<<
>>

5.4 АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СРЕДСТВА РАСЧЕТОВ

Деньги в качестве средства обращения[46] обслуживают процесс товарного обращения (цепочка: Товар-Деньги-Товар), благодаря чему преодолеваются индивидуальные, временные, и пространственные границы, характерные для прямого товарообмена (или бартера).
При выполнении данной функции деньги стимулируют товарооборот, что повышает общий уровень экономического развития. Но представим вполне обычную ситуацию, когда производитель А желает продать потребителю Б свой товар. Потребитель Б нуждается в этом товаре, но не обладает деньгами для его приобретения. Деньгами владеет предприятие В, которому не нужен товар производителя А, и тем не менее предприятие В может задерживать или даже запретить обмен. Такую власть ему дает наличие денег. Предприятие В получает плату за эту власть в виде процентов, получаемых от Б за поставленные деньги, но в случае отказа обмен парализуется. Предприятия А остается с непроданным товаром, предприятие Б, не получив нужный товар, прерывает цепь производства, и в результате стра­дают как производители и потребители двух цепей, в которые включены предприятия А и Б. Предложение (поставка) товаров не может быть отложена даже на день, не причинив потери их обладателю. Ржавчина, распад, жара, холод, поломка, молния, град и землетрясения, эпидемии, несчастные случаи, наводнения, время и криминал непрерывно и успешно ведут войну с товарами. Мало товаров, способных про­тивостоять нападению времени. Такой товар, как рабочая сила, тоже подвержен времени. Единственный путь, которым владелец товара может защититься от по­терь, — продать его. Необходимое условие для осуществления процесса производства - это непрерывный процесс реализации производимого продукта. В то же время, природа традиционных денег позволяет длительную отсрочку спроса, т.к. обычные деньги (национальная валюта) могут выполнять функцию средства накопления, так как, в отличие от обычных товаров, деньги не подвержены порче.
В условиях нестабильности экономики стремление к их накоплению возрастает. При этом, часть денежной массы изымается из обращения, накапливаясь у их владельцев. Товаропроизводители в отсутствие денег как средства обращения, обладая своими товарами, блокируются. Так, разрыв одного звена в цепи платежей может привести к затовариванию, неплатежам и безработице, развитию кризисных явлений и банкротству товаровладельцев. Таким образом, при определенных условиях функции национальной валюты (обращения и накопления) могут противоречить друг другу. использование альтернативных средств расчетов в экономических системах становится актуальным в кризисных ситуациях, при решении острых социальных проблем и других негативных экономических условиях. Действительно, в этих случаях АСР часто оказывалась единственным средством, спасавшим социально-экономические системы от полного краха. Однако и в условиях стабильно развивающейся экономики АСР может играть положительную роль как средство обращения на местном уровне в качестве естественного дополнения национальной валюты. «Мэйнстрим» экономической науки по разным причинам не замечает эту роль АСР, но органичность использования АСР следует из анализа структуры экономических систем, а именно из-за существования циклических и транзитных процессов в экономике. Возьмем произвольную сеть предприятий. Этот может быть глобальная, национальная, региональная экономика, территориально-производственный комплекс или градообразующее предприятие с прилегающей социальной сферой. Сетевой анализ выявит в ней две группы цепей – группу разомкнутых цепей и группу замкнутых цепей (циклов). Каждая разомкнутая цепь соединяет пару узлов (вообще говоря, пару наборов узлов, входных и выходных). Узел в нашем случае, это, условно говоря, «склад» определенного продукта или ресурса. Разомкнутая цепь предприятий – это «черный ящик», преобразующий один набор продуктов (ресурсов) в другой набор соответственно расходным коэффициентам - классический персонаж всех балансовых моделей [14].
Единственным мотивом таких «транзитных» производственных процессов является получение добавленной стоимости, разницы входных и выходных (узловых) цен. Например, АвтоВАЗ – покупает автомобильный лист, резину, нанимает рабочих и производит «жигули» и машинокомплекты. Но кроме этого, градообразующее предприятие выстраивает отношения с социальной сферой, к примеру - направляет часть ведущих инженеров и производственной базы на нужды местного технологического университета, который готовит кадры для предприятия. Это пример цикла, замкнутого потока. Другой пример: агрокомплекс, который наряду с тем, что производит зерно на экспорт, часть этого зерна направляет местному населению, решая тем самым свою кадровую проблему. Что характерно для такого цикла (замкнутого потока). Во-первых, с производственной точки зрения, замкнутый поток означает, что во всех его звеньях сравнение затрат и результатов производства теряет смысл, затраты и результаты просто взаимно погасились в узлах, добавленной стоимости в цикле нет, баланс нулевой (именно поэтому балансовые модели не знают циклов). Причем он будет оставаться нулевым независимо от ценовой обстановки на рынке. И если производство во всех звеньях цикла, тем не менее, продолжается, то движут этими потоками уже какие-то другие, не стоимостные мотивы, не узловые цены и не добавленные стоимости, а какие-то источники напряжения, встроенные в сами производственные звенья, а не в узлы между ними. Здесь товарность производства отступает на второй план, а на авансцену выходит такая подзабытая категория, как потребность, взаимная потребность в деятельности друг друга. Социум будет пытаться функционировать независимо от рыночного спроса на рабочую силу. А сельская природа будет пытаться плодоносить независимо от ценовой конъюнктуры. И если социум и агрокомплекс замкнутся друг на друга, то эта их взаимная потребность друг в друге будет вполне реальным и долгосрочным экономическим двигателем. На первый взгляд, циклы в экономике отсылают к натуральному хозяйству, бартеру, кибуцам, коммунам и прочим малоперспективным вещам.
Однако, на наш взгляд, здесь речь идет о чрезвычайно важной составляющей современной, и в особенности – будущей экономики: об уникальной и неустранимой роли внутренних рынков в глобальной экономике. Как известно, крепкий внутренний рынок – основа устойчивости любой национальной экономики. Его главная особенность – производство для собственного внутреннего потребления – делает экономическую систему менее уязвимой по отношению к изменению мировой экономической конъюнктуры. А это и есть ни что иное, как замкнутые внутри системы продуктовые потоки (циклы). Показательно, что «образцом для подражания» у большинства развивающихся стран является экономика США – страны с мощным внутренним рынком. К вышесказанному напрашивается скептическое замечание, что чисто разомкнутых процессов в экономике не может быть в принципе, что в глобальном смысле все процессы замкнуты, все произведенное будет потреблено, причем потреблено, в конечном счете, производительно. Да, такое замыкание действительно происходит, но именно - в конечном счете. Глобальное замыкание экономических процессов осуществляется только через преодоление мощных и повсеместных процессов их размыкания. Пружина, работающая на размыкание замкнутых систем жизнеобеспечения, вмонтирована в самое основание современной экономики, эта пружина есть ни что иное, как товарность экономики. Для уха экономиста прошлого века это прозвучало бы довольно дико, - как же, товарность – это универсальное и исчерпывающее свойство экономики; нетоварная экономика - это что-то внеэкономическое. Но сегодня теория уже готова к расширению понятийного пространства, у многих современных исследователей уже есть понимание, что процесс превращение подрядчика в товаропроизводителя при всей его фундаментальности имеет исторические, пространственные и смысловые границы, он сопряжен не только с приобретениями, но и с потерями. Главное - товаропроизводитель теряет непосредственную связь с потребителем и начинает работать на склад стандартной продукции. Удовлетворяет его продукция чьи-то потребности или не удовлетворяет, об этом товаропроизводитель судит только по тому, опорожняется склад готовой продукции или нет.
Схема его поведения приобретает принципиально разомкнутый вид и сводится к максимизации добавленной стоимости на пути от одного склада до другого, от одной позиции в товарной номенклатуре до другой. Его сверхзадача – из ограниченных ресурсов произвести максимум добавленной стоимости. Отсюда вырастают все «прелести», расцветшие в эпоху индустриальной экономики – доминирование производства над потребностями, агрессивная реклама, рынок продавца, и прочее и прочее. Эта совокупность процессов имеет характер дивергентных процессов, назовем это товарной дивергенцией в экономике. А что этому противостоит, почему, вопреки мощным дивергентным процессам, системы жизнеобеспечения планеты - не везде, не всегда и не в полной мере, - но все-таки замыкаются? Откуда в товарной номенклатуре время от времени появляются принципиально новые позиции, новые стандарты, в которых вдруг зазвучит реальная, насущная потребность? Где в экономике заводится пружина конвергенции ? Очевидно, в тех структурах, в которых товарность элиминируется, и на первый план выходит конкретная потребность. То есть, в циклических структурах [65] . В них производство в значительной мере приобретает характер подряда, сервиса, «услуги», - и именно в этом качестве его предпочитают потребители, и именно в этом качестве местное «сервисное» производство может конкурировать с товаропроизводящими монстрами. Так воспроизводятся всевозможные «внутренние рынки» - национальные, региональные или местные. Со временем можно будет, наверное, говорить и о глобальном «внутреннем рынке», как ни парадоксально это звучит. Однако для этого конвергентные процессы в экономике должны будут еще получить адекватное институциональное оснащение, не говоря уже о теоретическом осмыслении. Ибо циклические процессы и циклические структуры в экономике отличаются от транзитных, - в не меньшей степени, чем атмосферный циклон отличается от антициклона. В частности, они отличаются финансовыми институтами. Из проведенного выше краткого анализа отличий транзитных и замкнутых потоков в экономических системах, в частности, следует, что транзитные структуры могут пользоваться одной денежной единицей, тогда как каждая замкнутая циклическая структура может создать свою расчетную единицу и свой узел-банк, обеспечивающий финансовую составляющую замкнутого продуктового потока через использование АСР.
В качестве такой расчетной единицы может выступать и стандартное платежное средство действующей денежной системы (например, национальная валюта), но смысл такого расчетного средства уже другой, даже если это и не осознается использующими его практиками. Не случайно в структуры так называемых вертикально интегрированных холдингов обязательно входит «свой» банк. Иногда их уничижительно называют «карманными», но их существование обеспечивает цикличность воспроизводства внутри производственного и связанного с ним социального комплекса. Аналогично, система АСР способна обеспечивать обмен в замкнутых продуктовых потоках, объединяя экономическую и социальную сферы местной экономики. Тем самым АСР превращается в необходимое условие ее полноценного функционирования, обеспечивающего устойчивость самой экономической системы и, как следствие - укрепление местного самоуправления.

<< | >>
Источник: Попков В.В.. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ. 2013

Еще по теме 5.4 АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СРЕДСТВА РАСЧЕТОВ:

  1. Применение инвестиционных расчетов для альтернативных постановок задач
  2. Альтернативные издержки. Закон возрастающих альтернативных издержек
  3. 9.4.3.4. Средства в расчетах
  4. Расчет потребности в финансовых средствах.
  5. Расчет плана движения денежных средств
  6. Методы расчета потока денежных средств
  7. РАСЧЕТ НЕОБХОДИМОГО ПРИРОСТА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
  8. 4 Расчет показателей использования оборотных средств.
  9. 18. Проверка правильности расчета собственных средств банка.
  10. 10.1. Расчет потребности предприятия в оборотных средствах
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -