<<
>>

5.1 Обзор моделей реформ

Поиск причин и факторов трансформационного спада в 1990-е гг. стал модной и престижной темой для западных и российских тран- зитологов. Гораздо менее популярна тема трансформационного роста.

До недавнего времени большинство исследователей молчаливо полагали, что экономический рост “случится” сам собой, стоит лишь убрать макро- и микрофакторы ему препятствующие. По мнению некоторых экспертов, трансформационный спад — это лишь неприятный и досадный эпизод в истории переходных экономик, а экономический рост — закономерная и долгосрочная тенденция [Campos, Coricelli, 2002].

Если трансформационный спад стал более или менее устойчивой закономерностью развития переходных экономик, то переход к экономическому росту в значительной степени определялся выбором макроэкономической и структурной политики в каждой стране. В политэкономических дискуссиях 1990-х гг. был достигнут предварительный консенсус по вопросу о ключевых факторах, влияющих на экономический рост. Эти факторы включают в себя, прежде всего, показатели экономической структуры: долю промышленности в ВВП, уровень урбанизации, торговые связи, наделен- ность страны природными ресурсами, начальное распределение по

уровню среднедушевых доходов. Однако, согласно мнению ведущих политэкономистов, ни один из этих факторов не является столь значимым, как адекватная экономическая политика, направленная на скорейший выход из трансформационного кризиса.

По классификации Мирового банка, успех политики реформ в той или иной стране можно оценить по двумерной категориальной “решетке”: экономическая дисциплина и стимулирование. В понятие “экономическая дисциплина” включается широкий спектр мер экономической политики, направленных на ужесточение бюджетных ограничений для всех экономических субъектов с целью усиления стимулов к реструктуризации и повышению эффективности работы в новых условиях хозяйствования.

В понятие “стимулирование” входят меры, направленные на создание благоприятного инвестиционного климата, стимулирование предпринимательской активности и создание новых предприятий, способных вести конкурентную борьбу в условиях рынка. Мировой банк предлагает следующую классификацию переходных экономик по этим категориям: Польша, Венгрия, Эстония — высокая дисциплина и эффективное стимулирование; Чехия, Словакия, Литва — более мягкие бюджетные ограничения, меньше дисциплины;

а Болгария, Румыния, Россия, Украина, Молдова, Киргизстан — отсутствие дисциплины, мягкие бюджетные ограничения;

в Беларусь, Туркменистан, Узбекистан — сохранение пережитков плановой административной системы, отсутствие стимулирования.

Как видно, классификация Мирового банка базируется на традиционных ценностях “кнута и пряника” и при ближайшем рассмотрении оказывается не совсем корректной. Так, в Китае ВВП на душу населения рос на 8% ежегодно с 1978 по 1995 гг. При этом, по классификации Мирового банка, Китай явно проигрывает по степени жесткости бюджетных ограничений для экономических субъектов. Доля “плохих долгов” банковской системы, служивших своеобразной финансовой “подушкой” для убыточных государственных предприятий, составляет от 30 до 40% годового ВВП.

Вместе с тем в России 1990-х гг. бюджетные ограничения для предприятий в большинстве отраслей экономики никак нельзя было назвать “мягкими”. Ликвидация государственных субсидий в

5.1

Обзор моделей реформ

начале 1990-х гг. и практически полное отсутствие доступа к банковскому кредиту привели к резкому ухудшению финансового состояния предприятий реального сектора и повсеместному распространению взаимных неплатежей как средства решения бюджетных проблем на корпоративном уровне. Как можно “ужесточать” бюджетные ограничения для экономических субъектов, которые отказываются подчиняться дисциплине “кнута” и ободряющему соблазну “пряника”? Банкротство — вот рецепт, предлагаемый Мировым банком.

Опыт тотального банкротства неэффективных предприятий был опробован в 1993—1994 гг. в Венгрии и еще раньше — в 1980-е гг. — в Нигерии. В Венгрии от тотального банкротства “неэффективных” предприятий быстро отказались ввиду “эффекта домино” — цепной реакции дел о банкротстве, которыми оказались вскоре завалены все суды. В Нигерии “насаждение горчицы” банкротства было доведено до логического конца: экономика превратилась в “экспортный рукав” с полностью разрушенной социальной инфраструктурой и деградировавшими внутренними рынками.

В отличие от двумерной “решетки” Мирового банка и иных подобных политэкономических классификаций (монетаризм и популизм, по Гайдару) наш подход к исследованию эволюции реального сектора переходных экономик будет скорее индуктивным. Мы сосредоточимся на важнейших моделях постсоциалистической трансформации в 1990-х гг., к которым в той или иной мере тяготеют все программы реформ в переходных экономиках.

В настоящее время широко обсуждаются сравнительные достоинства и недостатки трех основных моделей экономической трансформации.

н P-модель: модель “шоковой терапии” в Польше. Эта модель содержала пять основных элементов:

полная либерализация нового частного сектора (1989— 1990 гг.);

упразднение парторганизаций на предприятиях, переход управления к рабочим советам;

шоковая либерализация цен в 1989—1990 гг.; введение жестких бюджетных ограничений для государственных предприятий, жесткая бюджетная и кредитно-денежная политика;

почти полная либерализация внешней торговли; конвертируемость валюты.

и С-модель: модель градуальной политики в Китае. Эта модель основывалась на следующих элементах политики: либерализация нового частного бизнеса; двухуровневая система цен;

мягкие бюджетные ограничения и субсидирование государственных предприятий через госбанки;

отсутствие полной либерализации внешней торговли. R-модель: модель экономических реформ в России. Отличительными чертами этой модели являются:

шоковая либерализация цен в 1992 г.

; шоковая либерализация внешней торговли в 1992 г.; шоковая массовая ваучерная приватизация по так называемой второй модели в 1993—1994 гг.;

отсутствие жесткой бюджетной и кредитно-денежной политики на начальном этапе реформ в 1992—1994 гг.;

особая роль экспортно-ориентированного сектора (в основном экспорт природных ресурсов) в развитии экономики страны; фаворитизм в приватизации предприятий экспортно-ориентированного сектора в 1994—1996 гг.

Каждая из этих моделей имеет свои структурные особенности. Если для польской модели существенно взаимодействие сектора новых частных компаний с сектором реструктурируемых государственных предприятий, то для российской модели эти взаимодействия не играют существенной роли (по причинам недоразвитости сектора малого и среднего бизнеса, которые будут проанализированы далее), но гораздо существенней — взаимодействие экспортно-ориентированного и импортозамещающего (внутренне-ориентированного) сектора, а также сектора естественных монополий.

<< | >>
Источник: Б.Е, Бродский. Лекции по макроэкономике переходного периода. 2005

Еще по теме 5.1 Обзор моделей реформ:

  1. § 5.              Обзор реформ 1992-2003 гг. и предпосылки завершения переходного периода
  2. 5.1. Обзор моделей, рассматриваемых в теории контрактов
  3. 8.1 Обзор проблем и моделей рынка труда в переходных экономиках
  4. Обзор наиболее распространенных моделей бухгалтерского учета и отчетности в зарубежных странах
  5. Краткий обзор модели совокупного спроса и совокупного предложения
  6. Обзор основных видов балансов. Краткий обзор теории бухгалтерского баланса.
  7. § 1.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ РЕФОРМА СОБСТВЕННОСТИ
  8. Вопрос 3: Экономические реформы. Экономическая реформа 1987г
  9. 1.2.4. Сравнение различных типов моделей (вычислимых моделей общего равновесия и эконометрических моделей) и возможности совмещения различных подходов
  10. 2 Обзор опционных стратегий
  11. §1. Обзор Западного опыта
  12. Обзор основных понятий
  13. Обзор стратегий УЧР
  14. Конъюнктурные обзоры, их структур
  15. ГЛАВА 7 ОБЗОР СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ
  16. 9 МАЙКЛБЛИНИ ОБЗОР СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ
  17. 5.1. Окно «Обзор Рынка»
  18. Исторический обзор
  19. ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ
  20. Обзор предпосылок QMDM
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -