<<
>>

Джим Пауэлл Как частное предпринимательство СОЗДАЛО СОВРЕМЕННУЮ ЯПОНИЮ

  Успех частных предпринимателей и провал государственных чиновников

Во второй половине XIX в. буквально на протяжении жизни одного поколения Япония превратилась из отсталой аграрной страны в динамичную экономику.

Японцы добились стремительного и устойчивого роста в гораздо более сжатые сроки, нежели западные страны, используя при этом сравнительно небольшие объемы внешнего капитала. Эта трансформация остается одной из наиболее впечатляющих в современной истории.

Несмотря на то, что японские достижения нередко почитались как результат мудрой промышленной политики государства, совсем немного фактов свидетельствует в пользу подобного утверждения. Если не считать устранения многочисленных препятствий для предпринимательства, то правительство оставалось второстепенным и во многом несостоятельным действующим лицом. Оно направляло средства на развитие тех или иных крупных проектов, но практически все они приносили только убытки. Престижные отрасли тяжелой промышленности, пользуясь поддержкой государства, никогда не вносили столь же ощутимый вклад в развитие экономики, как, например, такие скромные отрасли, как текстильная промышленность, которые в большинстве своем не имели правительственной поддержки.

До середины XIX столетия правление сегунов (военных диктаторов) из рода Токугава на два с лишним столетия фактически отрезало Японию от внешнего мира. С 1636 г. сёгунат ввел смертную казнь для японцев, которые будут пойманы при попытке покинуть пределы страны. Японским купцам было дозволено торговать исключительно с голландцами и лишь на маленьком острове Дейджима неподалеку от Нагасаки. Этот двухвековой период стал известен как «Великий покой», в ходе которого японцы довольствовались весьма скромными успехами. Общая площадь обрабатываемых земель постепенно расширялась, однако без стимулирующего влияния внешнего мира экономика страны стагнировала.

Методы производства в сельском хозяйстве или промышленности почти не изменились. Японцы оставались в неведении относительно промышленной революции, охватившей страны Западной Европы. Множество самых различных вещей, уже ставших привычными в Западной Европе, в Японии оставались неизвестны.

Кроме того, существовали и внутренние ограничения, которые не позволяли жителям одного региона вести торговлю с представителями других регионов. Основная цель здесь заключалась в том, чтобы разъединить людей и тем самым воспрепятствовать формированию политических союзов против власти сёгуна. Более того, японцы не могли свободно выбирать себе род занятий. Законы, регулирующие потребление, запрещали простым людям покупать такой предмет роскоши, как, например, шелк; ограничение размеров рынка и подобные законы гарантировали, что производство останется мелким, не имея возможностей накопить капитал для серьезного расширения своей деятельности. «Этот поздний феодализм представлял собой одну из наиболее целенаправленных попыток в мировой истории законсервировать общество в строгом иерархическом порядке», - отмечает историк Герберт Норман.

Одно из непредвиденных последствий этих ограничений заключалось в том, что японцы не смогли извлечь сколько- нибудь существенных выгод из своего внутреннего рынка. Вынужденные обслуживать только местные рынки, японские компании были менее крупными и менее конкурентоспособными, нежели они могли бы стать в противном случае. Самым же худшим последствием становился голод, возникавший вследствие того, что ограничения мешали земледельцам с излишками урожая доставить зерно туда, где люди страдали от недорода. В стране все чаще вспыхивали восстания. В 1837 г. вооруженные крестьяне в Сетцу передали местным чиновникам следующую петицию: «По причине того, что цены на рис были высоки и распространились многие болезни, было много таких, которые умерли. Еще с весны из ста с лишним душ двадцать умерло от голода, а этой осенью за последние девяносто дней мы похоронили половину из наших жителей.

Мы просим только, чтобы правительство позаботилось о нас». Ограничения, наложенные властью на торговлю с целью укрепления режима, серьезно ослабили страну.

Вопреки усилиям сегунов насадить в стране автаркию японцы проявляли интерес к внешнему миру. Некоторым удавалось бежать из страны на борту голландских торговых или американских китобойных судов. Тайно в Японию проникали голландские книги. Многие самураи продавали свои мечи, чтобы заполучить учебники голландского языка, стремясь таким образом прочесть голландские технические книги. Опираясь исключительно на знания, полученные из книг, любознательные японцы изготавливали перья для письма, чернила, химические и лечебные препараты. Любознательность усилилась после того, как англичане подвергли артиллерийскому обстрелу города Кагосиму и Симоно- секи после нападений на их торговые суда. Народ Японии не нуждался в том, чтобы правительство распространяло сведения о внешнем мире; он нуждался в том, чтобы правительство не чинило препятствий и можно было бы учиться, не рискуя при этом собственной жизнью.

В середине XIX в., после того как Орегон и Калифорния стали частью США, Соединенные Штаты получили доступ к Тихоокеанскому бассейну. Люди заговорили о сооружении трансконтинентальной железной дороги. Активно развивалась торговля с Китаем и в этом контексте Япония выглядела подходящим местом для того, чтобы корабли могли пополнять здесь запасы угля и других ресурсов. Однако сёгун отказался обсуждать возможность расширения контактов с внешним миром.

В июле 1853 г. американский адмирал Мэттью Перри появился в заливе Эдо (Токийском) с флотилией из четырех хорошо вооруженных кораблей, два из которых имели паровые двигатели - немногим японцам доводилось тогда видеть что-то подобное. Орудия этих кораблей могли сравнять с землей чуть ли не весь город, а поскольку большая часть продуктов доставлялась сюда по морю, то Перри был в состоянии установить мучительную блокаду. Сегун в этом случае вряд ли смог бы что-либо сделать.

Перри вручил чиновникам послание от президента Милларда Филлмора, в котором выражалось желание завязать дружественные отношения. После этого Перри отбыл. Вернулся он год спустя уже с восемью судами. Было очевидно, что с американской угрозой необходимо считаться.

Сёгун оказался бессилен не только против западного оружия. В стране его положение также утрачивало свою незыблемость. Располагавшиеся на западе страны феодальные кланы Чосю и Сацюма уже имели пусть небольшой, но непосредственный опыт знакомства с европейской военно- морской мощью, и поэтому активно настаивали на реформах, которые позволили бы защитить независимость Японии. В то же время японские книжники поставили под сомнение моральные притязания сегунов, доказывая, что духовным олицетворением нации является император. Эти ученые мужи проповедовали возрождение религиозного

учения Синто, предполагавшие, в частности, культ императора. В свою очередь император дал свое благословение предводителям мятежных кланов, которые вооружили свои отряды иностранными ружьями. Сегун же не располагал ни поддержкой среди населения, ни средствами для содержания по-настоящему боеспособной армии. Его солдаты, вступая в бой с противником, были вооружены в основном традиционными двуручными мечами.

Находясь под внешним и внутренним политическим давлением, сёгун дал согласие на то, чтобы Таунсенд Харрис мог обосноваться в Симоде в качестве первого официального американского консула. Харрис вел торговые переговоры, которые затянулись на несколько лет вплоть до 1857 г. В то время британским и французским войскам удалось завоевать часть китайской территории. Как предполагалось, существовала вероятность того, что часть этих сил могла быть направлена против Японии. Чтобы этого не случилось, сёгун согласился на условия договора, предложенные Харрисом, а именно: а) американцы вправе вести торговлю не только в Нагасаки подобно голландцам, но и в Иокагаме, Кобе, Ниигате, Симоде и Хакадотэ; б) пошлины в течение последующих 40 лет должны оставаться на минимальном уровне в 5%; 6) американцы в Японии должны подчиняться американским законам, а нарушения с их стороны должны разбираться в американском посольстве, а не в японском суде.

Вскоре сёгун подписал подобные договоры с Англией, Францией и Россией.

Эти события всколыхнули в Японии мощную волну ксенофобии. Сёгун потерял лицо, согласившись на свободный доступ иностранных товаров на японский рынок и позволив иностранцам быть выше японских законов. Казалось, он приносит Японию в жертву интересам иностранцев. Феодальные лидеры из западных районов страны мобилизовали вооруженные отряды и в 1868 г. свергли этот режим. Поскольку им не удалось прийти к общему согласию о том, кто же должен быть новым сегуном, они решили, что

'«у высшего руководства необходимо изменить. Им- -гор, долгое время остававшийся лишь церемониальной фигурой, отныне должен был 1яны А стать политическим лидером страны. Народ сплотился вокруг 16-летнего императора Мейдзи, надеясь, что он сможет помочь Японии не превратиться в западную колонию, как это произошло с большей частью Китая. В результате новая эпоха стала известна в истории как период реставрации Мейдзи. Император перенес свою резиденцию из Киото в город Эдо и переименовал его в Токио (что означает «восточная столица»).

Несмотря на то, что многие японцы испытывали ненависть к иностранцам, они не могли отрицать очевидного. Они были потрясены, открывая для себя, насколько далеко они отстали от Запада в вопросах коммерции, промышленности, образования, военной науки и многих других областях. Это открытие подвигло японцев на активные действия.

Многие отправились за границу набираться знаний, необходимых для того, чтобы помочь Японии сохранить независимость. Нередко в путешествиях они избавлялись от своей неприязни к иностранцам. Путешествия сделали более терпимыми взгляды таких государственных чиновников, как Иноуе Каору и Ито Хиробуми. По возвращении они боролись с ксенофобией с помощью книг, лекций и даже песен. «Песня о мячике цивилизации» предлагала детям считать прыжки мячика и перечислять десять западных изобретений, которые японцы должны были перенять - газовые лампы, паровые двигатели, пароходы, громоотводы, доставку почты, конный транспорт, телеграф, фотоаппараты, газеты и школы.

Многие предприниматели, и среди них Шибусава Эичи, Хара Рокуро и Окура Кихачиро, своими выдающимися успехами в значительной мере были обязаны тем знаниям, которые они получили в поездках за границу.

Просветитель Фукузава Юкичи был поражен чудесами прогресса, которые он увидел в Америке и Западной Евро

пе. В 1859 г. он посетил Сан-Франциско. «Нас изумили экипажи, — вспоминал он позднее. - Глядя на повозку с запряженными в нее лошадьми, мы должны были без труда догадаться, что это такое. Но, честно говоря, мы так и не догадались о способе передвижения, пока дверь не открылась, мы не сели внутрь и лошади не двинулись с места». Гостиница явилась для него еще одним откровением: «Там среди внутреннего убранства мы заметили дорогие ковры, которые в Японии могли покупать в иностранных лавках только состоятельные люди, и то лишь по квадратным дюймам, чтобы потом заказывать мастерам кошельки и табачные кисеты. Здесь ковер был расстелен по всей комнате - одно это не могло не удивлять - и по этой дорогой материи ходили наши хозяева, не снимая обуви, в которой они пришли с улицы!» Или вот еще: «Тут же в комнату внесли бутылки. И вдруг внезапный хлопок - это выстрелила пробка от шампанского. Когда всем раздали бокалы, мы заметили странные осколки, плавающие в них - вряд ли мы могли ожидать, что увидим лед в столь теплую весеннюю погоду». Фукузава был поражен тому, что многие вещи, которые так ценились в Японии, здесь могли быть просто выброшены: «Казалось, что повсюду рассыпаны горы металлического хлама. В грудах мусора, на океанском побережье - повсюду - я натыкался на старые жестянки из- под масла, пустые консервные банки или сломанные инструменты. Для нас это было удивительно, поскольку в Йедо после пожара обязательно собиралась толпа людей, ищущих в золе гвозди».

Фукузава наблюдал, как путешествия делают людей более открытыми. В Париже, например, посредником в дружбе становилась пища: «Здесь было столь обильное угощение, столь изысканные блюда «из даров леса и моря», что даже те, кто подчеркивал свою неприязнь ко всему иностранному, не могли сохранять свою антипатию при выборе блюд... мы наслаждались континентальным гостеприимством иногда до тех пор, пока не возвращались в свои ком

наты вконец обессилевшими». Впоследствии Фукузава написал книгу «Мир Запада», во многом благодаря которой японцы смогли узнать о тех революционных экономических переменах, которые происходили вокруг.

Некоторые японцы увлеклись идеями свободной торговли. В 1878 г. Юкичи Тагучи опубликовал свой труд «Политика свободной торговли для Японии», в котором, опираясь на работы Адама Смита, Ричарда Кобдена и Джона Стюарта, доказывал, что государственная опека отраслей будет подрывать ключевые стимулы для адаптации в меняющемся мире. Особенно его тревожило, что подобное покровительство позволит бездеятельным самураям и дальше вести свой отсталый образ жизни. Книга Юкичи выдержала не одно издание. Юкичи также начал выпускать экономический журнал Keizai Zasshi , а в 1882 г. опубликовал книгу Keizai Zaku («Экономическая политика»), содержавшую резкую критику экономического национализма, который набирал тогда популярность. Он отклонил все предложения войти в состав правительства, подчеркивая при этом, что он приносит наибольшую пользу в качестве независимого публициста.

Японцы провели целый ряд радикальных реформ, заложивших фундамент экономического роста. Феодальные поместья были упразднены. Все классы общества - бывшие феодальные владельцы, самураи, купцы и крестьяне - были объявлены равными перед общим законом. Правительство упразднило все ограничения для внутренней торговли, так же как заключенные ранее соглашения устранили препятствия для международной торговли. Японцы отменили ограничения на свободу передвижения. Были упразднены гильдии, что позволяло людям свободно выбирать себе род занятий. Права собственности были расширены таким образом, что теперь практически каждый был вправе приобрести землю. Земледельцы могли теперь выращивать любые культуры по своему усмотрению.

Свободная торговля - свобода японских потребителей вести дела с теми, с кем они пожелают, оказала мощное влияние на экономику. Доступность импортных товаров помогла стимулировать потребительские запросы, которые не удовлетворялись внутренними производителями. Появление на рынке дешевых индийских хлопчатобумажных тканей и китайских лакированных изделий вынуждало неконкурентоспособных японских ремесленников закрывать свое дело. Купцы, слишком долго процветавшие в парниковых условиях цеховых монополий, слишком медленно приспосабливались к рыночным переменам и многие из них разорялись. Фиаско традиционных видов деятельности высвобождало людей для новых предприятий. Это могло бы выглядеть как эвфемизм безработицы, но, как заметил историк экономики из Калифорнийского университета Дэвид С. Ландес, «не было еще случая, чтобы в иерархическом обществе была осуществлена промышленная революция - предположительно ввиду ограничений, наложенных на подвижность человеческих и материальных ресурсов, а также ввиду господства в обществе ценностей и взглядов, неблагоприятных для развития делового предпринимательства».

После того, как Япония стала открытой страной, ее жители больше не были вынуждены обходиться ограниченными ресурсами, доступными в пределах собственных границ. Теперь они могли выгодно воспользоваться иностранными талантами и капиталами. Наиболее серьезным дефицитом в Японии оказались технические знания, и в течение ряда лет это упущение наверстывалось с помощью врачей, химиков, инженеров, экономистов и других специалистов, прибывших из-за рубежа. Японские предприниматели были на подъеме, поскольку они получали возможность привлекать зарубежный инвестиционный капитал. Так, например, свои услуги в этой области предлагали англичане. В частности, они помогли финансировать строительство железной доро-

—              v

ги, соединившей Токио и Иокагаму (1870 г.).

Свободная торговля способствовала расцвету портовых городов Японии. Пожалуй, в первую очередь это коснулось Нагасаки, поскольку те немногие японцы, которые действительно разбирались в международной торговле, проживали именно здесь. Большая часть японского шелка экспортировалась из Йокагамы, и поэтому западные технические средства, такие, как железнодорожное оборудование, ткацкие станки и громоотводы, обычно доставлялись в Йо- кагаму. Единственный в Японии дилер, торговавший иностранной валютой - Йокагамский денежный банк, также располагался в этом городе. Именно сюда поступала самая последняя техническая информация, и именно здесь впервые в Японии появились мороженое и лимонад. В Осаке - центре хлопковой торговли - произошла настоящая коммерческая революция. Сюда съезжались предприниматели из Токио, Китая и из стран Запада. Они основали множество различных предприятий, включая хлопкопрядильные фабрики, бумажный, сталелитейный и кожевенный заводы. Благодаря этим переселенцам статус Осаки стал значительно выше, чем прежде. В 1885 г. приблизительно 10-12% всего промышленного капитала Японии были сосредоточены в Осаке; за последующее десятилетие это показатель вырос до 30%.

Западные товары и представления распространились по всему Токио. Император Мейдзи показал личный пример освоения западных обычаев. За тысячу лет он был первым императором, который смешался с толпой простых людей. После 1872 г. он одевался не в традиционный японский халат, а в форму западного образца или во фрак с цилиндром. В качестве средства передвижения он предпочитал экипажи западного типа традиционному паланкину. Министры правительства Мейдзи отказались от традиционной практики брить брови и чернить зубы. Среди простых людей вошло в моду сочетать западное платье с традиционным, например, носить кимоно поверх широких брюк или же сюртук вместе с мечом. Все меньше и меньше мужчин

продолжало носить традиционный вид прически, koiv часть волос полностью сбривалась, а остальные отращивались и собирались на затылке в пучок; в 1880-х годах примерно 90% мужчин предпочитало «произвольную стрижку» на западный манер. Японцы отказались от традиционных зонтиков из бамбука и бумаги и начали пользоваться импортными зонтиками, которые напоминали им «тени летучих мышей». Стали пользоваться популярностью золотые часы. В Токио появились современные газеты. В школах начали преподавать знания о западной культуре. Галантерейные лавки наподобие «Даймару» перерастали в универмаги. Открывались рестораны, в которых подавалась говядина, приготовленная по западным рецептам. В 1878 г. началась торговля на Фондовой бирже. Все это имело характер бурного потока, который воодушевлял предприимчивых людей, занятых поиском новых деловых возможностей.

                            \jr

Историк экономики из университета Назан (Нагойя) Йо- ханнес Хиршмайер составил отчет о 50 наиболее успешных предпринимателях эпохи Мейдзи, из которого следует, что определяющим фактором успеха являлись, как правило, не место рождения и не социальное происхождение, а ранний деловой опыт в портовом городе. По данным Хиршмейера, пять из 50 предпринимателей в возрасте еще до 20 лет уже работали в Нагасаки; пять - в Йокагаме; шесть - в Осаке; 27 - в Токио. Только 13 из этих предпринимателей совсем не имели опыта работы в этих городах.

По мере своего процветания торговые центры стимулировали рост сельского хозяйства, в котором на раннем этапе эпохи Мейдзи было занято около 80% населения Японии. Чем ближе к земледельцам располагался коммерческий центр, тем шире они специализировались в производстве таких товарных культур, как хлопок, шелк, чай, масло, сахар и пр. Кроме того, торговля помогала развитию таких отраслей, связанных с растениеводством, как изготовление хлопковых тканей, шелка-сырца, бумаги или соломенных изделий (татами). Несмотря на то, что техно

логия в них была примитивной, эти отрасли помогли ослабить тугие узы крестьянских обычаев, а также подготовили большое количество работников для современной промышленности. Некоторые из наиболее успешных предпринимателей эпохи Мейдзи были сыновьями мастеров этих отраслей.

От открытия новых рынков больше всего выиграла шелковая промышленность. В 1860 г. болезнь шелкопрядов нанесла серьезный урон этой отрасли в Европе, тем самым сформировав неожиданный спрос на японских шелкопрядов. Однако в течение нескольких лет европейская шелковая индустрия восстановилась, и японский экспорт шелкопрядов пришел в упадок. Поскольку японские предприниматели не получали субсидий или другой поддержки, им пришлось приспосабливаться к ситуации. Они расширили экспорт шелка-сырца. Однако, будучи изготовленным вручную, он уступал по качеству европейскому шелку. Рынок вновь заставил японских предпринимателей приспосабливаться. Они начали ввозить шелкопрядильные станки, которые позволили им улучшить качество продукции. 

<< | >>
Источник: А. В Куряев. Маэстро бума. Уроки Японии. 2003

Еще по теме Джим Пауэлл Как частное предпринимательство СОЗДАЛО СОВРЕМЕННУЮ ЯПОНИЮ:

  1. маркетинг как философия и методология современного предпринимательства
  2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
  3. 2.2.2. Финансовая поддержка частного предпринимательства
  4. 1.2. Маркетинг как философия предпринимательства. Современные концепции маркетинга.
  5. Джим Роджерс. Товарные биржи: самые горячие рынки в мире. Как каждый может инвестировать и получать прибыль — М.: ЗАО «Олимп—Бизнес». — 256 с.: ил., 2008
  6. КАК СОЗДАЕТСЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ЦЕННОСТЬ
  7. КАК БАНКИ СОЗДАЮТ ДЕНЬГИ
  8. Как создать бизнес-модель
  9. Как банки создают деньги?
  10. Как создать свою империю
  11. Как создать новый контекст
  12. КАК СОЗДАЮТСЯ ТОРГОВЫЕ МАРКИ
  13. Глава 11 Как лидеры создают организационные культуры
  14. Как создать «с нуля» маркетинговую систему на предприятии В2В
  15. 6.1. Предпринимательство: сущность, современные формы Сущность, цепи предпринимательства
  16. Изменение стоимости интеллектуального капитала, созданного в сети интернет как показатель повышения эффективности
  17. Джим Роджерс
  18. 2.2. Особенности современного предпринимательства
  19. Социальный капитал как частное благо
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -