Разработка правил, относящихся к сфере близости, дружбы и любви
Любая новая группа должна не только разрешить проблемы, связанные с распределением и осуществлением властных полномочий, но и обеспечить нормальные взаимоотношения между представителями одного иерархического уровня.
Если особенности власти в конечном счете определяются необходимостью решения проблемы агрессии, то характер взаимоотношений подчиненных восходит к таким феноменам, как привязанность, любовь и сексуальность. Так, общество определяет социальные роли для представителей того или иного пола, системы родственных отношений, нормы дружеских и сексуальных отношений, которые способствовали бы стабильности существующих в нем отношений и обеспечению воспроизводства населения, т. е. нормальному бытию общества.Для новых групп или организаций глубинные проблемы секса и деторождения, как правило, не имеют особого значения, если только речь не идет о семейной фирме, озабоченной проблемой наследования. В таких случаях заключение тех или иных браков и прием в компанию детей от них становится крайне важной проблемой, а складывающиеся организационные нормы отражают представления семьи основателей о наследовании (Beckhard and Dyer, 1983а, 1983b; Dyer, 1986).
Вспомните о наблюдении Кука (Cook, 1992), заметившего, что роль главного дегустатора во французской фирме, занимающейся производством бренди, может наследоваться лишь его потомком мужского пола, вследствие чего эта роль перешла не к дочери дегустатора, а к его племяннику.
Одна из самых характерных особенностей семейных фирм состоит в том, что определенные уровни близости и доверия резервируются в них для членов семьи, вследствие чего в них складывается атмосфера особого доверия. В Jones Food Company, крупной сети супермаркетов (она будет описана в главе 11), основатель пригласил в фирму работника, ставшего его партнером практически во всех вопросах, однако так и не позволил ему стать акционером компании.
Они откровенно обсуждали все проблемы бизнеса и стали близкими друзьями, но проблема собственности имела особое значение для основателя, считавшего, что владеть капиталами фирмы могут только кровные родственники.Как некогда заметил Фрейд, одной из моделей, привносимых нами в любую новую групповую ситуацию, является модель нашей собственной семьи, т. е. группы, в которой мы провели большую часть начального периода нашей жизни. Так, правила, внушенные нам родителями и определяющие наши взаимоотношения с ними и с нашими братьями и сестрами, часто используются нами в качестве исходной модели для установления отношений с руководством и с коллегами в новой группе. Поскольку различные члены новой группы могут иметь совершенно непохожий семейный опыт, они часто исходят и из разных моделей отношений такого рода, следствием чего могут стать разногласия и конфликты.
Если основатель группы является чрезвычайно влиятельной фигурой и при этом обладает ясной моделью того, какими должны быть эти взаимоотношения, то со временем он, скорее всего, сможет навязать эту модель и новым ее членам (Kets de Viies and Miller, 1984). Тем не менее даже при наличии сильного руководителя конечный итог является результатом переговоров, и нормы, которые постепенно складываются в группе, являются отражением основополагающих представлений большого числа влиятельных ее членов, а также ее реального опыта.
Руководство Action Company считало, что правильные решения могут быть приняты только в том случае, когда любой работник организации обладает правом подвергать критике позиции, высказываемые руководством, и участвовать в обсуждении любых вопросов. Следствием этого убеждения было то, что пассивное и/или зависимое поведение подчиненных всегда серьезно порицалось, в то время как отстаивание собственной позиции при обсуждении планов и задач терпелось или даже приветствовалось. Если два сотрудника вступали в спор и один из них отступал, не выдержав наступательного натиска оппонента, руководитель обычно наказывал именно его, а не более агрессивного собеседника.
Нет ничего странного в том, что для этой организации стала характерной атмосфера конфликтности и конкуренции и относительно низкий уровень доверия и близости. Потребность в близости, любви, доверии удовлетворялась сотрудниками за пределами компании, причем удовлетворять ее могли те же самые люди, с которыми они вступали в споры на службе. Однако если тесные дружеские отношения приводили к снижению конфронтации на службе, возникали определенные проблемы. Перспектива сговора или заключения приватных договоров пугала руководство и
понуждала производить постоянные изыскания, дабы увериться в том, что этого не произошло. С точки зрения выполнения своей основной задачи данная организация действовала весьма эффективно на этапе своего развития, однако, в условиях свойственной ей культуры, люди чувствовали себя не слишком-то комфортно; когда же организация вступила в пору зрелости, изменить нормы открытости и конфронтации было уже не так-то просто (Van Maanen and Kunda, 1989; Kunda, 1992). Мы видим вновь, как представления об оптимальных способах отыскания истины влияют на представления о том, какими должны быть взаимоотношения сотрудников организации.
Подобная система представлений препятствует определенным изменениям. В бытность мою консультантом, меня пытались привлечь к созданию команды, состоящей из руководителей проектов, не имевших ни опыта совместной работы, ни соответствующих стимулов. Первоначальные попытки создания такой команды имели в основе идею высшего руководства о том, что этого требует производственная необходимость, я же как консультант должен был представить теоретические обоснования того, почему в данной ситуации желателен не какой-то иной, а именно бригадный подход. Поверхностное согласие тут же нарушалось, едва речь заходила о чем-то серьезном, члены группы, будучи лишены эмоциональной поддержки, вступали в жаркие споры, опровергая всем своим поведением идею целесообразности создания подобных групп.
Достигнуть какого-то прогресса не удавалось до тех пор, пока мы не приступили к коллективному исследованию причин сопротивления — неосознанных представлений об отношениях сотрудников, истине и конфликте.
После выявления лежащего в основе изучаемого явления культурного паттерна мы смогли понять, почему члены группы не могут работать как единая команда. Члены группы вступили в непростой период переоценки своих исходных представлений, и в этом процессе выяснилось, что некоторые из них не хотят поступаться ради новых норм старыми, основанными на индивидуалистических представлениях, более созвучных их характеру.В результате изучения проблемы создания рабочих групп, длившегося более года, было решено создавать такие группы только в тех случаях, когда их существование диктовалось необходимостью. Один проницательный консультант по проблемам внутренней организации недавно сообщил мне о своем наблюдении. Семантическое значение слова «команда» представляется работникам компании Action весьма сомнительным. Единственная команда в их понимании — это команда гимнастов или легкоатлетов, в которой взаимозависимость индивидов ограничивается отдельными событиями, скажем эстафетой.
В Multi Company отношения были куда более отстраненными и формальными, что являлось отражением более широкой культуры и личностных особенностей большинства существующих лидеров группы. Помимо прочего, Multi формализовала и неформальные, близкие отношения введением особого ритуала, совершавшегося во время каждого годичного собрания сорока-пятидесяти представителей высшего руководства компании. Один день и один вечер трехдневного собрания всегда посвящались событию, планировавшемуся организатором собрания, но державшемуся в секрете до той поры, пока его участники буквально не начинали
паковать чемоданы. Это событие всегда включало в себя состязания в таком виде спорта, в котором были равно некомпетентны все участники собраний, выглядевшие в чужих глазах посмешищем. Это уравнивало их и заставляло на время забыть о служебных формальностях. После состязаний устраивался неформальный обед, участники которого произносили шутливые речи и обменивались колкостями. За столом устанавливалась легкая непринужденная атмосфера, немыслимая в служебных условиях, чему в немалой степени способствовал алкоголь. То обстоятельство, что планировавшееся событие до времени оставалось неизвестным участникам собрания, придавало ему особую эмоциональную привлекательность — так дети с нетерпением ждут Рождества и гадают, чем же их одарят на сей раз.
В известном смысле необходимое сближение сотрудников этой организации обес-
1
печивалось периодически повторяющимся ритуалом регрессии.
Еще по теме Разработка правил, относящихся к сфере близости, дружбы и любви:
- РАЗРАБОТКА ПРАВИЛ ИНВЕСТИРОВАНИЯ
- Стандартизация, сертификация и разработка систем управления качеством в сфере услуг
- Дружба
- 8.1.4. Простые правила наказания и любви
- Клуб иностранной дружбы
- глава семнадцатая предмет любви
- НЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ЛЮБВИ И ЦВЕТОВ
- Почему рухнула «вечная советско-китайская дружба»?
- 4.1 Объекты страхования, относящиеся к внешнеэкономической деятельности
- ФАКТОРЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К СОЦИАЛЬНОМУ ОКРУЖЕНИЮ
- АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ПРЕДПРИЯТИЮ-ЭМИТЕНТУ
- Кризис как явление, относящееся к торговле
- 2.2.2. Активы, относящиеся к материально-производственным запасам (МПЗ)
- 5.2. недвижимость и другое имущество, относящееся к основным средствам