Коллективные представления о природе времени
Анализируя понятие времени, Дубинскас (Dubinskas, 1988, р. 14) отмечает важность этой концепции для рассмотрения человеческих взаимоотношений: «Время является фундаментальной символической категорией, используемой нами для упорядочения социальной жизни. В современной организации (так же, как и в аграрном сообществе) концепция времени выражает себя в задании последовательности рабочих дней и календарях, в понятиях служебного роста и жизненного цикла, усваиваемых нами и превращающихся в составную часть наших культур. Этот временной порядок представляется чем-то естественным и самоочевидным ("отражением естественного порядка вещей")».
Однако время не является одномерной, ясной концепцией. Оно может быть проанализировано с различных позиций, имеющих существенное значение для культурного анализа.
Базовая временная ориентация
Антропологи заметили, что любая культура вырабатывает определенные представления о природе времени и обладает базовой ориентацией на прошлое, настоящее или будущее (Kluckhohn and Strodtbeck, 1961; Redding and Martyn-Johns, 1979). Скажем, в своем исследовании множества культур юго-запада США Клакхон и Строд- тбек обратили внимание на то, что некоторые индейские племена живут главным образом прошлым, испаноязычные американцы ориентированы на настоящее, а англоязычные американцы думают прежде всего о ближайшем будущем. На уровне организации можно выделить компании, ориентированные преимущественно на прошлое и беспокоящиеся о том, чтобы все было как всегда, компании, живущие настоящим и обеспокоенные единственно решением насущных задач, а также компании, ориентированные на ближайшее (выполнение квартального плана) или на отдаленное (активизация опытно-конструкторских работ или рост удельного веса компании в обороте рынка ценой потери сиюминутных прибылей) будущее.
Одна компания, работавшая в сфере высоких технологий, пришла к представлению о том, что подлинной значимостью обладает только настоящее. Сотрудники энергично работали над решением текущих задач, однако нисколько не интересовались прошлым компании и не беспокоились о ее будущем. Сотрудники отдела планирования жаловались на то, что к планированию здесь относились как к некому ритуалу: планы принимались, однако им не придавалось решительно никакого значения.
Существует множество организаций, живущих прошлым, — их существование является отражением их былой славы и былых побед, настоящее же и будущее по
большей части игнорируется. Они исходят из базовых представлений, в соответствии с которыми то, что срабатывало в прошлом, подходит как для настоящего, так и для будущего и потому не требует пересмотра. Это представление действительно может быть значимым, если технология и внешние условия остаются стабильными, однако оно может привести организацию к гибели, если новые условия существования потребуют реальных изменений в определении организацией своих миссий, целей и средств их достижения.
Пока так и не удалось прийти к единству в вопросе о том, какой должна быть организация, ориентированная на будущее. Многие специалисты считают, что одна из основных проблем американских компаний состоит в том, что финансовый контекст, в котором они действуют (фондовый рынок), ориентирован скорее на краткосрочную, чем на долгосрочную перспективу. С точки зрения социологии, определение причин и следствий, в данном случае, представляется весьма и весьма затруднительным. Являются ли Соединенные Штаты, говоря в терминах культуры, ориентированным на ближайшее будущее прагматическим сообществом, создающим определенные экономические институты, являющиеся отражением нашей потребности в быстрой, постоянной обратной связи, или же сей недальновидный прагматизм является порождением наших экономических институтов?
Монохронияиполихрония
Эдвард Холл (Hall, 1959, 1966, 1977) в ряде своих чрезвычайно глубоких работ,
посвященных проблемам культуры, указывает, что в США большинство менеджеров склонно рассматривать время монохронически, т.
е. представлять его чем- то вроде бесконечной ленты, допускающей деление на сколь угодно большое количество частей, причем в данный отрезок или момент времени может делаться только одно дело. Если же, скажем, в течение часа необходимо совершить большее количество дел, мы делим его на соответствующее количество частей и «последовательно» осуществляем нужные дела. Когда в наших делах возникает путаница или когда мы начинаем испытывать переутомление, нам советуют «не гнаться за двумя зайцами» и решать проблемы «последовательно». Время рассматривается как ценный товар, который может расходоваться, тратиться, пропадать или использоваться подобающим образом; при этом когда данный отрезок времени проходит, он теряется уже безвозвратно.По контрасту, некоторые культуры в южной Европе, Африке и на Ближнем Востоке обладают полихроническим ощущением времени. Оно измеряется, скорее, делами, чем часами, причем в его рамках несколько дел может совершаться и одновременно. Еще более необычной представляется азиатская циклическая концепция времени, представляющего собой «циклическую последовательность фаз. Одно время года следует за другим, одна жизнь влечет за собой другую» (Sithi-Amnuai, 1968, р. 82). Менеджер, исходящий из такой концепции времени, может назначать одновременно несколько встреч с подчиненными, коллегами и даже руководителями, продолжая заниматься каждым из этих дел до его полного завершения.
Поскольку в рамках культур такого типа отношения могут представлять собой большую ценность, нежели краткосрочная эффективность, быстрое решение проблемы или пунктуальность могут обладать здесь куда меньшим значением, чем в
США. Монохронически ориентированного американского менеджера может крайне раздражать полихроническая культура: ведь он или она могут простоять перед дверью нужного офиса неопределенно долгое время без видимых на то причин. Тем не менее полихроническая концепция времени существует и в американских организациях. Врач или стоматолог, например, может принимать сразу нескольких пациентов, мастер следит за работой всех станочников данного участка.
Родители и домработницы могут одновременно готовить, убирать и общаться с каждым из детей в отдельности. Каждый из нас тяготеет к той или иной концепции времени, однако все мы способны действовать, как в монохронических, так и в полихронических ситуациях. Для групп важен уровень консенсуса в вопросе о том, какой концепции времени следует придерживаться в том или ином случае.Монохроническая концепция действует на человека мобилизующе и потому лучше всего подходит для ситуаций, в которых нужны четкие согласованные действия («Сверим часы!»). Поскольку эта концепция времени способствует координации действий, она может с успехом использоваться при управлении крупными системами и в ряде случаев считается единственно возможной. Полихронические представления о времени лучше подходят для построения определенной системы отношений и для решения комплексных проблем, предполагающих одновременную интерактивную работу с целым рядом различных каналов информации. Соответственно полихроническая концепция времени является предпочтительной на первых этапах формирования организации, а также для небольших систем и организаций, деятельность которых координируется одним человеком.
Концепции времени, помимо прочего, до некоторой степени связаны с системой статусов, примером чего может служить обескураживающий опыт американцев и североевропейцев, соприкасавшихся с латинской культурой, для которой не характерны понятия упорядоченности и очередности. Опишу одно из своих впечатлений, полученных мною на юге Франции. Я стоял в очереди, выстроившейся перед окошком почтальона, и вскоре заметил, что к окошку то и дело подходят какие-то люди, которых почтальон обслуживает без очереди. Мои приятели поспешили заметить, что причина этого состояла не только в том, что почтальон жила в полихронической реальности и реагировала прежде всего на тех, кто кричал громче других, но и в том, что лица, обладающие высоким статусом, считали себя вправе вести себя именно так, извещая подобным образом других о наличии у них такового статуса.
Другие индивиды, существующие в рамках той же статусной системы, ничуть не возражали против этого. Иными словами, мое стояние в очереди свидетельствовало о низком уровне моего статуса, так как в противном случае я бы направился прямиком к окошку и потребовал бы обслужить меня без очереди.Плановое время и время становления
Изучая работу биотехнологических компаний, Дубинскас (Dubinskas, 1988) обнаружил, что в тех случаях, когда бывшие биологи становятся предпринимателями, у них возникают определенные разногласия с менеджерами, представляющими сферу экономики или бизнеса, относительно продолжительности работ, задания этапов работы и планов на будущее. Для менеджеров характерно линейное, монохроническое понимание времени, при этом какие-то цели и этапы всегда связаны с такими внешними реалиями, как рыночные возможности и фондовый рынок. Дубинскас называет такое понимание времени «плановым временем».
В противоположность этому биологи исходят из того, что они именуют «временем становления», которое характеризуется предпосылкой «процесс должен длиться столько, сколько он должен длиться» и относится к естественным биологическим процессам, обладающим собственными внутренними циклами. В утрированном виде это различие можно представить следующим образом: биолог будет исходить из того, что ребенок должен вынашиваться в течение девяти месяцев, менеджер же будет настаивать на сокращении этого срока до шести месяцев, обусловленном экономическими интересами компании. Лицо, исходящее из планового времени, существует в мире управляемых объектов и чувствует себя «вполне зрелым» для того, чтобы управлять внешним миром. Лицо, исходящее из времени становления, живет, скорее, в мире процессов, которые достаточно сложно ускорить или замедлить, становление же, как таковое, является постоянно идущим, бесконечным процессом. Плановое время замкнуто, время становления открыто и может простираться далеко в будущее. Менеджеры и ученые, исходящие из двух названных концепций, вполне способны работать вместе и даже влиять на концепцию противной стороны, однако для этого им необходимо прежде всего осознать различия соответствующих представлений обеих сторон.
Еще по теме Коллективные представления о природе времени:
- Коллективные представления о природе человеческих отношений
- Коллективные представления о природе пространства
- ГЛАВА IX ПРИРОДА КОЛЛЕКТИВНОГО РАЗУМА
- Коллективные представления о подобающей деятельности человека
- Коллективные представления о миссии и стратегии
- ГЛАВА 12 Мистика природы и тупость коллективного мышления
- Коллективные представления о стратегии коррекции и восстановления
- Коллективные представления о критериях оценки результатов
- Глава 7 Представления о человеческой природе, деятельности и общении
- Коллективные представления о средствах достижения поставленных целей
- IT: представления о человеческой природе и обучении
- Коллективные представления о конкретных целях, определяемых основной миссией организации
- Природа времени
- ГЛАВА 11 Мультифрактальная природа торгового времени
- Глава 11. Мультифрактальная природа торгового времени
- 2.3.1. Особенности представления и моделирования временных рядов
- Глава 6 Представления о реальности, истине, времени и пространстве
- Итак, представление начинается! Джо Витале Остин, Техас Величайший продавец всех времен и народов
- Коллективное мышление = Коллективная тупость + Авторитаризм: Встречам инвесторов необходима небольшая ажитация и полемика