<<
>>

Испытание моделей

Имеется много способов испытать модели, не прибегая к тому, чтобы пытаться фактически определять структурные постоянные. Прежде всего устойчивость: модели должны быть устойчивы, однако не слишком устойчивы, иначе будет иметь место затухание колебаний.

Во всех моделях, аналогичных маятнику, качания вскоре прекратились бы, если бы не было обратной связи, подобно вспомогательному часовому механизму поддерживающей ход правильными толчками. Возможно также поддерживать ход случайными толчками[515], но тогда возникает серьезный вопрос, будут ли достаточно сильные толчки (например, крупные нововведения) полностью независимы от цикла и, следова

тельно, чисто случайны. С другой стороны, нетрудно вообразить экономические модели, которые взорвутся от все возрастающих размахов своих колебаний. Если такие модели не слишком неустойчивы, они могут быть использованы для того, чтобы по методу Маркса объяснить долговременную тенденцию свободного капиталистического общества, стремящегося разнести самое себя вдребезги. Но этот тип теории не так уж хорош, поскольку кратковременные по своему существу циклические явления используются в качестве основы для объяснения широких контуров исторического развития, что явно неприемлемо. В отношении поддержания колебаний и характеристик устойчивости наша модель работает хорошо; возможно даже, что это ее самая сильная сторона. Она неустойчива на протяжении всей своей средней полосы, включая точку равновесия, так что она никогда не может утвердиться на каком-либо данном уровне или даже на какой-либо постоянной тенденции. Но у своего верхнего и нижнего предела модель чрезвычайно устойчива; это очень хорошо объясняет, почему, начав движение вниз, она не доходит до всеобщей безработицы и краха или почему пущенная в сторону расширения она не приводит постоянно к непрекращаю- щейся инфляции.

Другое важное испытание, которому должна быть подвергнута любая модель, состоит в том, сможет ли она объяснить циклы длительностью в восемь—десять лет.

Многие модели допускают возможность таких длинных циклов; однако при более близком рассмотрении это оказывается довольно иллюзорным. Например, простой цикл производственных благ с наличием промежутка отставания в производстве (теория Афталиона), но без обратной связи, вызываемой отношением между мультипликатором и доходом, может породить циклы любой длительности, если заданы подходящие значения для структурных параметров. Но это предполагает столь большую устойчивость, что по существу цикл исчезает еще до того, как завершится одна полная амплитуда колебания. В нашей современной экономике невероятное множество промежутков отставания, но все они настолько коротки, что трудно построить удовлетворительную модель, в которой процессы будут пять или шесть лет подряд держаться одного направления, а потом переменят это направление на обратное, и все это из-за отставаний, длящихся меньше года, хотя многие капитальные блага и дают более длительные отставания. Но наша модель выдерживает и это испытание. Взяв данные для Соединенных Штатов за 20-е годы, находим, что годовой реальный валовой

национальный продукт вырос с 1920 по 1929 г. примерно на 30 млрд. долл. Это должно было привести к возрастанию желаемого капитала на такую же или на удвоенную сумму[516]. Чистое капиталообразование держалось довольно постоянной нормы примерно в 9-10 млрд. долл. в год, но так как часть этого приходилась на инвестиции для нововведений, мы можем считать, что стимулированные инвестиции составили сумму в 5-6 млрд. долл. в год. Поэтому для того, чтобы накопить около 50 млрд. долл. капитала, потребовалось бы восемь или девять лет, так что наш результат есть величина правильного порядка. Важно помнить, что это не дает подтверждения нашим гипотезам, а скорее лишь показывает, что они не являются очевидно абсурдными и не бесполезны в деле объяснения большого экономического цикла.

Но когда мы обращаемся к понижательной волне цикла, наша модель, в том виде как она есть, не вполне удовлетворительна.

Проблема заключается в том, чтобы убрать весь капитал, накопленный в течение предыдущего бума. Это может быть достигнуто только физическим изнашиванием, которое для 30-х годов оценивается примерно в 7 или 8 млрд. долл. в год для экономики Соединенных Штатов, а в нижней точке Великой депрессии максимальный размер изнашивания составлял только 6 млрд. долл. Поэтому потребовалось бы восемь или больше лет, чтобы создать условия для нового расширения, а это уже не есть величина правильного порядка, так как понижательные волны имеют определенно меньшую длительность, нежели повышательные. Причину такого неудовлетворительного результата нетрудно найти. В самом деле, вековой тенденцией капитализма является разительное движение вверх, так что мы не возвращаемся к предыдущему низкому уровню массы капитала, прежде чем начать новое движение вверх. В модели нельзя отвлечься от этой тенденции без того, чтобы не прийти к абсурдным результатам.

Исследование технического прогресса — дело трудное, и

особенно в нашей упрощенной агрегатной модели, так как она скрывает специфические различия внутри однородного на вид целого. В то время как имеется еще много избыточного капитала, идет разработка новых возможностей, вполне осуществимых, даже если некоторые более старые типы капитала все еще остаются в бездействии. Поэтому валовое инвестирование может вновь начаться (в сущности оно никогда полностью не прекращается), до того как весь излишний капитал исчезнет. Когда это происходит, доход поднимается, и кривая спроса на капитал смещается вправо, хотя стимулированного инвестирования не возникнет, пока не исчезнет весь избыточный капитал (в соответствии с новой кривой)[517]. Следовательно, технический прогресс можно представить смещением вправо кривой lt;р\(К) спроса на капитал (рис. 69), хотя это и не раскрывает всего дела. Последствия постоянного технического прогресса показаны на рис. 71. Масса капитала сжимается от К\ только до Кз, а не до Кг, как было бы в обществе, в котором нет прогресса.

Поэтому фаза депрессии значительно укорачивается. С другой стороны, фаза бума удлиняется, так как К должно возрасти от Кз до Ks вместо К4.

Рис. 71. Технический прогресс

Нет оснований принимать, что существует равномерность в появлении нововведений, разве только для простоты представления. Бывают периоды, когда изобретений мало или когда они могут требовать небольшого капитала. Тогда депрессия будет длиться дольше и бум будет короче. В другие времена могут появиться нововведения, требующие огромных сумм капитала, как, например, в случае железных дорог, и это сокращает депрессию и удлиняет процветание. Можно ввести все это в нашу модель, и тогда она будет удовлетворять самым явным и трудным эмпирическим требованиям — чтобы каждый цикл сильно отличался от других. Однако с точки зрения эконометрики платить за эту уступку приходится дорого, так как методами статистики невозможно отделить автономные инвестиции (или инвестиции для нововведений) от стимулированных. Невозможно также построить какую-либо гипотезу по поводу их поведения, так как по самой своей природе они определяются исторически, а не экономически и поэтому подчиняются своим собственным сложным законам, которые мы не можем надеяться объяснить, хотя они, несомненно, объяснимы.

До сих пор мы не уделяли серьезного внимания вопросу о промежутках отставания в экономике, хотя почти все модели цикла существенным образом зависят от них. Основанием для такой несколько неортодоксальной трактовки является соображение, что длинный период цикла и тот факт, что цикл не исчезает, лучше всего объяснимы, если не привлекать промежутки отставания. В нашей модели мы объясняли явление переступания пределов при помощи обратной связи, обусловленной мультипликатором. Обычно явление переступания пределов объясняется как своего рода ошибка, происходящая от запаздывающих реакций. Что эти промежутки отставания существуют, не может подлежать сомнению.

И поэтому, чтобы приблизиться к реальности, их следует учитывать. Могут быть разные взгляды на то, принимать ли промежутки отставания за первичное объяснение циклов или же считать их вторичными усложнениями, дающими лучшее приближение к действительности. Правильным и в конце концов единственно решающим путем является здесь статистическая проверка различных гипотез. Но чтобы какая-нибудь проверка могла быть решающей, надо иметь гипотезы достаточно простые и достаточно реальные, чтобы существующая статистика могла их окончательно утвердить или отвергнуть. Едва ли эти условия будут выполнены в ближайшее время; и поэтому нам следует поступать осторожнее, взвешивая различные гипотезы методами, уделяющими большее внимание качественной стороне.

Существует по меньшей мере три типа отставаний, которые должны быть учтены в нашей модели. Во-первых, все согласны, что процесс мультипликатора требует некоторого времени, чтобы полностью проявить свое действие. Поэтому, даже если стоимость инвестиций изменяется резким скачком от очень низкого до очень высокого уровня (или наоборот), пройдет некоторое время, прежде чем поднимется (или упадет) доход. Результатом будет закругление углов в точках поворота модели. Кроме того, уменьшается резкость скачка в инвестициях, так как она зависит от акселерации, обусловленной изменением доходов. Оба этих факта имеют тенденцию удлинять цикл, так как механизм медленнее приступает к своей работе, работы же у него от этого не меньше.

Во-вторых, между принятием решения об инвестировании и фактическим расходованием денег проходит значительное время, что приводит к дальнейшему промедлению. На деле ситуация еще несколько сложнее. Все расходы на инвестирование не производятся в один прием, но скорее распределяются некоторым сложным образом на целый период времени. Поэтому, по мере того как принимаются решения об инвестировании, происходит постепенное накопление затрат на осуществление различных производственных проектов. И после того как решения об инвестировании уже больше не принимаются, постепенно заканчиваются затраты, вызванные выполнением ранее начатых проектов.

В-третьих, существенную часть нашей модели представляет депрессивное воздействие, оказываемое появлением в производственной машине вновь произведенных капитальных благ. Это может произойти либо от наводнения рынка возросшей продукцией, либо просто вследствие того, что производители, у которых прежде было слишком мало капитальных благ, теперь имеют их достаточно или почти достаточно. Но проходит некоторое время, часто весьма значительное, между размещением заказов, с одной стороны, завершением строительства домов и установкой капитального оборудования — с другой. Афталион и другие после него провели важные исследования этих промежутков отставания. И снова результатом является переступание пределов и вытекающая отсюда ошибка, а это увеличивает масштаб и длительность цикла и смягчает резкость перехода от бума к депрессии и обратно.

<< | >>
Источник: Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. 1959

Еще по теме Испытание моделей:

  1. Виды испытаний
  2. Испытания
  3. 6.6.3. Испытание рекламы, планируемой к выпуску
  4. § 16.6. ПРОЦЕДУРА ИСПЫТАНИЯ ГИПОТЕЗ
  5. Конкурсные испытания или тестирование
  6. ИСПЫТАНИЕ ДЛЯ ТРЕЙДЕРОВ
  7. ИСПЫТАНИЕ длЯ БРОКЕРОВ
  8. Метод Монте-Карло (статистических испытаний)
  9. § 16.7. ИСПЫТАНИЕ ГИПОТЕЗЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЛИНЕЙНОСТИ СВЯЗИ
  10. § 16.7.1. Испытание гипотезы для оценки линейности связи на основе оценки коэффициента корреляции в генеральной совокупности
  11. § 16.7.2. Испытание гипотезы для оценки линейности связи на основе показателя наклона линейной регрессии
  12. 1.2.4. Сравнение различных типов моделей (вычислимых моделей общего равновесия и эконометрических моделей) и возможности совмещения различных подходов
  13. Модель ЕВО или модель Эдвардса — Белла — Ольсона при оценке интеллектуальной собственности и нематериальных активов
  14. 7.3.2. Модификации модели ARCH: модели GARCH и EGARCH
  15. Взаимосвязь кейнсианской модели с моделями совокупногоспроса и совокупного предложения
  16. 1.1.3.2. Модель вычислимого общего равновесия в непрерывном времени Описание методологии используемых моделей
  17. 8.5 Модель эффекта от создаваемых государствомпроизводительных общественных благс «перегрузкой» и модель защитыправ собственности
  18. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской модели
  19. Прикладные модели управления запасами на предприятии: модель экономичной партии заказа
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -