<<
>>

НАСТРОЙКИ ПАРАМЕТРОВ ИНДИКАТОРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ "МЕТАБТОСК"

Как вы уже знаете, в моей системе анализа рынка очень большое значение играют средние и коридоры отклонения от них. В программе «Атон-лайн» параметры средних и коридоров можно легко настроить через пункт меню «Информационные показатели», которое появляется при нажатии правой кнопки на графике (см.

рис. 4.116).

868

Фондовый рынок и мир - Часть IV - Торговые стратегии и алгоритмы © Царихин К. С., 2008

Рис. 4.116. Диалоговое окно настройки параметров средней в программе «Атон-лайн».

Обратите внимание, что для настройки индикатора "Envelop" необходимо ввести помимо ширины коридора ширину линии канала. В основном я анализирую графики в программе «Атон-лайн», однако наиболее популярной программой технического анализа в России является "MetaStock" компании "Equis International". Эта программа обладает очень большими возможностями, однако даже новичок может её освоить за очень короткое время. Однако, несмотря на это, у начинающих трейдеров всё же возникает ряд вопросов и специально для этой категории пользователей "MetaStock" ниже я поместил соответствующую информацию. Тем же, кто хочет изучить "MetaStock" более глубоко, я рекомендую стать официальным зарегистрированным пользователем и изучить руководство по использованию программы. Кроме того, на сайте www.parusinvestora.ru в разделе «Библиотека» это руководство размещено на русском языке.

Итак, предположим, что мы работаем в программе "MetaStock" версии 7.2 режим «оффлайн» (это самый простой вариант). Базу данных мы скачали с сайта www.finam.ru. Базы данных скачиваются в формате архивов .zip. Архивные файлы надо поместить в специально созданный каталог, например «Графики для MetaStock». Потом мы разархивируем эти архивы в отдельные подкаталоги. Далее запускаем "MetaStock" и выбираем пункт Open (Открыть) в верхнем меню программы (см. рис. 4.117).

Как построить график в MetaStock?

869

Фондовый рынок и мир - Часть IV - Торговые стратегии и алгоритмы © Царихин К.

С., 2008

MP - :s—:jy ал г ~ir - ^

Рис. 4.117. Меню открытия графика.

В диалоговом окне Open (Открытие) должен быть установлен подкатолог, в котором находятся разархивированные базы данных. Этот каталог устанавливается в верхней части окна в строке Look in: (Смотреть в:). Затем надо выбрать бумагу из списка и нажать кнопку Open (Открыть), предварительно убедившись, что в графе Files of type (Файлы типа) выбран пункт Smart Charts (Быстрые графики). В результате вы получите график в формате столбиковой диаграммы (см. рис. 4.118). Однако, как мы уже знаем, в таком формате график некогнитивен, то есть, он даёт минимум информации. Для того, чтобы представить график в формате свечей, надо подвести курсор мыши на график и нажать правую кнопку. Появится меню настройки графика, в котором надо выбрать пункт Properties (Свойства). Далее в графе Price Style (Стиль цены) надо выбрать пункт Candlesticks (Свечи). Здесь также доступны многие другие форматы, однако наиболее интересен формат Candlevolume (Объёмные свечи). Как мы помним, в таком формате толщина свечи зависит от объёма торгов - чем больше объём, тем свеча толще.

Далее вы можете развернуть график на весь экран и отрегулировать формат осей. Начнём с оси Х. На ней отображается время.

870

Фондовый рынок и мир - Часть IV - Торговые стратегии и алгоритмы © Царихин К. С., 2008

. МсКЯГк* Л?1«]И.-|

F* Е« Vl»t ЮПИ* ТС* *УкЫ И*

? # у за,» ь е * ?. Ф А (Й1

Рис. 4.118. График акций «Лукойла».

Для настройки оси Х необходимо подвести курсор точно на ось и нажать правую кнопку мыши. Появится меню настройки, в котором надо выбрать пункт X-Axis Properties (Свойства оси Х). В подменю Scale (Масштаб) вы можете настроить временные параметры оси - с какой даты по какую загружать информацию из базы данных, и с какой даты по какую выводить её на экран. В подменю Periodicity (Периодичность) можно выбрать периодичность - система может строить графики дневного, месячного, квартального и годового масштабов.

В версии professional, которая работает в режиме онлайн, доступны также более мелкие масштабы - часовой, получасовой, 15-минутный и другие. В подменю Margin (Граница) можно установить размер свободного пространства у правого края графика - эта опция полезна, если вы строите линии трендов и довольно далеко протягиваете их в будущее. В подменю Grid (Штриховка) можно установить параметры вертикального штрихования графика. Для того, чтобы посмотреть, как все ваши установки будут выглядеть в реальности, нужно нажать кнопку Применить, а затем, если вы удовлетворены - кнопку ОК.

Регулировать параметры оси Х можно также с помощью маленьких пиктограммочек в правом нижнем углу окна графика (на рис. 4.118 они выделены овалом). К вашим услугам изменение масштабов графика, показ всех подгруженных данных, автомасштабирование оси Y и др. В верхнем меню есть кнопка ZoomBox, которая позволяет выделить рамкой какой-то определённый участок графика и показать этот фрагмент во всё окно. Зажимая левую кнопку мышки и перемещая курсор в поле под осью Х, также можно масштабировать график.

Регулировка настроек оси Y имеет свою специфику, однако, в её основу положены те же принципы, что и для оси Х. Если мы подведём курсор на ось Y и нажмём правую кнопку

871

Фондовый рынок и мир - Часть IV - Торговые стратегии и алгоритмы © Царихин К. С., 2008

мыши, то на экране появится меню настроек. Выбирая пункт Y-Axis Properties, мы попадаем в меню, где есть два подпункта - Scale и Grid. Лично я в обязательном порядке устанавливаю на графиках горизонтальную штриховку, так как она помогает видеть важные уровни цен (подменю Grid). Кроме того, иногда использую средства подменю Scale: могу вручную установить диапазоны цен или поставить полулогарифмическую шкалу (Semi-log scale).

Как наложить на график линию скорости и индикатор?

Для рисования линий скорости можно воспользоваться меню инструментов, которое находится в левой части экрана (на рис. 4.118 выделено стрелкой). Процесс рисования линии очень простой. Мы нажимаем на соответствующую пиктограмму, отмечаем точку начала линии, нажимаем левую кнопку мыши, и, удерживая её, проводим линию, а потом отпускаем кнопку. Формат, толщину и цвет линии можно регулировать с помощью пиктограмм, расположенных в нижней части экрана (на рис. 4.118 выделены тремя стрелками). Кроме линий скорости можно рисовать уровни и арки Фибоначчи, линии и углы Ганна и некоторые другие геометрические объекты, вставлять в график текст и графические символы. Все эти возможности доступны через пункт верхнего меню Insert (Вставка).

Для того, чтобы наложить на график индикатор, надо выбрать его из Indicator QuickList (Быстрого списка индикаторов), который расположен в верхнем меню (на рис. 4.119 выделено стрелкой). Затем, удерживая индикатор левой кнопкой мыши, переместить его на график и отпустить кнопку. После отпускания левой кнопки мыши появится меню настройки индикатора. Его также можно вызвать после построения индикатора, подведя курсор на сам индикатор и нажав правую кнопку. На рис. 4.119 вы видите наш график с двумя линиями тренда и 22-дневной простой скользящей средней. Также вызвано меню настройки параметров средней (Moving Average Properties). Мы построили 22-дневную (Time periods: 22) простую (Method: Simple) среднюю от цены закрытия (Price field: Close). Программа MetaStock даёт возможность строить не только простые, но и многие другие виды средних. Однако, как вы помните, лично я использую только простую среднюю безо всяких сдвигов.

872

Фондовый рынок и мир - Часть IV - Торговые стратегии и алгоритмы © Царихин К. С., 2008

Рис. 4.119. График акций «Лукойла» с линиями трендов и средней.

Некоторые индикаторы, например RSI, лучше помещать в отдельное окно. Для этого вам нужно в поле окна графика нажатием провой кнопки мыши вызвать меню настройки и выбрать пункт Inner Window (Внутреннее окно), а затем подпункт New (Новое). В результате появится новое окно вверху, куда мы и поместим индикатор. Дальше наши действия будут очень простыми, как и в случае со скользящей средней. В списке индикаторов мы выбираем RSI, а затем, настроив его параметры, помещаем в новое окно. Регулировать размеры окна также очень просто - для этого достаточно зацепить левой кнопкой мыши границу окна и, удерживая кнопку, переместить её в нужное место. На рис. 4.120 вы видите наш график, но уже с RSI.

Обращаю ваше внимание на то, что в меню настройки параметров этого индикатора очень важно установить 50% линию и добавить её в набор линий (два овала на рис. 4.120). Визуальное восприятие индикатора от этого сильно улучшается. Следует понимать, что вы можете «повесить» на график не один, не два, а гораздо большее количество индикаторов. На сайте www.plan.ru в разделе «Фотоальбом трейдера» можно увидеть много «накрученных» настроек экранов, однако польза от такой «накрутки» весьма сомнительна. Наша с вами задача - увидеть в движении цены самое главное. И обилие индикаторов зачастую мешает в достижении этой цели. Лично я в своей практической работе ограничиваюсь свечами, объёмами и средними. При таких настройках график даёт мне максимум информации при минимуме индикаторов на экране.

873

Фондовый рынок и мир - Часть IV - Торговые стратегии и алгоритмы © Царихин К. С., 2008

Рис. 4.120. График с RSI в отдельном окне.

Как построить собственный индикатор?

Для этой цели в программе MetaStock надо воспользоваться Построителем Индикаторов (Indicator Builder). На рис. 4.120 соответствующая кнопка выделена стрелкой. После её нажатия появляется меню, в котором надо выбрать пункт New (Новый индикатор). Затем нам нужно ввести название нового индикатора и его формулу (см. рис. 4.121). В поле Display in Quick List должна быть установлена «галочка» - тогда новый индикатор автоматически попадёт в быстрый список, где он будет помещён в конец и

отмечен символом f. А дальше вы можете вставлять свой индикатор в окно графиков как любой другой.

874

Фондовый рынок и мир - Часть IV - Торговые стратегии и алгоритмы © Царихин К. С., 2008

Рис. 4.121. Ввод новой формулы.

Как сохранить свои настройки?

После того, как вы определились с набором индикаторов, наверное, вы захотите сохранить эти настройки для многократного использования - чтобы не строить один и тот же индикатор по многу раз. С этой целью вы можете сохранить текущий вид экрана как Шаблон (Template). Для этого надо выбрать в верхнем меню пункт File (Файл), затем подпункт Save As... (Сохранить как...). После этого в появившемся меню надо ввести имя шаблона (в поле File name:), а также установить тип сохраняемого файла Template (в поле Save as type:) и нажать кнопку Save (Сохранить). После выполнения этой процедуры вы можете вызвать требуемый шаблон путём нажатия на поле окна графика правой кнопки мыши с последующим выбором пункта меню Apply Template... (Приложить Шаблон). Выбрав из меню требуемый шаблон, вы получите результат. Можно также сохранить текущий вид рабочего окна в виде шаблона по умолчанию. Для этого нужно, нажав на поле окна графика правую кнопку мыши, выбрать пункт меню Save as Default Template (Сохранить шаблон по умолчанию). Впоследствии выбранный вами вид рабочего окна с вашими настройками будет автоматически вызываться каждый раз, когда вы открываете новый график.

Как сохранить график?

Иногда у пользователя программы MetaStock возникает потребность сохранить тот или иной график для последующего многократного использования. Например, вы ведёте

875

Фондовый рынок и мир - Часть IV - Торговые стратегии и алгоритмы © Царихин К. С., 2008

собственный дневник торговых операций и иллюстрируете его графиками. Для сохранения графика вам нужно выбрать в верхнем меню программы пиктограмму Copy (Копировать). При этом изображение на графике попадёт в буфер обмена системы MS Windows, откуда вы можете вставить это изображение в какой-либо графический редактор, например в MS Paint, входящий в состав стандартной комплектации MS Windows. Есть и другой способ загнать изображение в буфер обмена - просто нажать на клавиатуре клавишу Prt Scr.

В графическом редакторе вы можете каким-либо образом модифицировать график, например, добавить линии тренда и поясняющий текст. Потом изображение надо сохранить. При этом существуют два основных формата сохранения - TIFF и JPEG. Формат TIFF предназначен для высококачественной печати, он занимает довольно-таки много места, передаёт мельчайшие подробности графика. Рисунок в этом формате можно легко масштабировать. Такой формат вам нужен только в том случае, если вы сдаёте материал для публикации в каком-либо печатном издании или книге. Формат же JPEG предназначен для передачи изображения по каналам связи и в Интернете. Он занимает мало места, но всех подробностей рисунка не передаёт. Для дневника трейдера вполне достаточно формата

После того, как вы сохранили график, его можно вставить в текстовый редактор MS Word. Для этого нужно выбрать в верхнем меню пункт Вставка, а затем подпункты Рисунок, Из файла и указать имя сохранённого файла.

В заключение нашего краткого обзора программы "MetaStock", мне хотелось бы показать вам, как настроить параметры индикатора "Envelop". Меню настройки можно активировать после нажатия правой кнопки мышки на линии индикатора. После чего нужно выбрать подпункт Envelop Properties (Свойства конверта) - см. рис. 4.122.

После чего в поле Time periods нужно ввести временной параметр средней, а в поле Vertical shift % - ширину коридора в процентах. Надо также иметь в виду, что в большинстве программ технического анализа настройки параметров коридора аналогичны только что приведённым, однако в популярной программе "Xtick" значение ширины коридора отклонения нужно умножать на 10. Так, например, 5% коридору соответствует

JPEG.

Как настроить параметры индикатора "Envelop"?

Рис. 4.122. Диалоговое окно настройки индикатора "Envelop".

876

Фондовый рынок и мир - Часть IV - Торговые стратегии и алгоритмы © Царихин К. С., 2008

значение параметра, равное 50, 10% коридору - 100 и т.д. А в программе "МеІаБюск" всё предельно просто - один пункт равен одному проценту.

877

Фондовый рынок и мир - Выведение © Царихин К.С., 2008

ВЫВЕДЕНИЕ

Итак, уважаемый читатель, вы закончили чтение содержательной части книги. Поздравляю! У меня для вас приятная новость - скорее всего, из вас получится толк, и вы станете настоящим профессионалом. Мне вспоминается расхожая байка о том, как в своё время ФБР набирало сотрудников. Кандидатов приглашали на собеседование и просили подождать в небольшой комнатке. Однако в неё долгое время никто не заходил. Некоторые люди просто вставали и уходили. На работу же принимались те кандидаты, которые находили в себе силы ждать дольше всех, «до упора». Так вот, если вы нашли в себе силы и терпение дочитать эту книгу до конца, то ФБР в моём лице будет гордиться такими сотрудниками.

Вы можете спросить: «КС, все нормальные авторы завершают книгу заключением, а у вас какое-то выведение, в чём дело»? На это я отвечу вот что. В конце каждой главы должны быть «выводы», а в конце книги - «выведение». Вспомните ситуацию, когда Наполеон, сидя в Москве, запросил у русских мира. Он отправил к Кутузову парламентёра - маркиза Лористона. Состоялась беседа, в которой, по преданию, в ответ на предложение заключить перемирие, Кутузов сказал, что «мы войну только начинаем». Так, вот, уважаемый читатель, для вас всё только начинается! А поэтому, какое может быть заключение? Чжуан Цзы сказал:

Путь не преградить, время не остановить.

Речь идёт о том, чтобы вывести вас на ударную позицию. Поэтому - «выведение». Если после работы на глубине под большим давлением человек резко поднимается на поверхность, то у него может начаться кессонная болезнь. Выведение, которое вы сейчас читаете - это шлюз, с помощью которого вы вернётесь к нормальной жизни. Я написал эту книгу...

Для тех, кто будит утро голосами, Кто видит мир влюблёнными глазами, Для тех, кто обойти готов полсвета, Любимых повторяя имена.[155]

Я пишу своими словами, даже если цитирую других. Эта книга - отпечаток моих мыслей, моей любви. Всё, о чём я вам поведал, пропущено через мою жизнь. Мастер дзэн Юнцзя сказал:

Если меня спросить: «Во что ты веруешь?»,

Я отвечу: «В силу Великой Мудрости».

Порой я утверждаю вещи, порой отрицаю их;

Мои действия выше мудрости людей.

Я то следую здравому смыслу, то не следую ему;

Небеса не могут понять, что здесь к чему.

Если ты прекратил разговаривать и размышлять,

Нет места, куда бы ты не мог пойти. [12]

Валерий Владимирович как-то раз мне сказал: «Савельич, ты у нас на рынке вроде блаженного, тебя надо беречь». Если бы меня спросили: «КС, кто вы? Чем вы занимаетесь на рынке?», я бы ответил вот как: «Кто я? Мне очень трудно себя охарактеризовать в нескольких словах. Мои рыночные специализации - это ризома. На рынке я выступаю в роли

878

Фондовый рынок и мир - Выведение © Царихин К.С., 2008

инженера-технолога и педагога. То есть, разрабатываю новые методики торговли и анализа, а также обучаю людей. Могу также выступать в роли разнорабочего (попросту, говоря, нарезать бабки). Но роль, которая удаётся мне лучше всего - это советчик. Понимаете, я так устроен, что очень хорошо вижу, что и когда надо посоветовать человеку, торгующему ценными бумагами».

- Рабинович! Ваша незамужняя дочь кормит грудью!

- Ну и что? Если есть молоко, и если есть время...

Этот старый анекдот всегда приходит мне на ум, когда я слышу разговоры о том, можно ли совмещать литературную и преподавательскую деятельность с торговлей, и быть успешным и там, и там. На фондовом рынке я что-то вроде легендарной дочери Рабиновича. У меня есть и молоко, и время. Китайский мыслитель XV в. Лу Шао-Хан сказал:

И созданное тобой дело, и написанные тобой труды

могут исчезнуть, разрушиться после того,

как умрёт твоё тело,

но вот истинный дух тысячи лет

сохранит свою новизну.

Заслуги и известность, богатство и знатность могут исчезнуть в течение одного поколения, но память о силе твоих моральных устоев и внутренней дисциплины сохранится в мире во веки веков. [19]

Будда говорил:

Положение царей и правителей считаю я пылью. Сокровища из золота и драгоценностей вижу я грудами кирпича и булыжника. На тонкие шёлковые одежды смотрю я, как на рваные лохмотья. Мириады миров вселенной вижу я крошечными плодовыми семечками, а величайшее озеро Индии - капелькой масла у себя на ноге.

Мировые учения воспринимаю я, как магические иллюзии. Высочайшую идею освобождения понимаю я, как золотую парчу сновиденья, и вижу священный путь просветлённых, как возникающие в глазах цветовые пятна.

Медитацию вижу я, как горный столп, нирвану - как страшный сон среди дня. На суждения о добре и зле я смотрю, как на змеиный танец дракона, а на подъём и падение вероучений - как на следы времени года.[80]

Вы, наверное, заметили, как много в моей книге притч, шуток и анекдотов. Да, я хохмач, весельчак и балагур. Я так вижу мир. Я считаю, что один из главных врагов человека - это скука. Вспомните, что говорил герой Олега Янковского, барон Мюнхгаузен: «Все самые большие глупости в жизни люди делают с серьёзными лицами». Вокруг так много серьёзных лиц, что по принципу компенсации в природе должно было появиться моё весёлое и крайне несерьёзное лицо. Валерий Владимирович - такой же, как и я. Про нас говорят: «два сапога пара».

Вообще говоря, иногда бывает очень интересно узнавать то, что о тебе думают другие. В феврале 2005 г. в Интернете появилась заметка о нашем выступлении на заседании Московского клуба предпринимателей. С вашего позволения я приведу фрагмент этой заметки. К сожалению, сейчас я уже не вспомню имя и фамилию автора - это была милая

879

Фондовый рынок и мир - Выведение © Царихин К.С., 2008

девушка, очень хорошая журналистка. Статья называлась так: «Решитесь же на один ход!.. или никогда не играйте на фондовом рынке»!

Вопрос из зала: «Что вы думаете о тренажерах в Интернете?»

Ответ: «Это то же самое, что спросить хронического алкоголика, что он думает о безалкогольном пиве...»

В старом еще советском фильме «Мы из джаза» есть одна сцена, которую я могу пересматривать сколько угодно раз с неменяющимся восторгом от всего, что там происходит: и от игры актеров, и от столь точно найденных характеров, и от подмеченной кем-то манеры поведения отдельных наших собратьев.

Если вы помните, в фильме речь идет о джазовой группе, которая была создана в советские годы, в те самые, когда существовал такой лозунг: «Сегодня он играет джаз, а завтра - Родину продаст!»

Молодые ребята создали джаз-группу, и, будучи уверенными, что не бывает джаза без негра, решили, что один из них перед выступлениями будет гримироваться под негра.

И вот эту группу с этим «негром» приглашают на какой-то концерт, но как водилось в те годы, сначала их должны одобрить и «пропустить» важные дядечки из министерства культуры.

Любимая мною сцена происходит в тот момент, когда группа с липовым негром играет джаз, а в зрительном зале сидят штук 5 или 6 одинаковых дядечек в пиджаках, при галстуках, и с удивительно-подобранными тупыми лицами, не шевелясь, слушают.

И среди них один человек помоложе, который в отличие от остальных с восторгом слушает группу и елозит на месте, пытаясь рассмотреть получше ее участников.

И вот этот, что помоложе, наклоняется к своему как из-под копирки вышедшему соседу и шепотом, срывающимся на визг, спрашивает: «Скажите, а это настоящий негр?!»

Сосед, некоторое время не меняя выражения лица, молча смотрит на сцену, а потом без тени сомнения и без единой эмоции спокойно отвечает: «Да».

И понятно, что этот человек ни разу в жизни не говорил «не знаю», он всегда говорил или «да» или «нет». «Не знаю» - ему согласно функциональных обязанностей говорить не положено.

Почему-то биржевых трейдеров я представляла примерно такими же, какие эти дядечки из министерства. Они должны быть всегда чистые, аккуратные, лучше в очках, с ручкой и бумажкой, и без тени эмоций на лицах.

И в ответ на вопрос: «Шо делать, а?!», они должны отвечать одно из трех -быстро, четко и уверенно, а главное, согласованно:

1. держать.

2. продавать.

3. покупать.

И ничего сверх этого: «не знаю» - такого просто не бывает.

Так я думала. Но, это мое представление было на корню разрушено «легендами российского фондового рынка», людьми, стоявшими у истоков биржевой торговли в России Валерием Гаевским и Константином Царихиным, которые были нашими гостями на последней встрече Московского клуба предпринимателей (www.mkp-club.ru), прошедшей 09.02.2005 г.

Во-первых, тем, что оба больше походили на артистов из труппы Бременских музыкантов или на веселых разбойников из шайки Робин Гуда, но уж точно не на строгих биржевых трейдеров, а во-вторых, тем, что в самом начале Валерий сказал: «Сейчас ничего покупать нельзя, разве только «Юкос» можно покупать», а Константин воскликнул: «Ересь! Сейчас можно покупать всё, кроме Юкоса!». [221]

880

Фондовый рынок и мир - Выведение © Царихин К.С., 2008

Я с удовольствием разрушаю презумпцию серьёзности. Со времён Леонарда Эйлера (1707-1783) в мире науки утвердился особый «научный», «серьёзный» стиль письма, который к настоящему времени выродился в откровенную скуку, а это отталкивает людей. Напротив, юмор - притягивает. «Похождения бравого солдата Швейка» имели такой оглушительный успех, потому что Гашек исходил из презумпции несерьёзности. Серьёзное у знаменитого чешского писателя - это исключение из правил. Серьёзное - это кошмар мировой войны, это разрушение Австро-Венгерской империи, это тупость бюрократии и т.д. В нашем сегодняшнем мире тоже есть очень много серьёзного, от которого мы все страдаем, но, почему то, не можем (или не хотим) это прекратить. Так вот, я сказал сам себе: хватит!

Однако если в моей книге был бы только юмор, то, люди, стремящиеся стать профессиональными трейдерами, навряд ли стали бы её покупать. Когда я в первый раз прочитал определение ризомы, то у меня был смеховой шок. Вот, например, ещё один фрагмент из сочинений Делеза и Гваттари.

Трансценденция - чисто европейская болезнь. И это не та же самая музыка - у земли здесь не та же музыка. И это совсем не та же самая сексуальность: семенные растения, даже собирая два пола, подчиняют сексуальность модели репродукции; ризома наоборот есть высвобождение сексуальности не только относительно репродукции, но и касательно генетальности. Что касается нас, дерево растет в наших телах, оно зафиксировало и стратифицировало даже полы. Мы потеряли ризому или траву. Генри Миллер: «Китай есть сорняк в капустном квадрате человечества... Сорняк это Немезида человеческих усилий. Из всех придуманных существований, которые мы приписываем растениям, животным и звездам, может быть, именно сорняк ведет самую благоразумную жизнь. Правда, что трава не производит ни цветов, ни авианосцев («парашютики» от одуванчиков и «вертолётики» от кленов), ни нагорные проповеди... Но, в конце концов, за травой всегда последнее слово. В конце концов, все возвращается к состоянию Китая. То, что историки называют обычно сумерками средневековья. Выход только один - трава. Трава существует только между большими и распаханными пространствами. Она заполняет пустоты. Она пробивается между и среди других вещей. Цветок красив, капуста полезна, мак сводит с ума. Но трава распутна, это - урок морали.» - О каком Китае говорит Миллер о старом или о современном, о выдуманном или еще о каком-нибудь, который был бы частью подвижной карты? [27]

А вот ещё один:

Писать к п, п-1 - писать слоганами: Выращивайте ризомы и никогда - корни! Не сейте - вкапывайте! Не будьте ни единым, ни многообразным, будьте множественностями! Проводите линию, и ни в коем случае не ставьте точку! Скорость превращает точку в линию! Будьте быстрыми, даже находясь на месте! Линия удачи, линия бедра, линия истечения. Не призывайте Генерала в Вас! Никаких правильных идей, только одна идея! (Годар). Имейте короткие идеи. Составляйте карты, вместо того, чтобы делать фотографии или рисунки. Будьте Розовой Пантерой и ваши любови станут подобны осе и орхидее, коту и бабуину. [27]

Подумайте сами: разве тут можно удержаться от смеха? Однако потом я понял, что ризома - это интересная и серьёзная штука. Скажем так: я пишу на стыке серьёзного и несерьёзного, смешного и несмешного, постоянно переходя от одного к другому. Что-то подобное мы можем встретить у Льва Николаевича Гумилёва в его книге «От Руси к России»

881

Фондовый рынок и мир - Выведение © Царихин К.С., 2008

(М., 1996). Сама по себе, эта книга серьёзная. Но в самом начале, в главе «Славяне и их соседи» мы сталкиваемся вот с каким фрагментом:

В это время китайцы уже научились изготовлять шелк - драгоценный товар древности. Была достигнута договоренность, что хунны дают китайцам лошадей, а китайцы платят за коней шелком. Шелк в те времена был крайне нужен и оседлым народам, и кочевникам. Людей мучили насекомые-паразиты, спасением от которых были только шелковые одежды. И если какая-нибудь хуннка получала шелковую рубашку, ей уже не приходилось все время почесываться.

С помощью согдийских купцов китайский шелк покупали и римляне. У них была та же беда. Мыла в ту пору не было, и римляне натирали тело маслом, затем счищали его скребками вместе с грязью, а после распаривались в горячей ванне. Однако мерзкие паразиты через некоторое время появлялись вновь. Красавицы римлянки, соблазнительные и влиятельные, требовали у мужей и поклонников шелковые туники. Эти туники стоили безумно дорого, почти так же дорого, как золото. Римляне тратили на шелк огромные деньги, покупая его у купцов-посредников в Иране и Сирии, дарили своим женам, любовницам и... не имели средств расплатиться со своими солдатами. Из-за неуплаты жалованья солдаты поднимали восстания. Императоры и вельможи гибли в огне мятежей, но эта страшная политика, погубившая Рим, продолжалась еще двести лет вв.).

Очень неприятная ситуация была и в Китае. Китайцы получали за шелк или лошадей от степняков, или предметы роскоши из Средиземноморья. Кораллы, пурпурная краска, драгоценности доставались знати, а шелк брали у крестьян. Все желали получить как можно больше драгоценного товара, чтобы, продав его, ублажить своих жен и дочерей. Естественно, что у китайцев развилась система, при которой все делалось, как бы сегодня сказали, «по блату». Все жены и наложницы императора (а императору полагался гарем) стали протаскивать своих родственников на должности правителей и начальников. Эти родственники, получив право на управление какой-либо областью, немедленно начинали прижимать крестьян, чтобы добыть деньги на взятки. Их преступления, естественно, не могли оставаться секретом для правительства: китайцы все время писали друг на друга доносы, благо среди них было много грамотных. Наместников время от времени казнили. Но те, предвидя горькую судьбу, закапывали в землю клады, сообщая места своим детям. И потому правительство, хорошо зная нравы соотечественников, стало казнить не только преступника, но и всю его семью.

Итак, торговля шелком оказалась губительной для обеих империй: Римской и Китайской.

Скажите, пожалуйста, это серьёзный фрагмент или несерьёзный? И почему Гумилёв вставил в довольно серьёзную книгу пассаж, балансирующий на грани? Наверное, потому что хотел испытать ощущение смешения стилей, ощущение балансировки, которое испытывает канатоходец под куполом цирка...

Говорит мудрейший из людей, царь Шломо: «Да будут все одежды твои белы и елей на голове твоей будет в достатке».

Рабби Менахем-Нохум из Чернобыля толковал эти слова благословения так. Человек должен вести себя так, словно одет он в дорогие одежды из белого шелка, а на голове его стоит кувшин с елеем. Одно неосторожное движение и масло выплеснется на одежды. Одежда навсегда останется запятнанной. Человек, единожды забывшись и оступившись, рискует навсегда запятнать свое имя в глазах Вс-вышнего и людей.

(Источник: хасидские притчи)

882

Фондовый рынок и мир - Выведение © Царихин К.С., 2008

Автор, балансирующий на грани серьёзного и несерьёзного, подобен тому человеку, который «словно одет... в дорогие одежды из белого шелка, а на голове его стоит кувшин с елеем». «Одно неосторожное движение и масло выплеснется на одежды» - то есть, при написании книги надо быть очень внимательным, иначе можно соскользнуть с этой узкой грани и свалиться либо в область серьёзного, но скучного повествования, либо упасть в пучину юмора, который, однако, не есть равноценная замена основательному изложению материала.

Если серьёзно, то на фондовом рынке я занимаюсь исследованием мощи своего сознания и податливости среды. Мне интересно, насколько глубоко моё сознание сможет проникнуть в глубину рыночных процессов. При этом, признаюсь честно, мне довольно трудно соединить вместе научный прагматизм и полёт фантазии. Но вместе с тем я призываю: думайте, мечтайте, фантазируйте, ведь, в конце концов, любая торговая методика - это плод вашей мысли.

При чжоуском царе Му из страны на крайнем Западе явился человек, владевший силой превращений. Входил в огонь и воду, проходил через металл и камень, переворачивал горы, менял течение рек, передвигал обнесенные стенами города. Поднимался в пустоту и не падал, проходил сквозь твердое, не встречая препятствий, тысячам и десяткам тысяч его превращений не было конца. Он изменял и форму вещей и мысли людей.

Царь Му почитал его, словно духа, служил ему, словно царю, уступил ему царские покои, угощал его мясом вскормленных для жертв быков, баранов, свиней; чтобы развлекать его, отбирал лучших девушек-певиц. Однако тот человек не мог жить в царских покоях, находя их низкими и безобразными; не мог есть яств царской кухни, находя их сырыми и зловонными; не мог приблизиться к царским наложницам, находя их некрасивыми и вонючими.

Тогда царь Му стал воздвигать для него строение, призвав на помощь все искусство своих мастеров по глине и дереву, по окраске красным и белым. Все пять сокровищниц опустели, пока башня была закончена. Высотой в тысячу жэней, она возвышалась над вершиной Южной горы и называлась Вздымающейся к Небу башней. Для башни выбрали красивейших из дев в царствах Чжэн и Вэй, умастили их ароматными маслами, подрисовали им брови — усики бабочки, убрали прическу шпильками, продели в уши серьги, одели их в тончайший холст, отороченный блестящим шелком из Ци, набелили им лица, подчернили брови, украсили нефритовыми подвесками, различными душистыми травами. Заполнив башню, красавицы сыграли песни «Принимаем облака», «Шесть драгоценных нефритов», девять тактов мелодии «Великое Цветение», «Утреннюю росу», чтобы развеселить человека, владевшего силой превращений.

Каждую луну царь подносил ему драгоценные одежды, каждое утро — тонкие яства. Тот же до всего снисходил как бы нехотя.

Прожив недолго в башне, тот человек пригласил царя прогуляться. Держась за его рукав, царь взлетел с ним ввысь на самое Срединное небо и очутился в его дворце. Дворец был построен из золота и серебра, усыпан жемчугом и нефритом. Возвышался он и над облаками и над дождем, а на чем покоился — неведомо. Издали он казался пушистым облаком. Все здесь для зрения и слуха, обоняния и вкуса было иным, чем в мире людей. Царь, считая, что оказался поистине в обители предков — Чистейшей Столице Пурпурной Звезды, наслаждался широтой мелодии небесной музыки. Наклонив голову, царь увидел внизу свой дворец и террасы, похожие на комья земли и кучи хвороста. Царю казалось, что прожил он здесь десятки лет, не вспоминая о своей стране. Но вот человек, владевший силой превращений, снова пригласил царя прогуляться, и они пришли туда, где наверху не видно было ни солнца, ни луны, а внизу — ни рек, ни морей. Свет и тени ослепили царя, и он не мог ничего разглядеть; звуки и эхо оглушили царя, и он не мог ничего расслышать. Все его

883

Фондовый рынок и мир - Выведение © Царихин К.С., 2008

кости и внутренние органы затрепетали, он не мог сосредоточиться, мысли у него омрачились, жизненная сила истощилась, и он стал уговаривать того человека вернуться обратно. Тот его толкнул, и царь камнем свалился в пустоту.

Очнулся он на том же месте, что и прежде; в свите были те же люди, что и прежде; вино перед ним еще не остыло, кушанья еще не высохли.

— Откуда я прибыл? — спросил царь.

— Государь сидел, задумавшись, — ответили слева и справа.

Тут царь Му впал в беспамятство. Пришел в себя лишь через три месяца и снова спросил человека, владевшего силой превращений. Тот ответил:

— Разве мы с государем двигались? Нет! Мы странствовали мысленно. А разве место, где мы жили, не иное, чем дворец государя? Разве места, где странствовали, не отличались от заповедника государя? Привыкнув к постоянному, сомневаешься в возможности забыться на время? При высшем же изменении в один миг можно исчерпать все возможные формы.

В большой радости царь перестал заботиться о государственных делах, наслаждаться своими наложницами и всеми мыслями предался далеким странствиям.

(Книга философа Ле Цзы)

Подобно чжоускому царю Му, немногие люди способны надолго удержаться наверху, там, где «не видно было ни солнца, ни луны, а внизу — ни рек, ни морей». Большинство трейдеров охотно перенимает методики торговли, выработанные другими. Образование человека обычно заканчивается в 25 лет. Потом он переходит на чтение книг и плывёт как бревно по течению жизни.

Инженер Прушевский уже с двадцати пяти лет почувствовал стеснение своего сознания и конец дальнейшему понятию жизни, будто темная стена предстала в упор перед его ощущающим умом. И с тех пор он мучился, шевелясь у своей стены, и успокаивался, что, в сущности, самое срединное, истинное устройство вещества, из которого скомбинирован мир и люди, им постигнуто, - вся насущная наука расположена еще до стены его сознания, а за стеною находится лишь скучное место, куда можно и не стремиться. Но, все же интересно было - не вылез ли кто-нибудь за стену вперед.

(А. П. Платонов «Котлован»)

Вы можете спросить, а что это за стена? Не та ли это стена, о которой говорил Конфуций, великий учитель десяти тысяч поколений, равный Небу и Земле:

Обращаясь к своему сыну Бо Юю, Учитель сказал: «Изучал ли ты разделы «Книги песен» «Чжоу нань» и «Шао нань»? Человек, который не изучал «Чжоу нань» и «Шао нань», подобен тому, кто стоит, повернувшись лицом к стене. Не так ли?»

(Лунь Юй, 17:10)

Да, это та самая стена. Как-то раз я увидел фотографию группы домов на Рублёвском шоссе в Москве. Каждый дом огорожен высоким забором. Это тоже та самая стена. Стена, которая разделяет пространственно-временной континуум. К чему я это пишу? Дело в том, что одно из самых главных препятствий на пути к успеху - это не стена, разделяющая пространство, а воображаемая временная стена, которая в сознании человека отделяет настоящее от прошлого и от будущего.

Я считаю, что о теханализе писали во все времена. Аппроксимация динамики с помощью линий - это же вечная тема! Еврейский мудрец, который вручил Вильгельму II

884

Фондовый рынок и мир - Выведение © Царихин К.С., 2008

записку с цитатой из Торы, мыслил схожим образом - в Торе написано всё обо всём на все времена. Х. Л. Борхес в рассказе «Кафка и его предшественники» пишет вот что:

Некогда я задумал написать исследование о предшественниках Кафки. Вначале он виделся мне одиноким, словно риторический Феникс. Но, несколько чаще раскрывая его страницы, я пришел к заключению, что смогу распознать его голос, или его манеру, в текстах, относящихся к различным литературам и временам. Я изложу некоторые из них здесь, в хронологическом порядке.

Текст первый - это апория Зенона, опровергающая движение. Движущийся объект, находясь в точке А (заявляет Аристотель), не может достигнуть точки Б, ибо должен сперва пройти половину расстояния между двумя точками, а до этого половину половины, а перед этим половину половины половины, и так до бесконечности.

Форма этого знаменитого парадокса в точности соответствует форме «Замка», и движущийся объект, стрела и Ахиллес - первые кафкианские герои в литературе.

Во втором тексте, развернутом предо мною случаем, сходство не в форме, а в тоне. Это аполог Хан Ю, прозаика девятого века, который приводится в превосходной «Критической антологии китайской литературы» Маргулиеса (1948). Вот отмеченный мною отрывок, таинственный и спокойный: «Общепризнанно, что единорог есть сверхъестественное существо, являющееся добрым знамением, так говорят все оды, анналы, биографии прославленных людей и другие тексты, чей авторитет не подлежит сомнению. Даже детям и крестьянкам известно, что единорог предвещает благо. Но это животное не найдешь среди домашнего скота, его не всегда легко обнаружить, оно не поддается определению. Оно не похоже на коня или буйвола, волка или оленя. В таком случае, мы можем столкнуться лицом к лицу с единорогом, не зная, что это такое. Мы знаем, что животное с гривой есть конь, а животное с рогами - буйвол. Но мы не знаем, как выглядит единорог».

Источник третьего текста предсказать легче: это Кьеркегор. Духовная близость двух писателей явственна любому, но, еще ни разу, насколько мне известно, не отмечалось, что Кьеркегор сочинил немало религиозных притч, касавшихся современной ему буржуазии. Лоури в своей книге «Кьеркегор» (издание Оксфордского Университета, 1938) приводит две такие притчи, Первая рассказывает о фальшивомонетчике, который под постоянным присмотром пересчитывает банкноты в Британском банке: так Бог, не доверяя Кьеркегору, подверг бы его испытанию, сознавая, что тот знаком со злом. Предметом второй притчи являются путешествия к Северному полюсу. Датские священники объявили, что участие в подобных экспедициях способствует вечному блаженству души. Они признали, однако, что полюса достичь трудно, почти невозможно, и что далеко не каждый может отважиться на такое приключение. Наконец, они решили, что всякое путешествие - скажем, из Дании в Лондон, на обычном пароходе по расписанию - является, если рассматривать его в соответствующем свете, экспедицией к Северному полюсу.

Четвертый из прообразов я обнаружил в «Страхах и сомнениях» Броунинга, опубликованных в 1476 году. У одного человека имеется (либо он верит, что имеется) знаменитый покровитель. Герой никогда не видал этого покровителя и, по правде говоря, тот никогда не оказывал ему помощи, хотя о благородных чертах его характера ходят легенды и из рук в руки передаются подлинные его письма. Затем некто подвергает сомнению благородство покровителя, а эксперты-графологи объявляют письма поддельными. В последней строке герой спрашивает: «А что, если друг мой... Бог?»

В моих заметках фигурируют еще две истории. Первая относится к «Нелестным рассказам» Леона Блуа и повествует о людях, которые окружают себя всевозможными глобусами, атласами, железнодорожными справочниками и чемоданами, но умирают, ни разу не покинув даже своего родного города. Вторая называется «Каркассон» и

885

Фондовый рынок и мир - Выведение © Царихин К.С., 2008

принадлежит перу лорда Дунсани. Непобедимая армия воинов покидает бесконечный замок, покоряет царства, встречает на своем пути чудовищ и преодолевает горы и пустыни, но, ни разу им не удается попасть в Каркассон, лишь однажды они видят его издали. (Эта история, как легко можно заметить, строго противоположна предыдущей - в первой, город никогда не покидается, во второй, в него никогда не удается попасть).

Если я не ошибаюсь, перечисленные мною разнородные отрывки напоминают Кафку, если я не ошибаюсь, не все они напоминают друг друга. В каждом из этих текстов, в той или иной степени, присутствуют характерные особенности Кафки, но если бы Кафка никогда не написал бы ни строчки, мы не восприняли бы этого их качества, иными словами, его бы не существовало. Броунинг предвещает Кафку, но наше прочтение Броунинга преломляется благодаря прочтению Кафки. Сам Броунинг прочитывал это иначе. [14]

По мысли великого аргентинского писателя, кафкианские темы возникли задолго до Кафки. Я думаю примерно так же, но в отношении фондового рынка. Скажем так, было время, когда рынка ценных бумаг ещё не было, но люди уже думали о типично «фондовых», «рыночных» проблемах. Мой мозг так устроен, что везде видит метафоры и намёки. Вот, например, возьмём чёрный квадрат Малевича. Многие исследователи видят в этой картине чуть ли не символ конца искусства... Я же думаю, что чёрный квадрат - это просто намёк на погасший экран компьютера - он тоже чёрный и квадратный.

Если вы разрушите в своей голове незримую стену, разделяющую время, то тогда будете воспринимать мир совершенно по-другому. Эзотерическая философия учит нас, что человек должен жить «сейчас». Сожаления о прошлом, равно как и опасения за будущее мешают нам наслаждаться жизнью в настоящем. Я же думаю вот как: надо жить в прошлом, настоящем и будущем. Мои друзья инопланетяне очень часто посещают Землю. И у многих моих друзей из внеземных цивилизаций понятия о времени довольно сильно отличаются от наших.

В 1977 году на дороге, ведущей к дому Билли Мейера, приземлился новый корабль необычной конструкции, и Мейер вышел, чтобы рассмотреть его.

Он увидел корабль дисковидной формы с высоким куполом наверху; корабль висел приблизительно в метре над землёй, как бы опираясь на очень равномерный пучок белого света.

Нижняя часть этого дисковидного корабля была яркой, матово-серебристой и медленно вращалась против часовой стрелки. Край диска, толщиной сантиметров шестьдесят, казалось, состоял из мириад небольших пластин, расположенных ребром наружу, вертикально; они двигались справа налево и обратно по девяностоградусной дуге в определённом ритме.

Выпуклый «цоколь» корабля имел в диаметре 3 метра и выступал сантиметров на двадцать под нижнюю поверхность диска. Из него бил вертикально вниз белый светящийся столб, который, казалось, и поддерживал корабль в воздухе.

Мейер разглядел внутри яркого светового пучка опускающуюся лестницу с пятью ступеньками, которая опускалась из нижней части корабля до земли.

Вновь посмотрев на ребро диска, он заметил, что он медленно поворачивается, пластины движутся вперёд-назад и вокруг них стоит радужное сияние.

Диск был около 7 м в диаметре и в самой толстой центральной части имел высоту около 1,5 м. Нижняя поверхность диска была несколько более выпуклой, чем верхняя.

Наверху было нечто вроде купола диаметром 2,5 м с ровными вертикальными стенками, в которых находилось восемь выпуклых полукруглых «окон». Венчало всю конструкцию неподвижное кольцо сечением 70 см; диаметр у него был 3 м, как и у нижнего

886

Фондовый рынок и мир - Выведение © Царихин К.С., 2008

«цоколя». Эта часть корабля была охвачена оранжевым сечением, а из «окон» лился ярко-жёлтый свет.

Верхняя часть купола была покрыта сверху чем-то вроде тёмного цветного стекла. Во всяком случае, материал внешне напоминал стекло, и поверхность у него была как будто полированная, но ничего не отражающая.

На борту корабля оказались три существа, одно из которых назвало себя Менарой (это была «она»). Менара сообщила, что они прилетели из космоса, из той его части, которая находится неподалёку от созвездия Лиры. Она рассказала, что население её родной планеты насчитывает 14 миллиардов и что планета входит в некую конфедерацию планет. Ещё Менара сообщила, что ёе соплеменники тесно сотрудничают в определённых сферах с цивилизацией DAL и плеядеянцами и что эти цивилизации знают о деятельности нашей гостьи на Земле. Компаньонка Менары представилась как Алена. Обе инопланетянки отличались от землян более тёмным цветом кожи и удлинёнными изящными пропорциями тела. Вообще же на планете этих лирианцев живёт не одна раса.

Менара сказала, что её космический корабль может перемещаться не только в пространстве, но и во времени, и в заключение выдала умопомрачительное заявление о том, что её корабль был построен 300 лет тому вперёд относительно нашего земного времени и вот уже 250 лет как используется. [112]

Глядя на график, нужно понимать, что с одной стороны, это запечатленное на бумаге прошлое, а с другой стороны - ушедшее от нас настоящее. Надо принять прошлое таким, каким оно было (и есть). Кроме того, находясь в настоящем, надо понимать, что с точки зрения будущего это уже прошлое, поэтому мы должны стремиться совершать в настоящем такие действия, которые бы не осудили в будущем. Вот цена идёт вверх, описывая параболическую дугу. Кажется, что все покупают... Как же должен действовать профессиональный трейдер? Он должен усилием воображения перенести себя как бы в будущее и посмотреть оттуда на настоящее. Тогда у него в уме созреет единственно правильное решение - продавать. Прошу прощения у читателя за то, что, может быть, я излагаю эти вопросы несколько туманно. Я пытаюсь описать для вас состояние моего сознания в тот момент, когда я готовлюсь заключить сделку, а это сделать очень трудно.

Вообще говоря, передать вам моё понимание рынка, наверное, невозможно. Об этом в своё время писал Ли Бай. В конце его стихотворения в прозе «Весенняя грусть» есть такие строки:

О, если б мне ухватить, задержать этот весенний свет, не дать ему исчезнуть! Я подарил бы его тебе, прекрасный, далёкий друг! [57]

Поэтому мне остаётся только надеяться, что вы сами пробудите своё сознание, и смело двинетесь вперёд. И максимализм здесь будет не лишним.

По дороге к рабби в Пшисха встретил рабби Цви-Гирш из Опачна молодого ешиботника.

- Ты хасид рабби Симхи-Бунема? - спросил его рабби ЦвиТирш.

- Я? Хасид? Вы слишком хорошего мнения обо мне. Дай Б-г мне стать просто хорошим евреем.

- В твои годы я мечтал стать ангелом небесным, потом повзрослел и понял, что замахнулся на невозможное. Потом я хотел стать - великим мудрецом, потом - хотя бы просто хасидом. И только сейчас на старости лет удостоился стать настоящим евреем. А ты? Если с самой ранней молодости не стремишься к недосягаемому, что из тебя выйдет?

(Источник: хасидские притчи)

887

Фондовый рынок и мир - Выведение © Царихин К.С., 2008

Если вы будете постоянно совершенствоваться, то на определённом этапе у вас, возможно, и появится то самое фундаментальное осознание, о котором я говорил ещё в первой части книги. А что же это такое, спросите вы? В моём понимании, фундаментальное осознание это вот что. Когда, например, вы говорите о настоящем, то держите в уме и прошлое и будущее. Или, когда выдвигаете тезис, то обязательно имеете в виду и антитезис (например, мы смотрим на график и видим не только обычные, дневные свечи, но и непроявленные). Как мы помним, специалисты по танской поэзии считают, что во многих стихотворениях Ван Вэя важно не столько то, о чём поэт рассказал, столько то, о чём он умолчал. Вот одно из его стихотворений. Оно называется «Пруд, заросший ряской»

Пруд обширен. Челн под веслом кормовым Вот-вот причалит, Колеблет влажную гладь. Лениво-лениво Сомкнется ряска за ним. Плакучая ива Разгонит ряску опять.

Так о чём же умолчал Ван Вэй? - Великий китайский поэт боится необратимости. Посмотрите: «плакучая ива разгонит ряску опять», то есть, здесь описан процесс обратимый, а умолчал Ван Вэй о том, чего боится, о том, что является антитезисом по отношению к обратимости. Кроме того, пруд, ряска, плакучая ива - это образы, традиционно соотносимые в китайской поэзии с женским мировым началам - Инь. Таким образом, Ван Вэй намекнул на фазу «Инь» в развитии рынка, когда цены колеблются.

В состоянии фундаментального осознания вы будете торговать так же, как чжэнский наставник Вэнь играл на цине:

Ху Ба играл на цине, и птицы танцевали, а рыбы — прыгали. Услышав об этом, чжэнский наставник Вэнь бросил семью и пошел странствовать, следуя за наставником Сяном. Вэнь трогал струны, настраивал инструмент, но за три года не окончил ни одной песни.

— Ты можешь вернуться домой, — сказал ему наставник Сян.

— Дайте еще немного времени и посмотрите, что будет. Дело не в том, что я, Вэнь, неспособен настраивать инструмент, неспособен сложить песню, — вздыхая, отложив цинь, сказал Вэнь. — То, о чем я, Вэнь, думаю — не струны, к чему стремлюсь — не звуки. Пока не обрету желаемого внутри себя, в сердце, не откликнется вовне, в инструменте. Поэтому не смею шевельнуть рукой и тронуть струны.

Вскоре он снова увиделся с наставником Сяном.

— Как у тебя с цинем? — спросил наставник Сян.

— Постиг, — ответил Вэнь, — прошу меня испытать. Была весна, а он ударил по осенней второй струне, вызвал полутон восьмой лупы. И тут повеял прохладный ветерок, созрели злаки, плоды на деревьях. Когда наступила осень, он ударил по весенней (третьей) струне, вызвал полутон второй луны. И тут возвратился теплый ветер, расцвели травы и деревья. Когда наступило лето, он ударил по зимней (пятой) струне, вызвал полутон одиннадцатой луны. И тут стал падать снег с инеем, замерзли реки и пруды. Когда наступила зима, он ударил по летней (четвертой) струне, вызвал полутон пятой луны. И тут запылали лучи солнца, растаял снег. Под конец же тронул первую вместе с четырьмя

888

Фондовый рынок и мир - Выведение © Царихин К.С., 2008

остальными. И тут поднялся счастливый ветер, поплыли радостные облака, выпала сладкая роса, забили источники изобилия.

Поглаживая себя по груди и притопывая ногами, наставник Сян сказал:

- Как тонко ты играешь! Ничего не смогли бы добавить ни наставник Куан своей чистой третьей весенней струной, ни Цзоу Янь своей игрой на свирели. Один взял бы свой цинь, другой — свою свирель, и оба последовали бы за тобой.

(Книга философа Ле Цзы)

Только вы купите, и рынок тут же пойдёт вверх, только вы продадите, и рынок тут же пойдёт вниз. Теперь я задам вам вот какой вопрос: как человек с фундаментальным осознанием воспринимает график? Как-то раз Валерий Владимирович поделился со мной тем, как он воспринимает повесть Н. В. Гоголя «Вий». Когда я прочитал это произведение, будучи школьником, - сказал Валерий Владимирович, - то оно показалось мне страшной сказкой. После второго прочтения я подумал, что это антиалкогольная книга. В третий раз я понял, что это произведение антиженское, что, мол, по Николаю Васильевичу выходит, что некоторые бабы - ведьмы (пишу это предложение и смеюсь - К. Ц.). А после того, как я прочитал «Вия» в четвёртый раз, меня осенило! Заросла дорога к храму, забыл народ Бога -вот в чём основная идея этой повести.

Так и технический аналитик - сначала смотрит на график и видит, что это -«страшная сказка». Потом он понимает, что график - это произведение «антиалкогольное». На следующем этапе - это уже произведение «антиженское». А потом, когда в человеке пробуждается фундаментальное осознание, то он видит, что график - это голограмма реальности. Поэтому он и анализирует его соответствующим образом. Китайский писатель, поэт и философ XVII в. Хун Цзычэн сказал:

В мире десять тысяч вещей, в человеческой душе десять тысяч чувств, на земле десять тысяч дел. Если смотреть на них помрачённым оком, они предстанут бессмысленной путаницей. Если же смотреть на них прозревшим оком, во всём обнаружится незыблемый порядок. К чему беспокоится о различиях? К чему выбирать да выгадывать? [12]

Технические аналитики верят каждой чёрточке графика, как средневековые богословы верили каждой букве Священного Писания. А что если график - это просто стимулятор нашего мышления? Также вспоминается старый советский анекдот про то, как Рабинович ходил по Москве и расклеивал пустые листы бумаги. Его тут же доставили на Лубянку и сотрудник КГБ его спрашивает:

- Рабинович, почему вы ходите по Москве и расклеиваете антисоветские листовки, в которых ничего не написано?

Рабинович отвечает:

- А зачем чего-то писать? Всё и так понятно.

Так если людям было всё понятно, когда они глядели на пустой лист бумаги, то почему нам мало что понятно, хотя мы глядим на такой лист бумаги, на котором всё же что-то нарисовано? Я говорю: смотрите на график, там уже всё есть.

Вы можете спросить, «КС, хорошо, вы нас убедили, что нам нужно пробуждать в себе фундаментальное осознание, но как это сделать»? А для ответа на этот вопрос, позвольте процитировать Р. Х. Блайса:

- Где пребывает подлинный Будда? - спросил Кёдзан у Исана.

889

Фондовый рынок и мир - Выведение © Царихин К.С., 2008

- С помощью утончённого невербального мышления созерцай бездонный духовный Свет. Созерцай его, пока не придёшь к первооснове Бытия и вечно пребывающему Принципу Недвойственности. Там встретишь подлинного Будду, - сказал Исан.

Кёдзан был просветлён.

890

Фондовый рынок и мир - Выведение © Царихин К.С., 2008

<< | >>
Источник: К. С. Царихин. Фондовый рынок и мир - Введение - Учебник Энциклопедия Стимулятор творческого мышления.. 2008

Еще по теме НАСТРОЙКИ ПАРАМЕТРОВ ИНДИКАТОРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ "МЕТАБТОСК":

  1. Настройка параметров стоимостного анализа в BPWin
  2. 1.5. Математические средства технического анализа (технические индикаторы)
  3. 5.7. Математические средства технического анализа (технические индикаторы)
  4. 2.4. Сравнительный анализ ипотечных программ (на примере АИЖК)
  5. Настройка торговой программы с помощью перераспределения
  6. Чернышева Анастасия Владимировн. Анализ программ ипотечного кредитования на жилищное строительство на примере ПАО"ТрансКапиталБанк, 2017
  7. КАК РАЗМЕСТИТЬ ИНФОРМАЦИЮ В ПРОГРАММЕ ИНТЕРНЕТ-ТРЕЙДИНГА (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ «АТОН-ЛАЙН»)
  8. 7.2. Технические индикаторы
  9. Глава 8 Технические индикаторы
  10. Технические индикаторы
  11. Приложение 2. Коды торговых систем и индикаторов для программы TradeStation
  12. Пример составления технического задания
  13. Пример программы управления рисками
  14. Глава 2. Планирование технического прогресса (на примере ООО «ТДСК»).
  15. 2.5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОГРАММЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА