>>

История осмысления проблемы безопасности общества и личности

Многовековое развитие социально-экономической мысли свидетельствует о том, что проблема безопасности еще в древности воспринималась как важнейшая в любой социальной структуре, начиная с индивидуума.

Так, в античной философии ставилась проблема взаимосвязи безопасности с хозяйственными и политическими отношениями, предпринималась попытка раскрыть ее роль в общественной жизни[2]. Безопасность трактовалась как защита государства и его граждан от разного рода угроз, которые обычно связывали с проявлением недоброжелательства и злой воли сверхъестественных сил.

Исключение составлял Демокрит, который подразумевал под безопасностью возможность приспособления человека к условиям жизни и выживания наиболее приспособленных существ. Именно так, по его мнению, возник человек, а причиной объединения людей и создания общества была нужда, т.е. необходимость повышения степени защиты каждого[3].

Аристотель содержание безопасности также сводил к проблеме самосохранения. Он считал, что безопасность определяется как естественное чувство человека, что природа вложила в каждое существо естественное чувство любви к себе[4].

С развитием эллинского общества, ростом его богатства модифицировался и критерий безопасности, но все равно он связывался с самосохранением личности, улучшением условий жизни, повышением комфортности. Это подтверждают слова философа Эпикура о том, что «самой настоящей безопасность бывает благодаря тихой жизни и удалению от толпы»[5].

В Греции классического периода индивидуум не мыслился вне государства. Поэтому все считали условием безопасности существования отдельного />

человека жизнь его в обществе. Демокрит рассматривал безопасность как неотъемлемый атрибут государства, задача которого - обеспечение общих интересов свободных граждан.

Идею связи безопасности с политическими отношениями позднее развили другие мыслители.

Платон, исходя из разделения труда между сословиями, полагал, что в идеальном государстве обеспечение безопасности граждан, их процветание и благополучие должны основываться не на стремлении к материальной обеспеченности, а на торжестве справедливости - основного принципа идеального государственного устройства. Каждому гражданину справедливость отводит особые занятие и положение. Поскольку потребности граждан разнообразны, а способности каждого лица к удовлетворению этих потребностей ограниченны, постольку возникает необходимость образования общежития или государства1. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в единое целое, способное к гармоничному развитию. Оно призвано, с одной стороны, обеспечивать гармонизацию интересов, удовлетворение разумных потребностей граждан, а с другой - защищать их (в случае необходимости) от посягательств извне.

Согласно Аристотелю, государство представляет собой высшую форму общения между людьми. Оно возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между отдельными семьями и родами, ради обеспечения их безопасности и благополучия. Поэтому человек по природе - существо политическое (государственное). И если же кто-либо в силу своей природы, а не случайных обстоятельств живет вне государства, тот либо выше человека, либо недоразвит в нравственном отношении. Любой человек становится совершенным гражданином только в рамках государства, которое позволяет ему обрести личную свободу и безопасность.

Рассматривая проблему безопасности как составную часть теории государства, Аристотель выступил как ярко выраженный идеолог среднего класса. В каждом государстве как форме общения свободных людей встречаются, говорил он, люди очень зажиточные, крайне неимущие и стоящие в середине между теми и другими. Возникающие между ними противоречия должны преодолеваться посредством устанавливаемых в законодательном порядке правовых норм. Наилучший государственный строй будет, по мнению автора, в том обществе, которое состоит преимущественно из людей, владеющих собственностью средней величины.

В античной философии безопасность рассматривалась в тесной связи с хозяйственными отношениями, основу которых составляло разделение труда применительно к рабовладельческому строю, и трактовалась в контексте становления политических отношений и социальных учреждений, призванных обеспечить безопасность граждан и государства в целом. Логическое завершение эти идеи получили в эллинистическую эпоху, где были окончательно определены и зафиксированы политико-правовые основы концепции безопасности. Римские философы и юристы считали, что безопасность может реализовываться лишь с помощью права. Последнее должно официально закрепляться в законодательном порядке, благодаря которому регламентируются все социально-экономические отношения в обществе.

В эпоху становления христианства и раннего средневековья безопасность трактовалась как неотъемлемый атрибут божественного провидения, как функция веры. Характерная черта христианской мысли этого периода - выработка

морально-этических догм, в соответствии с которыми должна строиться мирская жизнь всех слоев общества. Определяющими принципами этих догм стали первичность духа и вторичность материи, превосходство духа над плотью. В связи с этим изменилось понимание безопасности, которая стала истолковываться в контексте божественной предопределенности бытия. Кардинально поменялся принцип безопасности: античный принцип самосохранения и выживания личности и государства превратился в принцип спасения и сохранения души. Это предопределяло фатализм людей, каждого человека. Подобное толкование безопасности неизбежно вело к утрате ее социальной направленности[6].

Развитие христианства, Реформация привели к изменению понимания сущности безопасности и условий ее обеспечения. Католицизм формировался как военизированная организация, решающая задачу обеспечения собственной безопасности специфическими методами, протестантизм - как религия, опирающаяся на ценности рыночного индивидуализма, решает задачу обеспечения безопасности с соответствующим предпочтением методов индивидуальной экономической защищенности.

Православие сохранило исходную христианскую общесоциальную направленность веры во всеобщее спасение - отсюда соборность как сущность безопасности личности, реализуемая только в ее единстве с обществом[7], и понимание святости труда как основы бытия общины[8].

В период становления капитализма научные представления о безопасности развивались в русле идей так называемого естественного права. Одним из его наиболее ярких приверженцев был английский ученый Т. Гоббс, трактовавший проблему безопасности применительно к своей теории происхождения государства. Ее исходные постулаты таковы:

во-первых, человеческая природа естественна, неизменна и всегда остается тождественной самой себе;

во-вторых, все люди равны от природы по физическим и умственным способностям, следовательно, они обладают равными естественными правами;

в-третьих, человеческое общество проходит два состояния: естественное (первобытное) и гражданское.

Естественное характеризуется «отсутствием собственности, отсутствием владения, отсутствием точного разграничения между моим и твоим»[9]. Здесь каждый индивид стремится осуществить свое естественное право, не считаясь с естественными правами других, вследствие чего между людьми возникает борьба. В этом состоянии действует всеобщий принцип человеческого поведения - война всех против всех, который противоречит стремлению людей к самосохранению, безопасности и нормальной жизни. Поэтому, будучи существами разумными, они договариваются между собой о принципах совместного существования. Так возникает государство, знаменующее переход от естественной фазы развития к гражданскому обществу, в котором на законном основании ограничиваются и регламентируются права всех и каждого в отдельности. Государство призвано поддерживать и защищать эти права, в том числе и право каждого человека на личную и общественную безопасность.

Дальнейшее развитие данной теории связано с именем другого ученого - Д. Локка, в работах которого она обрела классическую форму.

Различая вслед за Т. Гоббсом два состояния человеческого общества, Д. Локк вместе с тем считал, что естественное состояние вовсе не означает полного бесправия и постоянной вражды одних людей с другими, напротив, его теория характеризовалась естественной свободой и равенством. Основные принципы естественного права - личная свобода и частная собственность - создавали возможность обеспечения безопасности каждого индивида и общества в целом, но не гарантировали ее. Это позволило сформулировать следующее утверждение: причина перехода от естественного состояния к гражданскому обществу - не война против всех, а ненадежность прав человека. Общественный договор, лежащий в основе происхождения государства, не создал никакого права. Он был заключен между людьми для того, чтобы гарантировать им соблюдение и защиту их естественных прав, в том числе и право на безопасность[10].

Аналогичные взгляды развивали французские мыслители (Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и др.). Разделяя теорию общественного договора, они считали, что общество возникло путем договора объединившихся людей, в соответствии с которым люди обязывались оказывать друг другу услуги. Вступая в общественную жизнь, они отказываются от части свободы в предвидении выгод, которые должна им дать жизнь в обществе. Они берут на себя определенные обязательства в отношении общества при условии выполнения обязательств общества по отношению к ним. Люди объединились в общество, следуя чувству самосохранения, для безопасности и из-за стремления к счастью. Государство обязано гарантировать им все их права. Экономическое обоснование естественного права безопасности было дано представителями английской классической политической экономии - А. Смитом и Д. Рикардо.

Большое влияние на понимание социально-экономической сущности безопасности оказало развитие эволюционных теорий естествознания, что привело к трактовке безопасности как общебиологического явления, характеризующего условия нормальной жизни не только социальных, но и сложных биологических систем.

Известно, что классики марксизма-ленинизма непосредственно не исследовали проблему безопасности общества и не издавали по ней фундаментальных работ. Однако дух марксизма-ленинизма прямо выводит на эту проблему, и все научные исследования К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина освещают ту или иную сторону безопасности конкретно-исторического общества. Трудно представить безопасность общества без материального и духовного производства и потребления, а это альфа и омега марксизма.

Однако как для общества в целом, так и для людей производство и потребление материальных благ еще не полная гарантия безопасности. Подлинная марксистская экономическая наука включает не только создание основ жизни человеческого общества, но и обеспечение всех условий его воспроизводства. Одно из таких условий - защищенность общества от внешних и внутренних воздействий. Поэтому военная экономика (которую часто называют III подразделением) как в теории современного марксизма, так и в соответствующей практике управления всегда присутствует в структуре общественного производства каждого развитого общества.

Войны, революции XX в. выдвинули проблему безопасности общества на одно из первых мест в политике, экономике, науке. Одним из основоположников современного взгляда на безопасность общества является В. Парето[11]. Эта проблема поднималась им в исследованиях первой четверти XX в., в которых безопасность общества характеризовалась как взаимосвязь трех составляющих: политической стабильности, экономического процветания, обороноспособности государства, зависящих в свою очередь как от определенных внутренних, так и внешних параметров.

Впоследствии появилась точка зрения, что эта взаимосвязь распространяется в основном на развивающиеся страны, на безопасность которых влияют как внутренняя, так и внешняя политика. Для промышленно высокоразвитых стран Запада, которые характеризуются высоким стабильным развитием как экономической, так и политической системы общества, проблема безопасности якобы сводится исключительно к обеспечению внешней безопасности. Конечно, в данной дискуссии не правы критики В. Парето. Он совершенно правильно ввел в методологию анализа все возможные факторы влияния на развитие исследуемого процесса[12]. Такой подход позволяет впоследствии, при изучении конкретных событий или при прогнозировании ситуации в определенных условиях, придавать факторам влияния необходимое значение, реально определяющее удельный вес каждого из них от 0 до max.

Резко возросшая опасность техногенных и экологических катастроф поставила вопрос о необходимости управления безопасностью общества. В его основе лежит исходное, основное и ряд производных положений - теоретических принципов, отражающих уже закрепленную в научном сознании систему идей - обобщенных положений, т.е. философия безопасности общества. В США (идеология этой страны, как никакой другой, фактически исключает историзм и опирается на текущее время) нет никаких дискуссий по поводу необходимости безопасности. Историческая миссия страны определена, интересы ясны, государственная доктрина, их выражающая, полностью и успешно реализуется и пользуется широчайшей реальной социальной поддержкой - безопасность страны является мощнейшим фактором консолидации общества. В ежегодном докладе «Стратегии национальной безопасности» США конституирующим положением является признание того, что глобальная и собственно американская безопасность зависит в первую очередь от утверждения лидирующей роли США в мире. Провозглашение права применения любых средств для защиты интересов США, простирающихся на весь мир, включая применение превентивных мер боевого воздействия, опирается на экономическое и военное превосходство, волю политического руководства, единство нации в этом вопросе.

Таким образом, можно сделать вывод, что стратегия безопасности США сводится к обеспечению гегемонии их национально-государственных интересов во всем мире. Президент Б. Клинтон еще в 1994 г. в Послании о стратегии национальной безопасности заявил, что «холодная война», может быть, и закончилась, но потребность в американском лидерстве за рубежом остается по-прежнему очень большой. Это положение реализуется как закономерность, стирающая грань между внутренней и внешней политикой. США имеют небывалые, даже для американской практики, возможности и права в международных отношениях: проблемы любой страны могут рассматриваться ими как свои внутренние. Администрация Дж. Буша-мл. в этом направлении идет еще дальше. В частности, она выступила с законодательной инициативой: официально разрешить спецслужбам, исходя из интересов США, по заданию администрации физически устранять лидеров других стран (независимо от факта его демократического избрания и отношения к нему народа) - это к вопросу о приверженности курсу демократии. Далее, США формируют список стран- изгоев, к которым под видом борьбы с терроризмом они могут отнести любые страны и «наведение порядка» в которых (т.е. агрессия США) не требует не только одобрения мирового сообщества, но даже консультаций с союзниками.

«Стратегия национальной безопасности»[13] [14] [15] [16] [17] [18] США - документ, который администрация ежегодно разрабатывает и публикует как декларацию политического курса, выработанного на основе анализа возможностей страны и тех «вызовов», с которыми она может столкнуться. После теракта 11 сентября 2001 г. проблемы терроризма введены в качестве приоритетов в систему национальной безопасности (даже создан специальный государственный орган). Более того, в июле 2002 г. президент США выступил со специальным Посланием, в котором представил документ принципиально нового характера - «Национальную стратегию внутренней безопасности».

Понимание многих проблем безопасности (особенно в части их практического рассмотрения и решения) было найдено в России, вся история государственного строительства которой базировалась на осуществлении принципа безопасности страны, а с правления Ивана IV этот принцип модифицировался в основной критерий государственного управления (т.е. безопасность державы стала основным принципом отбора вариантов управленческих решений).

В России впервые в государственном лексиконе было применено понятие «интересы России». Его в 50-60-е гг. XIX в. ввел в употребление величайший дипломат той эпохи, великий патриот, канцлер князь А.М. Горчаков. Таким образом, национальные интересы в России стали выявляться, осознаваться и формулироваться еще до становления современного западного государственного, в том числе и американского, устройства. Еще 150 лет назад Горчаков считал, что основа безопасности, в том числе и внешней безопасности страны, кроется во внутренней ее готовности к отстаиванию национальных

интересов. Он говорил, что настоящая политика России не за границей, а внутри России. После поражения в Крымской войне и лишения России какого-либо военного присутствия на Черном море казалось, что унижение страны будет очень длительным. Ответом врагам России стала знаменитая горча- ковская фраза: «Говорят, что Россия сердится. Нет, она не сердится, она собирается с силами». Тогда Россия приступила к великим реформам.

Прорывом в проблеме общей безопасности стало учение А. Богданова об условиях и факторах обеспечения равновесности систем, и прежде всего социальной, ибо вне этого состояния невозможно существование самой системы. Высшая форма организованности (защищенности) - «триединая организация - вещей, людей и идей»1. Нарушение равновесности системы может привести к ее негативному или позитивному изменению. Первое означает разрушение, второе - ее развитие. Именно этим определяется степень безопасности состояния социальной системы. А.А. Богданов был известным социал-демократом, в связи с чем все его учение исходит из философии марксизма, опирается на нее и развивает ее.

Важно подчеркнуть, что марксистская общественная и прежде всего экономическая наука послужила теоретической основой практического построения новой общественной формы государственности, и за кратчайшее время была создана сильнейшая держава - Советский Союз, - опередившая за какие-то полтора десятка лет все страны мира в социальном, политическом и военном отношениях и занявшая второе место в мире по экономике. СССР не только стал примером огромного общественного прогресса, но и вынудил большинство стран мира прогрессивно решать многие социальные задачи. Но, обеспечив величайший прогресс человечества и усилив его безопасность, СССР не уберегся от гибели из-за нарушения внутренней стабильности и забвения в государственном управлении стратегических интересов безопасности, что, в частности, явилось следствием неразработанности целостной научно обоснованной концепции развития общества и соответственно отсутствия теоретико-методологических основ функционирования системы национальной безопасности.

Сказанное нельзя понимать так, будто бы отсутствие теоретического, обобщающего определения безопасности предполагало в дореформенной России ее повсеместное несоблюдение на практике. Это не так хотя бы потому, что в недавнем прошлом в стране отдельные виды безопасности были высокоразвиты. Это касается не только высокоорганизованных систем оборонной и государственной безопасности, на которые, как правило, ссылаются как на признак тоталитарного режима. Необходимо подчеркнуть, что такой широкой сети безопасности на уровне эмпирических разработок не было создано ни в одной стране мира, причем реализовывались они повсеместно и тщательно. Однако они не обеспечили обшей безопасности общественно-политической системы. Прежде всего оказалась существенно ниже общественно необходимого уровня экономическая защищенность страны, что подтвердил проигрыш в соревновании двух мировых систем. В результате развала механизма централизованного государственного управления производством и распределением ресурсов, обеспечивающих безопасность общества, эта мощнейшая конструкция рухнула и восстановлению (на тех же принципах) в ближайшие годы не подлежит.

Необходим новый подход, и он разрабатывается. Особую роль в выработке современной научной идеологии безопасности общества с начала перестройки играют ученые Российской академии наук (РАН). В качестве особого

принципиального этапа в формировании научного знания по этой проблеме можно выделить 1987 г., когда была опубликована статья акад. В.А. Легасова, где обосновывалась необходимость создания единой системы обеспечения безопасности государства. Уникальной в дальнейшем решении этой проблемы представляется роль Института экономики РАН (ИЭ РАН). В 1994 г. академик Л.И. Абалкин открыл в журнале «Вопросы экономики» дискуссию по проблеме научного обоснования практических вопросов обеспечения национальной безопасности страны. В том же году под руководством академика РАЕН В.К. Сенчагова группой ученых и специалистов по заданию Совета Безопасности РФ (Совбез РФ) разработаны Концепция экономической безопасности Российской Федерации, Основные положения и развернутый научный доклад в обоснование ее. За 1996-2002 гг. в ИЭ РАН под руководством Сенчагова издан четырехтомник «Экономическая безопасность». В настоящее время ИЭ РАН инициирует постановку вопроса о необходимости и возможности создания принципиально новой системы абсолютной национальной безопасности, основанной на разработке мер, активно воздействующих на комплекс стратегических вызовов и предотвращающих их превращение в систему неконтролируемых угроз. В рыночных условиях речь идет о разработке концепции безопасности общества, которая требует новой методологии.

Проблема обеспечения безопасности для России всегда была достаточно специфичной, что предопределялось особенностью государственных интересов и их реализации. Естественно, возникает вопрос: в чем же, собственно, заключается специфичность этой проблемы? Прежде всего в том, что пока национальные интересы России, сфера их распространения не определены. В официальной идеологии, в науке, публицистике об их содержании в рамках как исторической предопределенности, так и временной трансформации идет дискуссия[19].

Однако смысл и функциональная нагрузка Концепции национальной безопасности в нынешней России просто обязаны быть гораздо шире и фундаментальнее, чем аналогичные руководящие материалы в других странах, потому что «формулирование национальных интересов создает базу для поиска согласия в стране, подпитывает становление гражданского общества»[20].

Над так называемой научной концепцией безопасности начали работать еще в 1990 г.[21] Группа разработчиков концентрировалась вокруг академика Ю.А. Рыжова. Ею была предложена концепция, где доминировала ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей. Созданная, как стало ясно позднее, с позиций политического романтизма, она являлась скорее инструментом давления на тогдашнее руководство СССР и не выдержала испытания временем. Эта работа родила тенденцию, характерную для последующего периода работы над концепцией: подготовка каждого варианта концепции все время отставала от динамики развития событий. «Ситуация здесь меняется настолько быстро, что подготовка проекта концепции не укладывается в реальный масштаб времени»[22].

Следующий этап - политический демонтаж СССР и коммунистической системы после событий августа 1991 г. - связан с летом 1992 г., когда секретарь

недавно созданного Совбеза РФ Ю. Скоков на первом же заседании поставил вопрос о выработке новой концепции безопасности России. Документ опубликован не был.

Этап запуска радикальных экономических реформ характерен тем, что летом 1993 г. новый секретарь Совбеза РФ Е. Шапошников обнародовал Основные положения концепции безопасности.

Этап противостояния центра и регионов, который закончился катастрофой октября 1993 г., характеризовался тем, что была понята необходимость научного обоснования Концепции. Был создан Научный совет Совбеза РФ под руководством В.С. Пирумова. В 1995 г. вышла книга «Проблема глобальной безопасности», однако Концепция представлена не была.

В октябре 1995 г. тогдашний помощник Президента РФ по вопросам национальной безопасности Ю. Батурин выступил с заявлением, из которого следовало, что концепция вряд ли в ближайшее время будет создана из-за отсутствия общенационального консенсуса по ряду принципиальных вопросов. Ожидалось, что очередной шаг в этом направлении может быть предпринят после президентских выборов 1996 г.

После этого началась интенсивная разработка отдельных аспектов национальной безопасности и были приняты соответствующие концепции, доктрины, стратегии. Так, еще 29 апреля 1996 г. Указом Президента РФ № 608 была одобрена Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)[23].

К настоящему времени в качестве сводного документа Президентом утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации[24]. Это, конечно, не означает, что работа над проблемой и соответствующими документами завершена. В перспективе основным направлением работы в данной сфере явится разработка механизма защиты национальных интересов России. 

| >>
Источник: Под ред. В.К. Сенчагова. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник. 2005

Еще по теме История осмысления проблемы безопасности общества и личности:

  1. Раздел I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ
  2. Раздел УШ. КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
  3. Идеология разработки механизма управления системой безопасности общества
  4. 1.7. Экономическая история общества и природопользование
  5. Проблемы безопасности в Интернете  
  6. Под ред. Е.В. Лобановой и М.В. Бибикова. Проблемы экономической истории: mundus oeconomicus., 2006
  7. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ПОНЯТИЕ личности
  8. Глава 7. ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  9. 1.2. История проблемы.
  10. Трудноразрешимые проблемы истории экономики
  11. 1.2. История вопроса и проблемы прогнозирования и планирования
  12. Экологическая безопасность и способы ее обеспечения. Проблемы негативного воздействия промышленности на природную среду
  13. Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы
  14. ЧАСТЬ III ОСМЫСЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ЧАСТЕЙ ВАШЕЙ СИСТЕМЫ
  15. Глава 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ДИСКУРСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
  16. Дополнение. ТЕХНОЛОГИЯ ОСМЫСЛЕННОГО РАЗВИТИЯ
  17. Измерение ВВП: история, текущие проблемы и достоверность
  18. Цель философского осмысления ~ построение «диспозитива» управления
  19. Место проблемы роста в предшествующей истории экономической мысли
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -