Глава 3 «ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ ИСТОРИЯ» И ВЫХОД ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛЫ
Первый уровень связан с тем, что Хайек, вслед за Юмом, называет «предполагаемой историей»2. Предполагаемая история представляет собой истолкование эволюционных процессов и анализ их результатов (обычаев, нравов, законов и институтов). Эта традиция берет начало в работах Монтескье [1689—1755] и Юма [1711—1776] и достигает расцвета в главных книгах Хайека [1899—1992] и в особенности — в «Пагубной самонадеянности» [1988]. Для этого подхода характерен высокий уровень междисциплинарности; он подразумевает социологические, политические, антропологические и другие исследования. Иными словами, это первый подход к изучению жизни людей, который сформировался в ходе становления научной мысли; его цель — дать объяснение эволюции и возникновения «реального, или позитивного, права». Для исследователя главный риск здесь связан с тем, что в ходе интерпретации явлений исторической эволюции очень просто совершить ошибку, особенно если (явно или по умолчанию) использовать ошибочную теорию.
Второй подход к исследованию жизни людей возник гораздо позже, в XVIII в., с появлением экономической науки. Наиболее ярко он проявляется в теории австрийской экономической школы, которая занимается формальным научным исследованием стихийных динамических процессов, представляющих собой результат взаимодействия людей. Следовательно, его главная задача — создание формальной теории социальных процессов или, если угодно, попытка предложить подробное рациональное объяснение этих процессов. На этом уровне возникает праксиология (формальная теория социальных процессов).
Ее отцом был Менгер, его дело продолжил Мизес; к праксиологической традиции принадлежат ранние работы Хайе- ка, а в наши дни эту науку развивают современные представители неоавстрийской школы. Если придерживаться терминологии Монтескье, то на этом уровне цель состоит в том, чтобы посредством рациональных инструментов открыть законы природы в сфере социальных процессов. Главный риск для этого подхода (т.е. для экономической науки) сопряжен с тем, что Хайек называет конструктивизмом; экономисту чрезвычайно легко забыть о том, что ему следует ограничиваться интерпретацией и исследованием социальных процессов с помощью логических и формальных инструмен
тов, поддаться пагубной самонадеянности и поверить в то, что научные знания можно использовать для перестройки и конструирования общества ex novo.
Наконец, третий подход предполагает создание формальной теории социальной этики. Как видно из приведенной нами цитаты, Хайек считает эту задачу невозможной. Однако нам представляется, что, подобно тому как мы можем дать рациональное истолкование социальных процессов (экономическую теорию), мы можем предложить и формальное и рациональное объяснение социальной этики. Эта задача связана с поиском и обоснованием так называемого естественного права. Родоначальником этой традиции является Локк, а в наше время она представлена, в частности, Нозиком и Ротбардом. Как и в случае с экономической теорией, главную опасность для этого подхода представляет конструктивизм. Однако это не повод, чтобы отказываться от попыток разработать формальную теорию социальной этики. Таким образом, имеется три уровня: уровень реального (или позитивного) права, уровень законов природы и уровень естественного права. Их изучают предполагаемая история, праксиология и формальная теория этики соответственно. Все три подхода взаимно дополняют друг друга; на каждом уровне имеются свои риски (риск теоретических ошибок — на первом, риск конструктивизма — на втором и третьем). На практике мы должны руководствоваться следующим правилом: когда выводы второго или третьего уровня противоречат выводам первого уровня (предполагаемой истории), это должно быть поводом для беспокойства. В таких случаях нужно вести себя крайне осторожно, чтобы не скатиться в конструктивизм.
Хайек внес большой вклад в развитие второго подхода (т.е. в экономическую теорию), а также первого (своей теорией эволюции и критикой конструктивизма). Нам кажется, что если бы профессор Хайек обратился и к исследованиям третьего уровня (т.е. к разработке теории социальной этики), он мог бы обогатить науку и в этом отношении.
Еще по теме Глава 3 «ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ ИСТОРИЯ» И ВЫХОД ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛЫ:
- Глава 3 «Предполагаемая история» и выход за ее пределы
- Глава 5. За пределами зоны комфорта
- ГЛАВА ЗА ПРЕДЕЛАМИ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ: «ОТПОЧКОВАНИЕ» КОМПАНИЙ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ
- Глава 6 ИНФЛЯЦИЯ, ЕЕ ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, ПРЕДЕЛЫ И ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ И СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ
- ВИДЫ ВЫХОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СТРАТЕГИИ ВЫХОДА
- ГЛАВА 13 Стандартная стратегия выхода
- ГЛАВА 14 Улучшения стандартной системы выхода
- ГЛАВА 15 Сочетание выходов с искусственным интеллектом
- Глава 24 ЗА ПРЕДЕЛАМИ МЭЙНСТРИМА:НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКАЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИИ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ
- Глава 2 ВЫБОР И ИЗУЧЕНИЕ ПАРТНЕРОВ ПРИ ВЫХОДЕ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ
- Глава 4 ВЫХОД НА РЫНОК СЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ
- Глава 8 ВХОД, ЕГО ЦРЕДОСТАВЛЕНИЕ И ВЫХОД