<<
>>

ЗНАЧЕНИЕ ВКЛЮЧЕНИЯ В КОТИРОВОЧНЫЙ ЛИСТ Для корпораций

Корпорации включают свои акции в котировочный лист по одной или нескольким причинам., Во-первых, включение ценной бумаги в котировочный лист проводит к ее большей ликвидности.

Биржа предоставляет готовый устойчивый рынок, поэтому ценная бумага становится более привлекательной для публичных инвесторов. Во-вторых, включение в котировочный лист приводит к меньшим финансовым издержкам, когда в будущем будет привлекаться дополнительный капитал. В-третьих, включение в котировочный лист помогает при продаже прав акционера на покупку акций из новых эмиссий на льготных условиях1. Многие акционеры при получении ими прав на покупку новых акций эмиссии, которыми они владеют, предпочитают продавать эти права, а не использовать их. Если акции зарегистрированы, то имеется готовый рынок для этих прав, который помогает успешно провести подписку на новые акции на льготных условиях. В-четвертых, компания получает определенную известность и рекламу от факта котирования ее ценных бумаг. Клиенты ассоциируют продукцию компании с ее акциями. Продажи ценных бумаг компании позволяют ее названию чаще попадаться на глаза общественности. Однако во многих случаях товарный знак не имеет никакой связи с наименованием компании, и значение этой известности становится несущественным. Пятая причина — желание привлечь больше акционеров. Многие корпорации считают это одной из важнейших причин. Большее количество акционеров ведет к появлению большего числа клиентов, улучшению связей с общественностью, дополнительных возможностей при финансировании в будущем, диверсификации собственности компании и дополнительной рекламе организации. Наконец, включение акций в котировочный список помогает в определении справедливых цен на акции компании. Считается, что рынок публичной продажи акций даст им справедливую оценку, основанную на эффективном взаимодействии спроса и предложения на акции.

Не все крупные корпорации — даже при очевидной желательности — стремятся включить свои акции в котировочный список, и они находят много причин в подтверждение своей позиции. Невозможность соответствовать требованиям для включения в котировочный список, безусловно, может воспрепятствовать этому, даже если компания и хочет это сделать. Однако многие компании не считают, что стоимость включения в список оправдывается полученными выгодами. Руководителям некоторых компаний не нравится требование, которое налагается на все включенные в котировочный список компании, раскрыть информацию о финансовом положении. Иногда им не

Права акционера на покупку акций из новых эмиссий на льготных условиях рассматриваются в

главе 24.

нравятся правила SEC об «инсайдерах» (должностных лицах, директорах и крупных акционерах), применяемых в сделках с их ценными бумагами. Такие правила SEC, как требования о доверенных лицах, которые дополняются требованиями биржи, также подвергались критике. Наконец, многие компании считают, что рынок их акций на внебиржевом рынке является вполне адекватным как для компании, так и ее акционеров. Безусловно, усиление информационной «прозрачности» при усовершенствовании системы NASDAQ, в особенности ее национальной рыночной системы, значительно повысило ликвидность на внебиржевых рынках по сравнению с тем, что было раньше. Более того, ряд руководителей выразили неудовольствие системой формирования рынка специалистами, которая используется на национальных фондовых биржах, и отдали предпочтение конкурирующим «делателям» рынка, что является характерной чертой рынков NASDAQ. Сама Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам вела серьезную и эффективную пропагандистскую войну против этого метода. Тем не менее нельзя отрицать, что те инвесторы, которые думают об акциях, первым делом думают о Нью-Йоркской фондовой бирже, и в этом они находят поддержку в средствах массовой информации, которые по-прежнему предпочитают давать отчеты о деятельности именно этой биржи, чем .о какой-либо другой.

Для инвесторов

Можно указать на ряд преимуществ включения акций в котировочный список. Биржа обеспечивает устойчивый рынок акций. Поэтому включение в котировочный список ведет к повышению ликвидности и стимулирует больший поток приказов, меньший разрыв между ценами продавцов и покупателей и более быстрые продажи. Это преимущество не следует принижать. Рынок публичных продаж на бирже требует от специалиста постоянной поддержки рынка по любой акции, внесенной в котировочный список. Внебиржевой рынок создает конкуренцию «делателей» рынка, но не заставляет никого поддерживать устойчивость рынка. «Делатели» рынка могут по своему выбору входить и покидать NASDAQ при условии, что они соблюдают требования системы при регистрации. Действительно, они могут все вместе отказаться от котирования каких-либо акций, чего не может произойти на Нью-Йоркской фондовой бирже. Это преимущество гораздо важнее для акций, чем для облигаций. Внебиржевой рынок для облигаций является исключительно ликвидным при условии, что инвестор совершает операции с обычными институциональными количествами.

Одно время биржа имела совершенно определенное преимущество в области требований, заставлявших зарегистрированные компании предоставлять регулярную публичную финансовую информацию. В настоящее время большинство крупнейших корпораций, ценные бумаги которых обращаются на внебиржевом рынке, предоставляет аналогичную информацию. Другое преимущество, которое по-прежнему благоприятствует котируемым акциям, но не в такой степени, как в свое время, — расширение кредита по маржинальным счетам. Все акции, включенные в котировочные списки NYSE и других бирж, автоматически подпадают под это в соответствии с Правилом Т (см.

гл. 13). Это означает, что брокерско-дилерские или банковские кредиты обеспечиваются акциями. Акции, обращающиеся на внебиржевом рынке в национальной рыночной системе NASDAQ, получили эту привилегию с 1986 г. Акции, не обращающиеся в этой системе, должны быть в «маржинальном котировочном списке акций, обращающихся на внебиржевом рынке» ФРС, и, хотя многие акции оказались в этом списке, большое количество находится вне его.

Наконец, существует биржевой телеграф (тикер-«лента»). Последовательная информация о сделках в порядке их совершения предоставляет инвестору не имеющую себе равной наглядность. Электронная информация Национальной рыночной системы по-прежнему не может приблизиться к «ленте» по четкости и наглядности, отображению реального розничного ценообразования и широте распространения. Только система информации обо всех сделках на NYSE в действительности предоставляет полную информацию инвесторам.

Эволюция норм для включения акций в курсовой бюллетень

Эволюция требований для включения акций в курсовой бюллетень NYSE (котировочный список или лист) представляет интересную главу в истории американской деловой практики и этики. В первые годы существования республики руководство корпораций США скрывало подробности деятельности своих организаций за почти непроницаемой завесой секретности. Что они делали, сколько зарабатывали, какие активы контролировали и аналогичные вопросы — это считалось исключительно частным делом. Считалось немыслимым позволить общественности или даже своим собственным акционерам знать какие-либо подробности их финансовых дел. Подобные точки зрения менялись медленно, и эта секретность составляла основу почти постоянной борьбы между биржей и компаниями, акции которых котировались на ней, в период с 1869 по 1933 г.

В 1869 г. Нью-Йоркская фондовая биржа осуществила слияние с Открытым советом брокеров и Отделом государственных облигаций. В то время возникли ряд организационных структур, сохранявшихся вплоть до реорганизации биржи в 1938 г. Одной из таких структур был Комитет по котировочному листу акций, который установил ряд правил, предназначенных обезопасить владельцев ценных бумаг. Среди них были правила, требовавшие наличия трансфертных агентов и регистраторов акций. Другие правила устанавливали жесткие нормы с целью затруднения подделки сертификатов. В целом эти нормы были хорошо встречены как биржевым сообществом, так и корпорациями, акции которых котировались на бирже.

В 1869 г. биржа начала вырабатывать свою политику в области информации о финансовом положении компании. Были надежды или ожидания, что компании, стремившиеся включить свои акции в курсовой бюллетень, предоставят вместе со своей соответствующей заявкой отчет о финансовом положении. В то время такая политика оказалась мечтой, утопией, принятием желаемого за действительное. Уже само это предложение было встречено с ужасом всеми деловыми руководителями с «правильным ходом мыслей». Кор-

порации не печатали финансовых отчетов; они не собирались это делать. Они считали, что эта информация касалась исключительно их самих. Безусловно, они не собирались предоставлять подобную информацию кому-либо, включая биржу.

Классический пример такого отношения корпораций, которое господствовало вскоре после окончания гражданской войны, по отношению к предоставлению информации о делах корпорации приводится Шульцем2. В 1866 г. железнодорожная компания послала на Нью-Йоркскую фондовую биржу в ответ на запрос о предоставлении отчета о делах компании письмо следующего содержания:

«Delaware Lackawanna amp; Western R.R.C0» не дает и не публикует отчетов, и не

делала ничего подобного в течение последних пяти лет.

А.К.Оделл, казначей

Перед 1900 г. биржа добилась небольшого успеха, заручившись договоренностью с компаниями о предоставлении ежегодных отчетов об их положении. Однако примерно в то же самое время на биржу стали поступать заявления, которые показывали очевидность для некоторых корпораций составления ежегодных отчетов о положении дел и отмечали, что Комитет по котировочному листу акций «осторожно пытается заставить промышленные компании согласиться публиковать ежегодные отчеты и включить в них балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках»3. Коммунальные и железнодорожные компании очень неохотно принимали подобные требования. Действительно, ни один случай включения акций железнодорожных и коммунальных компаний в курсовой бюллетень в 1900—1910 гг.

не сопровождался предоставлением ежегодных отчетов или хотя бы какими-либо отчетами.

Вплоть до 1910 г. на бирже существовал отдел не включенных в котировочный список ценных бумаг, где осуществлялась торговля акциями большинства промышленных компаний. Этот отдел не требовал включения акций в котировочный список; следовательно, трудно было ожидать каких-либо отчетов. Этот отдел был упразднен 1 апреля 1910 г., и большинство компаний из этой категории обратилось за полным включением своих акций в котировочный список. После 1910 г. биржей был достигнут некоторый прогресс в вопросах обеспечения согласия компаний предоставлять отчеты о финансовом положении, создавать конторы по трансфертам и регистрации акций в Нью-Йорке, не спекулировать ценными бумагами компании, информировать биржу об эмиссиях, правах акционеров на покупку акций других эмиссий на льготных условиях и подписке на них и не ликвидировать свое участие в акциях дочерних компаний без предупреждения. Эти договоренности вовсе не были всеобщими; железнодорожные компании проявляли особенную медлительность при принятии мер по защите инвесторов.

К 1928 г. отношение корпораций к гласности их финансовых дел значительно изменилось по сравнению с более ранними годами. Поэтому биржа приняла решение проводить новую политику гласности в делах корпораций. B.E.Shultz, The Securities Market (New York: Harper amp; Row, 1946), p. 9. Ibid., p. 17.

/

Она настаивала, чтобы все ежегодные финансовые отчеты выполнялись на основе ревизий, проведенных независимыми, имеющими соответствующий сертификат аудиторами. Биржа не могла заставить компании, акции которых котировались на бирже, делать это, однако она могла убедить их поступать именно так. Проводившаяся в течение пятилетнего периода политика была в целом успешной и знаменовала важный шаг вперед в области норм включения акций в котировочный список. К 1931 г. 83% всех компаний, акции которых котировались на бирже, одобрили эту политику. Однако отдельные компании противостояли ей.

В апреле 1932 г. биржа сделала обязательным свое решение 1928 г. о независимом аудите для всех новых компаний, которые подавали заявки на включение их акций в курсовой бюллетень. При этом были определенные исключения. Под эти исключения подпадали железнодорожные компании, поскольку у них уже действовала система единообразных бухгалтерских отчетов, предписанная Комитетом по межштатному транспорту и торговле. Не было необходимости с практической точки зрения настаивать в определенных случаях на подобной процедуре; например, для подачи заявки правительством при включении в котировочный список одной из своих эмиссий облигаций или для компаний, акции которых уже находились в нем.

В 1933 г. было проведено важное испытание норм включения акций в котировочный список биржи. Биржа решила провести проверку одной крупной промышленной корпорации, которая относилась особенно враждебно к решению 1928 г. о предоставлении полных финансовых отчетов о состоянии дел. В то время эта корпорация представляла большую финансовую тайну для широкой общественности. Она публиковала баланс и отчет о прибылях и убытках, однако они не удовлетворяли ни биржу, ни инвесторов. Компания выражала резкое несогласие по поводу любых предложений предоставить полную информацию о своих делах. Ее позиция была выражена в письме руководству биржи следующими словами: «Руководители биржи не несут никакой ответственности перед акционерами компании по вопросам информации, которая должна быть опубликована относительно ее дел, и не имеют права определять, в чем в этой связи заключаются главные интересы акционеров»4.

Однако биржа также твердо отстаивала свою позицию. Она отказалась принять аргумент, что раскрытие всей информации означает нанесение ущерба компании или ее акционерам или что это могло бы означать раскрытие коммерческих секретов конкурирующим компаниям в стране или за границей. В окончательном открытом заявлении компания удовлетворила требования биржи, и ее акции остались в котировочном списке. В настоящее время эта корпорация является образцом предоставления информации о своих делах. Созданная через несколько месяцев Комиссия по ценным бумагам и биржам ввела обязательное предоставление заверенных независимыми лицами отчетов о финансовом положении для всех компаний, зарегистрированных на национальных фондовых биржах. Государственное учреждение — Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) — совершила «за ночь» то, к чему биржа — частное учреждение — стремилась в течение многих лет.

Другая важная норма включения акций в котировочный список биржи касается права голоса по акции. С 1926 г. биржа отказалась давать котировку обыкновенных акций, которые не дают права голоса. В течение 20-х годов определенной тенденцией в финансовой политике корпораций была эмиссия различающихся по статусу обыкновенных акций, так называемых акций класса «А» и класса «Б». Акции класса «А», принадлежавшие широкой публике, характеризовались отсутствием права голоса. Акции класса «Б», принадлежавшие руководителям компании и банкирам, содержали все права голоса, часто без обязательств инвестиционного характера. Таким образом, акции зачастую предоставлялись должностным лицам и банкирам компании бесплатно. Тем самым вкладывающие капитал были исключены из процесса голосования. В конечном счете Нью-Йоркская фондовая биржа запретила включение подобных акций в котировочный список, хотя некоторые из них можно по-прежнему найти на внебиржевом рынке и некоторых других биржах.

Биржа предприняла также шаги, требуя от корпораций, акции которых были включены в курсовой бюллетень, предоставлять акционерам регулярные финансовые отчеты, как ежеквартальные, так и годовые. Кроме того, от корпораций, зарегистрированных на бирже, требуется применять разумные и логичные бухгалтерские стандарты. Несмотря на то что это не может рассматриваться как особое событие, во время принятия этого решения (в 1938 г.) такая политика считалась революционной.

С позиций сегодняшнего дня подобные нормы могут показаться минимальными и не являться чем-то исключительным. Причиной такого представления является то обстоятельство, что федеральное правительство через SEC и полномочия, данные ей по Закону о ценных бумагах и биржах 1934 г., приняло еще более жесткие требования по отношению к публичным корпорациям. Однако Нью-Йоркская фондовая биржа демонстрировала в течение длительного времени заботу об инвесторе, и подобная забота в значительной степени предвосхищала законодательные требования.

<< | >>
Источник: Тьюлз Р., Брэдли Э., Тьюлз Т.. Фондовый рынок. 2000

Еще по теме ЗНАЧЕНИЕ ВКЛЮЧЕНИЯ В КОТИРОВОЧНЫЙ ЛИСТ Для корпораций:

  1. КОТИРОВОЧНЫЙ ЛИСТ АКЦИЙ
  2. § 4. Диагностика кризисных ситуаций и основные пороговые значения экономической безопасности корпораций
  3. 2.2. Титульный лист (лист 01)
  4. 7 КОТИРОВОЧНЫЕ ЛИСТЫ АКЦИЙ И ОБЛИГАЦИЙ, ТИКЕРЫ И КОТИРОВКИ
  5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОСТУПНЫХ ДЛЯ КОРПОРАЦИИ РЫНКОВ
  6. Корпорация CIM - оборудование для персонализации пластиковых карт
  7. 2.3. ПАРАДОКСЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СЧЕТОВЕДЕНИЯ И СЧЕТОВОДСТВА
  8. ПРЕОБЛАДАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ СТОИМОСТИ ДЛЯ АКЦИОНЕРОВ
  9. Значение ценовой политики для фирмы
  10. 1.2. Значение миссии для внутрифирменного планирования производства
  11. Технология планирования и ее значение для предприятия
  12. 2.1. Титульный лист
  13. Использование финансовых функций для вычисления значений
  14. Титульный лист
  15. Административные реформы и их значение для развития человека
  16. Административные реформы и их значение для развития человека