<<
>>

6.1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ - ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

Понятие "творческая личность", несмотря на свою кажущуюся простоту, может быть отнесено к категории феноменальных, необычных, исключительных. Обычно творческой личностью называют человека, который может успешно решать какие-то оригинальные, нестандартные (творческие) задачи; умеющего высказывать или генерировать новые идеи, вырабатывать новые технические или организационные решения, а также обладающего и некоторыми другими особыми качествами, о которых пойдет разговор ниже.

В научном же плане определение понятия творческой личности, как и самого понятия процесса творчества, весьма и весьма затруднительно, поскольку понятие это достаточно широкое, но недостаточно изученное в психологии и философии, кибернетике и нейролингвистике, а также в других разделах науки [12].

В широком понимании творческая личность — это человек, носитель творчества, субъект творческой деятельности, в результате которой рождается нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Разные авторы отдают приоритет тому или иному свойству творческого человека, поэтому в основу определения творческой личности закладывают именно это свойство. Так, один из выдающихся французских математиков Анри Пуанкаре полагал, что творческой личности, прежде всего, присуще свойство не создания бесконечного числа бесполезных комбинаций, а построение таких комбинаций, которые оказываются полезными, в то время, как их — ничтожное меньшинство [29]. Говоря современным языком, основной элемент творчества он видел в искусстве многокритериальной оптимизации выбора полезных решений.

Один из современных исследователей и разработчиков теории развития творческой личности И. М. Верткин [4] считает первоосновой приобщения человека к творчеству выбор им Достойной жизненной цели (причем, слово "Достойной" он пишет с большой буквы).

Наиболее оптимальным возрастом для выбора Достойной цели на всю жизнь (или первой Достойной цели) он называет возраст детей в тринадцать — пятнадцать лет, когда, по мнению известных психологов, у человека наступает пик творческих способностей и один из пиков поисковой активности. Однако, как показывает жизненный опыт и исследования психологов, найти Достойную жизненную цель человек может в любом возрасте, хотя на ее реализацию у него, соответственно, останется меньше времени.

Теоретики научно-технического творчества Б. Л. Злотин и А. В. Зусман [9] значительно расширили представление о творческой личности, полагая, что она кроме Достойной цели должна обладать планом и программой по ее достижению, большой работоспособностью, смелостью и результативностью. Известный своими книгами по психологии творчества психолог А. Н. Лук [20] одной из главных особенностей творческой личности называет готовность к риску, смелость высказывать и отстаивать свои идеи.

И, наконец, можно сослаться на неожиданное и весьма необычное мнение профессора М. Тринга [35], считающего, что первое качество, необходимое изобретателю, — это уверенность в себе (порой доходящая до наглости), уверенность в успехе и решимость его добиться. Еще одна способность творческой личности — способность идти на риск. Она вытекает из того, что человек, имеющий в своей голове большое число идей, должен иметь смелость их публично высказывать, отстаивать, защищать. Но, будучи склонен к широким обобщениям и к принятию решений в условиях неполной информации об объекте творчества, он больше подвержен риску ошибиться. Именно "бесстрашие мысли" позволяет ему высказывать догадки и гипотезы, даже если нет абсолютных доказательств их правильности. К тому же творческий человек не боится риска выйти за рамки привычного, не ограничивает себя одним ремеслом, одной темой, одной научной дисциплиной.

Раньше творческие способности считали чем-то исключительным, уделом избранных людей, благом, "дарованным от Бога" или доставшимся "по наследству" от талантливых предков.

Однако исторический опыт человечества и исследования психологов показали, что на самом деле задатки творческих способностей присущи каждому нормальному человеку. Нужно лишь суметь найти и раскрыть их, а затем и развить. Правда, при обследовании и тестировании людей всегда обнаруживается некоторое непрерывное распределение их индивидуальной талантливости — от ярких и крупных талантов до самых скромных и малозаметных. Поскольку сущность творческого процесса для всех людей одинакова, то разницу в проявлении индивидуальной талантливости надо искать (не игнорируя полностью генетическое начало) в личностных психологических характеристиках, в той среде, в которой живет, работает или учится человек, в содержании и методиках его приобщения к творческой деятельности.

Как уже говорилось, творческая личность характеризуется большой совокупностью свойств, каждое из которых определяет не только уровень творческого потенциала, но и темпы его нарастания во времени. Причем, значимость того или иного свойства (коэффициент веса) для каждого из индивидов оказывается разной. Именно благодаря этому каждый отдельный человек по-своему талантлив, умен, оригинален и интересен.

В конечном итоге, свойства человека, которые характеризуют его как творческую личность, общеизвестны и ни для кого не являются секретом. Однако знать и помнить о них надо, чтобы в своей жизни, в работе и учебе целенаправленно и систематически их формировать; познавать себя и самоутверждаться в творчестве. Рассмотрим наиболее значимые из этих свойств и одновременно сформулируем некоторые рекомендации по их осмыслению, освоению и приобретению. Автор одной из книг по информатике [37 профессор Л. И. Филиппов приводит формулу, в которой объединяет десять главных (на его взгляд ) составляющих творчества личности. Его любопытная, хотя и во многом спорная и дискуссионная гипотеза, выглядит так:

где

Т — обобщенный (итоговый) уровень творчества личности;

3 — объем знаний, которыми обладает человек;

Сс — способности человека к самообразованию и обновлению знаний;

Л — любознательность;

Н — наблюдательность, умение воспринимать мир в целом без разделения на "важное" и "мелочи";

В — воображение и умение генерировать идеи;

Не — настойчивость, упорство в преодолении трудностей и препятствий в поиске нового;

Э — энтузиазм, стремление к творчеству;

Ск — скептицизм, критическое отношение к гипотезам, идеям, теориям, стремление их проверить или уточнить;

П — память — объем знаний, которым человек обладает без обращения к книгам, конспектам;

Ф — состояние физического здоровья, обеспечивающего интеллектуальную активность личности.

Эта формула представляет собой некоторое обобщение, хотя и неполное, совокупности свойств творческой личности. Введенные же в нее степени, корни, логарифмы лишь качественно отражают оценку тех или иных конкретных свойств в общей оценке творчества. Ясно, что эта формула в какой-то мере упорядочивает и формализует наши представления о творческом потенциале человека, увязывает его с целым рядом свойств, хотя и не учитывает ряд других, не менее значимых свойств интеллекта.

Так, например, профессор Н. Т. Петрович [26] для нахождения уточненной оценки творческой личности Ти предлагает умножить все выражения для Т в вышеупомянутой формуле на член, равный (1-И).

Ти = Т (1 - И),

где И — "вектор инерции" человеческого мышления, который для разных людей численно составляет от 0 до 1 (0 < И < I).

При отсутствии у человека инерции И = 0, множитель (1 — И) исчезает, и формула Филиппова Л. И. не нуждается в корректировке. При И = 1 "вектор инерции" полностью управляет личностью человека, он весь во власти чужих мыслей и стереотипов — его творческая деятельность полностью исчезает.

Нет необходимости повторяться и говорить о смысле и пользе знаний. Любой творческий человек в своей деятельности, прежде всего, опирается на знания физических, химических, тепловых, экономических, биологических, общественных и прочих явлений и процессов, которые он черпает из разнообразнейших дисциплин, информации радио и телевидения, из общения с людьми.

Интересное определение творчества дает один из современных преуспевающих и дерзновенных предпринимателей США, владелец фирмы "Ричард Саундерс Интернешн" Даг Холл [38]. Он является разработчиком метода "Эврика", освоение которого помогает деловому человеку остроумнее и быстрее мыслить, увеличивать творческую активность во много раз. Д. Хилл говорит, что творческий потенциал конкретного человека (который он именует обобщенным словом "Эврика" (Э) определяется всего лишь двумя значимыми факторами: стимулами (С) и персональной системой управления собственным мозгом (СУМ).

При этом факторы С и СУМ функционально взаимосвязаны с "Эврикой" следующей степенной зависимостью:

Э = (С + СУМ)у,

где У — увлеченность человека, работающего над разрешением той или иной проблемы.

Стимул — это то, что воодушевляет имеющиеся в потенциале, но не разбуженные пока мысли. Стимулами может стать все, что мы слышим, видим, ощущаем, в том числе на вкус и запах. Стимулы могут быть столь же просты, как просмотр справочника или книги в поисках новых организационных или технических решений, или столь же сложными, как общение с компьютером при решении аналитических многокритериальных оптимизационных задач, например, при составлении предпринимательскими структурами крупных бизнес-планов.

Персональная система управления мозгом человека СУМ является функцией коллективного опыта человечества, который в конкретной ситуации приходит на помощь разработчику в разрешении соответствующей задачи или проблемы. Таким образом, успех любой, в том числе предпринимательской и изобретательской, деятельности человека зависит от того, как удачно он умеет находить и использовать стимулы творчества и сколь успешно он освоил искусство системного управления своим мозгом.

Для творческой личности характерной чертой является трудолюбие, особенно в той области науки, производства, которая ее интересует. Вспомним, например, что Саша Пушкин, так блистательно учившийся в Царскосельском лицее по литературе и языкам, весьма успешно занимавшийся по гуманитарным дисциплинам, к математике и физике относился более чем равнодушно и не блистал в этих науках хорошими оценками. Великий физиолог И. П. Павлов, вспоминая о годах своей учебы в духовной семинарии, отмечал, что "круглые пятерки" в ней не считались завидным достижением, тем более, что хорошая учеба была обычным явлением. Но если семинарист блестяще учился по одному -двум предметам, а по остальным — без усердия, то учителя тут же обращали на него пристальное внимание — не талант ли?

Творчески одаренный человек отличается взыскательностью и высокой требовательностью к себе, причем не только в узкой сфере своих творческих интересов.

Он никогда не довольствуется приблизительной информацией из третьих рук, а стремится уточнить, добраться до первоисточника, выявить мнение специалистов, узнать, на чем они основаны. Такому человеку хочется самому дойти до сути предмета или явления. Если в сообщаемой ему информации есть сомнения, неувязки или противоречия, то он проявляет скептицизм. Причем, под скептицизмом здесь понимается критическое, недоверчивое отношение к чему-либо, сомнение в возможности, правильности и истинности чего-либо.

Весьма ценным и необходимым свойством творческой личности является ее настойчивость и стремление доводить до конца начатое дело.

Умение сосредоточить свое внимание на какой-то проблеме, каком-то предмете или явлении — одно из важнейших условий успеха, в том числе, в творческой деятельности.

Развитое воображение, способность к фантазированию — одно из важнейших свойств творческой личности. Мы не будем здесь останавливаться на значимости, методах и путях развития этого ценнейшего человеческого качества, поскольку развитию творческого воображения посвящен ряд книг [8,31].

Именно это интеллектуальное качество позволяет человеку генерировать множество новых идей — идей оригинальных и смелых, неизведанных и фантастических, таких, которые при их анализе и реализации могут оказаться самыми эффективными, полезными и конкурентоспособными. Человек-фантазер, человек с гибким и развитым воображением должен хранить в своей памяти большое число событий, явлений, природных закономерностей и аномалий, помнить многие реальные случаи и невероятные решения из области научной фантастики и мира приключений.

Профессор М. Тринг [35] утверждает, что любой вид творчества, в том числе и изобретательская деятельность, требует совместной работы ума, сердца и рук. Однако важность умения "думать руками" многими недооценивается из-за мнения, что изобрести и сделать что-то новое, полезное можно и путем абстрактных рассуждений. В наше время это удается лишь в сфере "чистой" математики и логики. Что же касается разработки новых технических объектов, то в процессе их создания разработчикам, изобретателям и предпринимателям приходиться иметь дело с изготовлением простейших моделей, а иногда макетов и опытных образцов, проводить их наладку и испытания, то есть отрабатывать и проверять идеи и альтернативные варианты в буквальном смысле, своими руками.

О насущной потребности и смысле "думания руками" очень убедительно говорит жизненный и творческий опыт известного русского ученого и изобретателя "русского света" Павла Николаевича Яблочкова. Все свои новые идеи и мысли (прежде чем передать в экспериментальные мастерские или в производство) он пытался реализовать лично, испытать и проверить своими руками. Он умел работать со множеством инструментов, изготавливать и ремонтировать простейшие устройства и приборы, конструировать и делать их монтаж Поэтому, где бы он ни жил — в Париже, Петербурге или Саратове, он везде создавал домашние лаборатории—мастерские. Даже в конце своей жизни, полностью разорившись и проживая в бедности в одной из саратовских гостиниц, будучи тяжелобольным и малоподвижным, он поставил около своего дивана большой стол, на котором устроил целую химическую лабораторию [21]. Здесь он и разрабатывал новые гальванические элементы с большой электродвижущей силой.

И, наконец, поговорим еще об одном характерном свойстве творческого человека — о его постоянном внимании к своему здоровью, к своему физическому состоянию, об его осознанном интересе к физической культуре и спорту. Человеку вдохновенно и плодотворно работается, творчески думается только тогда, когда он полон сил, бодр духом, имеет хорошее физическое самочувствие.

Сформированная культура заботливого и бережного отношения к своему физическому здоровью, а, по сути дела, и к своей душе, побуждает предпринимателей, изобретателей, бизнесменов, ученых, государственных служащих, несмотря на огромную занятость, уделять время активному отдыху и спорту.

Этика творчества. Этика — сфера человеческих отношений, рассматривающая нравственные принципы, основы морали и нормы поведения человека в обществе, в коллективе. Понятие этики весьма широкое, его не следует путать с понятием этикета — установленным сводом правил поведения, который вырабатывается массовым сознанием, историческим опытом того или иного народа. Некоторые вопросы этики мы рассмотрим лишь в связи с тем, что творческая личность имеет целый ряд особенностей и черт, которые создают (для нее самой и для окружающих) определенные трудности в общении, а порой встречают непонимание и вызывают недовольство близких, коллег по работе. К таким качествам следует отнести сомнение творческой личности в общепризнанных истинах, неприятие установившихся традиций, бунтарство. Увлеченность творческих индивидов своими идеями, своей работой, отрешенность от других дел и радостей жизни делает их в глазах окружающих непонятными людьми, равнодушными к человеческим взаимоотношениям. Свойственное творческой личности повышенное стремление к самоутверждению иногда может проявиться в неприятных и даже уродливых формах (непризнание заслуг коллег и оппонентов, обидная для окружающих надменно-агрессивная манера излагать свои взгляды и соображения, ревнивое отношение к чужим успехам и т.д.).

Среди некоторых людей (даже психологов) бытует предвзятое и совершенно неправильное мнение, что творчески одаренные люди вообще плохо вписываются в коллектив, что они, якобы, анархичны, внешне недисциплинированны, иногда беспечны и безответственны, допускают ребяческие выходки, порой слишком мечтательны и чудаковаты.

Конечно, творческий человек имеет смелость быть самим собой и обладает волей не подавлять в себе те ценные качества, которые, быть может, некоторым кажутся и чудачеством. Об этой смелости быть самим собой писал еще А. С. Пушкин: "Есть высшая смелость: смелость изобретения, где план обширный объемлется творческою мыслью" [30].

Но в то же время творческий человек во всех своих делах и в общении с окружающими должен строго придерживаться правил и норм сформировавшейся этики поведения; никогда не давать повода окружающим сомневаться в искренности и благородстве своих мыслей, своих дел, своего отношения к окружающим людям, к обществу. Именно с этой целью рассматриваются ниже некоторые аспекты этики творчества и, соответственно, даются рекомендации по исключению возможных кризисных ситуаций во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Одна из особенностей одаренного творческого человека — склонность к "игре", к юмору. Он восприимчив к смешному, любит шутки и, как правило, остроумен. Чувство юмора у него гармонически сочетается с раскованностью мышления, легкостью ассоциирования, безбоязненностью "игры идеями". Не случайно многие творческие личности начинают свои доклады, выступления и лекции с веселой шутки, с забавной истории. Доктор психологии профессор Вербицкий А.А., например, часто начинает свое выступление с пения оперной арии, содержание и эмоциональный настрой которой соответствует излагаемой им проблеме. Такие методические приемы позволяют расположить к себе слушателей, сосредоточить их внимание на предстоящем обсуждении проблемы, создают в аудитории доброжелательную и доверительную атмосферу.

В качестве примера удачного начала выступления, создающего атмосферу доброжелательного отношения к докладчику, историки любят приводить выступление губернатора штата Иллинойс Эдлая Стивенсона. Когда он в качестве кандидата на пост президента Америки прибыл в соседний штат Канзас, то свое предвыборное выступление начал так:

- После того как Канзас разделался с Иллинойсом на футбольном поле, мне думается, Вы собрались здесь не столько из любопытства к кандидату на пост президента, сколько ради того, чтобы выразить соболезнование огорченному губернатору Иллинойса"

Умение общения с людьми — признак культуры, интеллигентности. Бывает так: все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие и знающие друг друга. Собрались дружески поговорить, что-то важное обсудить, а разговора не получается. Говорят все разом, шумно и с увлечением. Каждый говорит о своем и совсем не слушает собеседника. Каждый исключает каждого. И беседа оказывается бесплодной, и нет того благодатного общения, которое обогащает. Быть в каком-нибудь обществе, в компании, на семинаре — это не значит собраться в кучу, это значит встретиться с людьми и воспринять их мысли, их характеры, их поведение. Встретиться с личностью, тем более с творческой, это значит понять ее, обогатить себя. Уметь разговаривать — это значит уважать собеседника. "Не следует завладевать разговором, как вотчиной, из которой один имеет право выжить другого", — говорил еще до нашей эры римский политический деятель и знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон.

Бывает, что мы не спорим, а навязываем свое мнение упорно, даже грубо, совершенно не интересуясь возражениями собеседника. А ведь умение выслушать доводы собеседника — это не только культура взаимоотношений, но и путь нахождения истины, путь творческого поиска. Порой в дискуссии, в беседе, мы не обращаем внимание не только на то, что говорим, но и как говорим. Торопимся, не договаривая слов, используем просторечные слова и даже жаргонизмы. Мы не всегда умеем гордиться своим языком, а ведь русский литературный язык так удивительно красив!

Еще одно отличительное качество творческой личности — оригинальность мышления. Правда, как утверждают психологи, способность к оригинальному творческому мышлению распространена столь широко, что позволительно считать, что она присуща большинству нормальных людей. Причем под "оригинальными" понимают такие идеи, которые новы для творца, для предпринимателя, изобретателя, с которыми он ранее ни в каком виде не встречался. Разумеется, нередко случается, что к такому же (или аналогичному) решению до него уже приходили и другие люди, хотя он об этом ничего не знал.

Однако оригинальность, выделяющая творческую личность среди других, не должна подчеркивать ее необычность и исключительность заносчивостью, а тем более насмешками над теми, кто менее одарен. Хорошо воспитанный, творческий человек никогда не позволит себе подчеркнуть собственное превосходство над собеседником. Скорее, наоборот, он сделает вид или скажет, что при получении своих результатов он чему-то научился у собеседника, что взял что-то полезное у него. Об этом в свое время хорошо сказал древнегреческий философ Платон: "Мне кажется, что всякий, кто в здравом уме, всегда стремится быть подле того, кто лучше его самого".

Проблема взаимного общения творческой личности с окружающими людьми не нова, она известна на протяжении всей человеческой истории и нашла свое отражение в высказывании Ричарда де Бери о великой ценности и значимости книг в его бессмертном сочинении "Филобиблион или о любви к книгам" (написанном, кстати, более 600 лет тому назад):

"В книгах я нахожу мертвых как бы живыми,

в книгах я предвижу будущее.

Они учителя, наставляющие нас без розог

и линейки, без криков и желчи.

Если ты обращаешься к ним, они не спят,

если допытываешься, спрашиваешь, они не

прячутся. Не ворчат, если ты заблуждаешься,

не умеют насмехаться, если ты чего

не знаешь ".

Не так ли терпеливо, доброжелательно и заинтересованно, как вечно живая книга де Бери, должен относиться каждый из нас к своим коллегам, к близким и малознакомым людям, дополняя сообщаемые им знания своими искренними эмоциями и душевной теплотой?

Мы уже упоминали выше, что творческой личности свойственно повышенное стремление к самоутверждению. Самоутверждение личности — один из самых тонких и сложных психологических, коммуникативных и социологических процессов. Это длительное, трудное, а иногда и болезненное самоиспытание, требующее постоянного самоанализа, самоконтроля и сопоставления своего поведения с установившимися в обществе этическими принципами и нормами.

Около 350 лет тому назад испанский писатель, проповедник и философ-моралист Бальтазар Грасиан написал замечательное произведение "Карманный оракул и Наука благоразумия". Мы советуем просмотреть этот свод афоризмов и изречений нравоучительного характера. Каждый творческий человек найдет в этой небольшой остроумной и чрезвычайно увлекательной книжечке много неожиданно простых и полезных советов.

Например, афоризм под названием "Человек без напускной важности", имеющий прямое отношение к самоутверждению личности: "Чем больше достоинств, тем меньше напускного — оно одно придает им всем отпечаток пошлости. Тягостное для окружающих, оно столь же тяжко для самого спесивца — он становится мучеником своих забот, терзая себя мелочами церемониала. Даже высокие достоинства много теряют из-за напыщенности — в них тогда видят лишь плод нарочитых ухищрений, а не свободной натуры, естественное же всегда приятней искусственного. Людей напыщенных считают несведущими как раз в том, чем они чванятся. Чем лучше удалось дело, тем меньше говори о своих трудах, дабы казалось, что совершенство достигнуто совершенно естественно. Но, избегая притворной важности, не впадай в притворную скромность — всячески показывая, что ничего не выставляешь напоказ. Благоразумный виду не подаст, что сознает свои достоинства, и само его равнодушие вызывает у окружающих интерес к ним. Вдвойне велик тот, кто, сочетая все совершенства, ни об одном сам не говорит; к всеобщему признанию он придет с другого конца".

Если бы творческий человек в своем поведении следовал подобным советам, он никогда не попадал бы в неприятные, тем более кризисные, ситуации в своих взаимоотношениях с окружающими. А ведь в жизни случается, что повышенное стремление к самоутверждению порой оборачивается завистью, ревностью и враждебностью к своим "конкурентам" — коллегам по работе, разработчикам аналогичных идей и проблем.

Как тут не вспомнить древнегреческий миф об изобретателе и талантливом строителе Дедале, страшным пороком которого была сильная зависть, в конце концов погубившая его. Его ученик, да к тому же племянник по имени Тал, изобрел зубчатую пилу. Узнавший об этом Дедал понял, что пила — это величайшее изобретение, совершенно новое (для того времени) орудие труда и перспективный рабочий инструмент. Сначала он слукавил, сказав Талу, что придуманная им пила это вовсе и не изобретение, а всего лишь простое соединение лезвия ножа и наконечника копья. Однако затем, одержимый мыслью присвоить себе авторство на это изобретение, он дошел до того, что, улучив случай, столкнул племянника с горы в пропасть. Затем он тайком уплыл на остров Крит, где и занялся сооружением печально знаменитого лабиринта для Минотавра. Именно здесь он объявил о создании пилы и присвоил себе честь ее изобретения. Однако, как это всегда бывает в жизни, Дедал не избежал справедливого возмездия за свои неблаговидные деяния: он вскоре был разоблачен, судим и приговорен к смертной казни. К счастью, как рассказывает один из мифов, ни в чем не повинный талантливый мальчик Тал не погиб. Покровительница изобретателей богиня Минерва, следившая за развитием этих, отнюдь не творческих событий, в момент падения мальчика в пропасть в одно мгновение превратила его в птицу - куропатку, и он на своих сильных и распростертых крыльях плавно и тихо опустился на грешную землю Эллады.

Творческий человек, сознавая свою оригинальность, свой авторитет и признание в обществе, в коллективе, обычно проявляет большую скромность в самооценке и тактичность в отношении к окружающим.

Необыкновенно скромен в жизни и в общении с людьми был знаменитый русский писатель-певец природы М. М. Пришвин. Как пишут его современники, это был талант весьма своеобразный и оригинальный [28]. Его бьющая в глаза оригинальность граничила с кажущейся наивностью и у многих вызывала недоумение. Мало того, порой казалось, что он рисуется. На самом деле никакой рисовки не было. Пришвин всегда был искренен. Талантливого, творческого человека он часто представлял в образе соловья, который, обладая несравненным искусством пения, очень прост в своем обличий и никогда нарочито не выставляет себя перед слушателями. Вот как он писал об этом: "Ночная птица соловей поет — слышат все, а певца не видно. И если и увидишь при свете, то что прибавит к песне вид серенькой птички?"

Выдающимся человеком, в котором гармонично сочеталась творческая и предпринимательская деятельность, была русская княгиня Мария Клавдиевна Тенишева [33]. Ее имя до недавних пор было мало известно в современной России, поскольку последнюю и не лучшую часть своей жизни она провела в эмиграции, в Париже. Но ее большой вклад в русскую культуру до сир пор хранят и знаменитый смоленский музей "Русская старина", который она подарила городу вместе с 7000 экспонатов еще до начала первой мировой войны, и музей "Теремок" на Смоленщине — всемирно известный центр русской культуры рубежа XIX-XX веков, и художественные экспонаты в ряде других музеев. "Марфой-посадницей" назвал эту замечательную русскую просветительницу, художницу и собирательницу великий художник, ученый и философ Н.К. Рерих. Это была в высшей степени творческая и художественная натура, одаренная, к тому же, чудесным голосом. В молодости она училась пению в Париже. Ее ожидала блестящая артистическая карьера в оперных театрах Италии. Но она увлеклась в то время эмалью. Теорией и практикой этого редкого искусства Тенишева занималась потом всю свою жизнь. Она стала замечательным художником-эмальером, ее работы демонстрировались на выставках в Риме, Париже, Лондоне, Праге, Брюсселе и везде получали высокую оценку. Как художник и исследователь искусства она была избрана членом нескольких европейских академий. Она блестяще защитила диссертацию "Эмаль и инкрустация", получив ученую степень доктора.

Купив в конце XIX века в селе Талашкино под Смоленском усадьбу, М. К. Тенишева лично стала создавать здесь задуманный ею "Храм Духа", "идейное имение", образцовую сельскохозяйственную ферму с уникальной сельскохозяйственной школой 1-го разряда, с целой системой художественных классов и мастерских народных промыслов. Она сама возглавила основанные ею художественные мастерские по керамике, дереву, вышивке; приобрела богатейшую библиотеку и пригласила на работу лучших учителей. Школа себя окупала, художественные мастерские непрерывно расширялись и из учебного заведения превращались в производство, в настоящий промысел. Для сбыта изделий М. К. Тенишева открыла в Москве магазин "Родник". В своей школе она сознательно внедряла этнопедагогику, считая ее самым эффективным способом воспитания личностей, способных к созиданию. Она создала в своей усадьбе первый в России музей этнографии и русского декоративного искусства "Скрыня", полагая, что наличие такого музея рядом со школой облагородит вкус учащихся и пробудит в них, генетическую память [19]. В этом живописном уголке природы, в "Художественном гнезде", столь же знаменитом в то время, как и подмосковное Абрамцево, наездами и подолгу работали, творили и отдыхали Репин, Врубель, Рерих, Нестеров, Васнецов, Бенуа, Стравинский, Дягилев и другие знаменитые художники, композиторы и искусствоведы.

Сельскохозяйственная экономия здесь была прообразом идеальной модели столыпинской сельскохозяйственной фермы. Кстати, М. К. Тенишева была хорошо знакома с великим российским реформатором и разделяла его взгляды. В ее хозяйстве было все — от промышленного пчеловодства до промышленного коневодства, была ферма с голландскими коровами, огромные сады и пруды с карпами, садово-парковый заповедник. Об успешности и размахе поставленного дела говорит тот факт, что выращенные в усадьбе пчелы и лошади демонстрировались на Всемирной выставке в Париже.

Важно подчеркнуть, что предпринимательская деятельность М. К. Тенишевой была подчинена ее главному делу — просветительству. Ею, кроме вышеупомянутой сельскохозяйственной школы в Талашкино, было создано Бежецкое училище ремесленных учеников под Брянском, носившее имя ее основательницы, открыто несколько начальных народных школ в Смоленске и Петербурге, вместе с художником И. Е. Репиным организованы рисовальные школы, а также курсы по подготовке учителей.

Будучи щедрым и бескорыстным меценатом, она внесла большой вклад в русскую культуру: Государственному Русскому музею подарила большую коллекцию акварелей русских художников, городу Смоленску сделала бесценный дар — музей "Русская старина" с уникальной коллекцией экспонатов древности, ряду художественных музеев и музеев учебных институтов подарила богатые коллекции эмалей; она субсидировала издание журнала "Мир искусства", поддерживала материально творческую деятельность многих художников и деятелей искусства.

Любой человек — предприниматель, изобретатель, конструктор, экономист, инженер, участвуя в коллективном творчестве, может оказаться или в роли участника — рядового исполнителя творческой группы, или в роли ее (официального или неформального) лидера-руководителя.

Эти два участника творческого процесса, казалось бы делающих одно и то же дело, преследующих одну и ту же цель, имеют совершено разное социальное предназначение и во имя эффективного достижения этой цели используют свои сугубо специфические личностные свойства. Любому человеку, выполняющему как первую, так и вторую роль, приходится преодолевать свои личностные привычки и установки, находить постоянный контакт с другими членами группы. Одна из центральных задач, которую ставят перед собой творчески мыслящие и работающие в коллективе люди — это создание наиболее благоприятных (комфортных) психологических условий для других членов группы, умение обеспечить непринужденную и дружественную обстановку в коллективе, побудить своих коллег к совместной интенсивной деятельности, вызвать у окружающих положительные эмоции, обеспечить мотивацию для напряженной коллективной работы по поиску максимально большего количества оригинальных идей.

Поэтому в ряде случаев могут оказаться полезными рекомендации и советы, позволяющие, с одной стороны, создать в коллективе психологический "настрой", а с другой — эффективно нейтрализовать различные недостатки стиля мышления того или иного соучастника творческого процесса.

Творческий человек не воспримет эти советы и правила как догму. Применение правил, равно как и их нарушение, всегда должно быть осмысленным, ибо универсальных рецептов успеха не существует.

Не надо забывать о своей индивидуальности, которая является одной из высших ценностей. Именно потому, что Вы — это Вы, не каждое правило Вам подойдет, даже самое замечательное. Как говорил Козьма Прутков: "Не всякому человеку даже гусарский мундир к лицу".

<< | >>
Источник: М.М. Гуревич, В.Ш. Каганов, О.И. Кондратьев, В.М. Лебедев, В.Н. Михелькевич, В.В. Морозов, В.Н. Нестеров, В.М. Радомский. ИНЖИНИРИНГ МАЛОГО БИЗНЕСА. 1998

Еще по теме 6.1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ - ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ:

  1. 3.1. Основные направления формирования современной личности предпринимателя как организатора бизнеса
  2. Характеристики руководителя с творческим или с недостаточно творческим подходом
  3. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ПОНЯТИЕ личности
  4. творческая лень
  5. Творческое содержание
  6. РАБОЧИЙ — должность ТВОРЧЕСКАЯ
  7. "HONDA": ТВОРЧЕСКИЙ ЛИК.
  8. ГЛАВА 17. НЕДОСТАТОК ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА
  9. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ПОНИМАНИЕ
  10. Раздел II ЗАДАЧИ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
  11. 3| Личность И САМОВОСПРИЯТИЕ
  12. Метод раскрытия творческой энергии
  13. Творческие аспекты.
  14. Личность
  15. Принципиально творческая природа предпринимательства
  16. 1.8. Характер и содержание творческого предпринимательства
  17. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
  18. Тема 3. Личность и коллектив 
  19. 1   Подходите к делу творчески