<<
>>

Турбулентные торги

Турбулентность стала обычной метафорой для финансовых комментаторов, и причину этого понять несложно. В поисках графического примера зернемся на Нью-йоркскую фондовую биржу, в день 27 октября 1997 года.

154 Часть II.

Новый путь

25%

Рис. 6.2. Турбулентный ветер на фондовом рынке

Рис. 6.2. Турбулентный ветер на фондовом рынке

Эта диаграмма, взятая из Schwert 2004, показывает переменную неустойчивость фондового рынка, когда величина ценовых колебаний бурно меняется с каждым месяцем. Пик активности пришелся сначала на 1929-1934 годы, затем на 1987 год. Сходство с диаграммой ветра кажется" сверхъестественным, но в то же время ожидаемым, если бы мы сравнивали данные двух турбулентных систем.

Тогда промышленный индекс Доу-Джонса (DJIA) потерял катастрофа ски много — 554,26 пункта (или 7,18%). После этого, как часто бывает BI добных случаях, оказалось очень сложно определить фатальную nycKOt причину, хотя сотрудники Комиссии по ценным бумагам и биржам (СИ почти год пытались воссоздать события. В любом случае, удар был ным. По бирже прокатилась волна продаж, вынудившая руководство да ды приостанавливать торги в тщетной попытке успокоить людей. ВотЧ сухим языком фактов описаны события того дня в заключительном отч| Комиссии по ценным бумагам и биржам.

27 октября в 14:36 индекс DJIA упал на 350 пунктов по сравнению с пока^ зателем на момент закрытия предыдущей торговой сессии. Это падение вызвало 30-минутную остановку рынков акций, опционов и индексньщ фьючерсов. Торговля акциями возобновилась в 15:06, но уже к 15:30 i личина падения составила 550 пунктов, что влечет за собой автомат ческую остановку торгов. Таким образом, фондовый рынок закрылся ] 30 минут раньше срока.

Глава 6.

Турбулентные рынки. Предварительный обзор

155

Во вторник, 28 октября, рыночные цены сначала продолжили свое стремительное падение. К 10:06 величина падения DJIA составила 187,86 пунктов (2,62%). Впоследствии уровень активности быстро восстановился. К закрытию биржи индекс DJIA поднялся на 337,17 пункта (4,71%) до 7498,32 при рекордном на то время количестве акций — более миллиарда как на Нью-йоркской фондовой бирже, так и на Фондовом рынке NASDAQ.

Подразделение рыночного регулирования Комиссии по ценным бумагам и биржам, сентябрь 1998 года

Поистине яркий пример турбулентности. Звучит, как описание наводнения, сделанное Леонардо да Винчи. Одна за другой рушатся дамбы, пока стихия не успокоится. В то время когда бушевали финансовые воды, ценовые котировки скакали, как безумные. Разрывы (спрэды) между брокерскими ценами предложения и спроса резко расширились — на 19% больше отраслевой нормы (что означало значительную непредвиденную прибыль для одних брокеров и почти банкротство для других). Биржевая паника охватила весь мир: гонконгский индекс упал на 14%, лондонский — на 9%. В последние 24 минуты перед закрытием нью-йоркского рынка в 15:30 цены падали со средней скоростью 0,1% в минуту, или 6% в час, как высчитала позднее Комиссия по ценным бумагам и биржам. Эти цифры можно интерпретировать и так: стоимость американского бизнеса уменьшалась на 100 млн. долл. в секунду. Однако на следующее утро цены ринулись в обратном направлении с еще большей скоростью. Самое стремительное движение цен за весь 24-часовой период сконцентрировалось в трех минутах: с 15:12 до 15:14 и с 15:24 до 15:25 по нью-йоркскому времени. То была не просто финансовая буря. То был ураган.

"Интересно, — спросит читатель, — не служит ли этот термин "турбулентные рынки" всего лишь метафорой? Можно ли серьезно сравнивать зетер и финансовые рынки, бурю и резкое повышение деловой активности биржи, ураган и биржевой крах?"

С точки зрения основных причин, конечно же, нельзя. Но математически — можно.

Одна из поразительных особенностей науки заключается в том, что для описания даже самых различных, внешне не связанных zp\T с другом явлений можно использовать один и тот же математический

156 Часть II. Новый путь

аппарат. То же квадратное уравнение, с помощью которого люди в антищ ные времена рассчитывали прямые углы при построении храмов, в нала! дни пригодится банкиру для расчета суммарного дохода по новым двуц годичным облигациям. Технику расчетов, которую два столетия назад раэ работали Ньютон и Лейбниц для исследования орбит Марса и Меркури^ сегодня может использовать инженер-строитель для расчета максимальное) напряжения в конструкциях нового моста или объема воды, протекающее под этим мостом. Безусловно, это не означает, что мост, река и планеты "р| ботают" одинаково; или что археолог на Акрополе сможет назначить цец| облигации компании Accenture. Точно так же ветер и рынки весьма отличи ются друг от друга; первый — это природное явление, вторые — творен^ человека. Но разнообразие явлений природы безгранично, тогда как кол^ чество имеющихся в нашем распоряжении действительно отличных др^ от друга математических концепций и инструментов удивительно маЛ несмотря на их кажущееся многообразие. Если человеку нужно расчи) тить участок джунглей, то у него имеется относительно мало инструмв| тов: мачете для рубки веток и лиан, бульдозер для валки деревьев и ororij чтобы выжечь все остальное. В науке схожая ситуация. Когда мы исследу^ обширную сферу природных или порожденных человеком явлений, то щ наруживаем, что количество основных идей, на которых основаны сама полезные измерительные приборы и методы расчетов, удивительно мая Если у человека есть только молоток, то ему на глаза постоянно попадании гвозди — ведь только с ними он и может справиться. Поэтому нас не доля удивлять, что с нашим ограниченным набором эффективных математия ских инструментов мы обнаруживаем аналогии между аэродинамичеси трубой и табло агентства Reuters, на которое выводятся биржевые покаЙ тели.

Делом всей моей жизни стала разработка нового математического*! струмента, который пополнил бы ограниченный арсенал человека. Я нази этот инструмент фрактальной и мультифрактальной геометрией. Он пм назначен для исследования неровного, неупорядоченного и зазубреннш Само название я придумал в 1975 году [46]. "Фрактальная" происходит! fractus, причастия прошедшего времени, образованного от глагола /мпщ "ломать", о чем я узнал из латинского словаря одного из моих сыновей. Э&

Глава 6. Турбулентные рынки. Предварительный обзор

157

корень появляется во многих близких словах, включая "фракцию" и "фрагмент". Результатом моих интеллектуальных блужданий на протяжении нескольких десятилетий стали мои оригинальные идеи; я собирал воедино множество случайных, забытых, недоисследованных и внешне несвязанных артефактов и вопросов математического прошлого, развивал их и создавал на их основе новый, согласованный раздел математики. Фрактальную геометрию стали рассматривать как "природную". Сегодня ее используют для решения невероятно разнообразных задач: передачи цифровых изображений в Интернете, измерения характеристик процесса разрушения металла, анализа мозговых волн с помощью электроэнцефалографа, конструирования сверхмалых радиоантенн, изготовления оптических кабелей с лучшими характеристиками и изучения анатомии бронхов.

Метод фрактальной геометрии стал частью математического инструментария гидроаэромеханики, гидрологии и метеорологии. Ее эффективность объясняется уникальной способностью выражать большое количество запутанных, неупорядоченных данных несколькими простыми формулами. Эта способность особенно ярко проявляется в случае мультифрактально-гти — фундаментального понятия при изучении турбулентности и полезного инструмента на финансовых рынках. Поэтому я и другие ученые на протяжении последних нескольких десятилетий использовали понятия фрактальной геометрии для изучения и создания моделей работы рынков. Несмотря на 40 лет исследований, работа продолжается. Она не только не закончена — она едва началась. В следующих главах мы рассмотрим фракталы и их применение в финансах. Сейчас же я предлагаю краткий предва-зггельный обзор того, что нам может предоставить фрактальная геометрия заже в ее простейшем, "карикатурном" варианте.

<< | >>
Источник: Мандельброт, Бенуа, Хадсон, Ричард Л.. (Не)послушные рынки: фрактальная революция в финансах.: Пер. с англ. — М: Издательский дом "Вильяме". — 400 с.: ил.. 2006

Еще по теме Турбулентные торги:

  1. 1. Рынки турбулентны
  2. XV Послесловие. Усиление турбулентности?
  3. ГЛАВА 6 Турбулентные рынки. Предварительный обзор
  4. Стадия турбулентности
  5. 3.2 Подрядные торги в строительстве
  6. § 2. Международные торги
  7. ГЛАВА 17 ПОДРЯДНЫЕ ТОРГИ И ДОГОВОРЫ
  8. Глава 13. Международные аукционы, торги, биржи
  9. 3.4.2. ТОРГИ, КОНКУРСЫ И АУКЦИОНЫ
  10. Глава 6. Турбулентные рынки. Предварительный обзор
  11. 2.6. Размещение заказов через международные торги
  12. Этап 4: ухаживание, переговоры и торги
  13. Торги (тендеры) на разработку проектной документации