<<
>>

Теоретическая модель КК и «реальный социализм»

Опыт «реального социализма», принявшего вид мировой системы, заставляет по-новому взглянуть на природу КК. Начнем с того, что с появлением «реального социализма» понятие КК и сходные с ним термины стали использоваться уже не как теоретическая модель будущего общества, предложенная Нечаевым, Бакуниным и т.п., а как понятие, используемое критиками практики социалистических преобразований и призванное показать, что строительство социализма неминуемо ведет к формированию строя, который во многих чертах сходен с теоретической моделью КК[42]..

По сути дела этот термин стал использоваться в новом смысле – как обозначение тоталитарной природы общественной системы, сложившейся в СССР и других странах мировой социалистической системы. ). В большинстве случаев этот термин использовался как синоним других, более часто употреблявшихся терминов, частности, таких как «командно-административная система» (Г.Попов), «тоталитаризм» (А.Яковлев) и др.

Действительно, как было показано в работах Л.Троцкого («Преданная революция») и многих других авторов, практика «строительства социализма» в ряде стран мировой социалистической системы, имела ряд черт, сходных с моделью КК. Выделим основные из них, взяв в качестве сравниваемого с моделью эмпирического объекта СССР сталинского периода (наиболее яркий и масштабный пример реализации «казарменных» принципов на практике).

К числу очевидно бросающихся в глаза сходств можно отнести следующие (возьмем в качестве исходного пункта схему Нечаева

Обязательность труда и внеэкономическое принуждение к труду. В СССР 30-х годов эти, предусматриваемые моделью Нечаева, механизмы так же присутствовали. Непосредственно это было характерно для так называемых «колхозников», не говоря уже о заключенных. Для рабочих города и интеллигенции модель организации труда была более сложной.

Максимизация производства при минимизации потребления – то же, в общем и целом, типичное, но не всеобще распространенное явление.

Уравнительное распределение – черта, характерная непосредственно для «колхозного крестьянства» в период 30-х гг.; в некоторой степени была типична для всей системы.

Общественная организация семейной и личной жизни, быта (общественные столовые и спальни…), «обобществление жен» – если и присутствовало, то скорее как некоторая тенденция (коммунальные квартиры, вмешательство партийных организаций в личную жизнь).

Диктатура безликого «комитета» как способ управления. Здесь сходство максимально, разве что следует признать, что «комитет» был не только не безлик, но напротив, жестко связан с ликом одного единственного вождя (культ личности Сталина и других вождей в СССР, аналогичные явления и в большинстве других стран «реального социализма»).

Вместе с тем, все эти сходства с моделью КК не должны скрывать реальной диалектики социальной организации «реального социализма»[43].

Даже если рассматривать названную выше наиболее приближенную к КК форму «реального социализма» – СССР 30-х – начала 50-х годов, то и здесь можно найти существенные отличия. Они касались, во-первых, социально-экономической жизни. Наряду с внеэкономическим принуждением, уравниловкой и периодами голода в деревне, в стране присутствовали и реальный массовый энтузиазм как проявление отношений ассоциированного социального творчества, и распределение по труду с определенной социальной дифференциацией (примерно 10 раз между неквалифицированным рабочим и ученым высшей квалификации), и впервые в мире реализованная система социальной защиты с бесплатным здравоохранением и образованием. В целом за сталинский период (при том, что на него выпала чудовищная война) не только производительные силы, но и качество жизни подавляющего большинства граждан возросли.

В общественной жизни присутствовали не только чудовищный террор и идеологическое подавление, но и такие феномены, как резкий скачок в уровне образования (с переходом от 80% неграмотного населения царской России к одной из лучших в мире систем образования), высочайшие достижения в области культуры (причем доступной массам работников) и т.п..

Наконец, не будем забывать, что в качестве примера мы рассмотрели наиболее жесткий исторический вариант «реального социализма». Если же посмотреть на другие исторические периоды и другие страны, то ситуация станет более сложной (за исключением, наверное, периода «военного коммунизма»).

Так, взяв в качестве примера СССР периода «оттепели» (конец 50-х – начало 60-х годов) или Венгрию, Польшу, Чехословакию, ГДР 70-х гг., легко заметить, что эти исторические прецеденты будут существенно отличаться от абстрактной модели КК: ни минимизации потребления, ни общих жен, ни принуждения к труду (за исключением административных наказаний за злостное тунеядство) мы в этих примерах не найдем. В то же время во всех названных выше случаях мы найдем и немало сходства по базовым признакам. Следовательно, требуется не только чисто внешнее описание сходства и различия этих феноменов, но и анализ глубинных основ не только теоретической модели КК, но и возникновения «реального социализма». Здесь, однако, присутствует широкий спектр различных подходов.

<< | >>
Источник: А.В.Бузгалин, А.И.Колганов. Пределы капитала: методология и онтология Реактуализация классической философии и политической экономии (избранные тексты). 2009

Еще по теме Теоретическая модель КК и «реальный социализм»:

  1. 4.5. Мера продвижения к социализму: проблемы формализации (к проблеме определения квантифицируемого интегрального рейтинга прогрессивности теоретических моделей общественных систем и реальных социальных образований)
  2. Исходная теоретическая модель социализма.
  3. Исследование социально-экономических моделей экономик «реального социализма»
  4. Тема 4 ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ЭКОНОМИК «РЕАЛЬНОГО СОЦИАЛИЗМА» И ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ КАК ОСОБОГО ТИПА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
  5. КК и дебаты о реальном социализме. Элементы КК в современном левом движении.
  6. О некоторых реальных достижениях политической экономии социализма
  7. экономика реального социализма: к проблеме пострыночного способа координации («отношение планомерности»)
  8. РОССИЙСКИЙ РАДИКАЛ-РЕФОРМИЗМ КАК НОВЕЙШАЯ СТАДИЯ "РЕАЛЬНОГО СОЦИАЛИЗМА"
  9. Социалистические революции ХХ века произошли в слаборазвитых странах и закончились кризисом «реального социализма». Ergo?
  10. 5 лекция МОДЕЛИ ДИНАМИКИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА
  11. 7.3.Модель реального делового цикла
  12. Модели теоретические и прикладные
  13. Теоретические модели управления
  14. Теоретические модели общественного воспроизводства
  15. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СПРОСА НА ДЕНЬГИ
  16. Основные теоретические модели спроса на деньги
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -