<<
>>

КОЛЛЕКТИВНАЯ НАРОДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА БИРЖЕВУЮ ТОРГОВЛЮ

У Ду Фу в стихотворении «Весенний пейзаж» есть такие строки:

Страна распадается с каждым днём.

Но природа - она жива.

И горы стоят, и реки текут,

И буйно растёт трава.

Трагедией родины удручён,

И слёзы я лью на цветы.

И вздрогнет душа - если птица вдруг

Крикнет из темноты.

[33]

Видя, как Россия «распадается с каждым днём», я «трагедией родины удручён». В истории бедствий России меня более всего интересует вопрос «почему». Причём не в узком, а в широком, метафизическом смысле. Почему всё именно так, как есть?

Меня совершенно не удовлетворяют ссылки на «особый русский путь развития», «империю, погибшую от жидомасонского заговора» и прочие. Эти версии я отбросил уже на стадии предварительного знакомства с историей России, подобно тому, как шахматист, что называется, с порога, отметает дурацкие, антипозиционные ходы. Внутренний голос говорил мне, что дело не в этом. Но в чём? Этот вопрос «почему» поселился в моей голове надолго. Он мучил, не давал покоя. Вроде бы посмотришь на наших людей - каждый сам по себе -как Людвиг ван Бетховен. А вот когда они собираются вместе, то, как говорится, хоть святых выноси. В чём же дело?

Ответ пришёл внезапно, как озарение. Знаете, так в жизни иногда бывает, думаешь, думаешь, а потом вдруг в одну секунду понимаешь, в чём дело. Итак, сейчас я начну излагать свою версию, так что приготовьтесь. В её основе два постулата. Сначала разберём первый.

Как известно, в древнекитайской философии есть две важнейшие категории: «Инь» и «Ян». «Инь» - это пассивное начало мира, материя, всё женское, неорганизованное, холодное, пустое, чёрное, конец всякого дела. «Ян» - это активное начало мира, Дух, идея, начало всякого дела, свет, тепло, белое, организация, порядок. В каждом объекте нашего мира есть баланс «Инь» и «Ян». Вот, возьмём, например, человека - он в основном состоит из «Инь»: 70% нас - это вода.

Отсюда и эмоциональные порывы, резкая смена настроений и т.д. А вот солнце - это практически стопроцентный «Ян». Оно яркое, оно горячее, оно светит, оно отдаёт. А мы - «Инь». Мы принимаем. О смысле философских категорий «Инь» и «Ян» я достаточно много писал в тексте книги, так что здесь я подробно это рассматривать не буду, надеясь на то, что читатель уже подготовлен и понимает, о чём идёт речь.

Весьма интересно, но глобальность и вездесущность этих двух философских категорий были чётко осознаны именно китайцами (кто знает, почему именно китайцами?). Западная философия, несмотря на всю свою занудность, такими терминами не оперировала, отсюда и некая незавершённость, недоговорённость многих концепций, систем знаний и т.д. Да, Пифагор, Платон и Аристотель, будучи посвящёнными в тайны эзотерики, знали о двух основных Началах Мира, и отсюда ниточка тянется к трудам последующих поколений философов. Однако, подчёркиваю, в западной философии эти категории никогда не вырастали до таких размеров, как в китайской. Чем интересны китайцы, так это тем, что они видели «Инь» и «Ян» во всём. А вот их западные «коллеги по цеху» на каком-то этапе перестали это различать. Западная философия вообще, если так можно выразиться, бесполая. Она слегка оторвана от реальности в том смысле, что в окружающем нас мире каждую

833

Фондовый рынок и мир - Часть IV - Торговые стратегии и алгоритмы © Царихин К. С., 2008

секунду происходит слияния двух взаимодополняющих Начал, и не замечать этого - значит быть слепым (в философском, кончено, смысле).

Те же греки, например, очень много рассуждали о демократии, превознося до небес эту форму общественного устройства. Но они довольно чётко понимали, что демократия годится не для всех народов. Однако в качестве основного аргумента греки выдвигали тезис о том, что, мол, только развитые народы, типа нас самих, способны управляться демократически, а вот удел варваров - тирания. Но если этих «варваров» слегка цивилизовать, то и они также смогут перенять эту форму правления.

Кстати говоря, когда в середине IV в. до н. э. практически вся Греция попала под пяту македонской тирании, то практически все греческие мыслители прикусили язык. Потому что уже после этого невозможно было трубить о тирании или о царской власти, как прерогативе только «нецивилизованных» наций. А тирания Писистрата (VI в. до н.э.)? А аристократическая, не демократическая Спарта? Я бы посмотрел на человека, который бы назвал спартанца «нецивилизованным», хотя образованные афиняне и фиванцы считали их «грубоватыми» и «неотёсанными». Так что молчание философа - это не всегда признак запредельной мудрости - это ещё и признание собственных ошибок. Кстати говоря, и в Древнем Риме после установления военной диктатуры императоров (середина I в. до н.э.) большинство философов также замолкло, и уже не рассуждало о «цивилизации» и «тирании».

Китайцы же вообще испокон веков признавали абсолютную власть Сына Неба, считая себя самой цивилизованной нацией (и, надо сказать, на протяжении веков это было действительно так). О демократии они знать не знали и слухом не слыхивали. А у индусов были вообще совсем иные представления. Их образ правления - своего рода религиозная олигархия, с варной браминов наверху. Кстати говоря, именно с индусов Платон срисовал своё идеальное государство. По национальности Платон - грек, по натуре - интеллигент и социал-демократ, а воспевает военную диктатуру - вот вам и философ-идеалист.

Почему я так много говорю об образе правления, демократии, тирании? Дело в том, что по образу правления довольно легко определить сущностный тип какой-то конкретной нации (бывают, правда, такие случаи, когда всё становится с ног на голову, но об этом -ниже). А сущностных типов наций всего две: «Инь» и «Ян». Конечно, мы всегда имеем какой-то баланс этих двух качеств. Не бывает народа на 100% «Инь», как не бывает народа на 100% «Ян». Так вот, русские - это народ «Инь». Причём очень сильно «Инь». Круче «Инь» выражен, пожалуй, только у негров и цыган. Китайцы - «Инь», индусы, арабы, латиноамериканцы - почти все тоже «Инь».

Но японцы - «Ян». Немцы, скандинавы, англичане, американцы, евреи - «Ян». Самый сильный «Ян» у немцев. А вот у французов, испанцев и итальянцев он не такой крутой, там уже сказывается влияние «Инь». То же самое можно сказать о латышах, финнах и эстонцах. А вот поляки, чехи, венгры, словаки, словенцы, сербы, хорваты, албанцы, македонцы, турки, болгары, румыны, молдаване, украинцы, белорусы, литовцы, татары - «Инь», но в отдельных случаях с довольно-таки сильным влиянием «Ян». Народы Кавказа почти сплошь «Ян».

Преобладающее влияние «Инь» или «Ян» определяет не только форму правления, но и повседневное поведение как отдельных представителей того или иного народа, так и нации в целом. По-разному народы «Инь» и «Ян» реагируют на стихийные бедствия и войны, политическую нестабильность. Вообще говоря, баланс «Инь» и «Ян» определят почти всё.

Что такое этот баланс «Инь» и «Ян»? Это соотношение качеств «Инь» и «Ян» в психике людей, образующих тот или иной народ. Конечно, среди людей, принадлежащих к типу «Инь» или «Ян» есть достаточно широкие вариации. Однако всё же можно выделить некий общий психотип. Так, например, русские в основе своей на уровне каких-то сообществ (семья, трудовой коллектив, государство) неорганизованны, а немцы - организованны. Конечно, эти свойства (организованность и неорганизованность) с течением времени изменяются, однако не настолько, чтобы превратить людей «Инь» в людей «Ян» и наоборот.

834

Фондовый рынок и мир - Часть IV - Торговые стратегии и алгоритмы © Царихин К. С., 2008

Если хотите, баланс «Инь» и «Ян» в людях заложен на уровне ДНК (предчувствую вопли возмущённых биологов...). Однако очень редко этот баланс может измениться, и измениться кардинально. Это происходит на стадии этногенеза.

Следует также понимать, что с точки зрения «Инь» и «Ян» ни один народ не лучше и не хуже другого. Эти доминантные психотипы также напрямую не связаны с цивилизованностью, способностью к генерации новых знаний, со способностью к обучению и т.д.

Здесь всё очень расплывчато. Так, например, Китай эпохи династии Тан (УП-Х в.) - это общество людей «Инь», достигшее к тому времени высочайшей цивилизованности. Число только признанных поэтов в тогдашнем Китае равнялось двум с половиной тысяч. Страна управлялась чиновниками девяти классов и тридцати рангов, которые для занятия той или иной должности сдавали соответствующие экзамены (замечу, что этого до сих пор нет в самых, что ни на есть «цивилизованных» государствах даже сегодня). Для предсказания землетрясений использовался сейсмограф (о порохе, фарфоре и бумаге умолчим - это мелочи...). В это же время «цивилизованные» европейцы - люди «Ян» - в УІІ-Х вв. в буквальном смысле висели на деревьях, и только где-то к концу XI в. стали оттуда спрыгивать. Или вспомним историю о том, как в ХІІ в. арабы, населявшие Палестину (люди «Инь»), столкнувшись с крестоносцами, учили их мыть руки перед едой.

Так что давайте оставим всякую мысль о национальной исключительности или о превосходстве людей «Ян» над «Инь» или наоборот - «Инь» над «Ян». Это миражи сознания. Вместо этого поговорим о тех конкретных качествах коллективной и индивидуальной психологии, которыми и отличаются люди «Инь» от людей «Ян».

Люди «Ян»

В любом состоянии, на любой стадии общественно-исторического развития люди «Ян» стремятся к организованности, сплочённости. У людей «Ян» чётко развита социальная иерархия. Имущественные и денежные отношения, договоры и соглашения обязательно фиксируются. Например, в Древнем Риме на форуме стояли медные таблицы с высеченными на них основными законами государства. Эти законы мог прочитать любой грамотный гражданин республики.

Для общества людей «Ян» характерно большое количество «контуров самоорганизации». Под этим термином я подразумеваю систему управления какого-то человеческого сообщества, части социума, которое имеет цель функционирования и организационную структуру. Например, в том же Древнем Риме все граждане были разделены на трибы. Помимо этого в обществе действовала система «клиент-патрон».

Ремесленники объединялись в коллегии и т.д. Такая внутренняя самоорганизация приводила к тому, что сильная центральная власть была, в общем-то, не нужна. Общество управлялось само собой. Вот почему те же греки считали демократию весьма выгодным способом организации общества. Вот почему в Древнем Риме мы так же наблюдаем все атрибуты истинной демократии - народное собрание, сенат, выборы магистратов и т.д. Как известно, римляне испытывали отвращение к царской власти. Стремление к ней было в глазах абсолютного большинства граждан преступным. Последний римский царь, Тарквиний Гордый был изгнан ещё в 510 г. до н.э. В дальнейшем, на протяжении У-ІІ вв. до н.э. римляне прекрасно обходились без царей. Носителями высшей власти были два консула, однако их власть была ограниченной. С некоторой натяжкой можно даже утверждать, что консулы выполняли скорее представительские функции, они как бы символизировали верховную власть. В периоды войн сенат назначал диктатора, но сроком на шесть месяцев. А в мирное время в диктаторской власти не было необходимости. Повторюсь ещё раз -Древний Рим, как типичное сообщество людей «Ян», управлялся сам собой. Римским гражданам не нужно было какое-то внешнее принуждение, чтобы в обществе поддерживался

835

Фондовый рынок и мир - Часть IV - Торговые стратегии и алгоритмы © Царихин К. С., 2008

порядок. Да и само название государства - "гевриЫюа" - означало в буквальном переводе «общее дело».

В повседневной жизни людям «Ян» также присуще стремление к порядку и организованности. Такие люди в любой обстановке стараются быть аккуратными, чистоплотными, порядочными. Можно сколько угодно смеяться над американской традицией стричь газон у себя перед домом, но такая традиция и есть отражение коллективной психологии людей «Ян». Пару лет назад я прочитал мемуары дочери Распутина. В своих воспоминаниях она очень точно подметила разницу в быте русских крестьян и немецких поселенцев (начало ХХ в., Россия, район Поволжья). По мнению её отца, при одних и тех же условиях обитания, при одном и том же уровне материального достатка, немецкое домашнее хозяйство всегда выглядело более аккуратным, чистым и опрятным.

Распутин был очень высокого мнения о земледельческих способностях и благосостоянии немецких колонистов. Их чистоплотность и опрятная добротная одежда сильно выделяла их из числа русских крестьян.

Попадая в немецкую колонию, Распутин всегда удивлялся богатству их стола. Его особенно поражало, что колонисты пили не только чай, но и кофе. Эти наблюдения сильно врезывались в душу Распутина, и при разговорах с русскими крестьянами он всегда заводил разговор о благосостоянии немецких колоний. Он советовал русским брать в жёны девушек из немецких колоний. Такие браки оказывались всегда как-то очень счастливыми.[88]

С моей точки зрения такая разница не есть отражение какой-то особенной «цивилизованности» немцев или «нецивилизованности» русских, а просто наглядное свидетельство разницы в людях «Ян» и «Инь».

Человек «Ян» почти всегда имеет перед собой цель. Эта цель не обязательно должна быть материальной, осязаемой, «низменной». Но в большинстве своём человек «Ян» ставит перед собой задачи по преобразованию и «окультуриванию» именно материального мира. Современная литература по управлению личными финансами ориентирована на людей «Ян», однако абсолютное большинство жителей России - люди «Инь». Для таких людей очень трудно поставить перед собой какую-то конкретную цель и сформулировать чёткий план. Но даже если он и сформирован, то может вызвать только улыбку.

С е р е ж а. Это что я прячу от предателя Павлика. Это все, что я построю, когда меня выпустят. А если я чего-нибудь построю - Павлик, злодей, все подожжет. Я вам сейчас прочитаю, но чтобы Пашку Еремина туда со спичками не подпускали...

П р о х о р о в. Давай, я прочту, зануда. А то у меня есть баритон, а у тебя нет баритона... Так-так... Проект будущих торжествований. Номер один: дом больницы разбитых космонавтов. Номер два: дом любви и здоровья больных космонавтов. Номер три: дом Любви к своей маме как можно лучше и хорошо. Номер четыре: дом, где не гуляют до двенадцати ночи, а живут с родными никогда и вообще. Номер пять: Дом Коммунизма. Там приучают не бегать с топором, и не пропивать ребят и космонавтов. Номер шесть: Культурный стадион космонавтов, чтобы метать их в цель...

Г у р е в и ч. И долго еще будет эта тягомотина?.. Сереже больше не давать...

П р о х о р о в. Сейчас-сейчас... (продолжает). Номер семь: Книжная фабрика культурных летчиков, с гипноседативным эффектом. Номер восемь: Дом и культурная дорога для спортивных татар. Номер девять: Аэродром культуры для татар и космонавтов. Десятое: Вокзал Поездов. Чтобы девушки в коротких юбках стояли на подножке. И махали приходящими поездами вслед уходящим поездам.

А л е х а фыркает.

836

Фондовый рынок и мир - Часть IV - Торговые стратегии и алгоритмы © Царихин К. С., 2008

П р о х о р о в (продолжает). Спортивный Внимательный институт. Спортивный внимательный светофор для татар и космонавтов. Спортивный внимательный Энтернат для всех аэродромов Космуса. Номер четырнадцать и предпоследний: Детский Мир на спортивной реке. Где маленькие шпионы тонут, а большие - всплывают для дачи больших и ложных показаний. Номер пятнадцать и последний: Космическая выставка веселой любви и тайных радостей всех веселых космонавтов веселого Космуса...

(В. В. Ерофеев «Вальпургиева ночь или шаги командора»)

Кроме шуток - один мой друг-трейдер пытался планировать свои действия: «После Нового Года я встаю в шорт и ухожу в запой. Выхожу из запоя накануне президентских выборов, закрываю шорт и встаю в лонг».

Однако именно в России литература о финансовом планировании продаётся очень успешно, потому что чтение таких книг погружает наших людей в сладкие мечты о материальном благополучии. Однако далее процесса чтения дело, как правило, не идёт - как-никак, мы люди «Инь». Но давайте продолжим разговор про людей «Ян».

В обществах людей «Ян» по преимуществу рождаются новые технологии, если под технологией понимать способ контакта человека с материальным миром во имя какой-то цели. Почему это так? Дело в том, что «Ян» символизирует Дух, идею, инициативу. А Дух, стремится обрести своё воплощение в Материи ради обретения нового опыта. Вот почему активность людей «Ян» направлена именно вниз, к земле, к материи. Люди «Ян» выступают в роли носителей каких-то новых способов производства материальных благ. Такие люди распространяют их вокруг себя. Те же римляне после завоевания какой-то новой провинции обязательно строили в ней дороги, гостиницы, бани, театры, храмы, стадионы и т.д.

На уровне индивидуальной психологии человек «Ян» сам себе голова. Цели и задачи он ставит сам перед собой и сам же их выполняет. Такой индивидуум не нуждается в каком-то внешнем руководителе, лидере. Для людей «Ян» характерен ярко выраженный индивидуализм.

С точки зрения религии для людей «Ян» более приемлемо такое вероучение, которое предписывает человеку занимать в жизни активную позицию, изливая Свет и Любовь на окружающий мир. Вот почему, в частности, именно христианство получило столь широкое распространение в Европе. Протестантизм, как одно из ответвлений христианства также оказался весьма популярен среди европейцев; его идеологические постулаты очень хорошо «легли» на предприимчивость и индивидуализм людей «Ян».

Люди «Инь»

Сообщество людей «Инь», в отличие от сообщества людей «Ян», в своём нормальном состоянии неорганизованно по определению. Здесь нам надо вспомнить, что «Инь» - это стихийное начало мира, неорганизованная, пассивная материя. Люди «Инь» тратят огромное количество времени и энергии на самоорганизацию, но обычно терпят в этом неудачу. Для них необходим какой-то внешний регулятор, причём сильный, чтобы навести хоть какой-то порядок. Для общества «Инь» характерна анархия. При этом она является естественным состоянием для людей «Инь» и ничего постыдного тут нет. Со времён батьки Махно у нас к анархистам отношение сугубо отрицательное, однако, в философском смысле именно анархия является тем естественным состоянием для нашего народа, от которого идёт отсчёт всех прочих социальных усовершенствований и нововведений. Недаром византийский летописец писал, что «славяне никакой власти не терпят». Как только влияние внешнего регулятора ослабевает, общество тут же погружается в анархию и хаос - в этой связи достаточно вспомнить распад СССР. Стоило партии немного отпустить вожжи, как птица-тройка сама собой съехала в канаву.

837

Фондовый рынок и мир - Часть IV - Торговые стратегии и алгоритмы © Царихин К. С., 2008

Если покопаться в исторической глубине, то в свете этих рассуждений становится понятной, почему в начале нашего летописания помещена легенда о призвании варягов. Дело тут не в том, что кто-то сознательно исказил летописи якобы для того, чтобы показать «нецивилизованность» славян и некую «объективную» необходимость того, чтобы ими управляли люди с запада - викинги или германцы. Скорее всего, наши предки решили, что для них самих же будет лучше, если ими будет управлять какая-то внешняя сила - что-то вроде нейтрального арбитра. Надо сказать, что в то время практика приглашения «конунгов» из-за границы была довольно распространена. Таким приглашённым правителем оказался Рюрик. При этом «цивилизованность» германцев или скандинавов здесь совершенно ни при чём, так как по уровню «цивилизованности» оные народы в ту пору мало чем отличались от восточноевропейских славян. Для нас тут важно, что сообщество «Инь» решило проблему власти самым простым и естественным для себя путём - доверив себя некоей внешней силе (по Л. Н. Гумилёву это Рюрик, его воины (тру воринг) и его родственники или купцы, «варяжские гости» (сине гус) - отсюда и сказание о трёх братьях Рюрике, Труворе и Синеусе). В легенде о призвании варягов нет ни малейшей капли унижения, которая могла бы как-то задеть русское национальное самолюбие. Повторюсь ещё раз: для общества людей «Инь» приглашение внешнего правителя является абсолютно естественным. Тут надо вспомнить о том, что сама Протоматерия («Инь») может как-то проявить себя только под воздействием внешней силы - Духа («Ян»). Так и наше общество - пока кто-то его не встряхнёт, будет плыть по волнам анархии.

В частной жизни люди «Инь» обычно спокойны, расслаблены, мечтательны и неорганизованны. Русские ленивы. Но ведь сама природа России располагает к лени, спокойствию... Почувствуйте природу России. Здесь собралась тоска со всего мира. А озёра - как слёзы. С другой стороны, наш народ исключительно трудолюбив, на одной лени невозможно было построить величайшее государство мира, раскинувшееся от Кронштадта и до Владивостока.

У людей «Инь» нет чёткой цели, и они плывут по течению. Однако если человек «Инь» подхватит какую-то идею, то его уже ничего не остановит. А вот поиски этой идеи и скрываются под маской мечтательности и задумчивости. Подобно тому, как космическое начало «Инь» стремится к обретению смысла своего существования через «Ян», человек «Инь» инстинктивно тянется у Духу, к идее, к чему-то нематериальному. Напротив, чисто материальные условия быта для таких людей неважны, так как такой человек, будучи «Инь», уже сам собой символизирует материю. Для него важно вырваться за пределы этой материи, улететь в пространство. Очень символично, что именно русский человек - Юрий Гагарин первым полетел в космос. Это событие отражает космическую устремлённость русской души вверх, в неизведанное - от приземлённого «Инь» к высокому и недосягаемому «Ян».

Напротив, люди «Ян» постоянно стремятся в эту самую материю. Для них очень важны их достижения в области облагораживания и усовершенствования природы и вообще всего материального, так как Дух, который и символизируют люди «Ян», стремится проявить себя именно в материи. Можно сколько угодно смеяться над «обществом потребления» (Европа, США), но для этих сообществ «Ян» это естественное состояние, так же как для русских естественное состояние - полёт мысли и души. Можно также сказать, что человек «Инь» не навязывает себя природе, напротив, он живёт с ней одной жизнью. В быту он нетребователен и неприхотлив.

Как уже выше говорилось, планирование своих действий для людей «Инь» весьма затруднительно. Люди «Инь» импровизаторы от природы. По моему мнению, плановая экономика в СССР рухнула, потому что не отражала русского менталитета. Она подходила для Германии девятнадцатого века, но не для России века двадцатого.

Люди «Инь» - это хранители и передатчики знаний, которые генерируют люди «Ян», однако это не означает, что человек «Инь» или общество «Инь» не способно к генерации

838

Фондовый рынок и мир - Часть IV - Торговые стратегии и алгоритмы © Царихин К. С., 2008

чего-то нового. Напротив, среди людей «Инь» очень много изобретателей. Однако в целом социум «Инь» консервативен. Если вспомнить историю, то мы увидим, как общества «Инь» (Китай, Индия, арабские страны) на протяжении веков выступали в роли своеобразного резервуара, где накапливались знания и технологии.

Люди «Инь» обладают потрясающей способность понимать и перенимать. В то же время у людей «Ян» такие способности развиты не столь сильно. Человек «Инь» видит человека «Ян» насквозь, а вот для людей «Ян» люди «Инь» кажутся загадочными и непредсказуемыми. В этой связи мне вспоминается фрагмент из мемуаров немецкого генерала Фридриха Вильгельма фон Меллентина, которые называются «Танковые сражения 1939-1945». В главе XIX «Красная армия» есть такие строки:

Можно почти с уверенностью сказать, что ни один культурный житель Запада никогда не поймёт характера и души русских... Никогда нельзя заранее сказать, что предпримет русский: как правило, он шарахается из одной крайности в другую. Его натура так же необычна и сложна, как и сама эта огромная и непонятная страна. Трудно представить себе границы его терпения и выносливости, он необычайно смел и отважен и, тем не менее, временами проявляет трусость. Бывали случаи, когда русские части, самоотверженно отразившие все атаки немцев, неожиданно бежали перед небольшими штурмовыми группами. Иногда пехотные батальоны русских приходили в замешательство после первых же выстрелов, а на другой день те же подразделения дрались с фанатичной стойкостью. Русские очень непоследовательны: сегодня они не проявляют никакого беспокойства об обеспечении своих флангов, а завтра мысль о том, что их флангам угрожает опасность, приводит их в ужас. Русский солдат с пренебрежением относится к общепринятым тактическим принципам, но в то же время старается полностью следовать букве своих уставов. Возможно, всё это объясняется тем, что он не мыслит самостоятельно и не контролирует своих действий, а поступает в зависимости от своего настроения, совершенно непонятного для жителя Запада. Его индивидуальность непрочна, она легко растворяется в массе; иное дело терпеливость и выносливость - черты характера, складывавшиеся в течение многих веков страданий и лишений. Благодаря природной силе этих качеств русские стоят во многих отношениях выше более сознательного солдата Запада, который может компенсировать свои недостатки лишь более высоким уровнем умственного и духовного развития.

В толпе он полон ненависти и необычайно жесток, один - бывает дружески настроен и великодушен. Эти качества характерны для русских - жителей азиатской части страны, монголов, туркменов и узбеков, а также для славян, проживающих западнее Урала.

Русский солдат любит свою «матушку Россию», и поэтому он дерётся за коммунистический режим, хотя, вообще говоря, он не является политическим фанатиком. Однако следует учитывать, что партия и её органы обладают в Красной Армии огромным влиянием. Почти все комиссары являются жителями городов и выходцами из рабочего класса. Их отвага граничит с безрассудством; это люди очень умные и решительные. Им удалось создать в русской армии то, чего ей недоставало в первую мировую войну, -железную дисциплину. Подобная, не знающая жалости, военная дисциплина - которую, я уверен, не выдержала бы ни одна другая армия - превратила неорганизованную толпу в необычайно мощное орудие войны. Дисциплина - главный козырь коммунизма, движущая сила армии. Она также явилась решающим фактором и в достижении огромных политических и военных успехов Сталина.

Русский остаётся хорошим солдатом всюду и в любых условиях. Одним из главных преимуществ России является её способность выдержать огромные разрушения и

839

Фондовый рынок и мир - Часть IV - Торговые стратегии и алгоритмы © Царихин К. С., 2008

кровопролитные бои, а также возможность предъявить необыкновенно тяжёлые требования к населению и действующей армии.

Проблема обеспечения войск продовольствием для русского командования имеет второстепенное значение, так как русским фактически не нужно централизованного армейского снабжения. Полевая кухня, почти святыня в глазах других армий, для русских является всего лишь приятной неожиданностью, и они целыми днями и неделями могут обходиться без неё. Русский солдат вполне удовлетворяется пригоршней проса или риса, добавляя к ним то, что даёт ему природа. Такая близость к природе объясняет способность русского стать как бы частью земли, буквально раствориться в ней. Солдат русской армии - непревзойдённый мастер маскировки и самоокапывания, а также полевой фортификации. Он зарывается в землю с невероятной быстротой и так умело приспосабливается к местности, что его почти невозможно обнаружить. Русский солдат, умело окопавшийся и хорошо замаскированный, крепко держится за «матушку-землю» и поэтому вдвойне опасен как противник. Часто даже долгое и внимательное наблюдение оказывается безрезультатным - позиции русских не удаётся обнаружить. Поэтому следует проявлять чрезвычайную осторожность, даже если известно, что местность свободна от противника...

До некоторой степени высокие боевые качества русских снижаются их несообразительностью и природной леностью. Однако в ходе войны русские постоянно совершенствовались, а их высшие командиры и штабы получали много полезного, изучая опыт боевых действий своих войск и немецкой армии. Стадный инстинкт у солдат настолько велик, что отдельный боец всегда стремится слиться с «толпой». Русские солдаты и младшие командиры инстинктивно сознавали, что, если они будут предоставлены самим себе, они погибнут. В этом инстинкте можно видеть корни как паники, так и величайшего героизма и самопожертвования.

Несмотря на эти недостатки, русский в целом, безусловно, отличный солдат и при искусном руководстве является опасным противником.

Перед нами, уважаемый читатель, мнение человека «Ян» о людях «Инь». Генерал Меллентин очень метко схватил отдельные черты коллективной психологии наших людей. Весьма интересным выглядит его наблюдение о железной дисциплине. Как мы видим, наш бывший противник отметил это качество Красной Армии, хотя мы сами, почему то, привыкли оценивать наши вооружённые силы как недисциплинированные, считая «железную дисциплину» исключительной прерогативой вермахта. Напротив, после чтения немецких мемуаров о войне становится ясно, что дисциплина в немецкой армии удивительным образом сочеталась с инициативой и самостоятельностью командиров всех уровней. В рамках рассматриваемого вопроса такое сочетание является неотъемлемой частью сообщества людей «Ян». И напротив, хоть какой-то порядок в сообществе людей «Инь» просто немыслим без «железной», даже «железобетонной дисциплины» - иначе хаос, развал и анархия.

Русские - люди «Инь» - умеют ставить вопросы, но не умеют на них отвечать. В любую эпоху русские показались бы европейцу грубыми и невоспитанными. Россия - это страна, в которой книги, машины и одежда проходят окончательную проверку. Россия - это полигон для испытания заимствованных извне концепций. Русские - мастера перенимать что-либо на Западе и Востоке (этим, в частности, объясняется наша любовь ко всему заграничному, в том числе к книгам по техническому анализу). Это весьма характерное свойство народа «Инь» - воспринимать и перерабатывать полученное извне.

Биржевая торговля - это занятие для людей «Ян» с их культом индивидуального успеха. А вот нам, людям «Инь» на бирже чего-то не хватает... Я долго думал, чего? Как мне

840

Фондовый рынок и мир - Часть IV - Торговые стратегии и алгоритмы © Царихин К. С., 2008

видится - дружеского участия, сообщества, своеобразного трейдерского колхоза. Не зря ведь в «Марше советских танкистов» есть такие слова:

Броня крепка и танки наши быстры, А наши люди мужества полны. В строю стоят советские танкисты, Своей великой Родины сыны.

Обратите внимание - сыны великой Родины стоят в строю, они идут в бой не сами по себе, один в поле не воин. Может быть, у нас в России родится какой-нибудь новый вид торговли, например, коллективное трейдерство? Вопрос остаётся открытым.

А теперь настало время более подробно остановиться на государственном устройстве сообществ «Ян» и «Инь». Форма правления в обществе «Ян» - по преимуществу «Инь». Этим я хочу сказать, что, в любом государстве должен быть определённый баланс «Инь» и «Ян» (принцип комплиментарности: «Инь» и «Ян» дополняют друг друга). Если этот баланс нарушается, то общество гибнет. Это очень важная мысль, давайте её запомним, она нам очень сильно пригодится впоследствии.

Итак, в обществе «Ян» форма правления довольно-таки мягкая, не авторитарная. Правитель и правящая верхушка, как правило, выступают выразителями интересов определённых слоёв общества. При решении спорных вопросов правительство «Инь» пытается идти на компромисс. От личных качеств правителя зависит не так много; общество спокойно функционирует и без вмешательства властей. Правящая верхушка занята в основном разработкой законов, которые бы могли принести максимальную пользу всем и каждому. При этом в обществе в целом господствует уважение к закону. Люди «Ян» стараются жить по законам, и в этом состоит одно из их главных отличий от людей «Инь», которые законы не любят, переиначивают их по-своему и всегда стремятся действовать в обход правовых норм. Кроме того, люди «Ян» считают государство своим, к власти относятся с надлежащим пиететом, большинство государственных должностей - выборные. Наиболее распространённые формы правления - демократия, аристократия, олигархия, монархия. Формы государства - республика, реже империя или царство.

В государстве «Инь» всё иначе. Форма правления «Ян», так как без неё общество неминуемо сползает к анархии и хаосу. Правитель и правящая верхушка, как правило, выступают выразителями интересов только одного класса, слоя или этноса в рамках государства в ущерб остальным. В обществе «Инь» власть выступает носителем какой-то идеологии, которая организует и вдохновляет людей, в то время как в обществе «Ян» власть, в общем-то, деидеологизирована. Методы правления достаточно жёсткие и даже жестокие (конечно, с точки зрения людей «Ян», люди «Инь» воспринимают это как нечто само собой разумеющееся). Правящая верхушка занята не столько выработкой законов и надзором за их соблюдением, сколько проведением в жизнь своей политики самыми разными методами, в том числе, зачастую противозаконными. Очень много зависит от личных качеств главы государства. Если правитель - праведник, то и народ становится праведным. Если наоборот, то люди доходят до крайней степени морального разложения. Народ считает правительство неким искусственным образованием, которое мешает ему жить «по правде». В тоже время, если правительство ведёт общество в том направлении, которое народ считает правильным, образуется монолит.

В государстве «Инь» люди не признают полумер. С помощью соглашений и компромиссов управлять такой державой невозможно в принципе. Любую попытку власти договориться люди «Инь» воспринимают как слабость. Население склонно к бунтам и вооружённым восстаниям. Наиболее распространённая форма правления - монархия или диктатура. Формы государства - империя, царство, племенной союз. Всё вышесказанное

841

Фондовый рынок и мир - Часть IV - Торговые стратегии и алгоритмы © Царихин К. С., 2008

совершенно не означает, что люди «Инь» чураются демократической формы правления, отнюдь нет (вспомним Новгородскую республику). Однако даже такая демократическая республика нуждалась в сильной центральной власти князя - обычно приглашённого (тут на ум приходят перипетии взаимоотношений новгородцев с Александром Невским).

Давайте вспомним историю татаро-монгольского нашествия. Александр Невский довольно быстро нашёл с завоевателями общий язык - наверное, ещё и потому, что и русские и монголы были народами «Инь» и чувствовали глубинное родство. Напротив, перспектива сотрудничества с западными народами «Ян» отвергалась, что называется, с порога - наверное, ещё и потому, что очень сильно чувствовалась разница в менталитете. Немецкие крестоносцы пытались окатоличить Русь и навязать ей свои порядки («янский» подход), в то время как монголы довольствовались данью и ставили Великих князей, предоставив русским обширную автономию во внутренних делах («иньский» подход).

Разница между обществом «Ян» (Европа) и «Инь» (Россия) проявляется даже в языке. Вот простое французское предложение: "Je vais a l'ecole de danse le mardi et le jeudi" («Я хожу в школу танцев по вторникам и четвергам). Порядок слов фиксирован, семантика точно определена. В русском языке всё по-другому. Идея о том, что, например, Вася вышел из дома, может быть передана следующими способами:

1) Вася вышел из дома.

2) Вася из дома вышел.

3) Из дома вышел Вася.

4) Из дома Вася вышел.

5) Вышел Вася из дома.

6) Вышел из дома Вася.

Гуляй, Вася! Вот вам типично русская неопределённость, отсутствие чёткости, однако здесь мы видим также многообразие оттенков смысла. Этим и отличается русский язык от большинства европейских.

Типичным государством «Ян» являлась римская республика в период между свержением царя Тарквиния Гордого (510 г. до н.э.) и окончанием третьей Пунической войны (146 г. до н.э.). Типичными государствами «Инь» являлись империя Александра Македонского, римская империя, византийская империя, китайские империи, арабский халифат, империя татаро-монголов. Вообще говоря, практически любая империя - это «Инь». Русское государство - от Рюрика до настоящего времени является, наверное, самым характерным государством «Инь».

В то же время современные европейские демократии, как и демократия древнегреческая, их предшественница - это государства «Ян». Соединённые Штаты Америки - очень мощное и сильное государство «Ян». Третий Рейх (1933-45) - пример очень сильного и агрессивного государства «Ян», которое чуть было не превратилось в огромную евроазиатскую империю «Инь».

Итак, типичным государством «Ян» являлась римская республика в период между свержением царя Тарквиния Гордого (510 г. до н.э.) и окончанием третьей Пунической войны (146 г. до н.э.). После этого началось медленное перерождение этого государства в империю «Инь», которое завершилось спустя сто лет. Но давайте поговорим об этом по порядку.

Во времена войн римлян с жителями апеннинского полуострова - этрусками, вольсками, самнитами, латинами и прочими - государство потомков Ромула представляло из себя довольно таки компактное образование «Ян», управлявшееся сенатской аристократией по принципу «Инь». Два консула, избиравшиеся на один год, были скорее номинальными, чем реальными правителями. За ними стоял сенат. В самом обществе существовала система сдержек и противовесов, что характерно для общества «Ян». Высшая власть принадлежала народному собранию. В качестве противовеса сенату вводится должность народных

842

Фондовый рынок и мир - Часть IV - Торговые стратегии и алгоритмы © Царихин К. С., 2008

трибунов - защитников интересов простого народа. Они имели право вето - то есть, могли отметить решение любого магистрата, даже консула. Кроме того, с 366 г. до н.э. один из консулов стал избираться из числа плебеев. В целом для римского общества описываемого периода характерно стремление решить возникающие проблемы путём договоров и компромиссов, хотя по нравам тогдашнего времени не обходилось и без вооружённых столкновений. Знаменитое римское право родилось именно в эту эпоху. Оно отражает процессы внутренней самоорганизации, характерные для развивающегося общества «Ян». Как уже отмечалось выше, внутри римского общества существовало несколько внутренних контуров самоорганизации: семья, клиентелла, род, курия, триба, городская община.

Ситуация изменилась в корне после окончания третьей Пунической войны. Римское государство стало доминировать в бассейне Средиземного моря. Под его юрисдикцией оказалось большое количество земель, на которых жили народы «Инь». Кроме того, резко увеличилось количество рабов. Это тоже были люди «Инь». А для управления всей этой массой социал-демократические и интеллигентские методы, выработанные сенатской аристократией, уже не годились. Нужна была твёрдая рука - власть «Ян». Однако абсолютное большинство римлян было настроено против такого способа правления.

В римской армии был такой обычай - удачливого полководца, одержавшего блистательные победы над неприятелем, солдаты провозглашали императором. Первоначально это был почётный титул полководца. Император - это неограниченный повелитель армии. Солдаты доверяли такому человеку высшую власть над собой. В обмен на это император был обязан щедро их наградить. Возвращаясь после победоносной войны в Рим, император распускал армию, входил в город как простой гражданин, и получал от сената право справить триумф или овацию. В конце II в. до н. э. римляне вели долгую и изнурительную войну с африканским царём Югуртой. Решительную победу удалось одержать благодаря военному таланту Гая Мария. Он сделал римскую армию профессиональной. В 102 и 101 гг. до н. э. профессиональная римская армия наголову разбила несметные полчища кимвров и тевтонов. Солдаты провозгласили Мария императором. Используя доверие своих солдат, Гай Марий активно включился в политическую борьбу и вверг общество в затяжную гражданскую войну. Он семь раз избирался консулом. Основная идея, которой руководствовался Марий, была следующей. Римское государство стало слишком большим, чтобы управляться по-старому. Стране нужна крепкая власть, которая бы отражала, в первую очередь, интересы простого народа и солдат, так как именно они защитили государство от набега варваров и именно простой народ и солдаты завоёвывают для аристократов новые территории. А раз так, то сенат должен делиться этим богатством. Тут надо отметить, что со времён братьев Гракхов эти идеи были в обществе довольно популярными. К Марию примазалось огромное количество искателей приключений, а также людей, которые желали сделать карьеру на волне нового политического течения. Римское общество раскололось на оптиматов (сторонников прежних порядков, «лучших» людей) и популяров (сторонников народовластия). С моей точки зрения противостояние оптиматов и популяров было отражением борьбы сторонников власти «Инь» (оптиматы) и «Ян» (популяры).

Следующий этап политической борьбы в Риме был связан с именем Луция Корнелия Суллы. Талантливый полководец и государственный деятель, Сулла стал пожизненным диктатором Рима в 82 г. до н.э., однако добровольно сложил с себя диктаторские полномочия в 79 г. до н.э. При этом он выступал на стороне оптиматов, но использовал «янские» методы правления. Восстание рабов под предводительством Спартака (74 г. до н.э.) ещё раз показало, что республике нужна сильная рука. И этой сильной рукой стал молодой полководец Гней Помпей, провозглашённый императором. Он наголову разбил понтийского царя Митридата, очистил от пиратов Средиземное море и одержал ряд блестящих побед на Востоке. Постепенно реальная власть в республике перешла к талантливому полководцу

843

Фондовый рынок и мир - Часть IV - Торговые стратегии и алгоритмы © Царихин К. С., 2008

Гнею Помпею, богачу Марку Крассу и амбициозному политику Гаю Юлию Цезарю. Это был первый триумвират. Однако в дальнейшем Красс погиб в войне с парфянами, а Цезарь и Помпей рассорились между собой. Поворотным моментом в истории Рима стало завоевание Цезарем Галлии. К республике была присоединена огромная провинция, населённая людьми «Инь», которые ждали любого удобного случая, чтобы поднять мятеж. В такой ситуации форма правления приобрела все черты «Ян». Гней Помпей вступил в противоборство с Цезарем, потерпел поражение в битве при Фарсале, и был убит. Цезарь занял кресло диктатора. Его основной социальной опорой были ветераны и солдаты, но значение Сената было ещё очень велико. Убийство Цезаря 15 марта 44 г. до н.э. спровоцировало гражданскую войну между республиканцами и цезарианцами. После победы последних, республика была поделена между внучатым племянником Цезаря Октавианом, полководцем Марком Антонием и богатым сенатором Марком Эмилием Лепидом. Лепид быстро сошёл с политической арены. На ней остались Октавиан и Антоний, которые вступили в вооружённую борьбу, окончившуюся победой Октавиана.

Новый властитель Рима стал именоваться «император Цезарь Август». При этом слова «император» (IMPERATOR), «Цезарь» (CAESAR) и «Август» (AVCVSTVS) превратились из имён в титулы. Кроме этого, Цезарь Август принял на себя пожизненные титулы отца отечества, верховного понтифика, народного трибуна и цензора. В списке сената он значился первым. По латински «первый» - PRINCEPS. Таким образом, сохраняя внешние атрибуты республики, ибо все должности были республиканскими, Август фактически стал монархом. Институты имперской власти наложились на республиканские. Новая власть была по форме республиканской, «иньской», а по содержанию - властью имперской, «янской». Фактически это была скрытая форма военной диктатуры. Преемника император назначал сам. Им мог быть его сын или родственник, а в некоторых случаях -какой-то талантливый полководец. Ему даровался титул «Цезаря» и он становился вторым человеком в государстве. После смерти «Августа», «Цезарь» провозглашался новым «Августом» и назначал нового преемника. Иногда в этот процесс вмешивалась военщина, выдвигая своего императора. На первых порах также было важно мнение народа и Сената. После Августа правил его приёмный сын Тиберий - талантливый полководец и государственный деятель (14 г.). После смерти Тиберия (37 г.) римляне единодушно провозгласили императором Гая Цезаря Калигулу, сына популярного полководца Германика (Германик приходился Тиберию родным племянником). После убийства Калигулы (41 г.) солдаты выдвинули на должность верховного правителя брата Германика Клавдия. Последняя жена Клавдия, сестра Калигулы Агриппина Младшая отравила своего мужа и передала власть своему сыну от первого брака Нерону (54 г.). После самоубийства Нерона (68 г.) началась гражданская война. Императорами успели побывать Сервий Сульпиций Гальба, Марк Сальвий Отон и Авл Вителлий. В конце концов, к власти пришёл представитель провинциального нобилитета Тит Флавий Веспасиан.

Присоединение к Риму огромных территорий превратило республику «Ян» в империю «Инь». При этом происходило систематическое уничтожение старой римской знати, которую олицетворял Сенат. Можно вспомнить проскрипции Мария и Суллы, террор Октавиана и Антония, репрессии Тиберия, Калигулы и Нерона. Всё это привело к тому, что носители старой идеологии - идеологии общества «Ян» были уничтожены физически. Многие историки считают империю более прогрессивной формой правления, чем республика, однако, с моей точки зрения, наряду с прогрессом мы наблюдаем явный регресс: демократическая форма правления «Инь» заменяется на авторитарную форму правления «Ян». Коллективная власть Сената была заменена имперской бюрократией. В целом при первых императорах происходила деградация Сената. Она, как это уже подчёркивалось выше, была связана с террором. Император Клавдий ввёл в Сенат представителей дружественного Риму галльского племени эдуев. Но по моему мнению, варваризация

844

Фондовый рынок и мир - Часть IV - Торговые стратегии и алгоритмы © Царихин К. С., 2008

римского государства началась не в III в., а значительно раньше. Коренные римляне, носители идеологии и обычаев государства «Ян», в новом огромном государстве составляли меньшинство. Поэтому неудивительно, что государство «Ян» при первых императорах превратилась в государство «Инь», так как абсолютное большинство населения империи были людьми «Инь». А управлять ими можно было, как это ранее подчёркивалось, с помощью методов «Ян», которые олицетворяла и проводила в жизнь императорская власть. В 212 г. император Каракалла даровал римское гражданство всем жителям империи, окончательно зафиксировав новый "status quo".

Постепенно меняется и организация армии. Старый римский порядок начинает понемногу забываться. Уже во времена Августа (конец I в. до н. э.) на всю римскую армию (16-20 легионов - это свыше 100 тыс. чел. ) приходилась только одна когорта коренных жителей Италии (600 чел.). Остальные солдаты были жителями провинций. Со временем в армию стали принимать и варваров, которые за долгую и безупречную службу получали римское гражданство. В конце концов, римская армия стала полностью варварской. И порядки в ней также стали почти что варварскими. К началу V в. западная римская империя полностью «растворилась» в окружающем её мире готов, галлов и германцев.

Впоследствии на месте западной римской империи образовались «варварские королевства», давшие начало современным государствам Европы. Для кого-то период с V в. по VIII в. - это «тёмные века». Для меня же этот период интересен тем, что за эти столетия в коллективной психике европейцев произошло мощное изменение - народы «Инь» - кельты, готы, германцы, аланы, скандинавы превратились в народы «Ян». Это французы, немцы, англичане, итальянцы, испанцы... Этот процесс этногенеза сопровождался пассионарными толчками (по Л. Н. Гумилёву). В результате к началу крестовых походов (XI-XII вв.) мир столкнулся с крайне предприимчивым и агрессивным европейским суперэтносом «Ян», который начал распространять своё влияние на Восток. В бассейне Средиземноморья цивилизация «Ян» вошла в соприкосновение с двумя цивилизациями «Инь» - византийской и арабской. А на европейских просторах - со славянской цивилизацией, которая также относилась к типу «Инь».

К чему я всё это пишу? Да к тому, что фондовый рынок и биржи - это плод европейской, «янской» ментальности. Там всё чётко регламентировано и определено. Работа на фондовом рынке требует от человека предельной собранности и сосредоточенности. А нам, как людям «Инь» достичь таких состояний психики очень трудно. Обломовым на фондовом рынке не место, фондовый рынок - это вотчина штольцев.

Самый сильный народ

Второй постулат, на котором базируется моё понимание истории России, заключается вот в чём. На долю нашего народа выпало огромное количество испытаний и, несмотря на это, он всё ещё не исчез с лица земли. Достаточно назвать цифру наших потерь во Второй Мировой войне - 26,7 млн. человек - это половина нынешнего населения Великобритании (среди этих миллионов представители всех наций и народностей СССР, но большинство -русские). Если мы сравним судьбу нашего народа с судьбами остальных, то увидим, что ни одна нация в мире не подвергалась такому количеству испытаний. Отсюда я сделал вывод, что именно русский народ принял на себя основной удар противобожеских сил и в буквальном смысле спас остальных. Действительно, в течение многих веков - да, именно так, многих веков - славяне и русские выступали в роли живого щита, который закрывал Западную Европу от кочевников. Если бы не славяне, кто знает, не смотрели бы нынешние европейцы на мир по преимуществу карим, миндалевидным оком (здесь я позволил себе использовать образное выражение из стихотворения И. А. Бродского; у великого поэта это выражение появилось в связи с исследованием возможных последствий вторжения в Европу

845

Фондовый рынок и мир - Часть IV - Торговые стратегии и алгоритмы © Царихин К. С., 2008

арабов в VIII в., от которого европейцы отбились сами; я же делаю акцент на угрозе тюркской экспансии - сначала со стороны татаро-монголов, а потом со стороны собственно турок; победы Румянцева и Суворова в веке XVIII в. были не менее значимыми для судьбы европейского континента, чем победа Карла Мартела на тысячу лет раньше).

Когда враг у ворот, биться с ним выходит самый сильный. Русский народ в течение очень долгого времени был этим самым сильным. Действительно, если мы посмотрим даже на чисто физическую силу отдельных представителей нашего народа, то и тут мы увидим, что почти всегда именно русские были рекордсменами и победителями в таких видах спорта как борьба и тяжёлая атлетика. В то время, когда я писал эти строки, абсолютными чемпионами мира в профессиональном боксе по версии WBA, IBF и WBC были русские и украинцы. Всё это я рассматриваю как ещё один лишний аргумент в пользу моей гипотезы.

Сочетание этого фактора с тем обстоятельством, что русский народ - это типичный, ярко выраженный народ «Инь» и определило во многом своеобразие его судьбы.

Некоторые мои соотечественники считают европейско-американскую цивилизацию нормой, а российскую - отклонением от нормы. Соответственно для того, чтобы привести Россию в «норму», необходимо копировать западный образ жизни, выстраивать систему власти и общественных отношений такую же, как и в «нормальных» странах и т.д. На это я отвечу, что простое, механическое копирование западных оригиналов, без осознания того, что за ними стоит, не принесло и не принесёт нашему народу никакой пользы. А по поводу «нормальности» и отклонения от неё могу сказать следующее. В моём понимании такого понятия, как «норма» в данном вопросе не существует. Образ жизни западных стран не может считаться нормой. Это - один из частных случаев. Что русскому хорошо, то немцу смерть, и наоборот. Где здесь норма? По данной теме я нашёл в Интернете интересную статью. Привожу её с сокращениями.

Россия в большей степени является Европой (Источник: Владимир Владимиров Портал «Форум.мск», 26мая 2008 г.)

«Прежде всего, Россия была, есть и, конечно, будет крупнейшей европейской нацией» - сообщил россиянам президент Путин в своём шестом послании Федеральному собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 г. «Россия - европейская страна...» - заявил победивший на президентских выборах Д. А. Медведев в своём интервью газете британской газете ((Financial Times» 21 марта 2008 г.

Итак, в споре славянофилов и западников Путин и Медведев встали на точку зрения последних: Россия относится к Европе, имеющиеся различия несущественны. Вообще-то и за, и против такой точки зрения написаны целые тома. Но прежде чем браться за их изучение, полезно просто присмотреться к тому, как живут наши братья по разуму -европейцы. Не увидим ли мы чего-то такого, после чего весь спор можно будет считать законченным?

«В Берлине тётка нашла кошелёк с тысячей евро. Традиционные немецкие порядочность и щепетильность не позволили ей присвоить чужое. Тётка позвонила по номеру телефона, найденному в бумажнике, и предложила вернуть кошелёк за вознаграждение в сто евро «плюс 20 евро на транспортные издержки»». Но пенсионер, потерявший кошелёк, оказался ещё порядочнее и ещё щепетильнее. Он сообщил в полицию, и тётку арестовали в момент передачи кошелька за вымогательство. Два цивилизованных человека в правовом государстве всегда найдут общий язык».

Мораль Запада - «каждый за себя, один Бог за всех». Многие, наверное, слышали, что европейские и американские школьники обычно не дают друг другу списывать. Это просто не принято - в то время как в нашей стране, наоборот, осуждается отказ в просьбе «дай списать».

846

Фондовый рынок и мир - Часть IV - Торговые стратегии и алгоритмы © Царихин К. С., 2008

Здесь можно вспомнить и другой случай, свидетелем которого был автор. Дело было в США, на вечеринке с участием эмигрантов «третьей волны». Под тёщей хозяина дома, женщиной массивной, сломался раскладной стул. Дама особо не ушиблась, но немедленно заявила зятю: «Я тебя буду судить»! Мужик не на шутку испугался. Это в нашей стране судебная тяжба между родственниками воспринимается скорее как курьёз, тем более по такому ничтожному поводу. В Америке это нормально! При желании квалифицированные адвокаты помогли бы любимой тёще наказать зятя на круглую сумму. И никто бы не счёл её поступок некрасивым.

Различия в стереотипах поведения проявляются и в обыденной жизни, и в экстремальных ситуациях. С. Г. Кара-Мурза пишет, сравнивая Россию и Испанию:

«Женщина в метро может дремать, поставив свою сумку на пол. А здесь [в Испании] свои сумки наматывают на руку, и все равно их то и дело вырывают... Посмотрите голливудские фильмы-прогнозы о том, во что превратятся их города после большого бедствия. В Нью-Йорке лет двадцать назад на четыре часа погас свет. За это время разгромили множество магазинов и ограбили массу людей, иногда прямо в лифтах...

Другой эпизод от С. Г. Кара-Мурзы: «В конце 1991 г. знакомый испанский социолог, заведующий кафедрой социологии университета Сарагосы, попросил меня об услуге. У вас, говорит, в январе грядет либерализация цен, покупательная способность доходов резко снизится. Попробуй раздобыть для нас сведения о том, сколько бездомных собак будут отлавливать в эти месяцы в Москве. Я удивился, а он пояснил. Они на кафедре изобрели метод измерения реакции населения на кризис - по числу выгнанных из дома собак. Говорит, что это очень чувствительный показатель. Еще формальных экономических признаков кризиса нет, но средний класс, нутром предчувствуя его приближение, начинает изгонять своих четвероногих друзей... То-то меня удивляло, что в тот момент по улицам Сарагосы бегали с безумными глазами доберманы- пинчеры, а то и сенбернары. Социолог предвкушал, что в Москве они получат сенсационный научный материал - еще бы, моментальное обеднение миллионов жителей столицы. Мне интересно было послушать его рассуждения, но я предупредил, что вряд ли в Москве их методика годится. Другой народ, другая культура. Прав оказался я. Точную статистику получить не удалось - тогда в Москве не то что собак не отлавливали, даже мусор на время перестали вывозить, просто сжигали его во дворах. Но я наблюдал сам и знакомых попросил смотреть, что происходит с собаками в их дворах. Ничего не происходило».

Иногда очень полезно услышать, что «их» удивляет в «нас». Вот свидетельство В. В. Кожинова: «Мне один немец жаловался: у нас в Германии есть простые и понятные правила - если ты проводил девушку до дома, ты можешь её на прощание поцеловать. Ты пригласил её в театр или на концерт. Раз она согласилась, после этого ты уже можешь её обнять. И, наконец, после того, как она пошла с тобой в ресторан, ты можешь с ней переспать. В России же, говорит (а этот человек долго здесь жил) совершенно возмутительно: то даёшь ей огромные деньги, а она тебя отвергает, то она сама ставит тебе пол-литра».

Россияне традиционно жалуются на «ментовской беспредел», на произвол «правоохранительных» органов. То ли дело в Европе!.. Но в Европе, оказывается: «...было бы ошибкой недооценивать французскую полицию. Если вы им чем-то не понравились, они запросто могут арестовать вас и продержать в камере 24 часа без предъявления каких бы то ни было обвинений. Это у них называется «содержание под надзором полиции».

«Немец обязан всегда иметь при себе документы, удостоверяющие личность, в противном случае его могут арестовать и задержать на шесть часов, пока кто-нибудь не принесёт ему удостоверение. Если кто-то переехал в другой дом, пусть даже на той же самой улице, он обязан в течение ближайших дней зарегистрировать свой новый адрес».

847

Фондовый рынок и мир - Часть IV - Торговые стратегии и алгоритмы © Царихин К. С., 2008

Сами по себе эти факты говорят только о том, что их полиция от нашей милиции недалеко ушла. Но мы-то этим хотя бы возмущаемся в полный голос, с пропиской боремся... Европа собой вполне довольна и ставит себя в пример.

Америка - это, как говорится, отдельная песня. После событий 11 сентября 2001 г. в США был принят так называемый Патриотический акт, который «в интересах борьбы с терроризмом» узаконил слежку и прослушивание без санкции суда, взятие людей под стражу на основании одних лишь «подозрений в террористической деятельности», а также - немыслимая для «свободного мира» вещь! - содержание их под стражей в течение неограниченного времени без допуска адвоката. Точное число людей, брошенных за решётку на основании этого документа, не разглашается. Известно только, что их много.

Когда-то Россия и Запад были ближе, чем сегодня. У нас действительно общие корни - по крайней мере, некоторые из корней. Это и влияние христианства, и наследие греко-римской классической культуры, и общий расовый тип, наконец. Однако общность корней не исключает развития в разных направлениях - что мы и видим на примере рассматриваемых обществ. Период, когда Россия и Европа действительно являлись частями единого христианского мира, был недолог. С формальной точки зрения это вообще лишь 988-1054 г. (от крещения Руси - до раскола христианской церкви на восточную православную и западную католическую). Однако, приняв те ценности, который мы называем христианскими, Россия сохранила их на протяжении всех последующих веков. И не Россия, а Европа отходила всё дальше и дальше от идеалов духовности, братства и гуманизма.

Так что в определённом смысле Путин и Медведев правы: сегодня Россия намного ближе, чем Запад, к «европейским» идеалам и ценностям. И в этом плане Россия в большей степени является Европой, нежели тот крупный полуостров к западу от польско-белорусской границы... Но всё это в прошлом, и вряд ли стоит устраивать терминологическую путаницу. Тем более что среди большинства россиян никакой особой путаницы и нет. В 2006 г. на вопрос: «Является ли Россия частью западной цивилизации?» -ответили положительно - то есть поддержали Путина и Медведева - лишь 15% россиян. 15% опрошенных затруднились ответить. А 70% заявили, что считают Россию самостоятельной цивилизацией, отличной от западной или любой другой. И нам остаётся только с ними согласиться. [176]

Однажды во время раздумий над различиями русских и европейцев, мне пришла в голову интересная мысль. Давайте посмотрим на общую схему магнитного поля Земли (см. рис. 4.107).

848

Фондовый рынок и мир - Часть IV - Торговые стратегии и алгоритмы © Царихин К. С., 2008

Рис. 4.107. Магнитное поле Земли. Упрощённая схема. Источник [219]. —1 Ш П V* О Ж2 ЛІІІІ О <Т ШІ/ПАІЛИЯ О ?ЖЖЖСТ

<< | >>
Источник: К. С. Царихин. Фондовый рынок и мир - Введение - Учебник Энциклопедия Стимулятор творческого мышления.. 2008

Еще по теме КОЛЛЕКТИВНАЯ НАРОДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА БИРЖЕВУЮ ТОРГОВЛЮ:

  1. ПСИХОЛОГИЯ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ
  2. ТЕМА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА БИРЖЕВОГО МЕХАНИЗМА, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ.
  3. 39. Механизмы установления биржевой цены и формы биржевой торговли.
  4. 44. Автоматизация в биржевой деятельности. Рабочие места участников биржевой торговли
  5. 44. Автоматизация в биржевой деятельности. Рабочие места участников биржевой торговли
  6. 1.1 БИРЖЕВАЯ ТОРГОВЛЯ КАК ОСНОВА БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  7. Влияние промышленного цикла на народную жизнь
  8. Недостаток народного влияния в политической конституции таких стран
  9. В. Твардовский, С. Паршиков. Секреты биржевой торговли: Торговля акциями на фондовых биржах. — М.: Альпина Паблишер. — 530 с, 2003
  10. ГЛАВА 1 Психология электронной торговли
  11. О психологии торговли
  12. Психология электронной торговли
  13. РОЛЬ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ
  14. Ари Киев. Торговля на победу: психология успеха на финансовых рынках»: СмартБук; Москва, 2010
  15. Обучение биржевой торговле
  16. Брендон Сито . Психология электронного трейдинга. Сила для торговли, (пер. с англ.) М: Омега-Л, - 280 с. ,
  17. Часть V Техника биржевой торговли