<<
>>

ДВА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ

Очевидно, что если взять мир в целом или какую-либо часть его, то заработная плата будет определяться: 1) размером богатства, предназначенного для содержания работников; 2) числом работников, между которыми оно делится.

- Перед нами таким образом, очевидно, стоит двойная задача: установить обстоятельства, определяющие размер фондов, предназначенных для содержания работников, и установить причины, определяющие численность рабочих классов. Мы начнем с обстоятельств, определяющих размер фондов, предназначенных для содержания работников.

Эти фонды предстанут перед наблюдателем в 3-х формах:

Некоторое количество богатства, произведенного самим работником в качестве арендатора земли.

Это подразделение рабочего фонда содержит значительно большую долю работников мира, чем два остальные, и постольку оно подлежит наиболее тщательному исследованию.

Доходы высших классов, затрачиваемые на содержание работников.

Это подразделение рабочего фонда оказывало во всех странах и до сих пор оказывает в некоторых преобладающее влияние на положение и занятия неземледельческих классов и представляет значительный исторический интерес помимо того интереса, которого оно заслуживает благодаря своему удельному весу в важности в настоящее время.

Богатство, накопленное и сбереженное из дохода и авансируемое работникам с расчетом на прибыль для его собственника.

Эта часть рабочего фонда наиболее активно развивает производительные силы наций и изменяет их социальные и политические черты. Оно распространено более широко и исключи тельно в Англии (не в Великобритании), чем в каком-либо ином месте, и по обоим упомянутым обстоятельствам вызывает особенный интерес.

Очевидно, что эти различные подразделения рабочего фонда имеют все один общий результат. Все они содержат работников. Равным образом очевидно, что каждое из них в своих изменениях определяется обстоятельствами не общими для всех, а специфичными для каждого.

И мы должны исследовать эти обстоятельства отдельно, прежде чем сможем понять, чем определяется размер каждого из подразделений в данное время и в данном месте.

Нижеследующее подразделение предмета окажется полезным для ведения этого исследования. Мы будем исследовать заработную плату: 1)

как определяемую земельной рентой, 2)

как определяемую продуктом земли независимо от ренты, 3)

как определяемую расходованием доходов других классов на непосредственное содержание работников, 4)

как определяемую авансированием сбереженного и накопленного капитала работникам.

На весьма обширной части земного шара заработок большинства работников зависит от условий, на которых они занимают землю. Мы объясним обстоятельства, приведшие к этому положению вещей, прежде чем станем исследовать его результаты для действительного положения таких работников и для причин, вызывающих изменение этого положения.

Совершенно очевидно, что люди на ранних ступенях общественного развития всецело зависят от того, что они могут сами получить от земли прежде всего путем непосредственного собирания ее продукта, а в дальнейшем от того, что они могут получить путем ее обработки.

Если бы одно лишь стремление получить средства существования было единственным чувством, под влиянием которого находится человеческий род, мы нашли бы отдельных членов населения рассеянными по своей территории и производящими свои средства существования, или заработную плату, работая в качестве собственников.

Некоторым философам кажется, что это и есть справедливое и естественное состояние общества. Мы не станем в настоящее время говорить ничего ни за, ни против справедливости такого устройства, но оно, очевидно, не представляется наиболее естественным, если считать естественным поведением общества то поведение, которое определяется соединенным действием всех его импульсов, а не одного из них. Те элементы человеческой природы, которые приводят к присвоению земли, образуют дальнейший шаг в развитии общества.

Даже в наиболее грубом своем состоянии человек в качестве стадного животного инстинктивно верит в право собственности на землю, принадлежащее каждому племени или нации в целом.

Подобное чувство можно встретить и у животных. Например, собаки в различных районах Константинополя позволяют членам данного собачьего общества существовать на собачий манер в той или иной части города; но когда появится чужая собака, то тотчас же выступает объединенное право данного общества, и вторгшаяся собака изгоняется или пожирается, смотря по обстоятельствам.

Подобное же чувство свойственно человеческому роду, и оно положило основание — будь то хорошо или плохо :— большинству обществ, которые мы можем наблюдать в прошлом или видеть в настоящем.

. Но человеческое общество вскоре перерастает пассивное равенство дикарей и сознает себя представленным некоторой частью общества, будь то вождем, собранием старейшин или племенным советом. Как только права некоторой части общества ставятся на место прав целого, начинается процесс обращения земли в собственность. Она принадлежит тем, кто представляет общество, и разнообразные экономические, равно как социальные и политические следствия этого немедленно сказываются. Проследим их.

Существуют три различных положения, в которых мы можем наблюдать трудящихся, обрабатывающих землю и составляющих значительную часть населения земного шара. Во-первых, государство может быть верховным собственником земли и держатели обрабатывают ее на условиях, определяемых государством. Мы будем ради удобства, основания для чего выяснятся в дальнейшем, называть этот класс хлебопашцев наследственными держателями.

Во-вторых, класс земельных собственников, занимающий промежуточное положение между держателями и государством, может устанавливать условия, на которых держатели обрабатывают землю; эти хлебопашцы будут тогда называться д е р ж а т е- л я м и в обычном смысле этого слова и обнаружат ряд подразделений.

В-третьих, хлебопашец может оказаться просто собственником, подобно крестьянам в Америке, в Австралии или на мысе Доброй Надежды, которому государство передало ту собственность, на распоряжение которой оно, в качестве представителя общества, приобрело 'право.

Заработок такого земледельца, осевшего на землю раз навсегда, определяется ее/продуктом безотносительно к ренте.

Такие наследственные владельцы и держатели составляли в прошлые века огромное большинство человеческого рода, и их заработки были определены повинностями, возложенными на них, как на держателей земли, или, другими словами, уплачиваемой ими рентой. Подобно тому, как в этих случаях рента с необходимостью определяла заработную плату, так же и заработная/ялата с необходимостью определяла земельную ренту. Полное понимание и усвоение истинности этих положений окажется необходимым при развитии нашего предмета. Поэтому всего лучше будет объяснить их здесь.

В Англии рента и заработная плата не оказывают такого влияния друга на друга. Здесь земледелие ведется капиталистами, которые дают занятие менее, чем одной трети трудящегося населения; остальные две трети работают на других капиталистов, вкладывающих свой капитал в бесконечно разнообразные виды занятий. Если бы фермеры-капиталисты не получали прибыли такого же или, приблизительно, такого же размера, какой они могли бы получить, в других отраслях, то они, быть может, медленно и постепенно, но во всяком случае наверное бросили бы земледелие и перенесли бы свой капитал в какую-либо иную более прибыльную сферу применения. Эта способность перемещать свой капитал и вместе с ним содержимый им труд неизбежно заставляет земельных собственников ограничить свои требования к арендаторам. Если он не оставит им столько прибыли, сколько они могут получить где-либо в ином месте, то его земля несомненно рано или поздно окажется покинутой, и он вовсе не будет получать ренты.

По подобным же причинам в том случае, если арендаторы станут настаивать на получении большей прибыли, чем та, которая получается в других отраслях, то, несомненно, некоторые лица, применяющие свои капиталы в этих отраслях, перейдут к земледелию, всегда представляющему собой излюбленное занятие, а арендатор, стремящийся к повышенной прибыли, будет изгнан с арендуемого участка. Поэтому рента, которую надлежит уплачивать за данный участок земли, состоит из получаемой от него прибыли сверх прибыли, получаемой в других отраслях, и никогда не будет длительно выше или ниже.

Таким образом в этой стране ничто не может длительно повысить или понизить земельную ренту, за исключением обстоятельств, повышающих или понижающих сверхприбыль, которая может быть получена на данном участке. Это положение не только, верно, но чревато многими весьма интересными и важными выводами, уясняющимися при рассмотрении экономического механизма Англии или других стран, вернее, районов, так как не существует целых стран, находящихся в подобном положении.

Но мы можем заметить, что все те процессы, благодаря которым земельная рента ограничивается сверхприбылью и оказывается не связанной с заработной платой, зависят или почти тождественны с властью перемещать капитал и труд из одной отрасли в другие, где может быть реализована некоторая общая или обычная норма прибыли. Способность к • такому перенесению может быть названа «мобильностью» капитала и труда, и в тех странах, где земледельческий капитал и труд не обладают такой мобильностью, т. е. такой способностью перемещаться из одной отрасли в другую, мы не можем наблюдать результатов, которые, как мы видели, возникают исключительно из этой мобильности.

И вот, по крайней мере, в девяти случаях из десяти держатели обрабатываемой поверхности земли, рабочие и применяемый капитал лишены такой мобильности; они не могут быть переносимы из земледелия в другие отрасли, а привязаны к обработке земли непреоборимой необходимостью, железными цепями, которые не могут быть разорваны никакими человеческими силами.

Земельная рента в таких странах должна определяться поэтому иными обстоятельствами, и я намерен сейчас показать вам, как она определяется заработной платой или, вернее, как рента и заработная плата в таких странах взаимно определяют друг друга. Наличие известного числа неземледельческих отраслей производства, дающих занятие большому или, во всяком случае, не очень малому числу людей по сравнению с земледельческим населением, представляет собою явление, возникшее поздно в процессе экономического развития каждой нации; а что касается огромного большинства наций, то они и вовсе не дошли до такого положения.

Они в этом отношении недалеки от своего исходного пункта. Их земледелие содержит тех, кто им занят, и лишь немногих, кроме земледельцев.

Даже во Франции, перед Великой революцией, из 25 млн. душ только 5 млн. были заняты в неземледельческих отраслях производства. Народы других европейских стран почти все в еще более исключительной степени являются земледельческими, чем была тогда Франция.

При таком положении вещей значительное большинство работников является держателями земли, и они должны или найти землю, которую они будут занимать и обрабатывать, или погибнуть.

Не появились еще капиталисты, которые подчас, хотя и редко, в Других местах берут на себя распоряжение земледельческим трудом и доставляют фонды, на которые существует работник. Единственный ресурс последнего заключается в его собственном труде и во владении землей, из которой он извлекает средства К существованию. Если он покидает землю иди сгоняется с нее, то он погибает.

Но если он угнетен несправедливыми условиями, чрезмерно тяжелой рентой, то, может быть, скажут, что он может переместить по крайней мере свой капитал в какую-либо иную сферу приложения и реализовать там обычную норму прибыли. Но это предполагает, что другие сферы приложения доступны для его капитала, а такое предположение может оказаться ошибочным; но оставим это.

Существует непреоборимая необходимость, которая, при отсутствии класса капиталистов, привязывает к земле капитал, равно как и труд бедняка крестьянина. На ранних ступенях земледелия, действительно, лишь очень немногое, помимо человеческого труда, абсолютно необходимо в деле обработки земли; но как бы он ни был мал, некоторый запас все же необходим — кое-какие простые

орудия, кирка, лопата и т. п.; без такого запаса земля и труд, затраченный на нее, вовсе не доставили бы земледельцу средств существования. Если бы он лишился своей лопаты и кирки и стал 'бы дарапать землю своими десятью пальцами, то он и его семья почти с такой же неизбежностью погибли бы от голода, как и в том случае, если бы его вовсе прогнали с земли. Поэтому там, где нет другого занятия, к которому можно было бы обратиться, небольшой запас, помогающий ему сделать труд достаточно производительным для получения средств существования, привязан к земле с такой же необходимостью, какая привязывает к земле его труд, и его угроза изъять этот запас с целью понизить ренту была бы чистой насмешкой. Философы могут, правда, размышлять о такой возможности, но его положение исключает для него всякую возможность так поступать и всякий помысел об этом.

Таково положение огромного большинства земледельцев от испанских и португальских берегов Атлантического океана до Тихого океана. На труде такого класса основывалось во все времена, как и сейчас основывается, могущество и даже само существование больших империй Востока; и в несколько отличных формах земледельцы Запада заполняют различные подразделения того же крупного класса.

Возложенные на них обязательства, очевидно, определяют уровень заработной платы. Из продукта земли одна часть остается в руках держателя — она образует его заработную плату; другая часть идет собственнику земли — она составляет ренту; и при неизменяющемся количестве продукта вы не можете увеличить одну из этих частей, не уменьшая другой.

Существует положение, применимое ко всем классам земле- дельцев-держателей земли на этих условиях. Достигнув известного предела, все требования земельного собственника должны прекратиться. Существует такая точка, у которой законы природы делают всякое, не просто временное, домогательство, идущее дальше этой точки, не только затруднительным, но и невозможным. Работникам должны быть оставлены средства к существованию, достаточные для содержания их самих и такой семьи, которая обеспечит следующее поколение трудящихся держателей; в противном случае земля, медленно или быстро, лишится населения и не будет давать собственнику никакого дохода, либо же доход, который она дает, будет сокращаться.

Возьмем в качестве примера округ Индии. Земледельцы цепляются за свои клочки земли и готовы вытерпеть много угнетения прежде чем их бросить; но если им не оставят достаточно средств существования, то неизбежно получится одно из двух: либо смертность возрастет и земледельческое население уменьшится, тогда- и продукт неизбежно уменьшится и тем более уменьшится то, что может присваивать земельный собственник; если же гнет будет продолжаться при этих условиях и будут делаться насильственные попытки выжать такой же доход, как и прежде, то округ со временем обезлюдеет или население должно будет покинуть землю. Примеры таких результатов нередки в восточных странах — Персии, Турции, Индии и т. д.

В Европе требования земельных собственников обычно приостанавливаются, когда они предвидят приближение такого рода результатов. Во Франции крестьяне, платящие ренту продуктами, доведены весьма близко до этого предела; г) то же мы видим и в других случаях.

Но если крестьянин нуждается в земле, то земельные собственники нуждаются в крестьянах. Опыт показывает размер земли, которую может обработать семья, а также долю продукта, которую должен удержать крестьянин для того, чтобы продолжать свой род и вместе с тем обработку земли; обычай и предписания устанавливают правила и условия, которые предотвращают уменьшение населения, хотя и не могут предотвратить его страданий.

Таков минимум заработной платы земледелъцев-держателей, являющийся необходимым условием непрерывного получения дохода собственниками земли. Максимум, к счастью, носит более неопределенный характер, но мы еще не можем трактовать об этом»

<< | >>
Источник: Джонс P.. Экономические сочинения. - Л.: Соцэкгиз.. 1937

Еще по теме ДВА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ:

  1. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ДВИЖЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
  2. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ ПАДЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ДВИЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
  3. В.7. Анализ затрат на заработную плату
  4. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ВЛИЯНИЕ РЕНТЫ НА ЗАРАБОТНОЮ ПЛАТУ
  5. Статья III. НАЛОГИ НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ
  6. Статья III. НАЛОГИ НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ
  7. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СКЛОННОСТЬ К НАКОПЛЕНИЮ
  8. Расходы на заработную плату как элемент затрат на персонал
  9. §65. Налог на небазисный товар не влияет на норму прибыли и заработную плату
  10. §14. Стоимости в ситуациях, когда весь национальный доход идет на заработную плату
  11. 9. Как менеджеры по продажам могут увеличить свою заработную плату с помощью простого блокнота и ручки
  12. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ТРУДА
  13. ТРУДЯЩИЕСЯ-ДЕРЖАТЕЛИ ЗЕМЛИ, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА КОТОРЫХ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ УПЛАЧИВАЕМОЙ ИМИ РЕНТОЙ
  14. МИФЫ И ТУПИКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ДВА ЭКСПЕРИМЕНТА - ДВА ПРОВАЛА В ЭФФЕКТИВНОСТИ
  15. О ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ, ОПРЕДЕЛЯЕМОЙ ЗАТРАТОЙ ДОХОДА, ИЛИ О ДОХОДЕ, ПРИМЕНЯЕМОМ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ ТРУДА
  16. §50. Два метода производства двух совместных продуктов; или один метод их производства и два метода их использования в производстве третьего товара
  17. Приобретение имущества за плату
  18. Сущность заработной платы и ее структура Заработная плата как экономическая и юридическая категория
  19. 1.13.1. Смягчающие и отягчающие вину обстоятельства
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -