<<
>>

Сущность категории «безопасность»

Поле решения проблемы безопасности в обществе при практическом претворении ее в жизнь - многообразие явлений природной, материальной и в первую очередь социальной среды, свойства которых и отношения между которыми характеризуют или существующую угрозу (возможно, перспективную), или позитивные тенденции развития социума в стране.

При этом уровень безопасности - результат определенных процессов, лишь малая доля которых связана с природными явлениями, протекающими вне сферы организованной деятельности людей, т.е. институциональной сферы (стихийные природные процессы). Основное же значение имеют управляемые процессы, в которых субъектом (т.е. источником активных воздействий) выступают органы государственного управления. Объект этих управленческих воздействий - комплекс условий и факторов, в той или иной степени влияющих на равновесное состояние системы общественных отношений, т.е. безопасность общества.

Конечно, рассмотрение лишь исторического аспекта развития понятия «безопасность» не позволяет до конца понять суть этой категории. Необходимо установить ее коренные связи с другими категориями, понять ее историческую роль и механизм развития. Для научного обоснования категории

«безопасность» необходимо прежде всего рассмотреть ее генезис в развитии от биологического к социально-экономическому содержанию.

Любой биологический объект, особенно достаточно высокого уровня развития, например млекопитающее, даже неосознанно требует защиты. Так, при любом явлении неизвестного происхождения детеныш прижимается к матери или бежит в безопасное место. В этом смысле безопасность - стремление к сохранению и защите жизни.

Основа процесса перехода прачеловека от животного состояния к социальному - потребность в улучшении условий выживания, а в основе этого лежит связь между трудом и защищенностью отдельного человека и социума любого уровня, т.е.

их безопасностью.

Именно стремление к социальной безопасности - первопричина формирования потребности в труде. Все ответы на вопрос: «Почему человек стал трудиться?» сведутся к одной причине - чтобы повысить свою защищенность и защищенность близких от голода, врагов, зверей и т.д., т.е. к безопасности путем создания орудий воздействия на природу: орудий труда и защиты.

Стремление к безопасности в различной степени характерно для всех биологических систем, однако только люди способны на основе анализа возможности изменения характера и содержания опасности выбрать соответствующие способы, приемы, методы трудовой деятельности, защищающие от угрозы или направленные на ее ликвидацию, а если нужно, то создать принципиально новый механизм ее предотвращения, непосредственно связанный с трудовыми процессами.

Именно механизм осуществления безопасности людей (способы восприятия угроз и меры обеспечения защищенности) определяет грань, отделяющую социальное от биологического, и проявляет безопасность в обществе как социально-экономическое явление. Безопасность как отношение между социумом любого уровня и окружающей средой является и исторически, и логически исходным отношением при формировании конкретной системы социальных и экономических отношений.

Стремление к безопасности в социуме превращает ее в социальное (общественное) явление. Именно благодаря безопасности, основу которой составляет трудовая деятельность, то или иное сообщество может жить, изменяться и развиваться. А социальное, как известно, - это все то, что связано с движением общества, классов, групп людей и развитием отдельных личностей. Но социальное базируется в основном на экономическом, т.е. на том, что связано с созданием и движением продукта труда.

Тесная взаимосвязь в обеспечении безопасности социального и экономического означает, что сама безопасность в обществе представляет собой объективно необходимое социально-экономическое явление и в этом смысле выступает предметом экономической теории.

Потребность в безопасности - исходная социальная потребность человека, которая сформировалась в человеческом сообществе на грани инстинктивного и сознательного. Любой контакт с природными или социальными явлениями люди интуитивно или сознательно оценивали с точки зрения возможной угрозы и обеспечения безопасности.

Общеизвестно, что человек как общественное существо обязательно живет и действует в определенной связи, сообществе, кооперации, формы которых могут быть разнообразными. Одиночек в полном смысле слова в человеческом сообществе не бывает. Связь между людьми есть объективное условие их рождения, воспитания, развития, в целом жизни и деятельности. И поэтому в любой общественной науке исходным пунктом изучения не может быть индивидуум, а обязательно какой-либо социум.

Люди, объединенные в любой конкретно-исторической форме, могут находиться в безопасности, т.е. быть защищенными и добиваться ее полной реализации, когда они не страдают от жажды, не голодают и не мерзнут, ничто не угрожает их здоровью; они не боятся быть убитыми, изгнанными, покоренными; не находятся под постоянным давлением со стороны других людей на их волю, желания, потребности. Они имеют возможность работать, творить, развиваться, радоваться всем сторонам жизни.

Социальная жизнь возникла и развивается при необходимости действий, вызывающих ожидаемую (прогнозируемую) ответную реакцию со стороны каждого из партнеров (безопасность или угроза), порождающую в свою очередь новую реакцию, и т.д. Поэтому М. Вебер, выступив как истинный диалектик, выделил в качестве квинтэссенции социальной жизни ожидание, т.е. ориентацию на ответную реакцию, а еще точнее - ожидание ожидания ожидания.

Но люди не существуют в одиночку (иначе у них не было бы языка, производственных навыков, культуры, нравственности, способности создавать орудия труда и т.п.), человек - существо общественное, прежде всего общество (или на начальной стадии - сообщество), в котором он живет, обеспечивает ему безопасность существования.

Общество для этого создает необходимые органы и организации, которые охраняют и поддерживают здоровье человека, дают ему возможность получить образование и производственные навыки, определяют место в общественном разделении труда, устанавливают цели и способы существования и т.д.

Общество - главный фактор жизнеспособности каждого человека, и каждый человек находится в сложной системе общественных отношений. Безопасность людей и общества укрепляется по мере роста его производительных сил и возрастает тем более, чем выше становятся уровни развития и чем рациональнее организованы взаимосвязи потенциалов защищенности различных аспектов жизни общества: экономического, оборонного, потенциала государственной защищенности, трудового, производственного, продовольственного, правоохранительного, потенциала здравоохранения, социального, бытового, коммунальной инфраструктуры, информационного, образовательного, природоохранного. В такой постановке проблемы безопасность общества не просто бюджетный монстр, пассивно потребляющий растущую (и абсолютно, и относительно) массу общественных ресурсов. Это явление само становится модулятором научно-технического прогресса, фактором интенсификации производства, стимулом роста производительных сил общества, и этим обеспечивается повышение среднемирового уровня производительных сил и прогресс человечества в целом. В этом заключаются историческая предопределенность существования данного общества и возможность его устойчивого развития.

Неразработанность исходных положений теории безопасности во многом объясняется отсутствием согласованного понятийного аппарата в этой области. Что же такое безопасность? Суть проблемы заключается в том, что понятие «безопасность» всегда достаточно широко использовалось или как характеристика защищенности какого-либо объекта от воздействия внешних и внутренних угроз, или, напротив, как защищенность от воздействия какого-либо объекта. В Толковом словаре С.И. Ожегова слово «безопасность» трактуется как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности»[25], а В.И.

Даль определяет безопасность как «отсутствие опасности, сохранность, надежность»[26].

В настоящее время под безопасностью понимаются состояние и тенденции развития защищенности жизненно важных интересов социального организма и его структур от внешних и внутренних негативных факторов (активностей). В законе РФ «О безопасности» декларируется: «Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»[27]. Однако здесь упущен очень важный уровень формирования специфических интересов и отношений - в нем даже не говорится о безопасности коллективов, хозяйствующих звеньев, предприятий и предпринимателей, т.е. основных субъектов хозяйствования и носителей рыночных отношений.

Категория «безопасность» является общеисторической и общесоциальной, охватывающей всю историю и все будущее человечества, имеет определяющее значение для существования как отдельной личности, так и социальных общностей любого уровня. С этим выводом согласны многие ученые. «Установлено, что потребность в безопасности относится к числу первостепенных, основных мотивов деятельности людей и сообществ»[28]. В соответствии с концепцией иерархии потребностей безопасность - первичная потребность человека, требующая первостепенного удовлетворения[29].

Но надо учитывать, что наряду с этим безопасность общества - конкретноисторическая категория и в разных условиях (прежде всего социально-экономических) она выступает в разных формах организации, достигается иными путями, подчинена собственным целям.

Во всем цивилизованном мире в системе общественных интересов приоритет отдается национальным интересам, в соответствии с этим ведущая составляющая безопасности страны - безопасность общества, которая определяет требования, условия и во многом управляет обеспечением безопасности на уровне коллектива и личности. Принципиально то, что главная составляющая национального интереса - это императив самосохранения государства. П.

Сорокин считал, что потрясения в обществе начинаются с подавления «базовых инстинктов большинства населения»[30], в числе которых ведущее место занимает инстинкт самосохранения личности, общества и государства.

Осуществление безопасности людей и общества в целом не может происходить без налаживания рациональных связей и отношений между людьми, между людьми и природой, а также без учета природных и других внешних воздействий на людей.

В каждый конкретно-исторический период характер и способы связей людей отличаются от формы связей в другое историческое время и зависят от степени развития производительных (в том числе научно-информационных) и природных сил, которые используются в обществе. Применительно к конкретной ситуации можно ставить вопрос о существовании различных типов безопасности. Ясно, что, например, Россия сейчас должна иметь форму безопасности и механизм ее обеспечения совершенно иные, чем 10 лет назад. Также большие различия в содержании понятия «безопасность», методах ее осуществления могут проявляться в зависимости от степени и форм народовластия и государственной организации страны, природных и климатических особенностей, исторической, этнографической, геополитической ситуации.

Изложенное позволяет дать три взаимосвязанных определения, раскрывающих содержание термина «безопасность общества» на разных уровнях научного абстрагирования, т.е. теоретической конкретизации этого понятия: Безопасность - непротиворечивость системы объективных законов функционирования общества. Безопасность - стабильность и сбалансированность системы общественных отношений, обеспечивающих единство и взаимообусловленность системы интересов в обществе. Безопасность - устойчивость воспроизводства мотивов позитивного поведения и продуктивного взаимодействия различных социальных общностей в рассматриваемой системе.

Сказанное позволяет дать резюме существующего в литературе общего подхода: безопасность общества - это состояние (включая факторы, условия и механизм обеспечения этого состояния) сбалансированности всех (внутренних и внешних) сторон его бытия, формирующее возможности реализации интересов его текущего и будущего развития. Безопасность - это не только механизм, состояние, но и самостоятельное, достаточно автономное явление, во многом определяющее условия, жизненные возможности, будущее любого связанного с ним объекта.

Существующая идеология национальной безопасности основана на противодействии системе существующих угроз (т.е. фактически рассчитана на меры реанимационного характера). Сейчас общая система безопасности складывается из суммы частных систем, которые определяются желанием, возможностями ведомств, квалификацией исполнителей и прочими частными причинами.

Необходим новый подход. Безопасность может характеризовать состояние только объекта в целом, обладающего собственной, целостной и законченной системой жизнеспособности (возможность постановки самостоятельной цели развития, обособленность управления, наличие автономных систем ресурсонакопления и ресурсопотребления). Поэтому прежде всего следует преодолеть существующее понимание общей безопасности, складывающейся из частных безопасностей. Наоборот - только развитие всего объекта в целом может обеспечить развитие и безопасность всех его составных частей.

Если рассматривать историю с точки зрения формирования и осуществления условий обеспечения безопасности обществ, то станет очевидным, что выигрывают только те из них, государственная организация которых создает всестороннюю защищенность всех аспектов общественного бытия. Таким образом, одной из важнейших высших целей любой государственности была и остается безопасность страны, существующего общественного строя и системы сложившихся общественных отношений, обеспечение всесторонней социальной защищенности народа. Общество - главный фактор жизнеобеспечения каждого человека, и каждый человек находится в сложной системе общественных отношений. Безопасность общества укрепляется по мере роста производительных сил и степени развитости его институциональной системы.

В современной России, несомненно, как равнозначные действуют все три составляющие проблемы обеспечения безопасности: экономическая, политическая и обороноспособность (позиция, обоснованная В. Парето и принятая в западной методологии). Когда речь идет о безопасности, то, как правило, имеется в виду потенциал безопасности (т.е. гарантия выживаемости объекта, другими словами, своевременность, полнота, высокое качество и всесторонняя защищенность объекта)[31]. Исходя из такого понимания сущности проблемы, безопасность можно трактовать как жизнеспособность любого биологического объекта.

Каков же глубинный смысл безопасности и защищенности общества? Защищенность общества (его элементов) есть не что иное, как жизнеспособность всего многообразия его элементов. В таком понимании защищенность как жизнеспособность социального объекта приобретает глубокий социальноэкономический смысл. Коротко суть ее можно сформулировать так: защищенность социума есть исторически определенная система сбалансированных отношений, складывающихся между его людьми по поводу их жизнеспособности (ресурсная возможность выживать и адекватно отвечать на комплекс угроз и потенциальных вызовов), т.е. такая его защищенность от любых внешних и внутренних угроз, которая благодаря трудовой деятельности постоянно поддерживает жизнеспособность страны, а также всех элементов социально-производственных структур.

В свою очередь защищенность (жизнеспособность) общества и любых иных объектов - явление неоднозначное, развивающееся, следовательно, содержащее внутреннее противоречие. При всем разнообразии признаков, характеризующих это противоречие, выделим из них два важнейших, или две важнейшие стороны: жизнеобеспеченность и жизнедеятельность. Одна сторона эволюционная, другая - революционная, но обе они находятся в движении, в диалектической взаимосвязи и взаимодействии.

Эволюционная (консервативная) сторона означает накапливание ресурсов и мер защищенности от традиционных угроз. Она также формирует ресурсные возможности для поиска необходимых будущих ответов системе потенциальных глобальных вызовов. Поэтому она определяется как жизнеобеспеченность.

Революционная (динамичная) сторона - жизнедеятельность - обеспечивает новое качество защиты от традиционных угроз с помощью мер, способных в перспективе адекватно и вовремя ответить на комплекс глобальных вызовов и новых угроз.

Эти противоположные стороны единства находятся в динамическом, а не статическом равновесии, так как постоянно взаимодействуют между собой. Возможность взаимодействия определяется их единой (однородной) природой - они стороны жизнеспособности, а необходимость определяется различием их сущности и объективной взаимодополняемостью - некоторый консерватизм одной и относительная революционность, а соответственно и рискованность другой. Это выражается, с одной стороны, в постоянной необходимости накапливания ресурсов, а с другой - в неизбежном стимулировании вложения ресурсов, т.е. их использовании с целью получения в будущем возможного эффекта. Именно диалектика совершенствования отношений защищенности - бесконечность и непрерывность процесса соединения противоположностей (жизнеобеспеченности и жизнедеятельности), характеризуя завершение отдельного этапа усиления жизнеспособности, обеспечивает усиление защищенности объекта, т.е. повышает потенциал его безопасности. В результате при наличии двух условий (единство интересов социума и правильное управление им) формируется потенциал безопасности нового уровня. Применительно к конкретному обществу эти условия - консолидация общества и эффективная государственная власть совместно с потенциалом безопасности общества - создают новый уровень национальной безопасности. Далее накапливаются противоречия и угрозы нового качества, диктующие условия необходимости перехода к новому этапу усиления безопасности общества.

Этот процесс в человеческом обществе непрерывен и обеспечивает его общий прогресс (собственно именно это определяет в конечном счете основу цивилизационного прироста). Л.И. Абалкин заметил, что «каждая решенная проблема ведет к возникновению новых вызовов, причем часто более существенных и сложных, чем предыдущие»[32].

Итак, безопасность любого социального объекта (включая управляемые людьми технические и технологические объекты) представляет собой такой уровень развития его потенциала (жизнеспособности), который может обеспечить синтез накопленной им жизнеобеспеченности, жизнедеятельности, возможность использования которого зависит от степени единства интересов членов социума и эффективности управления.

Важный признак организованности социальной общности любого уровня, включая общество в целом, реализующий функцию безопасности этой общности, - равновесие системы. Однако равновесие функционирующей системы не обеспечивается постоянно в автоматическом режиме. Сама система постоянно изменяется, следовательно, периодически нарушается равновесие, возникает дисбаланс. Именно появление дисбаланса в системе и вызывает необходимость новых усилий для возврата к равновесию. Равновесие системы и ее дисбаланс - два обязательных и равноценных принципа организации системы. Следовательно, любой развивающийся (изменяющийся) объект (система) вызывает дисбаланс элементов, ее формирующих (их взаимодействий, отношений), а затем (только после пика дисбаланса) появляется возможность реализовать объективную необходимость привести систему вновь к равновесию. Здесь напрямую действуют все три закона диалектики[33]. На это обратил внимание А.А. Богданов. Он дал такое определение равновесия: «Системой равновесия можно назвать такую, которая сохраняет свое данное строение в данной среде»[34]. В социальной системе равновесие - это признак отрегулированности отношений между ее элементами. Нарушение сбалансированности (дисбаланс) во взаимодействии элементов приводит к угрозе целостности и безопасности ее функционирования. Однако равновесие - только момент, к которому стремится система в своем развитии. Каждая система, особенно социальная, постоянно подвергается воздействию угроз (в терминологии А.А. Богданова - «элементов активной среды»), являющихся факторами изменений. Пока система дееспособна, она обеспечивает свою безопасность, «в ней возникают процессы, направленные так, чтобы противодействовать этому изменению»[35].

Момент нарушения устойчивых связей (отношений) в социальной системе означает «момент, с которого они перестают быть тем, чем они были»[36], что характеризует снижение безопасности системы вплоть до кризисного уровня.

Кризис в условиях стихийного развития приводит, как правило, к необходимости установления нового равновесия социальной системы на другом уровне организации ее связей.

Происходит ли выход из кризиса и переход к равновесному состоянию эмпирически, на основе опыта и стремлений каждого из участников социального (производственного) процесса или же этот процесс предполагает прямое внешнее участие (вплоть до государства), зависит от уровня и степени активности внешней среды (в предельном случае - государственного участия): чем выше этот уровень, тем легче выход из кризиса, достижение взаимосогласованных решений (в необходимых жизненных сферах) и соответственно более высокого уровня защищенности (жизнестойкости) этого объекта.

Таким образом, существующая безопасность общества обеспечивается не столько системой разрабатываемых (будущих) факторов и условий, сколько ранее созданным потенциалом жизнеспособности, характеризуемым сбалансированностью и эффективностью систем жизнеобеспеченности и дееспособностью общества в прошлом, а также внешними для системы безопасности условиями: единством интересов участников (их консолидация) и правильностью управления.

Именно два этих (объективных в настоящий момент) обстоятельства позволяют сделать реальностью эти факторы и условия и в целом уравновешивают центробежные и центростремительные силы в экономике и политике. 

<< | >>
Источник: Под ред. В.К. Сенчагова. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник. 2005

Еще по теме Сущность категории «безопасность»:

  1. содержание и сущность категорий «менеджмент», «руководство» и «управление»
  2. 1. Сущность собственности как экономической категории
  3. §1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ
  4. Сущность категории «труд». Мотивация и экономические интересы
  5. 7.1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ КАТЕГОРИИ ТРУДА КАК ОСНОВНОГО ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВА
  6. Сущность и виды экономической безопасности
  7. Коммерческая деятельность как экономическая категория, ее сущность и цели
  8. 4.1. Сущность, возникновение и развитие денег как экономической категории
  9. § 1. Понятие, сущность и виды экономической безопасности.
  10. 3. Сущность налогов как финансовоэкономической категории. Субъекты налоговых отношений
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -