<<
>>

2.1.2. Институциональная среда охраны природы в России

Огромное теоретическое и практическое значение имеет, по мнению авторов для будущего России, кроме приведенных тенденций наращивания знаний политикоэкономического характера, и институциональный порядок охраны среды жизнеобитания человека.

По мере того, как хозяйственное воздействие человечества на окружающую природную среду возрастает, эта проблема и не только для нашей стране становится все более актуальной. Поэтому рассмотрим институциональные изменения в общественном знании на примерах отношения россиян к окружающей природной среде.[77]

Опыт охраны природы у нас в стране имеет не менее как тысячелетнюю историю – еще князь Ярослав «Мудрый» (годы правления в Киевской Руси – 1019-1054 гг.) ввел ограничения промысла диких зверей и птиц. Можно назвать указы царя Алексея Михайловича (1649 г.) «О сбережении заповедного леса в Рязанском уезде» и об охране животного мира, многочисленные указы царя Петра I «Великого» (например, 1701 г. – указ «О нечистке под пашню лесов по рекам по коим леса гонят в Москву, а чистить их в 30 верстах выше», 1712 г. – указ о сохранении почвенного покрова при рубке лесов, 1714 г. – запрет отстрела лосей в Санкт-Петербургской губернии, 1718 г. – указы об охране чистоты водоемов). Все это свидетельствует о давних традициях россиян жить в гармонии с природой во всех её проявлениях.

Даже в период ускоренной индустриализации Советского Союза и России у нас звучали голоса естествоиспытателей и философов – В.И.Вернадского, Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского, Н.И.Вавилова, В.В.Станчинского, В.Н.Сукачева, Н.А.Бердяева и других, - которые сегодня с полным основанием можно считать голосами предтечей современных идей «устойчивого развития».

Процесс активного природопользования* (сам термин предложен в 1958 г. Ю.Н.Куражсковским с соавторами; см.: Реймерс, 1990) можно разделить на три периода. Первый из них, до развития капитализма, можно определить как локальный, прагматический, не сопровождавшийся, как правило, разрушением природных комплексов на сколь-нибудь обширной территории.

Хотя и были отдельные исключения, как приводимый Фридрихом Энгельсом пример опустынивания Месопотамии при сведении лесов или исчезновение отдельных видов крупных животных в результате интенсивного промысла (например, стеллеровой морской коровы и тура).

Начало второго периода совпадает с интенсивным использованием природных ресурсов в ходе промышленного прогресса раннего капитализма. На этом этапе в производство вовлекались в широком масштабе наряду с возобновимыми и невозобновимые ресурсы, что сопровождалось разрушением ландшафтов. С появлением крупных заводов стал ощутим урон природе, наносимый масштабным использованием ресурсов, загрязнениями атмосферы и водоемов. Развитие новых отраслей промышленности и технологий на этом этапе лишь усугубляло воздействие на природу, вело к быстрому увеличению объемов и спектра используемых ресурсов, увеличению техногенно измененных территорий. В это же время была осознана необходимость сохранения естественных природных комплексов для рекреации, охраны зверей, научных исследований (например, первый в мире Йеллоустонский национальный парк в США создан 1 марта 1872 г.).

Кризисное состояние природной среды в развитых странах, в том числе и в европейской части России, сложилось уже в начале века. Быстрыми темпами сводились леса, стремительно уменьшались запасы промысловых зверей, обеспечивавшие экспорт древесины и мехов. Российское Правительство вынуждено было приступить к законодательному регулированию природопользования. В конце позапрошлого и начале двадцатого века в России были созданы первый заповедник на Камчатке (1882 г.), ряд других частных заповедников, приняты Лесной кодекс (1888), правила регулирования охоты (1892), Закон об охраняемых территориях (1916), 29 декабря 1916 г. на восточном берегу оз. Байкал был создан первый Государственный Баргузинский заповедник, заключены первые международные соглашения (1897 г. – об охране морских котиков), в 1910 г. создано первое общество по охране природы в с. Хортица Екатеринославской губернии (под руководством П.Ф.Бузуки).

Г.А.Кожевниковым и В.П.Семеновым-Тян-Шанским разрабатывается план сети заповедников по всей территории России, создается общество охраны природы (1910-1911 гг.) и Постоянно действующая природоохранная комиссия при Императорском географическом обществе (первый председатель – ботаник И.П.Бородин).

Сохранение ресурсов и природоохранная деятельность до середины 30-х годов эффективно поддерживалась органами Государственной власти России, а затем и Советского Союза. Так, в 1924 г. основано Всероссийское общество охраны природы (ВООП), 23 сентября 1929 г. открылся Первый Всероссийский съезд по охране природы, в 1930 г. в г. Самаре создан первый в стране Волжский НИИ изучения и охраны природы (директор-организатор – Вас.И.Смирнов). Но индустриализация и последующая милитаризация страны диктовали свои условия – хищническое использование природных ресурсов, оказавшееся столь же характерным для социализма, как и для капитализма, было единственным источником необходимых средств. Наиболее развитые страны первыми испытали экологический кризис, но они достигли достаточного уровня экономики, чтобы, во-первых, вложить колоссальные средства для восстановления среды обитания и, во-вторых, вынести наиболее грязные отрасли добывающей и перерабатывающей промышленности на территории других государств.

Третий этап природопользования формируется в наше время, хотя основа его была заложена так же в начале ХХ века учением о биосфере и ее трансформации под влиянием деятельности человека, развитым В.И.Вернадским. Осознание глобальности экологических катастроф пришло значительно позже и ассоциируется с работами Рэйчел Кэрсон «Безмолвная весна» (Carson, 1962), Пауля Эрлиха «Популяционная бомба» (Ehrlich, 1968), Гаррета Хэрдина «Общая трагедия» (Hardin, 1968), Барри Коммонера «Замыкающийся круг: Природа, человек, технология» (Commoner, 1971) и рядом других, с моделированием последствий ядерной войны, выполненным американскими и советскими учеными (в последнем случае – под руководством Н.Н.Моисеева), а также выявлением других отрицательных эффектов научно-технического прогресса, не ограничивающихся территориями отдельных государств (таких, как техногенное изменение климата, разрушение озонового слоя, опустынивание, воздействие кислотных дождей и т.п.).

Тревога ученых за будущее человечества, как биологического вида, дошла до политиков и общественных деятелей.

В июне 1972 г. в г. Стокгольме (Швеция) прошла Конференция ООН по вопросам охраны природы, в которой приняло участие 113 стран. Декларация об охране окружающей среды была принята 5 июня (Международный день охраны окружающей среды). Генеральный секретарь этой конференции Морис Стронг впервые сформулировал понятие “экоразвитие” - экологически ориентированное социально-экономическое развитие. На этой же конференции была создана специальная структура – Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), с целью разработки рекомендаций по наиболее острым проблемам экологического кризиса.

В 1983 г. по инициативе Генерального секретаря ООН и в соответствии с резолюцией 38/161 Генеральной Ассамблеи ООН была создана Международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию (МКОСР), которую возглавила премьер-министр Норвегии Гро Харлем Брундтланд (G.H.Brundtland). Эта комиссия была призвана вскрыть проблемы, объединяющие экологическую и социально-экономическую озабоченности в разных регионах мира. В 1987 г. был опубликован доклад МКОСР «Наше общее будущее» [«Our Common Future (The Brundtland Report)»]. В составлении и обсуждении этого доклада приняло участие 823 специалиста и 84 организации (по данным, приведенным в русском переводе этого доклада, с. 324-359). Среди приглашенных специалистов больше всего было канадцев (30%), бразильцев (9%) и россиян (6,5%). Среди отечественных ученых были академики В.Е.Соколов (член МКОСР), Н.Н.Моисеев, В.А.Легасов, Р.З.Сагдеев, Ю.А.Израэль, И.Т.Фролов и др.

В названном докладе впервые было использовано понятие “sustainable development”, переведенное как “устойчивое развитие”. Еще раз заметим, что данный перевод весьма неудачен (вспомним хотя бы слова Бернарда Шоу: «Постоянна изменчивость, а устойчива только смерть»). Правильнее было бы перевести данный термин как «допустимое развитие», «неистощающее развитие» или «развитие, сохраняющее целостность» (Розенберг и др., 1996, 1999).

Уильям Д.Рукелшос, бывший директор Агентства охраны окружающей среды США и член Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию, писал: «Удастся ли нам содействовать продвижению народов в направлении устойчивого развития? Это привело бы к изменению общества, сравнимому по масштабам лишь с переменами, наступившими в результате двух других событий: аграрной революции в эпоху позднего неолита и промышленной революции двух последних столетий.

Эти революции были постепенными, спонтанными и в большинстве своем бессознательными. Новая революция должна быть полностью осознанной, базирующейся на наиболее высоком, максимально возможном уровне научного предвидения. Если мы действительно преуспеем в этом начинании, это станет абсолютно уникальным явлением в истории человечества».

Современное экологическое движение в России зародилось в основном как политическое (на «зеленой волне» вошло в Верховные Советы СССР и России последних созывов и в Государственную думу большинство депутатов) и, очевидно, будет и дальше использоваться в политических целях (примером тому – концепции устойчивого развития, предложенные практически всеми оттенками «современного политического спектра» России). Красивый лозунг слишком упрощает реальную ситуацию, может дать положительный эффект на достаточно кратком начальном этапе, но впоследствии неизбежно «загонит» систему в тупик (напомним развитие классической формулы: «...власть плюс электрификация, плюс химизация, плюс всеобщая экологизация, плюс…»; см.: Розенберг, Краснощеков, 1995; Розенберг и др., 1998).

Существенную роль в становлении отечественного «экологического самосознания» населения сыграли публицистические работы писателей и поэтов (Л.Леонов, О.Сулейменов, Ч.Айтматов, В.Распутин), философов (А.Д.Урсул, Э.В.Гирусов), экономистов (М.Я.Лемешев, В.И.Данилов-Данильян), математиков (Н.Н.Моисеев), географов (К.С.Лосев, К.Я.Кондратьев, С.П.Залыгин) и, конечно, экологов (А.В.Яблоков, А.Л.Яншин и мн.др.).

На таком российском фоне в июне 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) прошла Конференция ООН по окружающей среде и развитию, на которой представителями 172 стран были приняты Декларация по окружающей среде и развитию и Повестка дня на XXI век – программа перехода к устойчивому развитию. Таким образом, была документально оформлена и официально закреплена существовавшая на протяжении двух десятков лет тенденция перехода от национальных программ охраны природы отдельных стран – к охране биосферы в глобальном масштабе усилиями большей части человечества; идеи устойчивого развития пронизывают все документы этой Конференции.

3-5 июня 1995 г. в Москве прошел Первый Всероссийский съезд по охране природы, на котором обсуждалась Концепция перехода России на модель устойчивого развития. А уже 1 апреля 1996 г. (надо иметь отчаянную смелость, чтобы в День смеха принимать столь судьбоносное для страны решение) Президент России Б.Н.Ельцин подписал Указ № 440 об утверждении концепции перехода нашей страны к устойчивому развитию. Эта концепция вызвала широкую и неоднозначную реакцию со стороны общественности и научных кругов. Так, к началу работы Всероссийского съезда по охране природы было предложено около 40 вариантов Концепций устойчивого развития России, представленных почти всеми основными политическими движениями, отдельными исследователями и группами ученых (см.: Розенберг, Краснощеков, 1995; Розенберг и др., 1998). Также 3-5 июня но уже 1999 г. в Саратове прошел Второй Всероссийский съезд по охране природы, который подвел некоторые итоги природоохранного движения за прошедшие после Первого съезда четыре года. А уже 17 мая 2000 г. указом Президента России В.В.Путина Госкомитет по охране природы был ликвидирован…

<< | >>
Источник: Хорзов С.Е., Чалов В.И.. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДИНАМИКИ РОССИИ» Учебное пособие. 2009

Еще по теме 2.1.2. Институциональная среда охраны природы в России:

  1. Модернизация России как институциональная проблема. Институциональная динамика. Институциональные ловушки
  2. ГЛАВА 3 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВА
  3. Институциональная среда международной компании
  4. Глава 2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В РОССИИ И ПЕРЕХОД К РЕСУРСОЭКОНОМНОМУ ТИПУ РАЗВИТИЯ
  5. Сущность, функции и принципы охраны труда на производстве Понятие охраны труда
  6. Институциональная структура венчурного финансирования в России
  7. Институциональные и социокультурные факторы трансформации экономики в России
  8. 2.1 Проблемы становления инновационной экономики в России: институциональный подход
  9. 12.3. Институциональные механизмы развития партнерства и сотрудничества России и Европейского Союза
  10. 2.2. Институциональный подход в решении проблем становления инновационной экономики в России
  11. Тема 15 СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
  12. Таблица 2.6. Критерии классификации культур по оценке и использованию № п/п Наименование критерия 1 Степень идеапогизированности культуры (догматизм — прагматизм) 2 Предпочтительность ассоциативного способа увязки информации (ассоциативный способ — по рационально выбранным критериям) 3 Отношение к природе человека (все люди, в принципе, по своей природе хорошие/плохие — люди могут быть разными) 4 Степень управляемости природой человеком (человек полностью подчиняет себе силы природы — надо жить
  13. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ: ОДНОВРЕМЕННЫЕ СЛЕДСТВИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ
  14. ЗНАНИЕ, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
  15. СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
  16. Служба охраны труда
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -