<<
>>

Возможная путаница между понятиями СБЕРЕЖЕНИЙ И СПРОСА НА ДЕНЬГИ

Попытка возродить по меньшей мере ключевой элемент доктрины «потребностей торговли» и продемонстрировать, что свободная банковская деятельность с частичным резервированием не порождает экономических циклов, вынудила Джорджа Селджина защищать идею, в чем-то похожую на представления о банковских вкладах до востребования Джона Мейнарда Кейнса.

Вспомним, что, с точки зрения Кейнса, человек, который получает дополнительные средства, соответствующие новому банковскому кредиту, сберегает: «Более того, сбережения, возникающие в результате этого решения, — это такие же сбережения, как и любые другие. Нельзя принудить кого-либо владеть дополнительными средствами, соответствующими новому банковскому кредиту, если у него нет сознательного предпочтения в пользу владения дополнительными деньгами, а не богатством в какой- либо иной форме»38.

Позиция Джорджа Селджина, когда он утверждает, что спрос людей на остатки наличности в виде банковских сбережений и депозитных вкладов выражает их желание предложить в рамках банковской системы краткосрочные «кредиты» на ту же величину, весьма напоминает позицию Кейнса. Единственное различие между ними состоит в том, что тезис Селджина относится исключительно к «направленной на сохранение денежного равновесия корректировке предложения средств, которые могут быть выданы в качестве кредитов»39. Он пишет: «Владеть внутренними (обеспеченными частными кредитными обязательствами) деньгами означает добровольно сберегать... Во всех случаях, когда банк расширяет свои обязательства в форме новых кредитов и инвестиций, в конечном счете в качестве кредиторов выступают держатели этих обязательств. Они одалживают те реальные ресурсы, которые могли бы приобрести, если бы не стали держать деньги, а потратили бы их. Когда расширение или сокращение обязательств банков соответствует колебанию спроса на внутренние деньги, объем реальных капитальных фондов, предоставляемых банками кредитополучателям, равен объему фондов, добровольно предоставленных банкам клиентами.

В этих условиях банки — всего лишь посредники при предоставлении кредитов»40.

Однако рост остатков фидуциарных средств обращения, которые люди желают иметь, может превосходно сочетаться с одновременным ростом спроса на потребительские блага и услуги в ситуации, когда они принимают решение увеличить инвестиционные расходы. Экономический агент может использовать имеющиеся у него остатки наличности тремя способами: он может потратить их на потребительские блага и услуги; он может потратить их на инвестиции; он может хранить их в виде остатков наличности или фидуциарных средств обращения. Других вариантов их использования не существует. Решение о том, сколько потратить на потребление, а сколько — на инвестиции, отлично (и не зависит) от решения о том, сколько средств хранить в виде фидуциарных средств обращения и остатков наличности. Поэтому вывод о том, что все денежные остатки эквивалентны «сбережениям» и, следовательно, им должны соответствовать банковские кредиты и инвестиции, неправомерен. Совершенно не исключено, что конечные держатели не станут инвестировать часть новых, созданных банками фидуциарных средств обращения, а потратят их на потребление.

Утверждение, что «каждый держатель обязательств до востребования того или иного свободного банка предоставляет этому банку кредит на сумму этих обязательств»41, равносильно утверждению, что любое создание банком денег в ответ на рост спроса на фидуциарные средства обращения в конечном счете означает предоставление банку a posteriori кредита на сумму созданных им денег. Тем не менее банк создает кредиты из ничего и предлагает предпринимателям дополнительную покупательную способность, а они пользуются этим без всякого учета подлинных желаний тех экономических агентов, которые в итоге станут конечными держателями этих фидуциарных средств обращения, относительно их распределения между потреблением и инвестициями. Таким образом, вполне вероятно, что при неизменности социальных предпочтений в сфере потребления и инвестирования по крайней мере часть новых фидуциарных средств обращения, созданных банками, в конечном счете будет использована на покупку потребительских благ, что приведет к росту относительных цен на эти блага.

Теоретики свободной банковской деятельности с частичным резервированием обычно считают, что все выпущенные банком банкноты и депозиты представляют собой «финансовые активы», которые опосредуют «заем». С юридической точки зрения эта идея проблематична (мы вернемся к этому ниже). С экономической точки зрения это означает, что мы рассматриваем банковские деньги как «финансовый актив», который представляет собой добровольные сбережения экономического агента, «одалживающего» настоящие блага (обычно деньги) в обмен на будущие блага (обычно тоже деньги)42. Однако сами по себе деньги являются абсолютно ликвидным настоящим благом43, а факт владения остатками фидуциарных средств обращения ничего не говорит о том, какую их часть владеющий ими экономический агент желает потратить, а какую — инвестировать. С точки зрения банковской системы в целом совокупные запасы фидуциарных средств обращения не являются «финансовым активом», потому что в норме они не выведены из системы, а обращаются в ней неопределенное время, переходя из рук в руки. Это происходит в силу того, что они представляют собой деньги, точнее — совершенные «заместители денег». Напротив, финансовый актив есть поставка настоящих благ в обмен на будущие блага, которые обязательно должны быть возвращены в конкретный момент в будущем (пусть через очень небольшое время), и создается он за счет реального предварительного увеличения сбережений экономических агентов. Кроме того, финансовый актив обычно имеет вид сертификата, подтверждающего отказ от денег в настоящем в обмен на получение большей суммы денег завтра. Когда считается, что финансовый актив, в свою очередь, разменивается на деньги, то происходит инфляционное удвоение платежных средств, создаваемых из ничего, и никакого роста действительных сбережений для этого не требуется.

Для новых сбережений всегда требуется снижение уровня реального потребления, иначе говоря — жертвы. Новые сбережения — это отнюдь не разница между реальным потреблением и гипотетическим «потенциальным» потреблением, при котором все остатки фидуциарных средств обращения тратятся на потребительские блага. Селджин, однако, считает именно так, и на этом основании предлагает пересмотреть концепцию «создания кредита», предложенную Махлупом. С нашей точки зрения, Махлуп совершенно справедливо видит «создание кредита» во всех случаях, когда расширение предложения кредита предоставляет предпринимателям покупательную способность, источником которой не являются предшествующие жертвы в сфере потребления (т.е. сбережения), в том числе и в случае, когда создание кредита стремится компенсировать предшествовавший ему рост спроса на фидуциарные средства обращения (см. выше). Источником кредита всегда должны быть предшествующие сбережения; во всех остальных случаях он искажает структуру производства. Если потребительской жертвы не было, а инвестиции финансируются за счет вновь созданного кредита, то, как мы видели, производственная структура может искажаться44. 

<< | >>
Источник: Уэрта де Сото Х.. Социально-экономическая теория динамической эффективности. 2011

Еще по теме Возможная путаница между понятиями СБЕРЕЖЕНИЙ И СПРОСА НА ДЕНЬГИ:

  1. 1.3.4. Попытка увязать денежную и товарную массу с помощью введения понятия спроса на деньги
  2. Между «потреблением» и «сбережением»
  3. СВЯЗЬ МЕЖДУ СБЕРЕЖЕНИЯМИ И БОГАТСТВОМ
  4. Правильное соотношение между сбережениями и расходами
  5. 4.2. Спрос на деньги. Концепции спроса на деньги
  6. Деньги как средство образования и накопления сбережений
  7. 8. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СБЕРЕЖЕНИЙ ТРУДЯЩИХСЯ КЛАССОВ
  8. §4. Компоненты совокупного спроса: потребление и сбережение, инвестиции
  9. Спрос на деньги
  10. Закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса)
  11. Спрос на деньги
  12. 3.3. СПРОС НА ДЕНЬГИ
  13. 3.3. СПРОС НА ДЕНЬГИ
  14. СПРОС НА ДЕНЬГИ
  15. 7.2. Спрос на деньги
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -