3.5. Информационное и коммуникативное поведение
Эти и другие процессы переосмысления просто необходимы и в отношении информационного и коммуникативного поведения, потому что измененные кооперационные отношения между участками, делегированием задач и ответственностью требуют также соответствующих информационных и коммуникативных структур.
Это значит, что сотрудники должны быть не только исчерпывающе и своевременно проинформированы о предстоящих мероприятиях, но и активно вовлечены в процесс принятия решений.В качестве предпосылки для достижения успеха интегрированных концепций по менеджменту необходим соответствующий диалог между иерархиями.
М. Аоки, Р. Шмидт, Дж. Бергманн и многие другие43 подчеркивают, что в рамках современных организационных концепций нередко односторонне и в ошибочном направлении прослеживается информационный менеджмент, ибо модели информационных потоков остаются еще слабоизученными.
На предприятиях "А", "В" и "С" недостатки в информационной политике также составляют серьезную проблему, хотя все осознают
43 Аоки М. Фирма в японской экономике. Информация, стимулирование и заключение сделок в японской экономике / Пер. с англ. / Науч. ред. и послесл. B.C. Катькало. СПб: Лениздат, 1995; Schmidt R. (Hrsg.). Reorganisierung und Modernisierung der industriellen Produktion; Bergmann J., Schmidt R. Industrielle Beziehungen - Institutionalisierung und Praxis unter Krisenbedingungen, 1996.
128
важность взаимного информирования. Однако невозможно быстро преодолеть устаревшие алгоритмы действий, консервативный образ мышления и поведения. Велика сила инерции и потому необходимы активные процессы обучения.
Из интервью:
«Мы должны активно заниматься вопросами коммуникации, т.е. я требую от своих людей, чтобы они добровольно и без принуждения все говорили, что имеет значение. Со мной точно так же: по определенным вопросам я информирую своего шефа в местечке М (где расположен головной завод) без напоминаний и говорю: "Это важно, это может иметь значение, здесь возможны изменения и т.д.", поэтому редко бывает, когда он что-нибудь спрашивает у меня, а я говорю "да, я это знаю"; или когда он спрашивает: "Почему же ты мне об этом не сказал?" - Это нужно выучить, а это для некоторых будет трудно.
Это тоже процесс, который обеспечивал существование каждого человека на Западе - все, что тебе известно, должно остаться при тебе и, по возможности, никому не рассказывать. Конечно, в наше время также есть вещи, будь то стратегические вопросы или еще что-то, о которых нет необходимости каждому рассказывать. Но я организовал информационную деятельность в своей команде так, что я откровенно говорю своим людям все, что они должны знать для своей работы, и они мне обо всем обстоятельно докладывают (что для меня очень важно). Со временем такая форма обмена информацией хорошо прижилась» (начальник маркетинга Восточной Европы" завода "С").В целом можно утверждать, что информационализм пронизывает любые социальные области и культурные явления.
Процессы реструктуризации - это, по большому счету, целая серия реформ как на уровне институтов и социокультурных форм, так и на уровне менеджмента фирм, нацеленных на решение главных задач: углубление рационалистической логики стремления к максимальной прибыли в отношениях между капиталом и трудом; повышение производительности труда и капитала; распределение производства и рынков с овладением возможностями использования наиболее выгодных условий для получения прибыли всюду - глобализация, причем часто с ущербом для социальной защиты персонала.
При этом информационно-технологическая парадигма становится по сути дела приоритетной. Без новой информационной технологии глобальная рационализация была бы сильно ограниченной реальностью, гибкий менеджмент был бы сведен к экономии на трудозатратах, а новые расходы на капитальное оборудование и новые потребительские продукты оказались бы недостаточными, чтобы компенсировать в них инвестиции.
Постиндустриальное общество, давая людям образование и постепенно организуя экономику вокруг знаний и информации, подго-
5- Россия и Германия
129
товило почву для усиления роли человеческой мысли, когда многим стали доступными новые информационные технологии.
Распространение этой технологии бесконечно увеличивает ее мощь по мере того, как она усваивается и переопределяется ее пользователями. Новые информационные технологии являются не просто инструментами, которые нужно применить, но процессами, которые нужно разрабатывать.Отсюда следует тесная связь между социальными процессами создания и манипулирования символами - культурой общества и способностью производить и распределять продукты (товары и услуги).
Культурные, социальные и институциональные контексты, социальные действия решающим образом взаимодействуют с новой информационной технологической системой, что в итоге приводит к образованию специфических социальных условий, благоприятствующих технологической инновации, которая, в свою очередь, сама облегчает путь экономическому развитию и дальнейшей инновации. Воспроизводство таких условий есть проблема культурная, социальная и институциональная, так же как и экономическая и технологическая. Ее решение - это вызов в XXI веке.
Термин "информационное поведение" подчеркивает приоритетную роль информации в обществе. Информация в самом широком смысле, т.е. как передача знаний, имела критическую важность во всех обществах, которые были культурно и социально структурированы. Термин "информационное поведение" указывает также на атрибут специфической формы социальной организации, в которой благодаря новым технологическим условиям, возникающим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками для акторов - как на пути к производительности, так и к власти.
Процессы рациональной реструктуризации при этом становятся решающим фактором, ускоряющим, направляющим, формирующим и укореняющим новую информационно-технологическую парадигму - в основном, в социокультурных и в социоструктурных формах - и, по контуру обратной связи, порождающим связанные с ней все новые социокультурные и социоструктурные формы.
Важно подчеркнуть, что одной из ключевых черт информационного поведения и информационного общества является сетевая логика его базовой структуры, что объясняет и концепцию сетевого общества, которая реализуется также и в контексте информационной парадигмы.
Однако в мире, построенном вокруг информационных технологий, информационного общества, информационного поведения, информатизации возникает следующий парадокс: в то время как информационные системы и сети увеличивают человеческие силы в рационализации, организации и интеграции, они одновременно под-
130
рывают традиционную западную концепцию индивидуалистического, независимого субъекта, подрывают понятия суверенности и самостоятельности - понятия, которые давали идеологическую основу для индивидуальной идентичности.
Эта идея в своей основе подразумевает кризис "Я", вписанного вп западную индивидуалистскую концепцию, что в итоге означает поиск новой идентичности и новой духовности.
Отметим, что в России и бывшем Советском Союзе современный поиск новой идентичности и новой духовности на базе информационных технологий во многом был связан с пониманием той социокультурной пустоты, которая на формальном уровне была создана семьюдесятью годами навязывания исключительно идеологического единства как единственного источника смыслов.
Известно, что институты общества построены так, чтобы навязывать отношения власти, существующие в каждый исторический период, включая способы контроля, границы действий и социальные контракты, полученные в результате борьбы за власть. Информационные же технологии разрывали старые общественные институты.
Символическая коммуникация между людьми и отношения между ними, опыт и власть кристаллизуются на специфических территориях, создавая, таким образом, культуру и коллективные идентичности, воплощаемые в социальных структурах.
Несмотря на парадокс индивидуальной идентичности, представленный выше, существует в то же самое время потребность в построении нового коллективного "Я", значимо воплощающего духовность, информационную технологию, деловые и социальные связи, культуру и социальную структуру, что, в частности, на предприятии обычно и проявляется и реализуется на микроуровне в концепции групповой работы.
Концепции групповой работы рассматриваются в следующей главе.
При анализе взаимосвязи современных организационных концепций и производственно-организационных изменений в центре внимания стоял вопрос о том, какое влияние оказывают ситуативные условия и коллективы исполнителей на концептуализацию и претворение в жизнь современных производственно-организаторских структур.
Результаты исследований позволили сделать следующие выводы: 1. Измененные требования рынка и условия конкуренции - как внешние ситуативные факторы - воспринимаются на предприятиях как давление рынка в сторону к экономизации и гибкости производства, к диверсификации и росту качества продукции.
5*
131
Предприятия, на которых мы проводили исследования, отреагировали на это мероприятиями децентрализации, которые выражены в создании малых самостоятельных единиц с различной рыночной и производственной автономией (прибыль-центр, участки по образованию стоимости, центры по ценообразованию, интрапренерские структуры).
Таким образом, обеспечивалось гибкое реагирование на пожелания клиентов, на рыночные шоки, а также производство высококачественной продукция с наименьшими издержками.
Как для концептуализации, так и для реализации современных форм производственной организации нами были подготовлены эмпирические данные с относительно сильной ориентацией на рационализаторские образцы правильного действия. Как показывает практика, т.е. выбор и применение различных организационных моделей, эти рационализаторские образцы интерпретируются по-разному и используются в различной степени, что указывает на свободу действий производственных исполнителей.
То, что на реализацию таких организационных моделей в существенной степени оказывают влияние исполнители, находит отражение в различных подходах к рациональному образцу применения.
Например, в то время как на одном из исследуемых заводов реализация организационных моделей происходит скорее схематично, на других предприятиях с этим вопросом обходятся более прагматично и достаточно органично приспосабливают организационные концепции к собственным потребностям.
2. Ориентация на рациональные образцы иногда "ломается" размышлениями о специфических производственных условиях (внутренних ситуативных факторах).
В то время как предпочтение внедрения планов рационализации по пути децентрализации и упразднения иерархий обусловлены, скорее всего, внешними ситуативными факторами в форме давления рынка, то причины различного оформления этих процессов необходимо, скорее всего, искать во внутренних производственных ситуативных факторах - таких как профиль продукта, способы его изготовления, степени стандартизации производства.
В зависимости от выраженности этих параметров необходимо делать различия степени децентрализации, интеграции и ликвидации иерархий.Чем ближе к рынку действуют созданные относительно автономные организационные структуры, чем больше их самостоятельность и ответственность за подготовку и выполнение заданий, тем масштабнее проведенные мероприятия по децентрализации и ликвидации иерархий.
Ясно также, что наряду с различиями в производственном профиле, способах изготовления, близости к клиентам влияние на предпочтение определенных форм децентрализации оказывают также
132 • • " " '•'•''*£
положение в концерне, стратегия концерна и роль концерна на мировом рынке.
3. Если рассматривать усилия по децентрализации и вытекающие отсюда формальные организационные структуры вкупе с реальными процессами, то можно констатировать резкое расхождение между формальной структурой и фактическим оформлением реальных организационных и управленческих процессов.
Если, с одной стороны, имеются факты, свидетельствующие о том, что свобода действий в принятии решений, возникшая в результате современных организационных форм, еще используется не в полной мере, то это связывается с тем, что старый образ мышления и поведения, тяготеющий к централистским структурам, обнаруживает еще значительную силу инерции.
С другой стороны, всегда возможны дискурсивные творческие процессы в принятии решений в форме коллективных решений и неформализованных контактов с персоналом - даже внутри относительно консервативных организационных структур.
Еще по теме 3.5. Информационное и коммуникативное поведение:
- Тема 6 Коммуникативное поведение в организации
- Коммуникативная культура и коммуникативная профессиограмма современного специалиста
- Коммуникативная политика, коммуникативные сети и процессы
- ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
- 10.7. Коммуникативное давление
- Анализ коммуникативной эффективности
- ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ
- РАЗРАБОТКА КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ
- ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ОТНОСИТЕЛЬНО КОММУНИКАТИВНЫХ ЭФФЕКТОВ
- Научение поведению и модификация поведения человека в организации
- Общение как коммуникативная деятельность
- Тема 1 Развитие коммуникативных навыков
- Мотивация коммуникативных процессов
- Самодиагностика Анкета для изучения коммуникативного минимумаруководителей организации (В. М. Снетков)
- Планирование коммуникативной политики
- Раздел III ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ АГЕНТОВ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА А. ПОВЕДЕНИЕ АГЕНТОВ НА РЫНКЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
- А — КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ