<<
>>

КАК АФИНЯНЕ ФИНАНСИРОВАЛИ СВОИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ

Первые шаги налоговой политики в античной Греции

Финансирование общества слишком тесно связано с его структурой, чтобы их можно было рассматривать, а может быть, даже понимать изолированно друг от друга.

Ведь не только финансово-экономические причины лежат в основе того, что общественные структуры, например греческие, облагают своих граждан в виде исключения налогом на имущество и почти никогда регулярным подоходным, что у них нет центральной государственной кассы и что различные кассы накапливают определенные поступления на определенные цели и что очень многие расходы на общество не проходят через общественные кассы, а напрямую покрываются отдельными гражданами или группами граждан.

Способ финансирования общественных структур обусловливается, видимо, тем, как построены последние, каким целям служат, каким образом выполнение задач и несение тягот распределяются между частным и целым. И наконец, он связан с тем, в какой степени граждане зависят от общества, насколько они специализированы и отрешены от верховной власти, насколько обеспечены и согласуются между собой как части целого, которое намного выше их, или же в какой степени целое, которое едва ли больше суммы частей, его слагающих, предстает перед гражданами в образе самодовлеющего центра, власти, другими словами, является тем, что создают сами граждане, и, может быть, именно те, кто только и в состоянии отвечать за решение большинства задач.

При этом речь идет не только об организации самого финансового хозяйства, то есть, скажем, о поступлениях и расходах, но одновременно и о том, какая часть финансовых поступлений для общества вообще идет через общественные кассы, или еще проще: какая часть средств, предоставляемых обществу гражданами, вообще обладает финансовым характером.

В любом случае у древних греков все было иначе, чем у нас сегодня. Их финансового хозяйства нельзя понять, если не рассматривать его как выражение особого бытия гражданина и общества в Греции.

Мы попытаемся здесь исходить из этого соображения, рассматривая античную Грецию вообще и Афины V и IV веков до н. э. в частности.

В связи с этим для начала следует отметить, что греческие общественные структуры не создавались монархами. Конечно, в самом начале цари-василевсы существовали, но власть их была слабой, и, когда эллинистический мир примерно в 750 году до н.э. пришел в движение и начал сильно меняться, она рухнула окончательно: доходы от новых стремительно росших предприятий обогатили и укрепили положение многих представителей знати. Почти повсеместно с монархическими режимами было покончено. Вот почему на основополагающем этапе развития греческой цивилизации отсутствует нечто такое, что в других обстоятельствах является весьма важным моментом. Дело в том, что монархи, концентрируя власть в своих руках, испытывают нужду в деньгах. Им хотелось бы увековечить себя великими свершениями, которые тоже чего- то стоят. Иными словами, они имеют обыкновение присваивать все деньги, чтобы затем тратить их. Все это в известной степени ведет к централизации финансов.

В Древней Греции аналогия с этим обнаруживается в VII и VI веках до н.э. Когда представители знати в различных областях страны закладывали основы тирании, они ввели регулярно взимавшиеся налоги на доходы, достигавшие одной десятой или одной двадцатой части дохода. Это позволяло тираниям тратить деньги на содержание наемников и при необходимости на возведение укреплений, на строительство храмов, городских стен, водопроводов, колодезных сооружений, колоннад, прокладку дорог, устройство празднеств и, наконец, осуществлять определенные инвестиции. Многое из того шло на пользу городам и, вероятно, являлось важным вкладом тирании в укрепление и развитие своего хозяйства и городов.

Но тирания нигде не смогла укорениться по- настоящему. Хотя многие граждане и ценили получаемые ими выгоды, все же владычество тиранов — по меньшей мере в перспективе — рассматривалось как незаконное. И они бесследно исчезли. В Европе периода новой истории абсолютные властители смогли выжить благодаря своему творению —государству.

Демократия наследовала его, и повсюду меты этого происхождения проявляются в современном государстве, не в последнюю очередь в управлении финансами. От тиранов же не осталось ничего существенного, кроме памятников архитектуры и религиозных нововведений. Среди греков не только крепло убеждение в том, что ни одному человеку не следует доверять власть. Они также отвергали любое правление, установленное сверху, как бы оно ни выглядело. Они желали решать общественно значимые вопросы непосредственно в своем кругу —с участием только знати или же, как это было позднее, всех граждан. При этом не должно было быть никаких предстоящих им инстанций, никаких специалистов вообще, никакого государства. Их политическая общность — полис — была не чем иным, как сами они, вместе взятые. В условиях того времени это явилось предпосылкой создания в конечном счете первой в мире демократии, что наложило свой отпечаток и на финансовое хозяйство.

То, как греки пришли к тому, чтобы проложить особый путь развития культуры,— сюжет не нашего повествования. Однако определенные условия, возникшие и окончательно сформировавшиеся при этом, по-видимому, необходимо рассмотреть здесь, чтобы лучше понять древнегреческие общественные структуры и, следовательно, то, каким образом граждане обеспечивали их жизнеспособность. В первую очередь это автаркия, экономическая самостоятельность, которая привела к возникновению знати периода древней истории (около 800 года до н.э). В своих домах (и имениях) они стремились сами себя обеспечивать и отрицали установление любой власти над собой. Разумеется, они жили рядом с другими людьми. Но общества, которые они образовывали, были немногочисленными и обозримыми. Они состояли из них самих и им подобных (ведь и другие входившие в них принадлежали только их домам). Эти общества были, если можно так сказать, беспримерно большими по отношению к тем событиям, в которых они принимали участие.

Своеобразие ранней истории Древней Греции состояло в том, что эта относительная самостоятельность отдельных индивидов и общества не нарушалась.

Возникновение культуры означает появление дифференциации. которая проявляется, как правило, в централизации полномочий и толкований в руках монарха. Короче говоря, права отдельного человека урезаются и унифицируются, человек служит монарху, а тот как бы пересаживает его в искусственную почву, где всякая самостоятельность теряется. Стремление так или иначе обосновать установление прочного, длительного узаконенного господства сопровождается формированием такой картины мира, что отдельная личность может лишь опосредованно приобщиться к его величию. В этом проявляются существенные различия между эллинистическим и монархическим восприятием мира, сохраняющие свою актуальность и в наши дни.

Дифференциация, положившая начало древнегреческой культуре, напротив, шла своеобразными путями размежевания, которые позволили возникнуть в ее недрах не монархии, а группе, объединенной солидарностью. Понятие свободы исключительно четко отделялось здесь от понятия несвободы, равно как мужчины от женщин, граждан от лиц. не являвшихся таковыми, а также полноправных граждан от неполноправных. В кругу полноправных граждан -на первых порах это была родовая знать, а затем и крестьяне — возникали ожесточенные конфликты, велись войны и устанавливались тирании. Однако определяющим фактором оставались равенство и независимость лиц, принадлежавших к этому кругу Последнее означало дальнейшее разделение, разделение между домом и полисом Особые интересы оставались в сфере дома, в общественной жизни человек был только гражданином. Это означало, что в политическом отношении протекала самая настоящая деспециализация каждый хотел быть всем, в равной мере компетентным и способным для решения проблем дома и полиса, включая также военные вопросы.

Общество, обрисованное здесь весьма кратко и в общих типических чертах, имело небольшое число общественных институтов. Существовала потребность в судах, обеспечении определенного порядка, осуществлении контроля за рынком, военной организации и мерах по упорядочению внешних сношений.

Путем принесения жертв и устройства празднеств нужно было заручиться благосклонностью богов. Кроме того, требовалось провести кое-какие работы в городском хозяйстве и порту Большего, пожалуй, и не было. А расходы должны были оставаться по возможности низкими. Ведь знать не любила поборов с собственных владений. Да и крестьяне навряд ли думали иначе.

Позднее стали уже говорить: свободный гражданин отличается тем, что не платит прямых налогов. Это распространялось на Афины и также считалось там лишь обозначением правила, ибо во многих городах без такого рода сборов никак нельзя было обойтись. Сказанное однозначно подтверждается источниками. Спрашивается только, как регулярно они взимались (как часто прибегали к использованию твердых процентных ставок независимо от каких-либо расходов) и в каких размерах. Регулярное взимание десятины или двадцатой части было типичным для тираний. Вообще оно встречалось довольно часто и в других местностях (разумеется, прежде всего в менее богатых городах).

В целом же можно сказать, что граждане обеспечивали жизнедеятельность своих общественных структур самым различным образом и лишь частично путем налогообложения. Последнее начиналось с военного дела. Все граждане, начиная с обладателей определенного состояния, должны были не только нести военную службу, но и вооружаться на собственные деньги. Обучение воинскому делу также не требовало расходов. В лучшем случае из общей кассы выплачивались деньги на содержание во время военных походов, если те затягивались, что бывало крайне редко. Если же удавалось захватить военную добычу, то, по-видимому, все в той или иной степени участвовали в ее дележе. Иначе обстояло дело с кораблями, которые, естественно, требовались для охраны побережья. В таких случаях в Афинах граждан или, скорее всего, только состоятельных людей подразделяли на группы (так называемые нав- крарии), каждая из которых снаряжала один корабль 18.

Когда предстояли крупные расходы, например строительство или ремонт городской стены или сооружение храмов, и деньги на это не поступали из экстраординарных доходов и пожертвований, то обходились, по- видимому, разовыми процентными отчислениями от состояния.

В случае если деньги расходовались, на это можно было согласиться. Это было не что иное, как регулярная уплата налогов. Деньги здесь не шли в общую кассу. При этом их вносили в том размере, какой устанавливался советом или народным собранием и был необходим.

Управление не требовало больших расходов. Должности были почетными, то есть безвозмездно отправлялись представителями знати и частично включали в себя обязанности нести расходы на общество. И только низшие чины администрации, глашатаи и писцы, а может быть, и люди, занятые уборкой мусора, нанимались или получали заработную плату. Возможно, в общественной собственности находились и рабы, расходы по содержанию которых между прочим ложились иногда на должностных лиц. Воспитание также совсем ничего не стоило, поскольку община об этом не заботилась. Быть может, люди содержали для своих нужд врача или нанимали себе певца. В Афинах существовал обычай платить вознаграждение за уничтожение волков. Наибольших затрат требовали проведение культовых мероприятий, приношение жертв (которые затем шли на угощение общины), организация празднеств и торжественных миссий и тому подобных мероприятий.

Средства на общественные расходы большей частью поступали от общинной собственности, например с земельных участков, порой от рудников, а кроме того, от таможенных пошлин, податей на иноземцев, с налогов на продажу, судебных пошлин и штрафов. Когда этих поступлений не хватало, взимали налоги на доходы, в частности на доходы от сельского хозяйства. Решения об этом принимались в зависимости от обстоятельств.

Во всяком случае, определенная часть налогов на доходы зачастую шла на содержание храмов. В то же время последние получали доходы со своего имущества, от продажи шкур животных, приносимых в жертву, и из других источников. Священнослужители знатного происхождения брали на себя различные культовые расходы, а на отдельные должности специально назначались самые богатые граждане. Подробности этого нам просто неизвестны. Как бы то ни было, храмы имели свои собственные кассы.

В целом размеры пожертвований зажиточных семейств на устройство празднеств, организацию представлений, ведение строительных работ трудно переоценить. В те времена богатство не связывалось с нечистой совестью, напротив, его охотно выставляли напоказ. Как раз в Древней Греции можно найти примеры демонстративного расточительства. И именно поэтому прилагались многочисленные усилия, чтобы ограничить проявление излишней роскоши со стороны отдельных лиц. Тем самым пытались предотвратить возникновение общественного недовольства, повысить эффективность хозяйства и одновременно направить честолюбие зажиточных людей в другое русло, с тем чтобы они использовали выставляемое напоказ богатство во славу богов и на благо городов. Образцом для подражания могли служить архитектурные амбиции тиранов. Наверняка деяния на благо общества могли проявиться, скорее всего, в соперничестве как частных лиц, так и семейств. Самостоятельность и соперничество были взаимосвязаны между собой. Наряду со стремлением к власти было довольно четко выражено также желание превзойти другого.

Когда во второй половине VI века общественные структуры обрели новые формы, грубо говоря, были заново созданы и упорядочены широкими крестьянскими массами, многое изменилось. Неизменным оставалось одно —та сумма заинтересованных участников, которая и являлась обществом. Только в дальнейшем в политической жизни стали активно участвовать более широкие круги населения. Структура же издержек не изменилась совсем. По-прежнему через центральные кассы шла лишь небольшая часть денег, расходовавшихся на общественные нужды. Впрочем, дело вполне могло обстоять таким образом, что доходы города превышали его расходы. Разница в этом случае распределялась между гражданами полиса. То, что в такого рода обществах не могли быть удовлетворены многие притязания жителей, вернее сказать, что таковые даже не возникали, очевидно. Но стремление олицетворять общество было сильнее желания что-либо получать от этого общества.

Еще одно глубокое изменение произошло в Афинах в начале V столетия до н. э. Примерно в 483 году там был построен большой флот. Вскоре был создан и оборонительный Морской союз греческих государств, направленный против персов, который в дальнейшем превратился в афинскую морскую державу, нуждавшуюся в защите. Где-то в 461 году возникает радикальная демократия. Наконец, принимается грандиозная строительная программа, задача которой — украсить город и стать доказательством величия Афин. Все это породило совершенно новые, принципиально отличные от прежних финансовые требования. Конечно, уже существовали и новые средства их удовлетворения.

Создание флота стало возможным благодаря открытию новых месторождений серебра в Лаврионе, горнорудном центре страны. По совету Фемистокла было решено относительно высокие доходы от этих рудников не распределять между гражданами, а выдавать по одному таланту на каждую сотню богатых граждан, чтобы каждая из них выстроила на эти деньги по одной триере, самому современному военному судну того времени. Денег, возможно, хватало на постройку судна, но их не хватало на его оснащение. Таким образом, хозяевам приходилось доплачивать из собственного кармана. Вместе с тем им доверялось командование судном. Это обстоятельство, впрочем, поражало в том смысле, что для этого следовало бы обладать соответствующими техническими способностями. Этот институт получил название триерархии и в последующий период играл большую роль в Афинах. Богатые граждане нерегулярно, по мере надобности, чаще всего раз в год, являлись сами или — что в конечном счете становилось необходимостью — привлекались для то- "го, чтобы брать на себя обязательства по ремонту и оснащению (возможно, даже по постройке) судов. Они делали это хотя и не полностью, но в значительной мере за свой счет.

Триерархия была одной из многочисленных литургий19, количество которых начало расти с конца VI — начала V века до н. э. С течением времени совершенствовалась их организация. К юму же их сознательно ставят на службу полису. «Литургия» в переводе на русский язык означает «общественная повинность». В число этих повинностей входили финансирование праздничных шествий, культовых факельных шествий, хоров, комедий, трагедий, строительства и, как в прошлом, выделение средств на приношение единичных жертв (что означает на деле общественные трапезы) и культовые обряды. Не всегда оправдывавшиеся ожидания общества, что состоятельные слои своими деньгами помогут ему в различных обстоятельствах, переплетались теперь уже необъяснимым для нас образом с традиционным честолюбием знати, ее стремлением выделиться из общей массы и блеснуть своим состоянием с помощью вызывающего размаха, чтобы не сказать мотовства. Литургии как бы дополняли личную независимость граждан, которая находила свое отражение также в 1 ом, что им не приходилось регулярно платить прямых налогов. Впрочем, платежи знати с учетом обозримости как пространства — Аттика была меньше сегодняшнего Люксембурга,— гак и общественного характера гой жизни проявляли себя как весьма действенный фактор. Этот город, за несколько десятилетий ставший первой державой Греции и центром блистательной высокоразвитой культуры, казалось, стоил таких затрат. И еще: тот, кто не платит в общий котел, которым распоряжаются другие, даже не получая за это благодарности, а гратит свои деньги ради достижения собственных целей, постарается сделать все лучшим образом и вложит в дело все свое честолюбие, чтобы превзойти других. О морской экспедиции в Сицилию в 415 году до н. э. сообщается, например, что триерархи «оснастили свои корабли великолепными щитами и оружием и на спор постарались превзойти других в великолепии украшений судов». Подобные масштабы честолюбивых проявлений были исключением. Но дух соперничества сам по себе становится правилом. Более того, его развитие поощряет общество, учреждая многочисленные призы и проводя чествования. В V веке до н.э. система, по-видимому, функционировала без особых осложнений, хотя предпосылки к этому уже существовали: многое зависело от того, в какой степени пожертвования и политическое руководство соответствовали друг другу. Правда, была и еще одна причина: отдельным гражданам хотелось заслужить признание у правящего демоса. Как был в деталях организован институт литургии, нам неизвестно. Но уже тогда существовали определенные нормы, а может быть, и законы, регламентировавшие эти повинности. Их несение отнюдь не было добровольным делом.

Не исключено, что накануне греко-персидских войн триерархи несли существенную часть расходов не только по оснащению судов, но и по оплате труда гребцов. У Афин не было денег на покупку соответствующего числа гребцов, ведь на каждое судно требовалось до 170 гребцов. Всего же нужно было обеспечить командами свыше 100 судов. Кроме того, город, по-видимому, нес расходы и по содержанию необходимых верфей, а еще раньше приступили к работам по расширению гавани в Пирее. Во всяком случае, приходилось либо вербовать множество афинян в качестве гребцов, либо просто обязывать их к этому. Обычно гребцы рекрутировались из беднейших слоев горожан. Следовательно, нужно было не только содержать их, но и платить им жалованье.

После победы над персами флот могли содержать в основном новые союзники Афин, поскольку союз древнегреческих городов-государств, возникший для защиты от персов, предусматривал, что его члены должны были или предоставлять корабли, или платить определенную сумму афинянам, на которую содержался, строился и находил боевое применение флот. Большая часть союзников предпочитала платить. Денег вполне хватало на флот и гребцов и прочие столь нужные затраты, например на сооружение ангаров для судов (дело в том, что суда не могли долгое время оставаться на плаву). Зачастую денег хватало еще и на другие дела.

Не позднее середины V века появилась необходимость все в большей степени оплачивать также содержание пеших войск и, возможно, выдавать солдатам денежное довольствие, особенно тогда, когда они отправлялись в длительные военные походы или участвовали в многомесячных осадах крепостей. Вскоре стали создавать специальные войска из наемников. Хотя греки и финансировали войны по возможности за счет войн, то есть за счет реквизиций, эта сторона военного дела тем не менее порождала большие расходы. Во время войны львиную долю имевшихся в распоряжении средств поглощали военные расходы, включая те, которые направлялись на флот. Следствием ведения войн явилось установление особой статьи в бюджете— материальное обеспечение многочисленных сирот войны. Они получали содержание, а когда становились взрослыми, город полностью брал на себя расходы по их вооружению.

Второй довольно значительный комплекс расходов сложился в то время, когда низшие слои граждан стали активнее участвовать в политической жизни. Демократия в условиях античности могла формироваться лишь как прямая демократия. Широкие слои не хотели, чтобы кто-то представлял их интересы. И для соблюдения своих прав им нужно было проявлять большую активность, в особенности в народном собрании, народных судах и Совете пятисот, состав которого каждый год полностью переизбирался: его членом можно было стать всего два раза в жизни. Регулярное участие многих граждан в управлении городом сдерживалось тем, что они не находили необходимого для этого свободного времени. В конечном счете это привело к краху политической системы Афин. Вот почему выборные должности стали оплачивать, были введены диеты 20 Примерно в то же время была реорганизована структура присутственных мест. Их количество резко увеличилось, возросла сменяемость людей на каждом месте, чиновников назначали по жребию, а их труд стал оплачиваться. Кроме того, во время больших театральных представлений каждому гражданину выплачивалась определенная денежная сумма, чтобы он смог принять участие в празднестве.

Эти деньги представляли собой административные расходы особого ряда. В те времена новая ситуация как бы требовала по-новому взглянуть на характер греческого общества, поскольку чрезвычайно расширившиеся задачи первого греческого государства — великой державы Афин — должны были решаться по возможности самими гражданами. И если низшие слои населения теперь полностью причислялись к гражданам, то им также следовало принимать участие в этом. Поэтому их труд надлежало оплачивать. Лишь диеты делали их полноправными гражданами. Впрочем, диеты были не слишком высокими. Неясно, действительно ли с самого начала, то есть с конца V века до н. э., этих денег хватало на пропитание одного человека. Как раз в это время происходило быстрое обесценение денег, а денежное содержание, по-видимому, оставалось прежним. Возможно, что первоначально диеты хватало на то, чтобы как-то прокормить семью.

Под воздействием диет характер города-государства коренным образом менялся. В то время как представители знати и крестьянства как бы в силу собственной независимости при известных условиях выполняли функции граждан, бедные слои городского населения во многом зависели от общества. Одновременно степень их участия в жизни общества была столь высока, что это наполняло само это понятие совершенно новым содержанием. Более того, добывание денег тем или иным способом стало их постоянной заботой.

Политическая деятельность, должности, общественная активность значили для них не меньше, чем когда-то для знати. Идеалы знати воодушевляли их. И поскольку эти слои не могли существовать за свой счет, их требования (притязания) к обществу были большими. Афины — великая держава — были в состоянии удовлетворить эти требования. Разумеется, до тех пор, пока оставались таковой.

В середине V века эти притязания нашли свое отражение в третьем, очень обширном комплексе расходов: в строительстве Акрополя, являвшемся символом могущества, богатства, побед города-государства Афин и, конечно, его культуры, поскольку демократическим Афинам очень важно было показать, что и в этом отношении они в состоянии соперничать со знатью. Громадный фриз Парфенона служил, помимо всего прочего, самоизображению самих граждан во всем их блеске, благочестии и привлекательности — в рамках торжественной процессии во время празднеств в честь богини Афины 21

Наряду с перечисленными расходами в V веке до н. э. появилось множество других, новых. Так, нужно было содержать полицию из скифских рабов численностью в 300 человек, тратить средства на снабжение города зерном и лесом (на строительство судов), дипломатические миссии, на публикацию законов (когда их текст высекался на камне) и на спортивные игры. Строились протяженные крепостные стены между Афинами и Пиреем, в новых великолепных формах перестраивалась агора — место политических собраний, сооружались общественные здания. По проекту Гипподама22 был заново перепланирован Пирей. В какой степени строительство спортивных сооружений и бань, которыми в то время пользовались все жители, финансировалось обществом и какое распространение получили общественные школы — все это и многое другое остается неясным.

Очевидно, что затраты заметно колебались год от года. Мерилом в этом деле были военные расходы. Ведь войны были частыми и непредсказуемыми по продолжительности. В середине столетия большая часть поступлений на случай возникновения кризисных ситуаций хранилась в Парфеноне.

Доходы города в V веке до н. э. складывались чуть ли не наполовину из взносов государств — членов союза. По-прежнему большую роль играли доходы от эксплуатации серебряных рудников Лавриона. Заметно выросли поступления от взимания таможенных пошлин, рыночных налогов и налогов на иноземцев. Каждому иностранцу, селившемуся в Афинах, надлежало платить подушную подать. Богатство города и его возможности, потребности в вооруженной силе привлекали многих иностранцев. По тем же самым причинам Пирей стал одним из важнейших перевалочных пунктов на Эгейском море. Ввозная и вывозная пошлины составляли вначале 1%, а затем повысились до 2%. Сильно выросли судебные сборы. Афинские суды рассматривали многочисленные спорные вопросы участников Морского союза, участились случаи судебных разбирательств дел граждан самих Афин, да и отдельные штрафы были весьма высоки. Возникли новые виды налогов, среди них и на древнейшую в мире профессию, однако не на другие промыслы. Прямых же налогов в тогдашних Афинах, насколько мы можем судить, не было.

Более точными данными мы не располагаем. Известно, что примерно в 430 году до н. э. денежные поступления Афин составляли около 1000 талантов. Однако трудно сказать, какова была их реальная стоимость. Никакие цифры и никакие пропорции не позволяют объективно сопоставлять эти данные с аналогами сегодняшней действительности. Впрочем, интересен тот факт, что максимальная сумма, которую богатые горожане должны были затратить на триерархии, равнялась примерно 200 талантам. Такую сумму вносил всего 1% всех граждан. И далее, отчисления на Пело- понненсскую войну, начавшуюся в 431 году, составляли также 200 талантов. При расчете этой суммы исходили из того, что на такие сборы следовало уплатить 2—3% стоимости имущества. Наконец, есть и еще некоторые данные, характеризующие расходную часть финансового хозяйства Афин. Так, расходы на возведение Парфенона оцениваются примерно в 700 талантов, содержание команды одной триеры стоило в 430 году половину таланта в месяц, в 415 году эту сумму увеличили до одного таланта. Правда, эта мера была проведена в жизнь в связи с сицилийским походом. Таким образом, легко подсчитать, что содержание ста судов, находившихся в море 6 месяцев, поглощало бы почти половину доходов города, если бы до того союзников не заставили увеличить вдвое свои взносы (в действительности же просто-напросто дань). Впрочем, чуть позже Афины ввели 10%-ную пошлину на все товары, следовавшие через Босфорский пролив.

Взимание налогов осуществлялось откупщиками, обязавшимися платить твердую сумму общине. Деньги поступали в различные кассы, которые возглавляли казначеи. Это был, пожалуй, единственный способ сохра- нятъ надзор и осуществлять контроль за финансовым хозяйством. Но в этом же нашло свое отражение и то обстоятельство, что деньги шли не только в руки государства, которое ведало бы ими в рамках общего бюджета. Различие при этом вовсе не столь маловажно. Даже если излишки по соответствующему решению могли быть переданы из одной кассы в другую, прямая взаимосвязь между расходами и доходами все же сохранялась. Впоследствии нашли и нужную формулировку: деньги появляются только тогда, когда они действительно нужны, но не раньше. Тем самым очень верно подмечен способ общественного хозяйствования. Доходы конкретно и напрямую соизмерялись с потребностями в расходах, а не наоборот — расходы, которые намечались бы в зависимости от суммы доходов, имевшихся в распоряжении. Помимо различных касс полиса существовали еще и кассы храмов, поступления в которые шли от сдачи в аренду земельных участков, из денежных пожертвований и приношений, а также от налогов на доходы из той части военных трофеев, которая посвящалась богам. Полис мог рассчитывать на эти средства и, если заставляла нужда, брал эти деньги в качестве займа под проценты, правда зачастую не имея возможности возвратить их. Общественных займов практически не было. При необходимости для покрытия дефицита на состоятельных граждан полиса раскладывался соответствующий налог.

Итак, финансирование общественных структур в Афинах V века до н. э. было поставлено на совершенно новую основу. Конечно, это было уникальным явлением, равно как и богатства, которыми владел город. Одновременно с этим произошло и весьма любопытное смещение акцентов. Литургии в большей мере стали служить решению проблем флота и организации празднеств, а демократия взяла на себя реализацию крупных строительных программ города. Прежде осуществление такого рода проектов отдавалось знати, которая за свои деньги — и к собственной славе — возводила сооружения во всем их блеске. Теперь за это дело взялись комиссии граждан, считавших каждый обол. Инвестиции же, не служившие умножению могущества города или украшению его храмов и рынка, заметно сократились (за исключением, быть может, колодцев и водопроводов). В целом Афины были малопривлекательным городом. О состоянии домов, улиц, даже канализации, судя по всему, не слишком заботились. В этом не было никакого политического интереса, политику творили в иных местах.

После поражения в Пелопоннесской войне и распада Морского союза, давно ставшего империей, финансовое положение Афин заметно ухудшилось. Доходы упали, казна опустела, затраты же, особенно во время войны, могли быть крайне высокими. Не оставалось ничего другого, как только опираться на состоятельных граждан, включая, возможно, и средние слои крестьян. Между 376 и 366 годами до н.э. пришлось использовать различные сборы, составившие в сумме налог на имущество в размере 1% в год. В то же самое время и триерархия практически превратилась в своего рода налог. Уже в ходе Пелопоннесской войны было предписано, что в снаряжении одного судна могут участвовать два человека. Теперь же принимались меры к систематизации финансового хозяйства. Общие тяготы, которые нес город, были уточнены и распределены. В ходе двух финансовых реформ предпринималась попытка распределить повинности более справедливо. Было также решено переводить излишки из всех касс города в ту кассу, которая распределяла среди населения так называемые зрелищные деньги для посещения театров, что между прочим служило средством привития жителям чувства сдержанности при осуществлении расходов и являлось каналом пропаганды миролюбивой политики. Тогда же были введены более четкие правила, согласно которым между двумя сроками исполнения триерархий должно было пройти определенное время. В 378 — 377 годах провели всеобъемлющую оценку имущества и состояния граждан. Один из богатых афинян заявил тогда, что для себя лично он оставляет столько, сколько ему «требовалось для умеренного жизнеобеспечения, а все остальное готов предоставить для удовлетворения общественных потребностей». Определенную роль сыграло и учреждение института так называемого «антидосиса». Тот, кто считал, что его состояние меньше, чем у другого, и, следовательно, он в меньшей степени обязан исполнять литургию, мог подать в суд прошение об изменении оценки его состояния. До наших дней дошли сведения о многочисленных жалобах богатых граждан по поводу их эксплуатации и несправедливого к ним отношения. Конечно, они преувеличивали свое бедственное положение. В те времена целые состояния по доброй воле тратились на осуществление крупных проектов. Однако готовность исполнять государственные повинности заметно уменьшалась. Причиной тому были как перегрузки при несении тягот, так и желание сохранить деньги или же тратить их на личные нужды и предметы роскоши. Описание всех этих подробностей увело бы нас далеко от темы. Важнее дать краткое описание сути дела и провести некоторые сравнения.

Способ финансирования афинянами своих общественных структур является точным отражением их гражданского и общественного бытия и истории этого бытия. Ничем не ограниченная независимость знати еще только зарождалась. Когда широкие слои крестьянства, опираясь на политическое мышление своего времени, начинают требовать права голоса при решении важных вопросов, чтобы контролировать общественную жизнь, то единственный путь к этому лежит через активное участие в формировании политических решений. Участию же в политической жизни все более широких кругов населения соответствует и расширение масштабов политической деятельности полиса. Этот вид деятельности осуществляется знатью и всеми так или иначе независимыми гражданами. Таким образом, нет никаких причин для создания особого аппарата власти, помимо меняющихся и располагающих особой властью чиновников. Пока эти граждане являются олицетворением полиса в той мере, в какой они сами формируют полис в политическом смысле слова.

Когда в V веке до н. э. Афины начинают проводить внешнюю политику и вести войны с невиданным доселе размахом, обстоятельства, казалось, поменялись местами. Масштабы политической деятельности сильно расширяются. И полис в той степени олицетворяется гражданами, в какой беднейшие слои населения не в силу своего статуса, а на основании своих военных заслуг требуют практического участия в политической жизни. Их существование как граждан зависит от диет. Но в силу этого они не становятся нахлебниками города, а напротив, принося жертвы, служат городу во время войн, влекущих за собой большие людские потери. Именно эти граждане и наполняют сущностью понятие города. Что же касается участия граждан в финансовом хозяйстве, то результат таков: низшие слои получают диеты, средние — ничего не получают, но и не платят ничего, знать же несет повинности (литургии). В политическом плане господствует равноправие де-юре и де- факто. Это равноправие выражено столь явно, является столь осознанным и делает участие в политической жизни столь важным потому, что общественный порядок со всеми его различиями продолжает существовать, и потому, что едва ли можно себе представить какие- либо изменения этого порядка. Равенство и неравенство, постоянно дополняющие друг друга, в данном случае выражаются в том, что знатные .и богатые граждане оплачивают многое в жизни города, а также в том, что некоторые из них занимают важнейшие посты в городской иерархии. Они руководят, они и платят. Но делают они это — и это имеет решающее значение— в духе общественного служения. Большая же часть состоятельных людей лишь платит, но не руководит. Участие в политической деятельности предполагает наличие ярко выраженной гражданственности, а также умения поступаться материальными потребностями. Следует сказать и о том, что они уже не столь оторваны от окружающей действительности и от своего времени, а также о том, что их труд оценивается не столь высоко. Такая политическая деятельность, равно как и весьма солидное использование частного имущества, величину которого трудно определить, должна была одновременно установить тесные рамки будущим инвестициям и планам. Иначе говоря, даже здесь в этом смысле господствовало «потребительское мышление», которому вскоре стали тесны эти рамки.

Расходы на общество, серьезно занявшееся политикой, несли, однако, в основном люди, не являвшиеся гражданами полиса: союзники, поселившиеся в городе иностранцы, купцы и другие лица, а в известном смысле и женщины, на плечах которых лежала большая часть работ по хозяйству и дому, и, опосредованно, в больших масштабах многочисленные рабы.

БИБЛИОГРАФИЯ И ПРИМЕЧАНИЯ

A. B?ckh. “Die Staatshaushaltung der Athener”, Bd.l, 2, hg. v. M. Fr?nkel. Berlin, 1886. * r

H. Francott. “L’Administation Financi?re des Cit?s Grecque” Paris, 1903.

A. Andreades. “Geschichte der griechischen Staatswirtschaft”, Bd. 1. M?nchen, 1931.

W. Schwahn. “Tele”.— “Paulys Real-Encyclop?die der classi- schen Altertumswissenschaft”, Bd. V A. 1934, S. 226 3)0.

W Ehrenberg. “Der Staat der Griechen” Z?rich, 1965.

J K. Davies. “Athenian Propertied Families 600- 300 B. C.” Oxford, 1971.

S. L?ufer. “Die Liturgien in der Krisenperiode Athens. Das Problem von Finanzsystem und Demokratie”.— E. Ch. Wels k?pf. “Hellenische Poleis” Berlin, 1974, S. 147-159.

<< | >>
Источник: Ланин Б.Е.. ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С ДЕСЯТИНЫ: Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б.Е. Ланина.—М.: Прогресс.— 408 с.. 1992

Еще по теме КАК АФИНЯНЕ ФИНАНСИРОВАЛИ СВОИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ:

  1. Как заработать, используя свои литературные способности
  2. Структура общественного производства.
  3. Понятие и структура общественного сектора
  4. Лекция 2. Общественное производство: сущность, структура, результаты
  5. Сущность и структура общественно-экономической формации.
  6. Глава 5 ФИНАНСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА В СТРУКТУРЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
  7. 1. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
  8. 3. Структура общественного производства. Типы воспроизводства
  9. § 1. Структура национальной экономики и совокупного общественного продукта
  10. Социальный капитал как общественное благо
  11. Государство как поставщик общественных товаров
  12. 2. Финансы общественного сектора как ресурсный потенциал
  13. 7.1. Производство как явление общественной жизни
  14. 2. Как преодолевается убыточность общественного сектора?
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -