они будут более осторожны в своих действиях, будут тщательнее изучать рынок и не станут торговать крупными объемами из любви к искусству трейдинга. Уолту необходимо научиться реже входить в рынок, дольше находиться в нем и точнее определять цели.

Задача состоит в подкреплении своих действий фактами и аналитической работой, что должно привести к увеличению среднего уровня доходности акций и сделок. Самые успешные сделки всегда концептуально обоснованы, отражают превалирующий тренд и изменение фундаментальной ситуации. Также полезно оценивать уровень доходности с поправкой на риск, что позволяет выяснить, сколько денег зарабатывает трейдер с учетом сопутствующего сделке риска.

Подобный подход помогает, с целью повышения доходности, внести необходимые коррективы в поведение – определить масштаб увеличения объема торговли и числа рабочих акций. В результате, вы получаете возможность сравнить доходы с потерями и определить разницу между ними.

Основным посылом этой книги является мысль о том, что неопределенность рынка и стрессовый фон торговли ведут к интенсификации защитных и автоматических мыслей, искажающих торговую активность и способствующих размаху колебаний рынка. Такие фиксированные модели принятия решений, на первый взгляд рациональные, регулируются жизненной потребностью выживания и автоматическими защитными моделями. Следует разобраться с этим поведением и научиться управлять им, иначе невозможно добиться свободы действий на рынке.

Трейдеры разрабатывают особые формы поведения для некоего упорядочивания неопределенной и неконтролируемой рыночной ситуации. Такого рода модели мышления, частично обусловленные потребностью выживания, соответствуют моделям рационального трейдинга, которые разрабатываются математиками и иными наблюдателями рынка со склонностью к объективному подходу. Убедитесь в том, что вам знакомы эти методы управления рисками, ведь они имеют непосредственное отношение к тому, насколько успешно вам удается справляться с неопределенностью. Опытные мастера трейдинга знают, сколь негативно влияют на торговлю неудачи, и стараются использовать психологическую мотивацию для более действенного управления рисками. Супер-трейдерам прекрасно известно, что контроль над убытками является наиболее важной переменной величиной в поведенческом профайле риск менеджмента.

Супер-трейдеры уделяют огромное внимание управлению рисками, полагаясь при этом на коэффициент Шарпа – метод оценки прибыльности с поправкой на риск, высчитываемый путем деления численного показателя выходящей за пределы безрисковой зоны прибыли на стандартную девиацию прибыли. Эти трейдеры руководствуются стремлением, во что бы то ни стало избежать крупных потерь. Значение коэффициента Шарпа у них достаточно высокое. Это значит, они не утрачивают контроля над рисками даже при возрастании прибыльности. В обмен на прежний объем риска они получают большую прибыль. Как говорит Макс, мой знакомый трейдер, питающий отвращение к риску: «К примеру, вы торгуете на волатильном рынке акциями с очень высоким значением бета. Тогда принимая во внимание риск, с которым вам приходится иметь дело, надо делать в месяц 200 тысяч долларов, а не какие-то 100 тысяч».

Супер-трейдеры обладают иммунитетом против лихорадки азарта, которой охвачены многие трейдеры, когда они удваивают ставки, пытаясь вернуть потерянное, и продолжают делать это, пока их не выносят из рынка вперед ногами. Супер-трейдеры уважительно относятся к рынку и не пытаются жить надеждой. Они живут, занимаясь поиском полезной информации, следуя своим стратегиям и не теряя бдительности. Им известна полезность диверсификации, защищающей от риска повышенной волатильности. Они знают, продлевая время нахождения в рынке, тем самым снижается степень неопределенности и повышается вероятность закрытия по хорошей цене. Супер-трейдер по сути своей не выносит высоких рисков и всегда стремится к менее рискованным ситуациям.

Впрочем, даже самые крутые супер-трейдеры иногда страдают головокружением от успехов и отказываются от строгого следования принципам риск менеджмента. Вот вам один пример.

В пятницу 3 мая 1996 года Сэнди совершил короткую продажу акций Зенита (Zenith), нарушив им же самим установленное правило не продавать в пятницу акций, которые могут взлететь в понедельник. Так как ему было известно, что сессия вероятно в понедельник будет бычьей, Сэнди следовало начать закрываться уже в пятницу вечером. Но акция все время ускользала от него. Сначала цена акций поднялась вверх, но к концу дня упал на доллар. Казалось, что цена выдохлась, но ей все же удалось неплохо закрыться.

Сэнди попался, продав акцию, идущую вверх. Он просто не мог предположить ничего подобного, но в течение всей следующей недели все сессии открывались бычьим скачком. Он тщательно проанализировал фундаменталии, но кое-что упустил из виду. Сэнди полагал, что в обращении находится 65 миллионов акций, 60 процентов которых принадлежат корейской компании. Он был уверен в ликвидности этой акции. Наводя через интернет справки относительно находящихся в обращении акций, он не удосужился ознакомиться с корпоративным отчетом, согласно которому ликвидность акций компании была намного ниже, чем предполагал Сэнди.

К счастью для него, когда цена поднялась, он не стал открывать новых коротких позиций. Он перетерпел плавающий убыток, который в один из моментов вырос до пяти миллионов долларов, дождался небольшого спуска и вышел из рынка, потеряв всего 800 тысяч. Сэнди еще легко отделался. Потеряв деньги, он получил взамен хороший урок: перед сделками такого рода следует хорошо взвесить все за и против, сопоставив риски возможных потерь с тем, на что вы рассчитываете в случае благоприятного развития ситуации. Неплохо при этом задаться вопросом о количестве времени, которое придется потратить на эту позицию в ущерб другим сделкам. Понимание механизмов работы рынка поможет вам ответить на эти вопросы.

Окидывая взглядом свое трейдерское прошлое, Сэнди замечает: «Было бы правильно обзавестись привычкой обязательно выходить из короткой позиции, если она идет против тебя. Вместо усреднения, которое ставит под угрозу торговый капитал, лучше в принудительном порядке закрываться, если к концу дня теряешь определенное количество пунктов. Скажем, доллар по акции или процент от счета, возможно, следует комбинировать два этих параметра, не знаю, но какие-то жесткие нормы следует разработать. Когда ты торгуешь гэпы (ценовые разрывы) по «горячим» акциям, которые вываливаются из своего диапазона, надо понимать, что стоп-лосс ордера исполняются автоматически. Если держишь дурную короткую позицию, кто-то обязательно выставит цену на уровне, по которому придется закрываться».

«При сильном закрытии акции правильнее было бы выйти из рынка, как это делают биржевые трейдеры. Однако многие крупные трейдеры имеют странную привычку, идя против тренда, еле переступать ногами. Они ведут себя очень вяло, часто запаздывая с решениями. Они слишком рано входят в рынок, а когда он идет против них, не желают мириться с убытками».

Иногда препятствием является величина сделки, которая действует как парализующий яд. Подчас рынок ведет себя настолько необычно, что трейдеры отказываются поверить происходящему и забывают обо всех правилах поведения. Быть может, наиболее точно загадку уязвимости супер-трейдеров объяснил Шарп, согласно которому, накопленное богатство уменьшает способность абсорбции убытков и повышает аппетит к риску. После неудачи страсть к риску становится жгучей.

<< | >>
Источник: Ари Киев. Торговля на победу: психология успеха на финансовых рынках»: СмартБук; Москва. 2011

Еще по теме Глава 8. Управление рисками и другие продвинутые правила трейдинга:

  1. КЕННЕТ Л.ГРАНТ. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ТРЕЙДИНГЕ. КАК ПОВЫСИТЬ ПРИБЫЛЬ С ПОМОЩЬЮ КОНТРОЛЯ НАД РИСКАМИ., 2005
  2. Глава 2. Управление рисками на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях. Страхование в системе управления рисками
  3. ГЛАВА 14 УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ
  4. Глава 11 Управление рисками
  5. Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ И КАПИТАЛОМ
  6. ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ РЕАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
  7. Глава 10 Управление рисками на рынке ценных бумаг
  8. Глава 5. Методы управления рисками в сфере торговли
  9. Глава 7 Прозрачность, аудит и управление рисками
  10. Глава 10 Инвестиции, инновации и управление рисками
  11. VI. Развитие корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля в кредитных организациях
  12. Часть V ШАБЛОНЫ ДЛЯ КРАТКОСРОЧНОГО ТРЕЙДИНГА И ДЭЙ-ТРЕЙДИНГА