<<
>>

Роль культуры

К факторам внешнего влияния на поведение потребителей с позиции реакции на воздействие окружающей среды относятся культура, домохозяйство, социальный статус и положение, референтные группы и конкретная ситуация.

Наиболее общей социальной и технологической детерминантой поведения в обществе изобилия является культура. Культура потребления рассматривает вопросы формирования комплекса ценностей, идей, взглядов, традиций и прочих символов, с помощью которых люди общаются и оценивают друг друга, выраженных в типах и формах организации жизни людей, во взаимоотношениях между ними, создаваемых духовных и материальных ценностей с позиции возникновения и удовлетворения соответствующих потребностей.

Для производства и продаж культура потребления становится опознавательным знаком общественного положения, говорящим окружающим на специальном языке, кому мы принадлежим или на кого хотим походить.

Используя оценку, которую приводит Д. Майерс[IV], можно предположить, что важнейшим качеством, объединяющим людей в культуре потребления, является способность к обучению и адаптации. Люди подготовлены эволюцией к продуктивной жизни в постоянно изменчивом мире, могут с успехом адаптиро-

ваться к природным условиям различных климатических зон — от экваториальных джунглей до Арктики. По сравнению с пчелами, птицами или собаками, природа держит нас на длинном “генетическом поводке”. Наши общие биологические признаки определяют разнообразие культур.

Поэтому, как отмечает Д. Майерс, “американцы едят устриц, но не улиток. Французы едят улиток, но не кузнечиков. Зулусы едят кузнечиков, но не рыбу. Евреи едят рыбу, но не свинину. Индийцы едят свинину, но не говядину. Русские едят говядину, но не змей. Китайцы едят змей, но не людей. Жители Новой Гвинеи из племени Жале считают мясо людей деликатесом.

Диапазон обычаев широк.

Если вы были ортодоксальной мусульманкой, вы бы прятали под одеждой все тело и даже лицо, иное поведение считали бы неприличным. Если бы вы были жительницей Северной Америки, вы открывали бы лицо, руки и ноги, но прикрывали бы одеждой грудь и область таза, иначе ваше поведение сочли бы также неприличным. Наконец, если бы вы были женщиной из одного из племен на Филиппинах, то весь день ходили бы обнаженной и считали бы неприличным поступать как-то иначе.

Чтобы оценить влияние культуры, достаточно просто столкнуться с другой. Скорее всего, американские мужчины испытывают дискомфорт, когда главы восточных государств приветствуют президента США поцелуем в щеку. Нас не шокирует еда картофеля фри в “McDonald's” без столовых приборов, но есть плов руками большинству из нас непривычно. Во многих частях земного шара наши с вами изысканные манеры могут оказаться серьезным нарушением этикета. В Японии иностранцы часто с трудом ориентируются в правилах социальных игр — когда снимать обувь, как наливать чай, когда дарить и распаковывать подарки, как вести себя с ниже- и вышестоящими в социальной иерархии”[V].

Каждая культура имеет свои собственные понятия по поводу общепринятого поведения в виде “норм”, как к некоей отрицательной силе, которая вынуждает нас слепо следовать традициям. Нормы ограничивают и контролируют нас так незаметно, что мы с трудом осознаем их существование. Мы настолько погружены в свою собственную культуру, что нам необходимо расстаться с ней, дабы осознать сам факт ее существования.

Люди в полной мере осознают нормы своей культуры. Как традиции, когда оказываются в другой среде, где поступают иначе, чем они в конкретных ситуациях поведения. Чтобы не выделяться, они стараются наблюдать за поведением окружающих и подстраивать под него свое собственное поведение, тогда как в привычных ситуациях люди действуют автоматически.

Традиции не универсальны. За сотни лет организм нередко идеально врос в окружающий мир, идеально адаптируется в окружающую действительность и смена ее не всегда проходит безболезненно.

Поэтому смена питания, хотя и может быть обоснована сбалансированностью полезных веществ, способна принести вред, а не пользу.

Абхазия славится долгожителями, но и их пища заметно отличается от других. Для кухни не характерны горячие жидкие блюда. Весной и летом они предпочитают свежие овощи, зелень, плоды, растительные и молочные блюда. Осенью и зимой чаще едят мясо, сыры, кисломолочные продукты, в различных видах фасоль. Основное мучное блюдо — мамалыга. Не потому ли среди переселенцев из этих мест в другие регионы, поневоле сменивших меню, долгожители встречаются не часто.

Среди коренных жителей Арктики распространились сердечно-сосудистые заболевания из-за снижения потребления “жиров морского типа”, в результате чего нарастал уровень холестерина в организме и развивался атеросклероз. Вроде бы бесспорный факт, что детей надо поить молоком, но у коренных северян организм генетически не может его усвоить.

Люди отличаются друг от друга даже в мелочах: одни предпочитают иметь личностное пространство большей величины, чем у других; взрослые сохраняют большую дистанцию, чем дети; мужчины стараются держаться на большем удалении друг от друга, нежели женщины. По неизвестным причинам представители различных культур, по мере приближения к экватору, демонстрируют более тесное общение. Британцы и скандинавы держатся на большем расстоянии друг от друга, чем французы и арабы; американцам нужно больше места, чем латиноамериканцам.

Влияние культуры прослеживается в различии социальных норм и ценностей, сказывается на том, какие роли играют люди. Например, американские мужья выполняют 72% работ на участке вокруг дома, 91% работ по ремонту автомобиля, но всего 19% работ по приготовлению пищи, 16% — уборки и 12% — стирки (Д. Майерс).

Применительно к продуктам питания знаковость менее проявляется. Процесс еды интимнее и редко демонстрируется открыто. Характер питания ближе к индивидуальному образу жизни, зачастую корнями уходящему в традиции семейного уклада.

Традиции являются частью самобытности, национальных символов народа. Поэтому важно сохранение исконных, с большой историей продуктов, без которых Россия становится сиротливее и беднее: черный хлеб, Тамбовский и Воронежский окорок, Тульский пряник, Русский квас, Медовуха, каша Гурьевская и многое другое. Когда снизилось потребление багетов во Франции, один из министров с экрана телевидения заявил: “Традиционный французский хлеб — часть нашей национальной сущности. Если его не станет, кто будет знать: кто мы и откуда?”

Культура потребления как внешний фактор воздействия на поведение потребителя характеризуется рядом особенностей: Диктуемое потребление благоприобретаемо, во многом обусловлено обучением и влияет на удовлетворение биологических проявлений индивидуумов посредством установления норм поведения. Люди охотно осваивают нормы, наблюдая и подражая процессу одобрения или отторжения обществом тех, кто соблюдает или, напротив, отклоняется от нормы. Она устанавливает рамки поведения, в которых думает и действует большинство людей, не вдаваясь в детальное описание происходящего. Француженки закупают продукты на углу, в ближайшем магазине, а американки — в крупных супермаркетах. Американки предпочитают распродажи и магазины сниженных цен, француженки же покупают в модных магазинах. Молоко в Лондоне развозят по домам. Из-за этого его разливают в бутылки, которые давно вытеснены бумажными пакетами в других странах. Это следствие господствующей в стране структуры розницы. Можно предположить, что состояние традиций розничной среды более влиятельно, чем рациональные отношения и предпочтения. Влияние культуры часто не осознается. Человек ведет себя, думает и чувствует в манере, согласованной с другими, потому что это представляется окружающим естественным или правильным. Эволюция потребления происходит вместе с изменением общества, поэтому надо выявлять и использовать существующие и прогнозируемые возможности. Например, пока большинство потребителей занято физическим трудом, высококалорийная пища является наиболее предпочтительной.

С ростом роли интеллектуального труда в общей занятости населения акцент предприятий по выработке ассортимента пищевой продукции смещается в пользу низкокалорийных и диетических продуктов. Ряд производителей идет дальше, вынося на рынок аналоги традиционных продуктов, которые с виду и на вкус похожи на исходные, но не содержат животного жира, холестерина, сахара и проч. Декларирование границ индивидуального поведения через семью и средства массовой информации, как образцы жизненного стиля. Использование специального питания, основанного на научных рекомендациях. Например, исследователи сообщают, что имеется зависимость между употреблением отдельных продуктов и онкологическими заболеваниями. Неоднозначны даже последствия ожирения. Супы и каши и отвары превратились в целый класс лекарств, а иные продукты стали ядами (сахар — сладкая смерть).

В рамках культуры потребления специально выделяются понятия нормы и жизненные ценности. Границы, которые культура накладывает на поведение, называются нормами. Нормы — это правила, которые предписывают или запрещают конкретные поступки в определенных ситуациях с позиции культурных

ценностей. Социальные нормы не являются застывшими, изменяется их содержание и отношение к ним.

Люди приспосабливаются к существующим образцам поведения, одобряемой культурой общества, ввиду способности человека действовать так, как действует большинство в данной среде. Нормативное влияние происходит, если мы подстраиваемся в поведении под групповые нормы с целью обрести социальное принятие. Нарушение их вызывает негативную реакцию окружающих, которой многие не могут поступиться.

Пассивное принятие действующих норм и некритическое следование ним характеризуется понятием “конформизм”, а отклонения от них в различных формах, как следствие некорректной социализации личности — “девиантное поведение”.

При конформизме восприятия норм, индивид адаптируется к ним, изменяя поведение или убеждения в результате давления группы.

Одобрение становится эмоциональной потребностью, а действия индивида автоматически соответствуют ожидаемым группой. Отклонения не исключаются, но носят частный характер, не выходя за рамки элемента новизны в поведении человека в определенных ситуациях.

Проводя время с друзьями, пропагандирующими вегетарианство, мы можем симулировать свой интерес к растительной пище, даже если на самом деле не в восторге от нее и наедине отдаем предпочтение мясу.

Конформизм проявляется в двух формах: уступчивость (внешнее следование за группой при внутреннем несогласии) и одобрение (полное соответствие убеждений и поступков социальному давлению).

В процессе исследований экспериментаторы обнаруживали, что для конформизма важен характер группы: сплоченный, единодушный с высоким статусом из трех и более человек, лучше, если мнение высказывается публично без предварительных противоположных заявлений. Социальное влияние на индивида возрастает с ростом степени близости и размера группы, но согласно теорий “социального вклада” одновременно проявляется эффект уменьшения отклика, когда при увеличении размера группы: последующий участник 4t + 1 вносит меньший вклад, чем предыдущий Ч{.

Причем исследователь Д. Уайлдер обнаружил, что согласие нескольких малых групп делает ту или иную позицию более заслуживающей доверия, чем одна группа большего размера. Размер группы усиливает разрыв между публичным и частным ответом. Конформизм проявляется чаще тогда, когда человек чувствует себя некомпетентным, когда задание достаточно трудное или испытуемый слишком старается избежать ошибки. На вопрос: “Почему мы проявляем конформизм?” — Д. Майерс отвечает: “По разным причинам хотим быть принятыми в группу, получить ее одобрение или просто быть правыми”.

Девиантное поведение по оценке исследователей может быть следствием определенных физических черт личности, накапливания психических стрессов и несоответствия действующих норм внутренним убеждениям человека. Оно относительно применительно к конкретным нормам поведения отдельных групп.

Отклонения в поведении могут характеризовать процесс адаптации к изменениям в обществе, которое постоянно развивается. Они могут стать базой формирования новых норм, которые по мере усвоения обществом перестают восприниматься как отклонения. Различают индивидуальные и групповые, негативные и общественно не отвергаемые (особые склонности и качества личности, например, жажда успеха) отклонения от принятых норм поведения, а также ввиду стечения обстоятельств.

Ценности — это социально предпочитаемые ориентиры поведения, которые утверждают, что более предпочтительно. Культурные ценности не обязательно логически последовательны ввиду быстрых изменений в сфере технического и общественного развития, что приводит к напряженности и дискомфорту. Ценности включают связи с потреблением познаний, убеждений, моделей поведения.

Специалисты (Хокинс, Бест, Кони) выделяют несколько групп ценностей, значимых в большинстве культур развитых стран с позиции потребительского поведения, ориентированных на другого, на среду и на себя (табл. 2.1).

Классификация ценностей человека

Ценности

Характеристики

1

2

1. Ценности, ориентированные на другого (отношения между людьми)

1.1. Индивидуализм /коллективизм

Определяет уровень индивидуальности и коллективизма в принятии решения. В Японии развит коллективизм, давление референтной группы, а в США — индивидуализм. Поэтому в Японии менее эффективны девизы: "Будь самим собой”

1.2. Романтическая ориентация

Зависит от популярности вечного сюжета о влюбленных и свободном выборе. Реклама товаров с подобными сюжетами неприемлема в Индии, но популярна в Европе

1.3. Взрослый / ребенок

Характеризует роль детей в семейных решениях.

В связке с имиджем марки — это отражается на продвижении детских товаров

1.4. Маскулизм/ феминизм

Определяется ролью мужчин и женщин в принятии решений о приобретении товаров. На рынках США или Европы решение о покупке мебели или бытовой техники лучше показать как совместный процесс супругов

1.5. Конкуренция/ кооперация

Учитывает уважение к успеху одиночки или группы людей, включая сюжеты рекламы

1.6. Молодость / старость

Характеризует силу авторитета в поведении при использовании товаров, которую имитируют большинство, что необходимо использовать в комплексе маркетинга

2. Ценности, ориентированные на среду (отношения с окружающей средой)

2.1. Чистота

Определяет ценность личной гигиены. В Европе считают американцев параноиками личной гигиены. Более 90% американцев используют дезодорант, а процент европейцев, пользующихся дезодорантом, в 1,5-2 раза меньше

2.2. Личные достижения /статус

Атрибуты успеха индивидуума и его статус, позиции, ассоциируемые с семьей или конкретными группами, которые склонны предпочитать соответствующий вариант потребительского поведения

2.3. Традиции / изменения

Устоявшиеся традиционные марки считаются предпочтительнее новых

1

2

2.4. Риск /безопасность

Использование при продвижении в качестве образцов для подражания, тех, кто преодолевает всевозможные препятствия для достижения цели и наоборот избегает риска

2.5. Решение проблем /фатализм

Восприятие приобретения товаров для решения конкретных проблем в контексте менталитета и способности населения

2.6. Природа

Фауна и флора как самодостаточная ценность или вариант преодоления препятствий на пути решения проблем. Роль экологии в продвижении товаров

3. Ценности, ориентированные на себя (жизненные цели и стремления людей)

3.1. Активность / пассивность

Сравнительная ценность активного, здорового образа жизни. Так, норвежки тратят в 2-4 раза больше времени на спорт, чем американки. Соответственно необходимо дифференциировать темы рекламы и ассортимент пропагандируемых товаров

3.2. Материальность /духовность

Приоритеты в приобретении материальных или духовных ценностей, как средство стабилизации социальных отношений. Соответствующие мотивы должны преобладать в коммуникациях

3.3. Работа /досуг

Ценность работы как смысла или средства для достижения достойного уровня жизни в представлении человека и приоритета в структурировании времени. Это определяет характер продвижения полуфабрикатов, продуктов быстрого питания и консервов

3.4. Отложенное /

немедленное

удовлетворение

Сравнительная ценность отложенного и текущего потребления. Это определяет имидж кредитных форм продаж как способа немедленного приобретения или варианта жить не по средствам

3.5. Открытость поведения /воздержанность

Уровень удовлетворенности товаром в соответствии с принятыми нормами поведения. Моментальная фотография популярна в семьях арабских стран, ввиду их закрытости для посторонних глаз (особенно для женщин). В странах Латинской Америки это менее актуально, открытость поведения не шокирует окружающих

3.6. Юмор /серьезность

Приемлемость юмора в деловом общении. Американцы не видят здесь особых проблем, а в Японии его в деловой жизни избегают как характеристику ненадежности отношений, что отражается на характере продвижения и технике продаж

Маркетинговые действия поощряют особенности потребительского поведения через специальные приемы: сообщение, выгоды, ассоциация.

Сообщения содержат специфические атрибуты продукта, которые следует передать потребителю на базе преимуществ: низкое содержание жира, натуральные наполнители, изысканный вкус и аромат, доступные цены.

Выгоды устанавливаются в форме позитивных последствий системы преимуществ использования продукта и его характеристик: нежный вкус и аромат — с преимуществами контроля веса.

Ассоциация атрибутов и преимуществ совмещаются с конечными, культурными ценностями в целях их активации. Предлагаемые аргументы должны показать, что изящная фигура — результат потребления продукта, который повышает самооценку, демонстрирует уверенность и привлекательность для окружающих в результате использования рекламируемого продукта.

Культуре присуща гибкость. Надо уловить то, что только зарождается, и быстро перестраиваться на выпуск низкокалорийной пищи, с минимальным содержанием жиров и холестерина, обогащенной протеином и витаминами, и наоборот.

Даже подход к бытовой технике различен. В Европе стиральную машину покупают на длительное время, что отражается на ее цене. В Америке люди более мобильны и, переезжая, приобретают новую бытовую технику. Стиральная машина для американцев — товар одноразовый, потому она должна стоить дешевле. Для них важнее удобство обслуживания, поэтому наиболее распространена фронтальная загрузка.

Еде часто придают сакральный (символический) смысл: меня научила бабушка готовить удивительный штрудель. Питание становится частью культа, достаточно вспомнить сырные, мясопустные и постные дни.

Различают национальные интересы и традиции, выделяя приоритетные направления (хорошие дома, автомобили, здоровье, образование). Через культуру, как через линзу, явление предстает индивидууму и формирует план его деятельности, цели и поведения к ее достижению. Товары — неотъемлемая принадлежность культурных ценностей. Экспонаты Оружейной палаты Кремля, тоже были когда-то товарами. Смена ценностей приводит к смене товарного ассортимента.

Поэтому, чтобы успешно решать задачи продаж, надо обладать информацией, которая подскажет, как и чем живут ваши потребители, что они ждут от предлагаемого товара. С ростом достатка меняются потребности и многие потребительские ценности, причем в тенденции возрастающей дифференциации, если не сказать изысканности. Безликое понятие еды, как способа утоления элементарного голода, сменяется адекватным определенному состоянию человека. В одних случаях это диетическое питание, в других — легкое, калорийное, праздничное, повседневное, быстрое. Мы применяем специальные термины: деловой ленч, товарищеский ужин.

Причем современные предприниматели должны выходить за рамки заявленных потребительских желаний, так как они не всегда с уверенностью могут предвидеть ожидаемые изменения. Еще недавно факс, сотовый телефон, банкомат, Интернет не были обиходными явлениями, необходимыми каждой современной семье.

Культуры стран и народов накладывают сложности для процесса маркетинговых коммуникаций, ввиду возникающих многочисленных нежелательных ассоциаций. Название моделей автомобиля Nova компании “General Motors” для испаноговорящих звучит как “не поедет”; марка “Bran Buds” американской компании “Kellogg” переводится на шведский — обгоревший фермер.

Основными элементами культуры потребления, через которые она влияет на поведение потребителей, являются характеристики времени, пространства, соглашений, взаимоотношений между людьми, символы и предметы. Время в маркетинге выступает как эффективное преимущество товара. На этом основано продвижение системы быстрого питания: микроволновых печей, мясных полуфабрикатов, которые позволяют высвободить время на приготовление пищи. Сегодня более половины рекламных сообщений в США апеллирует к экономии времени при условии повышения качества товаров и услуг.

Пространство — основной выигрыш многих предметов потребления: от больших площадей квартир и салонов автомобилей, до компактных электробытовых приборов. Следующими направлениями пространственного воздействия на потребителя являются месторасположение товара (например, в пяти минутах от метро) и персональное пространство подачи информации (по телефону, при встрече, по телевидению).

Учитывая проблемы соглашений при продвижении товаров, строят стратегии поведения на рынке — больше на сходстве, чем на различиях, на тиражируемых образах домохозяйства (семьи, матери, детей). Для этого программы локализуются применительно к конкретному потребителю. Например, кукла Барби может стать несколько обрусевшей.

Данный принцип часто используется в маркетинге, когда необходимо знать ответы на следующий ряд основополагающих вопросов по региональным особенностям продаж конкретному потребителю: О гомогенности и гетерогенности культуры, наличии различных субкультур в регионе, поведенческих границ и норм поведения. Например, французские канадцы отличаются от английских отношением к пище быстрого приготовления и трате денег на дорогостоящие напитки, одежду, предметы личного обихода, табак, конфеты, растворимый кофе, а также характером просмотра телепрограмм. В культурной среде развитых стран многие люди шьют ради удовольствия. Поэтому к ним должен использоваться другой подход в продаже швейных машин, чем в странах, где шитье — необходимый аспект домоводства или выживания. В одних странах велосипеды и мотоциклы удовлетворяют потребности отдыха, а в других — незаменимого транспортного средства. От уровня продаваемости предлагаемого товара и возможности снижения цены за счет применения местного сырья, рабочей силы, которые позволят снизить его цену. Например, достаточно, если к потенциальным покупателям относится только 10% местного населения? Для этого применяется демографический анализ определения числа индивидуумов или домохозяйств, которым может быть нужен продукт, и они могут позволить себе купить его. Надо представлять, кто принимает решение в домохозяйстве (муж или жена, взрослый или ребенок), соответствие продукта сложившимся внутренним ценностям (работа, свободное времяпрепровождение). Система ценностей должна быть исследована для определения ее влияния на покупку, владение, использование продукта и на избавление от продукта. Необходимо учитывать характер, правовые нормы и ограничения в распределении продукта. Продукт/марка могут иметь неодинаковые значения для потребителей различных социальных слоев. Голубые джинсы могут служить функциональным предметом гардероба для рабочих и стилизованным средством самовыражения для молодежи; один человек покупает компьютер для работы, а другой — для досуга. Важно знать, как члены одной группы потребителей желают догнать или хотя бы копировать некоторые аспекты жизненного стиля других. Например, марка, нацеленная на средний класс, должна выигрывать от позиционирования как продукт для высшего класса. Маркетологи должны точно представлять характер эффективных методов обращения (алфавит, язык, продавцы, упаковка, тип обращения). Необходимо учитывать этические нормы с позиции влияния товара на здоровье потребителей, окружающую среду и социальные изменения.

Человеческие взаимоотношения часто используются для стимулирования продаж посредством привлечения друзей и знакомых в качестве покупателей предлагаемого товара. Маркетинг должен учитывать традиционность потребительского поведения при установлении цены, условий и качества продаж.

Надо представлять символические прерогативы потребителя в обладании товаром с позиции его фактурной основы и эмоционального восприятия (что важнее, покрой или материал,

из которого сшит костюм). Важно знать, насколько символично потребление (например, черный цвет характеризует торжественность или траур).

В России, увидев ребенка в голубой одежде, мы можем предположить, что это мальчик, а в Голландии — это девочка. Белые гвоздики на востоке — символ смерти. Неудачной оказалась попытка проникнуть на японский рынок американского производителя мячей для гольфа. Его ошибкой стала упаковка мячей для гольфа в пачки по четыре, что в Японии является символом смерти.

Компания “Peрsi-Cola” снизила продажи на рынках ЮгоВосточной Азии, когда изменила темно-синий цвет охлаждающего и торгового оборудования на светло-голубой. Оказалось, что вместо ожидаемой ассоциации с цветом льда светло-голубой цвет здесь напоминает о смерти и скорби.

Сегодня формируется поворот от массового к индивидуальному образу жизни, построенному на личных вкусах и предпочтениях. В контексте времени люди как бы заключают своего рода неофициальные соглашения. Отсюда примеры, когда люди не всегда вписываются в привычные, типичные рамки поведения. Индивидуум может менять поведение в зависимости от настроения и обстоятельств, и это не представляется предосудительным со стороны окружения. Эпатаж воспринимается как норма поведения.

Формируются новые потребности, варианты удовлетворения которых необходимо найти через появление более совершенных предметов (товаров и услуг), представленных на продажу, а значит, новых сегментов. Для этого маркетологам надо понять причины, лежащие в основе новых потребностей, распознать скрытые явления, раньше других сформировать адекватные предложения, которые одновременно должны быть доходны и надежны.

Жизненные ценности формируются под воздействием религии (идеологии), семьи, школы, составляющих основу жизненного опыта. Поэтому маркетинговая стратегия приспосабливается к укоренившимся поведенческим моделям относительно 72

предметов потребления. Одни едят колбасу из конины (казы), другие — нет. Причем традиционное поведение передается от поколения к поколению.

Следует особо учитывать религиозные устои, так как они накладывают яркие особенности на параметры прогнозирования поведения потребителей. Атеисты, как отмечают исследователи, более снисходительны к своим поступкам, гибче в потреблении и прагматичны. Религиозные люди серьезнее относятся к риску, чувствуют себя в меньшей безопасности и менее уверены в себе. Это позволяет включать религию в перечень надежных переменных, прогнозирующих характер потребления.

Вопросы и задания Какие вопросы в изучении поведения потребителей рассматриваются в контексте культуры потребления? Как проявляет себя культура в знаковости потребления? Каким образом это проявляется в продажах продовольственных товаров? Какие особенности характеризуют в поведении потребителей влияние воздействия культуры потребления? Каким образом культура накладывает границы своего влияния на поведение потребителей? Что значит понятие “ценности” в системе культуры потребления? Под воздействием каких факторов и как они формируются? Через какие элементы культура потребления влияет на поведение потребителей? 

<< | >>
Источник: Дубровин И. А.. Поведение потребителей: Учебное пособие. 2012

Еще по теме Роль культуры:

  1. Глава Роль культуры
  2. Часть 1 Смысл и роль культуры
  3. 6.3. Роль государства в сфере культуры
  4. Часть 4 Роль руководства в построении культуры
  5. роль лидерства и культуры в процессе слияния и приобретения организаций
  6. роль лидерства и культуры в совместных предприятиях и стратегических альянсах
  7. роль лидерства и культуры в формулировании стратегии
  8. Роль лидера в формировании этических принципов и внутрифирменной культуры
  9. Классификации деловых культур Низкоконтекстные и высококонтекстные культуры
  10. 9.2.3. Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта
  11. Культура достижений и культура принадлежности к группе
- Антикризисное управление - Деловая коммуникация - Документоведение и делопроизводство - Инвестиционный менеджмент - Инновационный менеджмент - Информационный менеджмент - Исследование систем управления - История менеджмента - Корпоративное управление - Лидерство - Маркетинг в отраслях - Маркетинг, реклама, PR - Маркетинговые исследования - Менеджмент организаций - Менеджмент персонала - Менеджмент-консалтинг - Моделирование бизнес-процессов - Моделирование бизнес-процессов - Организационное поведение - Основы менеджмента - Поведение потребителей - Производственный менеджмент - Риск-менеджмент - Самосовершенствование - Сбалансированная система показателей - Сравнительный менеджмент - Стратегический маркетинг - Стратегическое управление - Тайм-менеджмент - Теория организации - Теория управления - Управление качеством - Управление конкурентоспособностью - Управление продажами - Управление проектами - Управленческие решения - Финансовый менеджмент - ЭКОНОМИКА ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ -