<<
>>

3.5. Свобода предпринимательства как результат реализации четырех принципов свободы единого рынка.

Европейский единый рынок представляет собой экономическое пространство, образованное «взаимосцеплением» национальных хозяйств стран-членов. Последнее обеспечивается международным переплетением всех факторов производства, но доминирующую роль в этом процессе играет предпринимательский капитал.

Он представлен главным образом интернализированной акционерной собственностью.

Процесс интернационализации капитала объективен и происходит во всей мировой экономике. Но в ЕС он стимулировался мерами по созданию общих рынков (товаров, капитала, услуг, рабочей силы) и специальными регламентациями, направленными на формирование свободы предпринимательства. К их числу можно отнести директивы Совета: «О координации законов, регламентов и административных положений, регулирующих создание и осуществление предпринимательской деятельности кредитными институтами» (1977 г.), «О сближении законов, регламентов и административных положений государств-членов, применяемых к ответственности за неисправную продукцию» (1985 г.), «О механизме прозрачности для обслуживания информационного сообщества» (1998 г.), серию директив о защите прав потребителей, производителей (1985, 1993, 1997 гг.) и др.

В результате обеспечения свободы предпринимательства в ЕС сформировались разные варианты международной собственности на средства производства: от незначительного долевого участия (портфельные инвестиции), через смешанный в разных пропорциях капитал совместных предприятий, до полного поглощения фирмы одной страны компанией другой страны Сообщества (см. табл. 5).

Таблица 5

Распределение операций по сращиванию капитала среди первой тысячи промышленных компаний ЕС

(% к итогу по каждому типу операций)

Тип операций и их география 1983-1984 1984-1985 1985-1986 1986-1987 1987-1989 Слияния, поглощения и приобретения контрольного пакета акций Всего (абсолютное число) 155 208 227 303 383 Внутри своей страны 65,2 70,2 63,9 69,6 55,9 В зоне Сообщества 18,7 21,2 22,9 24,8 29,2 Операции с фирмами третьих стран 16,1 8,7 13,2 5,6 14,9 Портфельные вложения (приобретение доли в акционерном капитале) Всего (абсолютное число) 54 67 130 117 181 Внутри своей страны 68,5 67,2 67,7 71,8 63,5 В зоне Сообщества 14,8 14,9 15,4 17,9 20,4 Операции с фирмами третьих стран 16,7 17,9 16,9 10,3 16,1 Создание совместных филиалов Всего (абсолютное число) 69 82 81 90 111 Внутри своей страны 46,4 48,8 42,0 32,2 40,5 В зоне Сообщества 15,9 18,3 24,7 17,8 27,9 Операции с фирмами третьих стран 37,7 32,9 33,3 50,0 31,6 Источник: European Economy, 1990.

Число международных слияний и поглощений в ЕС по всем видам сделок увеличилось в 1,4 – 1,8 раза.

Ведущую роль в этом процессе играют ТНК стран-членов ЕС, именно они благодаря возможности направлять свои активы в страны Сообщества оказались наиболее подготовленными к экспансии не только через создание новых структур, но и через слияния и поглощения.

Созданные в ЕС механизмы единого рынка стимулировали деятельность ТНК, активизируя международное производство на всех стадиях и во всех сферах воспроизводственного процесса, направляя его преимущественно в высокотехнологичные, информационно-коммуникационные сферы. В результате сегодня в ЕС образовалась «новая экономика», базирующаяся именно на этих высокорискованных сферах. Объем венчурного капитала по данным Евростата достиг к 2000 г. почти 9 млрд. долларов.

Европейские ТНК в рамках единого рынка вынуждены играть по правилам свободной конкуренции. Эти правила были сформулированы в Римском договоре (ст. 86) и в последствии были конкретизированы, уточнены в специальных регламентациях с учетом достигнутых успехов в создании единого рынка. Напомним, что это универсальные правила, применяемые к любым предпринимательским структурам независимо от формы собственности, организации, экономической мощи, отрасли в которой они действуют. Контроль за соблюдением этих правил осуществляет Совет Европы. Они включают: запрет на образование любых союзов, соглашений, которые могут оказать воздействие на торговлю; осуществление априорного контроля за концентрацией предприятий; ограничения государственных предприятий в получении государственных заказов и ориентацию частных предприятий на государственные рынки; жесткий контроль за дотациями в госсектор и регламентацию государственной и любой другой помощи.

В целом европейские ТНК соблюдают эти правила, но перед лицом иностранной конкуренции они все чаще объединяются. Например, в начале 2000 г. руководство компаний Telecom Italia SPA (Италия) и Deutsche Telecom (Германия) объявила о слиянии. Сделка оценивается в 79 млрд. долл. Ожидается, что новая корпорация будет иметь рыночную стоимость в 200 млрд.

долл., что позволит ей конкурировать с такими телекоммуникационными гигантами, как американская AT&T и японская NNT.

Объединительная тенденция европейских ТНК усилилась после поглощения немецкого гиганта Mannesman, входившего в империю Deutsche Bank, англо-американской телекоммуникационной компанией Vodafone airtouch.

Одна из особенностей «новой экономики» ЕС состоит в том, что стратегическая инициатива все больше переходит от банков, теряющих с возникновением развитого электронного рынка капитала свои конкурентные преимущества, к страховым и инвестиционным фондам. Это особенно заметно в Германии. Например, крупнейшая страховая компания Allianz заметно теснит Deutsche Bank, противопоставляя его традиционным связям с правительством агрессивную транснациональную политику и новый для Германии менеджмент англо-американского образца.

В предпринимательстве ЕС 90-х гг. резко возросла доля малых и средних ТНК в совокупном объеме прямых зарубежных инвестиций. Это связано с процессами европейской интеграции, дающей им возможность осуществлять вложения в приграничных странах и противостоять конкуренции. Этим хозяйствующим субъектам также не чуждо стремление повысить свою конкурентоспособность за счет увеличения экономической мощи путем слияний.

Перечисленные обстоятельства во многом объясняют волну слияний и поглощений в Европе в конце 90-х гг. Действительно, еще в 1998 г. США и Великобритания лидировали по числу и стоимости слияний, а термин «трансатлантические слияния» относился преимущественно к компаниям этих стран. В 1999 г. ситуация резко изменилась. США, сохранив первенство в этом процессе, потеряли 10% своего удельного веса в 1998 г., а страны ЕС увеличили свой удельный вес в 3 раза и теперь доминируют в «трансатлантических слияниях». Это, прежде всего, касается ТНК Германии, которая по данным ЮКТАД входит в пятерку стран-лидеров мировых ТНК. Восемь немецких ТНК входят в мировой клуб «100 крупнейших ТНК». Это – «Даймлер Крайслер», «Фольксваген», «БМВ АГ» и «Роберт Бош» в автомобильной промышленности; «Байер АГ» и «Хехст АГ» в медицинской промышленности и «Басф АГ» в химической промышленности.

Транснационализация и интернационализация экономики ЕС обусловила выработку специальных мер, регулирующих деятельность ТНК и других монополий. Они носят как национальный, так и наднациональный характер.

Основой для такого регулирования является контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов в рамках политики по стимулированию свободной конкуренции и антимонопольного законодательства.

Директивы ЕС в этой части охватывают следующие основные области регулирования: 1) ограничительные соглашения между компаниями, 2) злоупотребление доминирующим положением на рынке, 3) слияния и поглощения, 4) государственная помощь.

Рассмотрим каждую из них.

Ограничительные соглашения между компаниями запрещены в ЕС в том случае, если они способны негативно повлиять на развитие торговли между странами-участницами, либо нацелены на предотвращение или ограничение свободной конкуренции в границах общеевропейского рынка. Этот запрет распространяется как на «горизонтальные» соглашения, объединяющие компании на одинаковом уровне производства или переработки продукции, так и на «вертикальные», объединяющие компании, которые не являются прямыми конкурентами, а оперируют на разных этапах производственного процесса. Однако директивы ЕС предусматривают исключения, разрешающие заключение соглашений, которые способствуют совершенствованию производства или дистрибуции товаров, либо способствуют продвижению технического прогресса, в т. ч. соглашения об эксклюзивности, лицензионные соглашения о передаче технологии, соглашения о НИОКР, франчайзинге и страховании.

Злоупотребление одной или несколькими компаниями своим доминирующим положением на Общем рынке, либо на какой-либо его части запрещено, как несоответствующее духу единого рынка, поскольку может негативно сказаться на развитии торговли между странами-членами ЕС. Доминирующим считается такое положение компании на рынке, при котором она обладает экономической мощью, способной препятствовать развитию свободной конкуренции на этом рынке, т. к. позволяет компании оказывать значительное влияние на условия развития конкуренции и даже игнорировать конкуренцию. Злоупотребление доминирующим положением считается также такое поведение компании, когда она способна влиять на структуру конкретного рынка, даже если такое поведение допускается национальным законодательством.

Слияния, объединения (в том числе в форме поглощений) согласно директивам ЕС объявляются несовместимыми с принципами единого рынка. Чтобы не допустить их, Комиссия ЕС имеет право изучить слияния до того, как они произошли, чтобы предотвратить их, если они создают (либо усугубляют) положение, при котором конкуренция на рынке (или значительной его части) подвергается опасности.

Об этом Комиссия дает соответствующее заключение. В сентябре 1990 г. Европейский совет специальным постановление ввел в действие ограничения, облегчающие контроль на наднациональном уровне за слияниями и поглощениями. В частности контроль устанавливается если мировой оборот участвующих компаний превышает 5 млрд. евро, а по крайней мере две из участвующих компаний имеет оборот в ЕС более 250 млн. евро.

Одобрение Европейской комиссии для трансграничных операций не требуется, если каждая из участвующих компаний осуществляет 2/3 своего оборота в одной из стран ЕС. В соответствии с внесенными поправками с 1 марта 1998 г. пороговые величины снижены до 2,5 млрд. евро и 100 млн. евро соответственно в случаях, когда совокупный оборот участвующих компаний превышает 100 млн. евро в каждой из по крайней мере трех стран ЕС, а по крайней мере каждая из двух участвующих компаний имеет оборот более 25 млн. евро в каждой из этих трех стран.

Действие данного постановления о трансграничных операциях распространяется как на ТНК стран-членов ЕС, так и третьих стран, оперирующих на рынках ЕС. Контроль за слияниями и поглощениями ниже пороговых величин по-прежнему осуществляется на национальном уровне.

Государственная, как и любая другая помощь, оказываемая страной-участницей ЕС отдельным предприятиям в любой форме, стимулирующая производство отдельных товаров, искажающая (или создающая угрозу искажения) нормальное развитие торговли между странами ЕС, также объявляется несовместимой с принципами общего рынка.

Выполнение этого требования наиболее проблематично, поскольку вступает в противоречие с одной из основополагающих целей сообщества – «содействие гармоничному и сбалансированному развитию экономической деятельности всех стран-членов». Как известно, в настоящее время экономическое развитие этих стран (и особенно регионов) неравноценно, а потому вмешательство (помощь государств и сообщества, например, депрессивным районам) окажется крайне необходимой. Более того, ее оказание предусматривается соответствующими регламентами ЕС.

Но эта помощь строго контролируется. Европейская Комиссия координирует привлечение транснационального капитала в менее развитые страны (регионы), устанавливая пределы инвестиционных льгот в конкурентных предложениях от стран ЕС. Самые большие льготы получают регионы с высоким уровнем безработицы и низким жизненным уровнем.

Таким образом, Комиссия решает задачу обеспечения гарантий в предоставлении только такой помощи, которая соответствует принципам единого рынка. Чтобы соблюсти их, согласно директивам ЕС, любые схемы предоставления помощи проходят одобрение Комиссии до начала их функционирования. Комиссия и государственные органы соответствующей страны-члена ЕС осуществляют за этим постоянный контроль.

Таким образом, в процессе эволюции сообщества от ЕОУС и Евратома через таможенный союз, общий рынок, единый рынок к ЕЭВС – 12 (в 2001 г. в него вошла Греция) эволюционировали «свободы», провозглашенные Римским договором. Результатом такой эволюции стала свобода предпринимательства, обусловившая специфические характеристики международных экономических отношений в рамках ЕС и мирового сообщества - взаимодействие глобальной интернационализации и региональной экономической интеграции. В ЕС оно происходит под постоянным регулирующим воздействием как сообщества в целом, так и государств стран-членов. В сегодняшней Европе-15 роль государства в экономике значительно сокращена, а взаимозависимость и взаимопроникновение национальных экономик настолько усилились, что уже вряд ли смогут существовать раздельно. Дальнейшая эволюция единого рынка связывает рынки товаров, капитала, услуг, рабочей силы и делает их зависимыми друг от друга. Это и есть настоящая экономическая интеграция, которая все более и более дополняется политической интеграцией, превращая ЕС в единое государство, укрепляющее свои позиции в мире.

<< | >>
Источник: Громыко В.В., Окрут З.М.. Конспект лекций по темам курса «Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС».. 2010

Еще по теме 3.5. Свобода предпринимательства как результат реализации четырех принципов свободы единого рынка.:

  1. Свобода предпринимательства и выбора
  2. 3.4. Свобода перемещения лиц и механизм реализации.
  3. 3.3. Свобода перемещения капитала и механизм ее реализации.
  4. Принцип свободы выбора - основной принцип принятия последующих решений
  5. Свобода
  6. 7.6. Свобода
  7. Тема 3. Основные принципы единого рынка
  8. социализм как эпоха нелинейной трансформации «царства необходимости» в «царство свободы»: некоторые дополнения и социо-политические аспекты
  9. ХАОС - ЭТО СВОБОДА
  10. Государство — защитник экономических свобод
  11. Предпринимательская среда, экономическая свобода.
  12. Проблемы политико-экономического анализа свободы.
  13. Глава 2 ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
  14. Противоречия свободы и институциональная структура общества.
  15. Леность или свобода?