<<
>>

Глобальные тенденции ресурсного обеспечения НИОКР

 

Наукоемкость ВВП. Стратегия повышения наукоемкости, т.е. расширения масштабов научной и инновационной деятельности относительно размеров ВВП или стоимости продукции отдельных компаний, распространяется на все больший круг стран1, отраслей и корпораций.

Развитые страны характеризуются высокими показателями наукоемкости, которые обеспечиваются высокой долей компаний частного сектора в национальных затратах на НИОКР. Такие показатели свидетельствуют о зрелости и сбалансированности национальных инновационных систем. В прогнозном периоде для группы наиболее развитых стран возможно небольшое наращивание или стабилизация показателей наукоемкости ВВП.

Опережающие темпы роста затрат на НИОКР в Китае и Индии приведут к концу прогнозного периода к существенному сближению их показателей наукоемкости с показателями развитых стран. При сохранении современных тенденций они существенно опередят Россию (табл. 3.1). Уже в настоящее время по отдельным направлениям ИКТ Южная Корея, Китай, Индия перешли от «догоняющего» развития к «лидирующему».

Таблица 3.1. Прогноз финансового обеспечения науки ведущих стран и регионов мира (расходы на НИОКР к ВВП), %

Годы

США

Япония

ЕС-15

ЕС-25

Россия

Индия

Китай

1995

2,51

2,7

1,80

1,72

0,97

0,90

0,61

2000

2,72

2,9

1,89

1,80

1,05

0,95

1,01

2005

2,72

3,2

1,97

1,87

1,25

1,45

1,51

2020

3,0

3,5

2,3

2,2

2,25

2,40

2,5

1 В 2002 г.

Израиль выдвинулся в число рекордсменов по наукоемкости ВВП — 4,7% (без учета затрат на оборонные НИОКР). До этого момента абсолютным мировым лидером была Швеция, в которой наукоемкость ВВП уже долгое время превышает 3%, а в 2002 г. составила 4,3%.

Несколько неопределенными выглядят перспективы ресурсного обеспечения НИОКР в ЕС. Как известно, регион ЕС в целом отстает от США и Японии по уровню и динамике наукоемкости, инновационное развитие замедленно. Еще в 2000 г. в Лиссабоне было принято решение более широко использовать этот резерв экономического и социального развития, ускорить темпы роста финансового и кадрового обеспечения НИОКР и к 2010 г. довести их до уровня лидеров. Однако уже в 2005 г. стало ясно, что эти решения выполнить не удастся, и их реализация была перенесена на 2013 г. При этом текущие показатели свидетельствуют о том, что разрыв в инновационной сфере продолжает углубляться. Европейские компании относительно слабо осваивают высокотехнологичные отрасли — биотехнологию, фармацевтику, информационные технологии. Их позиции наиболее устойчивы в среднетехнологичных областях — автомобилестроении и авиастороении. Опережающий рост государственных расходов на НИОКР в ряде новейших областей (альтернативные источники энергии, нанотехнология, новые материалы и т.д.) пока не стал позитивным сигналом и ориентиром для частного бизнеса.

В настоящее время основной объем научно-технических ресурсов мира сосредоточен в странах ОЭСР, Китае, России и Индии. В 2004 г. на долю США приходилось около 30% мировых расходов на НИОКР, ЕС — около 25, Японии — 13% (табл. 3.2). Сложившаяся триада основных научно-технических центров (США, ЕС, Япония) будет расширяться в сторону динамичных стран Азии, прежде всего Китая и Индии.

Таблица 3.2. Доля стран и регионов в финансировании НИОКР, %

2004 г.

2005 г. (оценка)

2006 г.

(оценка)

2020 г.

Европа

24,6

23,8

23,4

20,0

Северная и Южная Америка

37,8

37,5

37,1

35,0

США

32,7

32,0

31,3

28,0

Азия

37,6

38,7

39,5

45,0

Китай

11,8

12,8

13,6

20,0

Япония

13,0

12,6

12,4

12,0

В прогнозном периоде возрастет наукоемкость производства как отношение затрат на НИОКР к стоимости производимой продукции, капитальным вложениям в расчете на одного исследователя. Наибольшими показателями наукоемкости (отношение расходов на НИОКР к продажам) сейчас обладают компании, представляющие фармацевтическую промышленность, производство средств связи и услуги в этой области, приборостроение, программное обеспечение.

Основные тенденции ресурсного обеспечения НИОКР начала XXI в. в развитых странах будут, вероятно, продолжать действовать без кардинальных изменений в последующие 10—15 лет, а именно: рост расходов преимущественно за счет предпринимательского сектора, расширение кооперации частного бизнеса с университетами и государственными исследовательскими центрами, снижение прямого государственного финансирования частной промышленности и усиление косвенного стимулирования. Соотношение частного и государственного секторов в финансировании НИОКР будет стремиться к пропорции 70 : 30, но с колебаниями, отражающими специфику отдельных стран.

Государственные программы и приоритеты. Постепенная смена государственных приоритетов научно-технологического развития растянулась на несколько десятилетий.

В США, Великобритании, Франции ее основными чертами являются: относительное сокращение доли военных НИОКР в общей сумме государственных ассигнований; ускоренный рост инвестиций в фундаментальные исследования, связанные с системой здравоохранения; заметное падение интереса к исследованиям и разработкам в сфере ядерной энергетики.

В странах ОЭСР в целом возможно дальнейшее сокращение относительной доли государственного сектора в общенациональном финансировании НИОКР. За период 1992—2002 гг. величина этого показателя по странам ОЭСР сократилась с 35 до 29,9%, по странам ЕС (Европа-15) — с 40 по 34%. Этот процесс затронул даже такую страну, как Франция, где очень сильны традиции дирижизма. За 1990—2001 гг. величина этого показателя в ней сократилась с 55 до 37%. Среди важнейших факторов, вызвавших относительное снижение доли государства в финансировании НИОКР, можно назвать сокращение военных расходов и отход от национальных крупномасштабных государственных научно-технологических программ. Во Франции доля военных НИОКР в общих государственных ассигнованиях на НИОКР сократилась за период 1990—2000 гг. с 36 до 16%, в Великобритании — с 50 до 35%. Что касается крупных государственных программ, мобилизующих национальные ресурсы для решения тех или иных научно-технологических задач стратегического характера, то на современном этапе развития они становятся все более неэффективными. Так, Франция, которая в течение долгого времени строила на их основе свою научную политику, начинает от них решительно отказываться. За период с 1980 по 2000 г. во Франции их доля в общем государственном финансировании НИОКР сократилась более чем в два раза и составляет сегодня менее 20%. Одна из решающих причин отказа развитых стран от практики крупных программ — слабая приспособленность этого механизма для развития новейших технологий (информационных, телекоммуникационных и др.), требующих других форм мобилизации коллективных усилий.

В первые десятилетия XXI в. продолжится переход (начатый в 90-х гг.) большинства развитых индустриальных стран к новой фазе государственной научно-технологической политики, генеральной направленностью которой становится решение социально-экономических задач.

На первый план выходят требования решения наиболее насущных проблем, связанных с безработицей, здравоохранением и качеством жизни. Другие приоритеты — национальная безопасность, накопление новых знаний и конкурентоспособность промышленности — больше не являются достаточными для обоснования значительных государственных расходов в области НИОКР. Центром новой государственной научно-технической политики становятся нововведения как приоритетное средство социально-экономических изменений. Государство все больше играет роль партнера предпринимательского сектора, причем не в целях помощи предприятиям в деле максимизации прибыли, а для содействия коммерциализации наиболее эффективных в социальном плане нововведений.

В этих условиях первоочередными при выборе направлений развития становятся следующие соображения:

• общественный спрос, вытекающий из ожиданий широких масс населения (здравоохранение; окружающая среда, качество и условия жизни; безопасность имущества и людей); необходимость поддерживать сектора деятельности со значительным потенциалом роста (точки роста ВВП, экспорт, новые рабочие места); междисциплинарность исследований (окружающая среда, нанотехнологии, создание информационного общества).

На основе указанных критериев будет происходить выбор основных приоритетных направлений государственного финансирования. Специфика каждой страны будет заключаться в той комбинации различных дисциплин, методов, подходов, а также различных организационных, институциональных, финансовых и прочих механизмов, которая позволяет реализовать эти намеченные генеральные приоритеты.

Приоритетность инновационной политики среди средств и инструментов государственного регулирования характерна для всех развитых стран. Произошло расширение круга национальных проблем, решение которых лежит в инновационной сфере: вырос вклад инновационных факторов в решение проблем экономического роста, повышения качества и продолжительности жизни, повысилась «инновационность» всех программ экономической, промышленной, научной и региональной политики.

На самом высоком политическом уровне провозглашается и затем активно проводится в жизнь задача ускорения инновационного развития как основы, «мотора» экономического роста, происходит мобилизация политических элит с участием всех слоев бизнеса, а также гражданского общества.

В феврале 2006 г. президент США объявил о новом комплексе мер государственной поддержки инновационной сферы в рамках American Competitiveness Initiative. Главная цель программы — укрепление американского экономического лидерства на основе стимулирования инновационных процессов. Предусмотрены две главные программы усиления государственной поддержки. Во-первых, будет удвоен бюджет трех федеральных агентств, финансирующих разработку ключевых технологий (Национальный научный фонд, Министерство энергетики, Институт стандартов). Общая сумма дополнительного финансирования НИОКР на ближайшие десять лет составит 50 млрд долл, (кумулятивным итогом). Федеральный научный бюджет на 2007 г. составит 137 млрд долл., что в полтора раза больше, чем в 2001 г.

Во-вторых, пересматривается система налоговых льгот предпринимательскому сектору. Действие современной системы налоговых скидок на НИОКР не было перманентным, система часто пересматривалась, что создавало проблемы с ее использованием компаниями, в частности, ощущалась неуверенность в перспективе. Реформа этой системы предусматривает не только ее установление на максимальный срок — десять лет, но и существенное упрощение. В 2007 г. сумма налоговых льгот по расходам на НИОКР составит 4,6 млрд долл., а в 2016 г. — уже 12,3 млрд, что в сумме за 9 лет даст бизнесу чистую экономию в размере 86,4 млрд долл.

В прогнозном периоде эти тенденции будут затрагивать все большее число стран.

Приоритеты частного сектора. За период 1995—2003 гг. доля предпринимательского сектора в общенациональных расходах на НИОКР увеличилась в США с 71,8 до 75%, Швеции — с 74,3 до Японии — с 70,3 до 72,7, Германии — с 66,5 до 71,3, Франции — с 61,0 до 67, Великобритании — с 65,0 до 66,0, Южной Корее — с 73,7 до 74,5, Китае — с 18 до 39% (период 1985—2000 гг.). В прогнозный период эта тенденция будет только усиливаться.

Крупнейшие корпорации мира, как правило, входят в число лидеров по затратам на научные исследования (табл. 3.3). В конце прошлого века наиболее масштабные по объемам затрат научные и инновационные проекты осуществляли автомобилестроительные компании. За ними в США долго следовал информационнокомпьютерный гигант IBM, а в 2003 г. впервые за историю своего существования выдвинулся Microsoft. В группе лидеров научного развития появляется все больше фармацевтических компаний. К характеристике лидеров инновационного развития следует добавить то важное обстоятельство, что концентрация ресурсов в этой сфере очень высока и, несмотря на бурный рост малых и средних наукоемких компаний, большую часть национальных научных проектов ведут крупные компании. Так, в 2003 г. на долю 10 крупнейших корпораций пришлось 30% всех затрат на НИОКР американского бизнеса, а на 100 крупнейших — уже 90%.

В большинстве новейших отраслей высоких технологий размер фирмы по-прежнему остается важнейшим фактором конкурентоспособности, и лидером современной технологической гонки может стать только очень крупная компания. Выживаемость крупной компании наукоемкой отрасли промышленности становится возможной только при условии достижения определенного критического уровня в финансовом отношении, который постоянно растет. Не случайно приоритетными для предприятий являются зада

чи ускорения роста компании, увеличения ее торгового оборота, завоевания лидерства на мировом рынке. Отсюда, в частности, не- прекращающийся с 90-х г. процесс слияний и поглощений, затронувший практически все крупные мировые компании. Особенно ярко он проявился в таких наукоемких отраслях, как аэрокосмическая, военная электроника.

Таблица 3.3. Научные бюджеты крупнейших компаний мира, 2003 г.

Компании

Затраты на НИОКР

всего, млн долл.

в расчете на 1 занятого, долл.

%

к прибыли

Специализация

1. Microsoft

7779,0

Н. Д.

63,8

Информационные технологии

2. Ford Motor Со.

7500,0

22,9

547,4

Автомобилестроение

3. Pfizer

7131,0

58,5

218,5

Фармацевтика

4. Daimler-Chrysler AG

7017,8

19,4

934,7

Автомобилестроение

5. Toyota Motor Co

6455,0

24,4

36,2

Автомобилестроение

6. Siemens

5903,1

14,2

150,3

Машиностроение

7. General Motors Corp.

5700,0

17,5

158,6

Автомобилестроение

8. IBM

5068,0

15,9

46,6

Информационные технологии

9. Sony Co

4947,0

47,9

353,1

Электроника

10. Glaxo Smith Kline

4942,2

47,9

43,8

Фармацевтика

100 крупнейших компаний

206 959,8

21,6

58,6

1000 крупнейших компаний

275 440,7

15,0

49,6

Источник: Industrial Research Institute 6th annual Ramp;D spending leaderboard // Research-technology management. 2004. November — December. P. 22.

Внешние источники роста становятся важнейшим фактором модернизации крупных компаний, позволяющим обеспечить ей критический размер для развития ряда новейших технологий. В условиях жесткой конкурентной борьбы особую остроту приобретает процесс удержания технологического лидерства, в результате чего важным направлением стратегии крупных компаний становятся глобальный мониторинг новых знаний и технологий, а также концентрация деятельности на нескольких ключевых направлениях, где они могут иметь особые конкурентные преимущества. Слабые позиции компании на мировом рынке будут представлять все большую преграду для рентабельности инвестиций компаний в области науки и техники. Ряд новейших технологических разработок могут окупаться только при условии их коммерциализации на уровне мирового рынка.

Главным ключом к успешной деятельности крупной компании становятся непрерывные нововведения по самому широкому фронту. Одинаково важными становятся и производство нового продукта, и внедрение новых технологий, и новые модели организации производства и управления, и новые подходы к маркетингу, и поиск новых сегментов рынка. Долгосрочным структурным сдвигом в деятельности крупных компаний становится рост доли сферы услуг, куда направляется значительная часть инновационных проектов и торгового оборота.

Эффективность выбора и реализации инновационных стратегий будет основным фактором развития крупных компаний в прогнозном периоде. 

<< | >>
Источник: под ред. акад. А. А. Дынкина. Мировая экономика: прогноз до 2020 года. 2008

Еще по теме Глобальные тенденции ресурсного обеспечения НИОКР:

  1. Глава 1. Глобальные тенденции современногонаучно технологического прогресса и источникиего ресурсной поддержки
  2. Ресурсное обеспечение
  3. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
  4. Ресурсное обеспечение
  5. Раздел 3. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
  6. Внешнеэкономические источники ресурсного обеспечения модернизации
  7. Ресурсное обеспечение предприятия на основе применения возможностей сети интернет
  8. Ресурсное обеспечение бизнес-операции с учетом рыночных рисков
  9. Глобальные тенденции в мировом страховом хозяйстве
  10. Глава 18. Обусловленность формирования, тенденции, противоречия и проблемы глобальной экономики
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -