<<
>>

Экономика России в 1989-1999 гг.

Экономика последнего десятилетия XX века в жизни нашей страны получила несколько названий: экономика переходного периода, экономика «смутного времени», гибридная или мутантная экономика.

Объективно назрела необходимость серьезного реформирования советской экономики, которая никак не могла вырваться из пут дефицитности, низкой эффективности (в том числе государственного управления) и падающей конкурентоспособности на мировом рынке. Советская экономика была отягощена хроническими недостатками командно-административной системы с гипертрофированным централизованным планированием и моноидеологической политикой, опиравшейся на устаревшие догматы. Уже в процессе «перестройки» стал вопрос о разработке научно-обоснованной концепции и специальной программы радикальной экономической реформы.

Основной замысел реформы, ее научная концепция, первоочередные и долговременные меры содержались в докладе заместителя председателя Совета Министров СССР, председателя Государственной Комиссии по экономической реформе, академика Л.И. Абалкина «Радикальная экономическая реформа: первоочередные и долговременные меры»[25].

С этим докладом, над которым работали специалисты из Госкомиссии по реформе, эксперты и ученые академических НИИ и вузов, Л.И. Абалкин выступил на Всероссийской научно-практической конференции по проблемам радикальной экономической реформы 13 ноября 1989 года в Колонном зале Дома Союзов[26].

Одна из характеристик начальной стадии переходного трансформационного периода - превышавший все возможные прогнозы и оценки уровень инфляции. В 1992 году, а это был год запуска бессистемных экспериментов и импровизаций, так называемых младореформаторов, этот показатель составил 2600%[27]. За 1992-1997 гг. объем ВВП нашей страны уменьшился более чем на 1/3.

Новейшая история не знала таких скоростей обнищания десятков миллионов людей, поляризации «крайних» социально-экономических (по уровню доходов) групп населения.

Трансформационные эксперименты либерально-монетаристского типа по методу шоковой терапии включали отпуск цен, свободу коммерческой и внешнеэкономической деятельности и были навеяны работами Милтона Фридмана «Капитализм и свобода», фон Хайека «Бегство из рабства» и рекомендациями советников из Международного Валютного Фонда (МВФ) и Всемирного банка (Джефри Сакса, Андреаса Ослунда и д.р.). Реформаторы задались целью превратить государство в ночного «сторожа», резко ограничив его социальные расходы на образование, науку, здравоохранение. Ключевым же был вопрос о преобразовании наследуемой с советских времен государственной собственности. Вместо эволюционного пути, предусматривающего после подготовительного этапа фазу разгосударствления, младореформаторы выбрали так называемую ваучерную приватизацию. Были открыты шлюзы для криминализации не только приватизационного процесса, но и экономической жизни в целом.

Серьезные зарубежные эксперты-экономисты и политологи, например, профессор Лу Фаоро из США, Вольфганг Карте, Эрих Штаудт из ФРГ и другие называли эти процессы в России 1992-1995 гг. формированием Crony (дружеского) капитализма в сочетании с олигархически-криминальной экономикой. В период с 1992 по 1998 гг. (до дефолта) в экономике России поддерживалось и стало превалировать экспортно ориентированное сырьевое направление – вывоз нефти и нефтепродуктов, необработанной древесины (кругляка), алюминия, перекачка газа и т.п. Конъюнктура мирового рынка способствовала такой однобокой экономической ориентации. Реформаторы оправдывали государственную политику, при которой доминирующее положение стали занимать нефтяные компании и холдинги «ЮКОС», «Лукойл», «Татнефть», «Норильский Никель» алюминиевые комбинаты и госмонополии «Роснефть», «Газпром».

Деятельность производственных, строительных, торгово-сервисных кооперативов, развивавшихся на внутреннем рынке в 1988-1991 гг. как антидефицитное направление, стала либо свертываться, либо трансформироваться (со значительными потерями во многих регионах) в малое предпринимательство.

Внешняя атрибутика государственной политики была связана с созданием Государственного комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП). В соответствии с принятым федеральным законом. Началась разработка федеральных и региональных программ государственной поддержки малых предприятий, количество которых к 1998 году составило около 1 млн. ед.

В этот период высокими темпами развивалось «челночное» направление, охватившее 3,5-4 млн. человек, потерявших работу в силу сложившихся социально-экономических обстоятельств, пересекавших с сумками и узлами полными дешевых товаров, границы с Китаем, Турцией, Грецией, Польшей. Торговля шла на городских рынках, мини-базарах, в лавках и палатках.

Отношение к малому и среднему предпринимательству (локомотивному сектору рыночных преобразований) и закреплению реальной частной собственности оставалось в период 1992-1998 гг. декларативным, политически-ангажированным и конъюнктурным. Вместо реальной экономической поддержки из федерального бюджета проводились эпохальные и предвыборные встречи с президентом и съезды в основном политического (мобилизационного) характера[28].

Какая же общественная (социально-экономическая и политическая) система была создана в нашей стране к концу XX века и что изменилось в ее основе в XXI веке – в первом десятилетии?

Капитализм в его нынешнем виде с начала XXI века до глобального финансово-банковского и экономического кризиса 2007-2009 гг. с его механизмом саморегулирования подвергся жесткой критике на общемировых и европейских саммитах в 2009-2010 гг. Автор проанализировал факторы и процессы, определявшие возможности социально-экономического развития страны в 1985-1991 гг. и 1992-1999 гг. С этой целью привлекались социально-биологические аналогии и зарубежный опыт. Был сделан ряд выводов о проявлении так называемых процессов экономического и общественного мутирования под влиянием факторов и процессов-мутагенов. В результате образовались экономические и общественные мутации, которые носили чаще негативный, чем позитивный характер. Существенно тормозили реализацию социально-экономического развития зоны высокой мутантности[29]: бедность, нищета; алкоголизация; наркотизация; безнадзорность; беспризорность детей; коррупция; проституция; неэффективное госуправление; отставание образования, науки, невнимания к молодежи; высокий уровень заболеваний сердечнососудистыми, печеночными, почечными, желудочно-кишечными заболеваниями; деградация личности; депопуляция (превышение уровня смертности над рождаемостью); терроризм, криминализация, теневая экономика; сырьевая направленность российской экономики; неразвитость финансово-банковского сектора; непрофессионализм в корпоративном менеджменте.

Последовательность этих факторов и процессов в силу их взаимовлияния и сопряжённости имеет, конечно, определённое, но не доминирующее значение.

<< | >>
Источник: под общей редакцией д.э.н., проф. Орлова А.В., М. Малое и среднее предпринимательство России: государство, модернизация, инновационный прорыв. 2011

Еще по теме Экономика России в 1989-1999 гг.:

  1. Гусейнов Р. История экономики России. Учебное пособие,— М.: ИВЦ "Маркетинг", 000 "Издательство ЮКЭА",.— 352 с, 1999
  2. Грошев В. П.. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, 1989
  3. Банковская система в период центрально регулируемой экономики (1945-1989 гг.)
  4. Глава 7 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"
  5. Глава 8 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"
  6. Глава 9 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"
  7. Глава 11 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"
  8. Глава 13 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"
  9. Глава 15 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"
  10. Глава 17 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"
  11. Глава 19 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"
  12. Сценарный анализ численности населения России (по условиям на 1999 г.)
  13. Глава 16-1 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"
  14. Глава 6 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"
  15. Глава 5 книги "Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999"