<<
>>

Сценарии горизонтальных отношений между цивилизациями и перспективы развития мировой цивилизации

На протяжении всей человеческой истории цивилизации вольно или не вольно вступали в контакты, от которых нередко зависела их дальнейшая судьба. Необходимо отметить, что в древние и средние века государство в гораздо меньшей степени, чем сейчас вмешивалось в жизнь человека, и национальная принадлежность осознавалась существенно слабее.

Поэтому цивилизационные различия особенно в культурной и религиозной сферах ощущались гораздо отчетливее. Основные варианты контактов, классифицированные по характеру их протекания и по результату взаимодействия, представлены в таблице 9.

Конечно, возможны и различные промежуточные варианты. Примером такого сложного взаимодействия служат отношения Великобритании и Индии в колониальный период. Процесс, начавшийся в форме поглощения и ассимиляции, продолжился весьма продуктивным взаимообменом и взаимообогащением.

Таблица 9 Классификация межцивилизационных отношений

Процесс

Результат

Конфликтный Бесконфликтный
Параллельное развитие Столкновения и укрепление цивилизационного самосознания Взаимообмен и взаимообогащение
Слияние Разрушение, поглощение или ассимиляция Унификация и синтез единой цивилизации

В оценках контактов между цивилизациями в настоящее время и в обозримой перспективе присутствует полный спектр основных вариантов. Наиболее ярко точку зрения о параллельном конфликтном развитии ныне существующих цивилизаций представляет уже не раз цитированный нами американский ученый Сэмюель Хантингтон. Его концепция содержит две основные посылки. Первая состоит в том, что на современном этапе истории, когда холодная война и раскол мира на три лагеря отошли в прошлое, люди более четко стали осознавать свою цивилизационную принадлежность, и большая часть конфликтов переместилась на границы между цивилизациями.

Ярким примером подобного рода служат события в Югославии, где каждую из конфликтующих сторон поддерживают представители родственных цивилизаций: хорватов – Запад, сербов – Россия, а боснийских мусульман – исламский мир. Можно привести еще множество примеров. Это и непримиримая борьба арабских стран против Израиля (интересно, что в октябре 1998 года в прессе промелькнуло сообщение о сотрудничестве Турции с Израилем на почве борьбы с непокорными национальными меньшинствами, что еще раз свидетельствует о пограничном характере Турции), и азербайджано-армянский вооруженный конфликт, и бесконечная вражда Индии и Пакистана, и нарастающая расовая неоднородность США, которая, по мнению Хантингтона, рано или поздно приведет к расколу страны, и публичное наказание Западом Ирака, более или менее явно не одобренное большинством мусульманских стран. Это не означает, что геополитические соображения перестали влиять на события в мире. Так как реальные действия на международной арене совершаются государствами, каждое из которых имеет свои интересы, геополитические мотивы являются наиболее явными и сильными. Но на нынешнем этапе привлекательнее выглядят союзы с родственными в культурном, религиозном, и, в конечном счете, цивилизационном отношении странами, а угроза осознается более отчетливо, если она исходит от страны-представительницы иной цивилизации.

Внутрицивилизационные конфликты разрешаются легче и безболезненнее, а межцивилизационные переходят в затяжную фазу и вовлекают с обеих сторон целые команды поддержки. Например, Ирано-Иракская война, несмотря на ожесточенность и кровопролитность военной фазы, практически не имела продолжения. А арабо-Израильский конфликт продолжается с неослабевающим напряжением уже почти шестьдесят лет.

По мнению Хантингтона, союзы, которые заключаются сейчас между представителями разных цивилизаций, как правило, направлены против третьих сторон. Например, Китай поддерживает мусульманские страны в политической и военной сферах с целью давления на Запад.

Запад объединяется с Россией с целью противостоять военной угрозе с юга и экономической – с юго-востока. Успешно функционирующие экономические союзы тоже, как правило, создаются внутри цивилизаций. Самый удачный из них – Европейский экономический союз, в котором неевропейские страны могут рассчитывать только на место ассоциированных членов. АСЕАН вполне успешно объединяет экономики стран, составляющих периферию китайской цивилизации, а созданная по территориальному признаку Организация стран АТР является консультативной структурой, почти не оказывающей влияния на функционирование ее членов.

Таким образом, по мнению Хантингтона, причиной будущих конфликтов во все большей степени будет культурное и религиозное, то есть, в конечном счете, цивилизационное различие между странами.

Второй посылкой концепции Хантингтона является утверждение, что многолетнее доминирование Запада привело в итоге к росту цивилизационной самоидентификации незападных социумов, чаще всего в религиозной форме. Он пишет в ряде работ, что в середине 90-х годов во многих странах третьего мира к власти пришли более консервативные, более фундаменталистские силы. За последние 30 лет в мире уменьшилась доля людей, постоянно говорящих на английском языке, и христиан западных конфессий. В Индии, которую французский исследователь Ф. Аджами приводит в качестве образца вестернизации, нарастает религиозный экстремизм, а в постоянной союзнице Запада Республике Корея широко распространены антиамериканские настроения, особенно в области культуры. Китайский ученый Лю Биньян пишет о разрушении в КНР конфуцианской морали и необходимости срочно приостановить этот процесс. Великий японский кинорежиссер Акира Куросава на сюжеты таких шедевров западного искусства, как английская пьеса «Король Лир», русский роман «Идиот» и американский фильм «Великолепная семерка», снял абсолютно японские кинокартины. В большинстве мусульманских стран исламу возвращается его привычная роль регулятора всей жизни общества.

Таким образом, можно уверенно констатировать, что осознанные или неосознанные попытки Запада создать всемирную цивилизацию по американо-европейскому образцу вызвали бурную реакцию отторжения и рост самосознания в незападных цивилизациях. Причем реально мир делится не на две части: Запад – не-Запад. Консолидация антизападных сил – явление временное. Каждая цивилизация ощущает свою самобытность, и западной цивилизации, по мнению С. Хантингтона, следует признать свое положение первой среди равных, укрепить границы, найти достойных союзников, более глубоко осознать собственную самобытность и попытаться понять и изучить культуры других цивилизаций.

Конфликтный путь объединения во всеобщую цивилизацию в ХХ веке обычно связывали с вестернизацией. Фактически речь шла об ассимиляции незападных культур. В качестве признаков этого процесса, как правило, называют повсеместное распространение идеи личной свободы, основных политических институтов Запада (парламент, свобода слова, всеобщие выборы, политические партии, профсоюзы и т.д.), унифицированной масс-культуры и культуры быта, обособленной малой семьи. Несмотря на то, что заимствование данных элементов западной цивилизации происходит внешне добровольно, для продвижения их по всему миру, неважно, с политическими или коммерческими целями, используются огромные деньги и мощный аппарат пропаганды и рекламы. Сейчас вряд ли можно сомневаться в том, что образ жизни людей во всем мире, по крайней мере, в городах, стал во многом схожим, причем образцом послужили города Европы и США. Тем не менее, как было показано выше, во всем незападном мире нарастает сопротивление этому процессу.

Большинство российских сторонников цивилизационного подхода считает, что развитие цивилизаций происходило и происходит самобытно и отдельно, а контакты приводят к взаимообогащению и взаимодействию. Ведущий российский культуролог и цивилиограф Борис Сергеевич Ерасов, так же как и современные французские философы-постмодернисты, считал, что цивилизации вообще не могут вступать в конфликт, т.к.

системы жизненных ценностей не являются предметом спора. Конфликт происходит на уровне государств, на уровне материальных интересов, а несущие элементы цивилизаций лежат в области культуры. Например, колониальная эпоха дала мощный импульс для дальнейшего развития обеих сторон. Незападный мир приобщился к передовым достижениям в материальной и политической областях, а Запад, столкнувшись с совершенно новыми духовными и культурными феноменами, получил импульс для развития гуманитарных наук.

То, что принято называть вестернизацией, фактически является модернизацией традиционных цивилизаций, столкнувшихся с проблемой освоения достижений, необходимых для успешного существования в изменившихся условиях. Заимствуя эти достижения у Запада, остальной мир просто экономит время и ресурсы. При этом заимствуется лишь то, что является естественным для любого человека, вне зависимости от цивилизационной принадлежности, например, идея личной свободы или джинсы, либо то, что хорошо сочетается с местной традиционной культурой. Таким образом, цивилизации и дальше будут развиваться параллельно, а густая сеть разнообразнейших коммуникаций позволит им быстро обмениваться теми достижениями, которые имеют универсальный характер.

Наконец, еще раз обратимся к идее единого человечества. В отличие от западных исследователей, которые в основном видят в будущем неизбежное возникновение единой цивилизации на путях добровольной или навязанной вестернизации, российские ученые, в частности, Б. Черняк, предполагают, что возникновение единой цивилизации может быть результатом усилившегося процесса взаимообмена.

В заключение следует сказать, что сегодня невозможно предвидеть, как сложатся судьбы цивилизаций в реальности. Определенно можно сказать, что сближение цивилизаций в результате более тесных контактов действительно происходит. Не менее определенно обозначилось и обострение интереса к базовым ценностям во всех цивилизациях, так же как и агрессивное сопротивление реальным или мнимым посягательствам на эти ценности.

<< | >>
Источник: С.В. Кривяков. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ (учебное пособие). 2007

Еще по теме Сценарии горизонтальных отношений между цивилизациями и перспективы развития мировой цивилизации:

  1. 10.2. Прогнозы развития человеческой цивилизации
  2. О НОВОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА БАЗЕ ПАРТНЕРСТВА ЦИВИЛИЗАЦИИ
  3. 8.3. Воспроизводство и развитие экономической цивилизации
  4. 2.1. Потребности человека и их роль в развитии цивилизации
  5. 5.2. Способ производства и развитие экономической цивилизации
  6. §8. ПРОИЗВОДСТВО ПРИБАВОЧНОГО ПРОДУКТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  7. Жизненный цикл цивилизаций
  8. Стратегия технологического партнерства цивилизаций
  9. 23.1. Формационная природа современной цивилизации
  10. Особенности российской цивилизации
  11. Энергоэкологическое партнерство цивилизаций
  12. 5.1. Сценарии развития мировой экономики
  13. Формирование многополярного мироустройства на базе партнерства цивилизаций
  14. Глава 27 «ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ» И «ПИРАМИДЫ» «ДЕНЕЖНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»
  15. Глава 30 «ДЕНЕЖНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ»: УГРОЗА СУЩЕСТВОВАНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  16. Стратегия энергоэкологического партнерства цивилизаций
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -