<<
>>

РАЗДЕЛ VI О НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ УВЕЛИЧЕНИЯ РЕНТЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ОБНАРУЖИТЬ В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ, НАБЛЮДАЯ, ВО-ПЕРВЫХ, ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ И НЕЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ КЛАССОВ; ВО-ВТОРЫХ, ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В ДОЛЕ ПРОДУКЦИИ, ДОСТАЮЩЕЙСЯ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦАМ

Как уже было установлено, только точное исчисление заработной платы и капитала, затраченных для получения одинаковых количеств продукта, даст нам возможность решить с наибольшей уверенностью вопрос о сравнительном г) действительном плодородии регулирующих цены участков либо в разных странах в одно и то же время, либо в одной стране в разное время.
Такое сравнение может быть часто невозможным. Все же, наблюдая рост доходов страны от сельского хозяйства, мы, естественно, желаем знать в каждом случае, является ли этот рост следствием «применения добавочного труда при пропорционально убывающем 1)

Сравнительное потенциальное плодородие участков, т. е. плодородие, каким каждый из них будет обладать после некоторой возможности более тщательной обработки с применением максимума средств и умения — нечто весьма отличное от их сравнительного действителгного плодородия. Обстоятельство это всегда следует помнить при разборе вопроса о возделывании считающихся бесплодными участков.

ш

доходе» (единственная причина ренты у Рикардо х) или же ои Происходит из более благоприятных источников, а именно, роста продукции, достигаемого с помощью увеличения капиталовложений и повышения производительности ранее вложенного капитала.

Существуют два обстоятельства, которые в этом вопросе могут привести нас если не к совершенной и убедительной уверенности, то все же к высокой и удовлетворительной степени вероятности. Вот они: во-первых, колебания, происходящие в относительной численности земледельческих и неземледельческих классов; во-вторых, изменения в относительной доле продукции, получаемой землевладельцами. Несомненно, доказательство, предъявляемое этими обстоятельствами, должно было бы быть принятым школой Рикардо как совершенно убедительное, но их произведения не свидетельствуют об этом.

И в самом деле, если с ростом земледелия «дополнительное количество труда приносит пропорционально меньший доход», число земледельцев должно было бы увеличиваться по сравнению с числом неземледельцев.

Простой подсчет покажет это. Пусть 2

млн. земледельцев производят 4 млн. квартеров зерна, достаточного для прокормления 4 млн. человек. Число земледельцев и неземледельцев в таком обществе (если отвлечься от внешней торговли хлебом) будет одинаково. Предположим, что население возросло до 8 млн. человек. Если бы плодородие новых участков было равно плодородию старых, то 4 млн. земледельцев было бы достаточно, чтобы произвести пищу дл:я 8 млн. человек, и относительная численность земледельцев и неземледельцев осталась бы неизменной. Но если для получения дополнительного количества пищи для новых 4 млн. населения новые участки потребуют «дополнительного количества труда при пропорционально меньшем доходе», то для снабжения пищей возросшего населения потребуется труд не 2 млн. дополнительных рабочих, а большего числа. Предположим, что для этого потребуется дополнительно 3

млн. Тогда все сельскохозяйственное население составит 5млн., и они будут добывать пищу для 8 млн. Земледельцы, составлявшие ранее */г населения, теперь будут составлять б/8 его. И если численность населения будет дальше возрастать, а земля, из которой будет добываться дополнительное количество пищи, будет продолжать поглощать «дополнительное количество труда при пропорционально меньшем доходе», то численность земледельцев будет продолжать увеличиваться по отношению к численности неземледельцев.

Во-вторых, если рента в стране, обрабатываемой фермерами, растет исключительно от той причины, которую Рикардо с такой уверенностью считает единственной возможной причиной роста ренты, а именно от «применения дополнительного количества 1)

«Рента' неизменно происходит от использования добавочного количества труда с пропорционально меньшим доходом». Ricardo, 1-е изд., стр. 60, труда при пропорционально меньшем доходе», если, следовательно, рост ренты означает перенос в пользу землевладельцев части продукции, ранее получавшейся на лучших участках, тогда средняя доля валового продукта, получаемая землевладельцами в виде ренты, необходимо возрастает.

Это почти само собою очевидно, но мы все же дадим маленькое вычисление. Пусть В, С и D — участки, обрабатываемые при затрате одинакового капитала и т. д. Пусть В дает 12 квартеров зерна, С — 14 и D — 16. Если участок В дает лишь обычную прибыль на капитал и никакой ренты, то С даст 2 квартера и D — 4 квартера зерна в качестве сверхприбыли, или ренты. Доля землевладельцев в продукте участков С и D, вместе взятых, составит 6 квартеров из 30, или 1/5 часть. По мере роста населения понадобится, предположим, обработать еще участок А, дающий при той же затрате капитала, что и на участках В, С и D, только 8 квартеров зерна. Теперь, так как эти 8 квартеров должны дать обычную норму прибыли на капитал, то участок В, не дававший раньше ренты, теперь даст 4 квартера сверхприбыли, или ренты, С — 6 и D — 8 квартеров, т. е. землевладелец получит со всех приносящих ренту участков 18 квартеров из 42, или немного более 2/5 их валового продукта, вместо х/5. И так далее: по мере того как в земледелие будет вкладываться все больше капитала и труда при соответственно уменьшающемся доходе, дополнительная доля продукта старых участков будет переходить в руки землевладельцев как сверхприбыль для выравнивания прибыли, получаемой всеми земледельцами. И все большая доля всего продукта земледелия шаг за шагом будет принимать форму ренты. 77) Поэтому в любой стране, где происходит общий рост ренты «от применения добавочного количества труда с пропорционально меньшим доходом» и последующее превращение части продукта старых участков в ренту, должны наблюдаться следующие два явления: во-первых, труд все большей части населения должен вкладываться в земледелие; во-вторых, доля валового продукта, выплачиваемая землевладельцам в виде ренты, должна увеличиваться. Если этих двух явлений не наблюдается, то увеличение ренты должно быть объяснено какой-нибудь другой причиной или причинами, а не «применением добавочного труда в земледелии с пропорционально меньшим доходом»; и тогда Рикардо и его школа должны быть неправы, когда они полагают, что это единственная возможная причина увеличения ренты.

Эти рассуждения настолько очевидны, что если только сопоставить их с существующими вокруг нас обстоятельствами,то этого

достаточно для того, чтобы вызвать у более осторожных людей немедленно подозрение или, вернее, убеждение в необоснованности всей системы.

Пример нашей собственной страны, с точки зрения их принципов, заставляет убедиться в том, что причина» ошибочно принимаемая Рикардо за единственный источник каждого роста ренты, не могла действовать во время большого увеличения ренты, действительно происшедшего здесь. В этом отношении пример Англии является наиболее показательным, так как только здесь мы можем наблюдать в достаточно большом масштабе рост фермерской ренты и связь этого роста с благосостоянием других классов общества.

Рост ренты в Англии происходил от увеличения сельскохозяйственной продукции

Статистическая история Англии показывает нам следующие три основных факта: во-первых, в ней произошло расширение земледелия, сопровождавшееся общим повышением ренты в стране; во-вторых, произошло уменьшение доли населения, занятого в земледелии; в-третьих, произошло уменьшение доли землевладельцев в продукте сельского хозяйства. Ни одно из этих обстоятельств не требует, по существу, никаких формальных доказательств. Что произошло большое расширение земледелия, мы знаем. Что произошло значительное общее увеличение ренты в стране, — факт, признаваемый людьми, придерживающимися диаметрально противоположных взглядов на. истинные причины этого увеличения. Что произошло большое увеличение относительной численности неземледельческих классов — факт почти столь же общеизвестный. Две последних переписи населения доказывают, что этот процесс еще продолжается. • Неземледельческие классы в Англии в настоящее время по численности вдвое превышают земледельческие, соотношение, которое значительно отличается от существующего в других странах, и это является, быть может, наиболее поражающей из многих особенностей экономического положения английского населения. Во Франции до революции количество земледельцев относилось к остальному населению, как 4 к 1. Рост численности других классов населения со времени революции был чрезвычайно быстрым: вместо 1/5 они теперь составляют х/з всего населения. Во Франции (если не считать Англии) — наибольшее неземледельческое население по сравнению со сколько-нибудь значительными странами мира.

Нет никаких оснований полагать, что земледельцы Англии 300 лет тому назад были менее многочисленны по сравнению с остальным населением, чем земледельцы Франции теперь по сравнению с остальным ее населением. Такая резкая перемена в их относительной численности, которая привела к такому большому превосходству неземледельческих классов вызвана была, повидимому, длительным процессом, и хотя мы знаем, что в по бледнее время он протекает со значительной быстротой, те изменения в соотношении различных классов населения, которые вызвали ее, возможно, вначале были медленны. Однако, ничего вполне достоверного по этому поводу сказано быть не может, да это и не является существенным для нашей настоящей цели.

Постепенное уменьшение доли землевладельцев в продукте уже давно общеизвестно. Мы находим следующее заявление у Адама Смита. После утверждения, что в прежние времена почти весь продукт принадлежал землевладельцу, он продолжает: «В настоящем положении Европы доля землевладельца редко превышает 78/3, иногда даже 1/i от всего продукта земли. Однако земельная рента во всех прогрессирующих частях страны утроилась и учетверилась с древности, и эта треть или четверть годового продукта, кажется, в три или четыре раза больше, чем был весь продукт прежде. В процессе развития рента, увеличиваясь по отношению к обрабатываемой площади, уменьшается по отношению ко всему продукту земл и». Официальные данные Министерства земледелия показывают, что третья или четвертая часть продукта, упоминаемая Адамом Смитом, как обычная доля землевладельцев в его время, превышает нынешнюю их долю,г) но этого и следует ожидать, если выше цитируемая нами точка зрения его верна.

Итак, в Англии рента возросла, доля рабочего населения, занятого в земледелии, стала значительно меньше, чем раньше, и доля валового продукта, получаемая землевладельцами в качестве ренты, также уменьшилась. Из вышеприведенных принципов и расчетов следует, что наблюдаемый общий рост ренты не «произошел от применения добавочного количества труда при пропорционально уменьшающемся доходе», но от какой-то причины или причин, существенно отличных от этой и сопровождающихся другими последствиями.

Последним выводом из нашего анализа является, очевидно, положение, что рост ренты в нашей стране происхбдит от лучшего ведения сельского хозяйства и увеличения продукта. 79)

Без сомнения, есть люди и, возможно даже, что среди экономистов настоящего времени их больше, чем где бы то ни было, которые пренебрегут выводами, предназначенными для непосвящен ных. Но тот, кто прошел лучшую школу логики, лишь улыбнется таким чувствам. Исследователь тайн природы может не без оснований ожидать, что по мере дальнейшей работы он будет приходить к непрерывному открытию новых чудес. Но в этических и политических исследованиях наши общие положения должны быть большей частью основаны на фактах и чувствах, общих для всего человечества и охватывающих наиболее общие наблюдения. Поэтому в таких вопросах, не проявляя упрямых предрассудков или грубого невежества, мы можем все же уверенно заключить, что наиболее верным симптомом фальшивого и больного духа философствования является лихорадочная жажда сенсационных новостей, презрение к очевидным истинам просто потому, что они уже известны, склонность оставлять без внимания и незамечаемыми все выводы, похожие на те, к которым приходит человечество на основе своего каждодневного опыта и здравого смысла.

<< | >>
Источник: Джонс P.. Экономические сочинения. - Л.: Соцэкгиз.. 1937

Еще по теме РАЗДЕЛ VI О НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ УВЕЛИЧЕНИЯ РЕНТЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ОБНАРУЖИТЬ В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ, НАБЛЮДАЯ, ВО-ПЕРВЫХ, ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ И НЕЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ КЛАССОВ; ВО-ВТОРЫХ, ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В ДОЛЕ ПРОДУКЦИИ, ДОСТАЮЩЕЙСЯ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦАМ:

  1. О ТРЕТЬЕМ ИСТОЧНИКЕ УВЕЛИЧЕНИЯ ФЕРМЕРСКОЙ РЕНТЫ, А ИМЕННО, ОБ УМЕНЬШЕНИИ ДОЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ НЕИЗМЕННОЙ ВЕЛИЧИНЕ ПРОДУКТА
  2. МАЛОЧИСЛЕННОСТЬ НЕЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ КЛАССОВ
  3. О ВТОРОМ ИСТОЧНИКЕ РОСТА ФЕРМЕРСКОЙ РЕНТЫ, ИЛИ ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ВЛОЖЕННОГО КАПИТАЛА
  4. Книга I ПРИЧИНЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА И ПОРЯДОК, В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРЫМ ЕГО ПРОДУКТ ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ РАСПРЕДЕЛЯЕТСЯ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ КЛАССАМИ НАРОДА
  5. О ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ИЛИ О ТЕХ СИСТЕМАХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ, КОТОРЫЕ ПРИЗНАЮТ ПРОДУКТ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ ЕДИНСТВЕННЫМ ИЛИ ГЛАВНЫМ ИСТОЧНИКОМ ДОХОДА И БОГАТСТВА КАЖДОЙ СТРАНЫ
  6. ГЛАВА IX О ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ИЛИ О ТЕХ СИСТЕМАХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ, КОТОРЫЕ ПРИЗНАЮТ ПРОДУКТ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ ЕДИНСТВЕННЫМ ИЛИ ГЛАВНЫМ ИСТОЧНИКОМ ДОХОДА И БОГАТСТВА КАЖДОЙ СТРАНЫ
  7. 4. ЧИСЛЕННОСТЬ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ КЛАССОВ
  8. РАЗДЕЛ I О ПРОИСХОЖДЕНИИ РЕНТЫ, О ЕЕ ДЕЛЕНИИ НА ПЕРВИЧНУЮ И ВТОРИЧНУЮ, ИЛИ КРЕСТЬЯНСКУЮ И ФЕРМЕРСКУЮ РЕНТЫ
  9. И НАПОСЛЕДОК: ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ МОЖНО ТАКИМ ОБРАЗОМ ЗАРАБОТАТЬ БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ?
  10. О влиянии изменений, происходящих [впеловой и экономическойкреде, Щна маркетинговую деятельность предприятий! I
  11. приложение к главе двенадцатой численность среднего класса Америки
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -