<<
>>

Проблемы регулирования Роль ФРС

  Сегодня довольно часто мы слышим замечания в адрес бывшего главы ФРС А. Гринспена. Как и в ситуации с любым кризисом, в первую очередь всплывают имена тех, кто предупреждал о его возможности в отрасли субпрайма, а о многих других типах кризиса, которые эти люди предрекали в течение многих лет, никто не вспоми

нает.

В силу этих причин непосвященному наблюдателю может показаться, что ситуация была очевидной, а потому непонятно, почему ФРС на него не отреагировала.

Напомним, что новый председатель ФРС Б. Бернанке принял присягу 6 февраля 2006 г. До этого он был членом ФРС. Летом 2007 г., за десять дней до того, как она резко изменила курс и начала снижать ставки, Бернанке выступил с заявлением, в котором отметил, что основным фактором риска считает инфляцию. Всего через несколько дней после этого заявления был заморожен выход инвесторов из фондов, управлявшихся банком BNP Paribas, и телеведущий Крамер прокричал: «ФРС, проснись, у нас Армагеддон!» Из этой нехитрой хронологии получается, что не только Гринспен, но и вся Федеральная резервная система заблуждались относительно масштабов кризиса. Также получается, что информация, которой обладал регулятор, не подтверждала опасения критиков, т. е. они «чувствовали» надвигающуюся грозу, но достаточно весомых подтверждений ни у кого не было.

Часто указывается, что проблема возникла из-за того, что ФРС слишком долго в 2001-2004 гг. удерживала ставку на уровне ниже 1%, но и ставка ЕЦБ в 2003-2006 гг. была на историческом минимуме, составлявшем около 2%. Если послушать этих критиков, получается, что и ЕЦБ заблуждался. Скорее всего, неправы политики и журналисты, которые думают, что приближение кризиса было очевидным. Это заключение важно, так как оно смягчает оптимизм по поводу того, что можно разработать систему раннего предупреждения кризисов.

В декабре 2007 г. А. Гринспен объяснил позицию, которую в его время занимала ФРС, следующим образом: «Мы с коллегами из ФРС уверены, что угроза дефляции в 2003 г.

была реальной, хотя такой вариант и не представлялся самым вероятным. Мы никогда не узнаем, помогло ли введение ставки в 1% предотвратить ту угрозу—кризис более опасный, чем нынешний (выделено мной — С.В.). Я действительно опасался, что поддержание слишком низкой

ставки слишком долгое время может стать проблемой. Но то, что темпы роста денежной базы и агрегата М2 не преодолели 5-процентного уровня, пока ставка была 1%, развеяло мои опасения, что мы могли тогда придать инфляции дополнительное ускорение.

Начиная с середины 2004 г. по мере укрепления экономики ФРС начала уходить от мягкой денежно-кредитной политики. Я надеялся, что в качестве бонуса мы получим рост долгосрочных процентных ставок, что помогло бы притормозить рост цен на жилье в США. Но этого не произошло. Мы предполагали, что ставки по долгосрочным кредитам, в том числе по ипотеке, вырастут, как это случалось в пяти прежних случаях ужесточения монетарной политики, начиная с 1980-х гг.»[66].

В другой своей статье он обратил внимание на тот факт, что пострадали самые зарегулированные институты — банки. Иначе говоря, говорить о том, что регулятор бездействовал, нельзя: он итак регулировал почти все аспекты бизнеса банков.

Основную проблему, которая привела к возникновению кризиса, Гринспен видит в росте международного финансового рынка. Он цитирует данные МВФ, которые свидетельствуют о том, что в период с 2001 по 2007 г. размеры трансграничных инвестиций увеличивались на 70% быстрее, чем номинальный ВВП[67].

Говоря о кредитовании сегмента субпрайм в книге «Эпоха потрясений», Гринспен указывает, что ФРС обратила внимание банков на опасности этого рынка. В ответ банки ужесточили критерии. На тот момент казалось, что этих мер было достаточно. Действительно, в отчете сотрудников ФРС, опубликованном в январе 2007 г., говорится отом, что рынок субпрайма увеличивался быстрыми темпами до 1998 г., затем рост на время приостановился и возобновился незадолго до написания отчета, особенно в наименее рисковой части сегмента субпрайма.

Кроме того, в отчете отмечено, что банки ужесточили штрафы за невыплаты. Хотя доля сделок по секьюритизации на рынке субпрайма в общем объеме подобных сделок, по мнению авторов отчета, выросла с 30% в 1995 г. до 58% в 2003 г., меры, принимаемые банками по контролю за качеством портфеля, были адекватными[68].

Тем не менее начиная с 2005 г. Т. Гейтнер, глава Федерального резервного банка Нью-Йорка, ставший министром финансов в правительстве президента Б. Обамы, не раз обсуждал вопрос о том, что банкам необходимо уделить повышенное внимание роли маловероятных событий в управлении рисками. К моменту начала кризиса многие банки не только перестали участвовать в этих рынках, но и начали готовиться к падению рынка обеспеченных облигаций, покупая CDS (страховки), чтобы заработать на падении их котировок.

Почему и регуляторам и банкам было так сложно предсказать проблему? Видимо, все недооценили размер финансовой ответственности банков перед созданными ими SIV. Например, на балансе Citigroup в начале ноября 2006 г. объем CDO с высшим рейтингом составлял $10 млрд, со средним рейтингом — $8 млрд. Кроме того, в процессе структурирования находились CDO объемом $2,7 млрд. Казалось бы, не так много, однако в июне 2008 г. списания

Citigroup составили почти S50 млрд за счет списаний принятых на баланс этой корпорации активов SIV.

Кроме того, возможно, что одной из причин кризисов, как обнаружили японцы в 1990-е гг., является то, что банкиры недооценивают проблемы, возникающие из-за негативной обратной связи — спирали, описанной Мински, когда падение цен активов ведет к замедлению кредитования, за которым следует замедление роста экономики и дальнейшее падение уже упавших в цене активов.

Итак, на данный момент еще нет однозначного объяснения, как получилось, что регуляторы США и Европы не заметили признаков кризиса, пока он не разгорелся. Это наводит мир на мысль об определенной случайности произошедшего, когда несколько неблагоприятных событий произошло одновременно, резко изменив нормальное течение дел. Основным виновником этой череды провалов, скорее всего, было не банковское сообщество, которое ежедневно «просвечивалось» регуляторами. Видимо, ее вызвали как раз ошибки рейтинговых агентств, которые за короткое время разрушили доверие рынка к огромным объемам ценных бумаг. Но и эта проблема, возможно, не оказала бы решающего воздействия, если бы за ней не последовали такие процессы, как обесценение ценных бумаг ввиду требований учета и, наконец, неликвидность рынков. 

<< | >>
Источник: Вайн С.. Глобальный финансовый кризис: Механизмы развития и стратегии выживания / Саймон Вайн. — М.: Альпина Бизнес Букс. — 302 с.. 2009

Еще по теме Проблемы регулирования Роль ФРС:

  1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФРС
  2. ФРС И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ АТАКИ В 2001 г.
  3. 6.6 РОЛЬ ОРГАНА РЕГУЛИРОВАНИЯ
  4. Политика ФРС и развитие экономики_
  5. эпитеты для ФРС ПРЕДЛАГАЕТ САМА ЖИЗНЬ
  6. Деятельность ФРС в качестве федерального расчетного центра
  7. 2.2 Необходимость государственного регулирования: проблемы и перспективы.
  8. 2.4. Основные проблемы регулирования банковской системы
  9. 11.3. Роль государства в регулировании инновационного процесса
  10. 19.4.6.РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  11. Глава 5. Современные проблемы бюджетного регулирования в России
  12. 3.3.Транспортно-градостроительные проблемы и роль ГПТ
  13. ГЛАВА 10. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И РОЛЬ ФКЦБ
  14. Лекция 4. Роль ЦБ в регулировании валютных отношений
  15. Роль Федеральной миграционной службы в регулировании рынка труда
  16. Проблемы, связанные | с регулированием деятельности банков
  17. 2.5. Проблемы государственного регулирования профессиональной деятельности
- Антикризисное управление - Деловая коммуникация - Документоведение и делопроизводство - Инвестиционный менеджмент - Инновационный менеджмент - Информационный менеджмент - Исследование систем управления - История менеджмента - Корпоративное управление - Лидерство - Маркетинг в отраслях - Маркетинг, реклама, PR - Маркетинговые исследования - Менеджмент организаций - Менеджмент персонала - Менеджмент-консалтинг - Моделирование бизнес-процессов - Моделирование бизнес-процессов - Организационное поведение - Основы менеджмента - Поведение потребителей - Производственный менеджмент - Риск-менеджмент - Самосовершенствование - Сбалансированная система показателей - Сравнительный менеджмент - Стратегический маркетинг - Стратегическое управление - Тайм-менеджмент - Теория организации - Теория управления - Управление качеством - Управление конкурентоспособностью - Управление продажами - Управление проектами - Управленческие решения - Финансовый менеджмент - ЭКОНОМИКА ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ -