<<
>>

Конец определенности

За последние десять лет компаниям пришлось переосмыслить практически все принципы управленческой мудрости. Когда-то они гордились размерами своих штаб-квартир и платежных ведомостей.
Сейчас они сдают в аренду помещения в головных офисах и до предела сокращают кадры. Когда-то они гордились своей «вертикальной интеграцией», управляя собой как самоуверенные империи, нехотя давая работу посторонним. Сейчас они занимаются только своим делом, концентрируясь на стержневой деятельности и заключая контракты на производство всего остального на стороне. Когда-то у них была четкая командно-контрольная система, вниз от председателя правления до самого мелкого служащего. Сейчас они превращаются в «перевернутые пирамиды», поощряя рабочую демократию и передавая власть передовым рабочим. Когда-то они четко знали, перед кем несут ответственность (перед своими простыми акционерами) и к чему должны стремиться (к еще большей прибыли). Сейчас их убеждают подумать о крупных акционерах, а их целью стал рост благосостояния, а не погоня за деньгами. Какие же силы породили такой водоворот? Специалист в области вычислительной техники скажет, что каждая компания в мире должна перестраиваться с промышленного на информационное мышление. Инвестиционный банкир укажет на подвижность капиталов. Но все-таки изменения, с которыми повсюду сталкиваются менеджеры, лучше всего обобщены в двух факторах, впервые названных Питером Друкером, — неопределенности и знаниях. В настоящее время изменения носят неравномерный характер. Точнее говоря, они прерываются чаще, чем прежде. Если в коммерческом мире богатая история компаний была ключом к успеху, то теперь это не так. Целые отрасли могут развалиться за одну ночь, а гигантские компании пасть от одного удара. За пять лет какая-нибудь компания может пережить по отношению к «Ай-би-эм» все чувства, начиная от страха и заканчивая жалостью.
За пару дней может исчезнуть такой банк с многовековой историей, как «Бэрингз». Благодаря глобализации компания может быть удивлена или обманута конкурентами в странах на другом конце земли. Технологии изменяются так быстро, что сейчас у игровой приставки «Гейм- бой» компании «Ниитендо» столько вычислительных возможностей, сколько у используемых в системе американской ракетной обороны суперкомпьютеров. В результате максима Никколо Макиавелли: «Тот, кто хочет пользоваться постоянным успехом, должен изменять свое поведение в соответствии с веяниями времени», — когда-то казавшаяся уместной только изредка, на корпоративном уик-энде, стала объектом ежедневного внимания. В этом все более безумном мире единственным ценным средством обращения становятся знания. Грубая сила, огромные заводы, распределительные сети, копи и прииски, даже деньги котируются гораздо меньше. В начале 1997 г. «Джене- рал моторе» и «Форд» (их суммарный товарооборот свыше 300 млрд долл., а общая рабочая сила — более миллиона человек) оценивались на фондовом рынке примерно в 80 млрд долл. Для сравнения: общий товарооборот двух «компаний идей» — «Майкрософт» и «Интел» — составил 30 млрд долл, при штатах всего 70 тыс. чел. Но на рынке они оценивались в три раза больше, чем два автомобильных гиганта. Как сказал Том Питерс, «эпоха больших количеств уже прошла, эпоха мимолетности только наступает». Посмотрите на огромную ценность фантазии и «звездного» качества: 6 млрд долл, инвестиций «Сигрэм» — производителя напитков — в индустрию развлечений; рост стоимости акций компаний — спонсоров Майкла Джордана всего лишь из-за слухов о его возможном возвращении в баскетбол на 2,3 млрд долл.; падение стоимости «Ай-би- эм» на 1,3 млрд долл, из-за объявления об уходе финансового директора Джерома Йорка. Глобализация еще больше усиливает роль знаний при стремящейся к нулю стоимости связи (скоро звонок из Манхэттена в Дели будет стоить так же дешево, как в Бронкс). Миллионы дешевых рабочих рук и мозгов ужесточат конкуренцию на западных рынках, поэтому единственным существенным преимуществом будет способность генерировать идеи. Знания — вот о чем должны беспокоиться фирмы Силиконовой долины и Голливуда. Даже металлургические компании, такие, как небольшая американская «Чаппарал», неоднократно устанашшвавшая рекорды производительности, показала, что мозги гораздо важнее железной руды. Одна из самых уважаемых в Америке компаний — «Раббермейд» — производит бесконечное множество наименований простой домашней утвари, но делает это удивительно рационально.
<< | >>
Источник: Дж. Миклтуэйт. А. Вулдридж. Магия менеджмента. 2004

Еще по теме Конец определенности:

  1. Конец
  2. РАСЧЕТ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА КОНЕЦ ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА
  3. Конец вашей работе?
  4. Конец игры
  5. Конец модели
  6. КОНЕЦ КАКОЙ СОВРЕМЕННОСТИ?
  7. § 8.2. РАСЧЕТ САЛЬДО КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА КОНЕЦ ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА
  8. § 5.1 РАСЧЕТ САЛЬДО ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА КОНЕЦ ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА
  9. “Укрпромбанк”: Конец истории
  10. КОНЕЦ СТАНДАРТНОЙ МОДЕЛИ
  11. Конец долгого спада?
  12. Глава 17. Что делать, когда монополии приходит конец?
- Антикризисное управление - Деловая коммуникация - Документоведение и делопроизводство - Инвестиционный менеджмент - Инновационный менеджмент - Информационный менеджмент - Исследование систем управления - История менеджмента - Корпоративное управление - Лидерство - Маркетинг в отраслях - Маркетинг, реклама, PR - Маркетинговые исследования - Менеджмент организаций - Менеджмент персонала - Менеджмент-консалтинг - Моделирование бизнес-процессов - Моделирование бизнес-процессов - Организационное поведение - Основы менеджмента - Поведение потребителей - Производственный менеджмент - Риск-менеджмент - Самосовершенствование - Сбалансированная система показателей - Сравнительный менеджмент - Стратегический маркетинг - Стратегическое управление - Тайм-менеджмент - Теория организации - Теория управления - Управление качеством - Управление конкурентоспособностью - Управление продажами - Управление проектами - Управленческие решения - Финансовый менеджмент - ЭКОНОМИКА ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ -