P.S. Казарменный коммунизм как Минотавр у входа в лабиринт марксистских практик
Поводом для написания этого текста стал диалог с международным коллективом ученых, осуществляющих под руководством известного немецкого ученого В.Хауга издание «Критического исторического словаря марксизма».
Он публикуется на немецком языке, к 2009 г. в свет вышло семь томов. Особенную благодарность авторы хотели бы выразить профессору Гюнтеру Майеру, диалоги с которым и стали непорседственной причиной появления данного материала. Однако в дальнейшем нам показалось, что разговор о казарменном коммунизме принципиально важен безотносительно к собственно историческим проблемам.Во-первых, многочисленные исторические практики создания новых обществ, лидеры которых так или иначе ассоциировали себя с идеями коммунизма и марксизма, казались все в той или иной мере заражены вирусом «казармы». В наибольшей степени в опытах ГУЛАГов, маоцзедуновского Китая и полпотовской Кампучии; в наименьшей – на Кубе или в СССР периода «оттепели» начала 60-х; но так или иначе – везде.
Во-вторых, призрак «казармы» то и дело тревожит новые практики – уже XXI века – социалистических трансформаций в Венесуэле и других странах.
В-третьих, опыт деятельности многих левых организаций и сегодня, как полтора века спустя, то и дело начинает воскрешать элементы то ли нечаевщины, то ли бакунинщины с их подменой социального творчества активизмом вождей, а то и прямым наса-ждением волюнтаризма и произвола, а то и террора и насилия, не обусловленных никакими объективными причинами.
Все это превращает вопрос о природе «казарменного коммунизма», причинах его появления и устойчивого воспроизведения в один из неизменно актуальных. На входе в лабиринт многообразных сценариев анти- и посткапиталистических практик стоит Минотавр и задает каждому из теоретиков-марксистов, один и тот же вопрос-требование: докажите, что практическое воплощение предлагаемой Вами теории не породит очередную «казарму»!
Предлагаемый ниже текст не сеть ответ на этот вызов Минотавра. Это всего лишь расширенный вариант статьи для словаря марксизма. Но, как нам кажется, он может послужить важным элементом для того ответа на данный вопрос, который авторы предложили в своих текстах о причинах появления и путях не-повторения практик мутантного социализма[35].
Еще по теме P.S. Казарменный коммунизм как Минотавр у входа в лабиринт марксистских практик:
- К.Маркс о «казарменном коммунизме». Казарменный коммунизм как антитеза «царства свободы»
- 3.7. Экономические кризисы: марксистская теория и практика первого мирового кризиса XXI века
- Вопрос 5: «Военный коммунизм» как этап становления командно-административной системы (1917–1921 гг.)
- ГЛАВА 9 «Военный коммунизм» как этап становлениякомандно-административной системы(1917—1921 годы)
- 1.1 .БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ КАК МЫСЛЬ (НАУКА) И КАК ДЕЙСТВИЕ (ПРАКТИКА)
- Определение эффективности входа и выхода Определение эффективности входа
- Политика «военного коммунизма
- 2.1. Учет как наука и практика
- 9.1. Учет в эпоху военного коммунизма (1917-1921 гг.)
- Барьеры для входа
- Глава I ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ЭПОХИ ВОЕННОГО КОММУНИЗМА
- Лекция 5 МАРКСИСТСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ
- Глава 48 Определение точек входа и минимизация рисков
- до-рыночные экономические отношения как феномены практики и предмет теории
- Из практики банковского дела ССУДА НЕ ПОГАШЕННАЯ В СРОК: КАК ЭТО СЛУЧАЕТСЯ
- 2.3. Практика и Истина: диалектика как метод снятия наваждений в мире превращенных форм