<<
>>

Революционный переворот в политической экономии, совершённый К. Марксом и Ф. Энгельсом.

К середине XIX века капиталистическая систем л хозяйства стала господствующей в главнейших странах Западной Европы п в Соединённых Штатах Америки. Сложился пролетариат, который стал подниматься на борьбу против буржуазии.

Возникли условия для создания передового пролетарского мировоззрения — научного социализма.

Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895) превратили социализм из утопии в науку. Выработанное Марксом и Энгельсом учение выражает коренные интересы рабочего класса и является знаменем борьбы пролетарских масс за революционное свержение капитализма, за победу социализма.

Учение Маркса «возникло как прямее и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма»[88]. Гениальность Маркса, как указывал Ленин, состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила. Его учение есть законный преемник лучшего, что было создано человеческой мыслью в области науки о человеческом обществе. Вместе с тем возникновение марксизма было коренным революционным переворотом в философии, в политической экономии, во всех общественных науках. Маркс и Энгельс вооружили рабочий класс цельным и стройным мировоззрением — диалектическим материализмом, являющимся теоретическим фундаментом научного коммунизма. Распространив диалектический материализм га область общественных явлений, они создали исторический материализм, представляющий собой величайшее завоевание научной мысли. Неисторическому подходу к человеческому обществу они противопоставили исторический подход, основанный на глубоком изучении действительного хода развития. Господствовавшее прежде представление о неизменности, о неподвижности общества они заменили стройным учением, раскрывающим объективные законы общественного развития — законы смены одних форм общества другими.

Маркс и Энгельс явились основоположниками подлинно научной политической экономии. Применив метод диалектического материализма к исследованию экономических отношений, Маркс произвёл глубочайший революционный переворот в политической экономии. Подойдя к политической экономии как идеолог рабочего класса, Маркс раскрыл до конца противоречия капитализма и создал пролетарскую политическую экономию. Своё экономическое учение Маркс создавал в непримиримой борьбе против буржуазной апологетики капитализма и мелкобуржуазной критики его. Используя и развивая ряд положений классиков буржуазной политической экономии — Смита и Рикардо, Маркс решительно преодолел антинаучные взгляды и противоречия, содержащиеся в их учении. В своём экономическом учении Маркс подытожил и обобщил гигантский материал по истории человеческого общества и в особенности по истории возникновения и развития капитализма. Марксу принадлежит открытие исторически преходящего характера капиталистического способа производства и исследование законов возникновения, развития и гибели капитализма. На основе глубокого экономического анализа капиталистического строя Маркс обосновал историческую миссию пролетариата как могильщика капитализма и созидателя нового, социалистического общества.

Основы марксистского мировоззрения были провозглашены уже в первом программном документе научного коммунизма — в «Манифесте Коммунистической партии», написанном Марксом и Энгельсом в 1848 г. Результаты своих дальнейших экономических исследований Маркс опубликовал в работе «К критике политической экономии» (1859 г.), посвященной анализу товара и денег; в предисловии к этой работе дано классическое изложение основ исторического материализма. Главным трудом Маркса, который он с полным основанием называл делом своей жизни, является «Капитал». Первый том «Капитала» («Процесс производства капитала») был выпущен Марксом в 1867 г.; второй том («Процесс обращения капитала») был издан Энгельсом уже после смерти Маркса, в 1885 г., и третий том («Процесс капиталистического производства, взятый в целом») — в 1894 г.

Работая над «Капиталом», Маркс предполагал написать четвёртый том, посвящённый критическому разбору истории политической экономии. Оставленные им подготовительные рукописи были изданы уже после смерти Маркса и Энгельса под названием «Теории прибавочной стоимости» (в трёх томах).

Разработке теории научного коммунизма посвящён также ряд классических произведений Энгельса. К ним относятся: «Положение рабочего класса в Англии» (1845г.), «Анти-Дюринг» (1878 г.), где разобраны важнейшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук, «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.) и другие.

Создавая пролетарскую политическую экономию, Маркс прежде всего всесторонне обосновал и последовательно развил трудовую теорию стоимости. Исследуя товар, противоречие между его потребительной стоимостью и стоимостью, Маркс открыл, что труд, заключённый в товаре, имеет двойственный характер. Это, с одной стороны, конкретный труд, создающий потребительную стоимость товара, и, с другой стороны, абстрактный труд, создающий его стоимость. Раскрытие двойственного характера труда послужило Марксу ключом к научному объяснению всех явлений капиталистического способа производства на основе трудовой теории стоимости. Показав, что стоимость — не вещь, а производственное отношение людей, прикрытое вещной оболочкой, Маркс раскрыл тайну товарного фетишизма. Он подверг анализу форму стоимости, исследовал её историческое развитие от первых зачатков обмена до полного господства товарного производства, что дало ему возможность раскрыть действительную природу денег.

Трудовая теория стоимости послужила Марксу основой для его учения о прибавочной стоимости. Маркс впервые показал, что при капитализме товаром является не труд, а рабочая сила. Он исследовал стоимость и потребительную стоимость этого специфического товара и разъяснил характер капиталистической эксплуатации. Марксова теория прибавочной стоимости до конца вскрывает сущность основного производственного отношения капитализма — отношения между капиталистом и рабочим, обнажает самые глубокие основы классовой противоположности и классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией.

Маркс не только раскрыл происхождение и источник прибавочной стоимости, но и разъяснил, как маскируется и затушёвывается капиталистическая эксплуатация. Он исследовал сущность заработной платы как цены рабочей силы, выступающей в превращенной форме цены труда.

Маркс дал глубокий научный анализ различных форм, которые принимает прибавочная стоимость. Он показал, как прибавочная стоимость выступает в превращённой форме — в форме прибыли, как она, далее, принимает форму земельной ренты и процента. Причём создаётся обманчивая видимость, будто заработная плата есть цена труда, будто прибыль порождается самим капиталом, рента — землёй и процент — деньгами.

В своём учении о цене производства и средней прибыли Маркс разрешил противоречие, заключающееся в том, что при капитализме рыночные цены отклоняются от стоимости. Вместе с тем он вскрыл объективную основу солидарности класса капиталистов в отношения эксплуатации рабочих, поскольку средняя прибыль, получаемая каждым капиталистом, определяется степенью эксплуатации не в отдельном предприятии, а во всём капиталистическом обществе.

Маркс разработал теорию дифференциальной ренты и впервые дал научное обоснование теории абсолютной ренты. Он разъяснил реакционную, паразитическую роль крупного землевладения, сущность и формы эксплуатации крестьян помещиками и буржуазией.

Маркс впервые раскрыл законы капиталистического накопления, установив, что развитие капитализма, концентрация и централизация капитала неизбежно ведёт к углублению и обострению свойственных этому строю противоречий, в основе которых лежит противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения. Маркс открыл всеобщий закон капиталистического накопления, обусловливающий рост богатства и роскоши на одном полюсе общества и рост нищеты, угнетения, муки труда на другом полюсе. Он показал, что с развитием капитализма происходит относительное и абсолютное обнищание пролетариата, которое ведёт к углублению пропасти между пролетариатом и буржуазией, к обострению классовой борьбы между ними.

Важнейшее значение имеет анализ воспроизводства всего общественного капитала, данный Марксом. Устранив ошибку Смита, заключавшуюся в игнорировании постоянного капитала, потреблённого при производстве товара, установив деление общественного продукта по стоимости на три части (с + v + m), а по натуральной форме — на средства производства и предметы потребления, Маркс подверг анализу условия простого и расширенного капиталистического воспроизводства, глубокие противоречия капиталистической реализации, неизбежно ведущие к кризисам перепроизводства. Он исследовал природу экономических кризисов и научно доказал их неизбежность при капитализме.

Экономическое учение Маркса и Энгельса является глубоким и всесторонним обоснованием неизбежности крушения капитализма и победы пролетарской революции, устанавливающей диктатуру рабочего класса и открывающей новую эру — эру строительства социалистического общества.

Уже в 70-х и 80-х годах XIX века марксизм стал получать всё более широкое признание среди рабочего класса и передовой интеллигенции капиталистических стран. Большую роль в распространении идей марксизма в те годы сыграли Поль Лафарг (1842—1911) во Франции, Вильгельм Либкнехт (1826—1900) и Август Бебель (1840—1913) в Германии, Г. В. Плеханов (1856— 1918) в России, Дмитрий Благоев (1855—1924) в Болгарии и другие выдающиеся деятели рабочего движения различных стран.

В России марксистская рабочая партия и её мировоззрение складывались в непримиримой борьбе против злейшего врага марксизма — народничества. Народники отрицали передовую роль пролетариата в революционном движении: они утверждали, что в России якобы невозможно развитие капитализма. Против народников выступил Плеханов и организованная им группа «Освобождение труда». Плеханов первым дал марксистскую критику ошибочных взглядов народников и одновременно развернул блестящую защиту марксистских взглядов. Деятельность Плеханова в 80-х и 90-х годах имела большое значение для идейной подготовки в России пролетарских революционеров.

В ряде трудов Плеханов успешно популяризировал отдельные стороны экономического учения Маркса, защищая это учение от буржуазной критики и реформистских извращений. Литературные работы Плеханова основательно подорвали позиции народников. Но идейный разгром народничества не был завершён. У Плеханова уже в ранний период его деятельности было ошибочное понимание ряда вопросов, явившееся зародышем его будущих меньшевистских взглядов: он не учитывал, что в ходе революции пролетариат должен повести за собой крестьянство, рассматривал либеральную буржуазию как силу, которая может оказать поддержку революции, и т. д. Задача добить народничество как врага марксизма и соединить марксизм с рабочим движением в России была решена Лениным.

Дальнейшее разложение буржуазной экономической науки. Современная буржуазная политическая экономия. С того времени, как на историческую арену выступил марксизм, основной и решающей задачей буржуазных экономистов становится «опровержение» марксизма.

В Германии в середине XIX века возникла так называемая историческая школа политической экономии (В. Рошер, Б. Гильдебранд и другие). Представители этой школы открыто отрицали существование экономических законов развития общества и подменяли научное исследование описанием разрозненных исторических фактов. Отрицание экономических законов служило у этих экономистов оправданием всякого реакционного произвола, пресмыкательства перед военно-бюрократическим государством, которое всемерно возвеличивалось ими.

Более поздние представители исторической школы во главе с Г. Шмол- лером образовали так называемое историко-этическое или историко-правовое направление. Характерной чертой этого направления, называемого также катедер-социализмом (дословно «социализм кафедры»), является подмена экономического исследования реакционно-идеалистической болтовнёй о нравственных целях, правовых нормах и т. д. Продолжая традиции своих предшественников, катедер-социалисты выступали прислужниками милитаристского германского государства, каждое мероприятие которого они объявляли «куском социализма». Катедер-социалисты прославляли реакционную политику Бисмарка и помогали ему в деле обмана рабочего класса.

В последние десятилетия XIX века по мере распространения идей марксизма для борьбы с ними буржуазии потребовались новые идеологические средства. Тогда на сцене появилась так называемая австрийская школа. Название этой школы связано с тем, что её главные представители — К. Менгер, Ф. Визер и Е. Бём-Баверк — были профессорами австрийских университетов. В отличие от исторического направления представители австрийской школы формально признавали необходимость исследования экономических законов, но в целях прикрашивания и защиты капиталистических порядков они перенесли поиски этих законов из сферы общественных отношений в область субъективно психологическую, то есть пошли по пути идеализма.

В области теории стоимости австрийская школа выдвинула так называемый принцип «предельной полезности». Согласно этому принципу стоимость товара определяется не просто его полезностью, как утверждали и раньше некоторые вульгарные экономисты, а предельной полезностью товара, то есть субъективной оценкой полезности единицы товара, удовлетворяющей наименее насущную из потребностей индивида. На деле эта теория ничего не объясняет. Совершенно очевидно, например, что субъективная оценка килограмма хлеба в корне различна у пресыщенного буржуа и у голодного безработного, а между тем оба они платят за хлеб одинаковую цену. Марксовой теории прибавочной стоимости экономисты австрийской школы противопоставили антинаучную «теорию вменения», представлявшую собой лишь обновлённую форму вульгарной теории «трёх факторов производства».

Переход к империализму и связанное с этим крайнее обострение общественных противоречий и классовой борьбы вызвали дальнейшую деградацию буржуазной политической экономии. После победы социалистической революции в СССР, практически опровергшей утверждения идеологов буржуазии о вечности капиталистического строя, буржуазные экономисты стали видеть одну из своих главных задач в том, чтобы при помощи клеветы на Советский Союз скрыть от трудящихся капиталистических стран правду о всемирно- исторических достижениях страны социализма. Современная буржуазная политическая экономия представляет собой идеологическое оружие финансовой олигархии, является служанкой империалистической реакции и агрессии.

В объяснении таких категорий капитализма, как стоимость, цена, заработная плата, прибыль, рента, современные буржуазные экономисты стоит обычно на позиции субъективно-психологического направления, одной из разновидностей которого является рассмотренная выше австрийская школа, и перепевают на разные лады старую вульгарную теорию трёх факторов производства. Английский экономист Альфред Маршалл (1842—1924) пытался эклектически примирить три различные вульгарные теории стоимости: спроса и предложения, предельной полезности и издержек производства. Американский экономист Джон Бейтс Кларк (1847—1938), проповедуя лживую идею «гармонии интересов» различных классов буржуазного общества, выдвинул теорию «предельной производительности», на деле представляющую собой лишь своеобразную попытку соединения старой вульгарной теории «производительности капитала» с вульгарной теорией «предельной полезности» австрийской школы. Прибыль, по Кларку, является будто бы вознаграждением за работу предпринимателя, а трудящиеся классы создают лишь небольшую долю богатства и получают её полностью.

В отличие от буржуазных экономистов эпохи домонополистического капитализма, воспевавших свободу конкуренции как основное условие развития общества, современные буржуазные экономисты обычно подчёркивают необходимость всемерного вмешательства государства в хозяйственную жизнь. Они превозносят империалистическое государство как силу, якобы стоящую над классами и способную подчинить хозяйство капиталистических стран плановому началу. Между тем на деле вмешательство буржуазного государства в экономическую жизнь ничего общего не имеет с планированием народного хозяйства и ещё более усиливает анархию производства. Апологеты монополий лицемерно выдают за «организованный капитализм» подчинение империалистического государства финансовой олигархии, широкое использование ею государственного аппарата в своих корыстных интересах для увеличения прибылей монополий.

В первые десятилетия XX века в Германии получило распространение так называемое социальное направление, или социально-органическая школа политической экономии (А. Аммон, Р. Штольцман, О. Шпанн и другие). В отличие от австрийской школы с её субъективно-психологическим подходом к экономическим явлениям представители социального направления толковали о социальных отношениях людей, но они рассматривали эти отношения идеалистически, как правовые формы, лишённые всякого материального содержания. Экономисты социального направления утверждали, что общественная жизнь якобы управляется правовыми и этическими нормами. Своё ревностное служение капиталистическим монополиям они прикрывали демагогическими рассуждениями об «общем благе» и необходимости подчинения «части», то есть трудящихся масс, «целому», то есть империалистическому государству. Они превозносили деятельность капиталистов, объявляя её служением обществу. Реакционные измышления этой школы послужили идеологическим оружием для фашизма в Германии и в других буржуазных странах.

Германский фашизм использовал самые реакционные элементы немецкой вульгарной политической экономии, её крайний шовинизм, преклонение перед буржуазным государством, проповедь завоевания чужих земель и «классового мира» внутри Германии. Будучи злейшими врагами социализма и всего прогрессивного человечества, немецкие фашисты прибегали к антикапиталистической демагогии и лицемерно называли себя национал-социалистами. Итальянские и немецкие фашисты проповедовали реакционную теорию «корпоративного государства», согласно которой в фашистских странах якобы ликвидированы капитализм, классы и классовые противоречия. Разбойничью практику захвата чужих земель гитлеровской Германией фашистские экономисты оправдывали при помощи так называемой «расовой теории» и «теории жизненного пространства». Согласно этим «теориям», немцы являются будто бы «высшей расой», а все остальные нации «неполноценны», причём «раса господ» имеет якобы право силой захватить земли других, «неполноценных» народов и распространить своё господство на весь мир. Исторический опыт наглядно показал всю вздорность и неосуществимость бредовых гитлеровских планов завоевания мирового господства.

В период общего кризиса капитализма, когда невиданную остроту приобрела проблема рынка, участились и углубились экономические кризисы, возникла постоянная массовая безработица, появляются различные теории, внушающие иллюзию о возможности обеспечения «полной занятости», устранения анархии производства и кризисов при сохранении капиталистического строя. Широкое распространение среди буржуазных экономистов получила теория английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883—1946), изложенная им в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.).

Затушёвывая действительные причины постоянной массовой безработицы и кризисов при капитализме, Кейнс стремится доказать, что причина этих «изъянов» буржуазного общества кроется не в природе капитализма, а в психологии людей. По утверждению Кейнса, безработица является результатом недостаточности спроса на предметы личного и производственного потребления. Недостаток потребительского спроса вызывается будто бы присущей людям склонностью к сбережению части своего дохода, а недостаток спроса на предметы производственного потребления — ослаблением у капиталистов заинтересованности в применении своих капиталов в различных отраслях хозяйства вследствие общего снижения «рентабельности капитала». Чтобы повысить занятость населения, утверждает Кейнс, необходимо расширять капиталовложения, для чего государство должно, с одной стороны, обеспечить рост рентабельности капитала путём снижения реальной заработной платы рабочих, посредством инфляции и понижения нормы ссудного процента и, с другой стороны, производить крупные капиталовложения за счёт бюджета. Для расширения потребительского спроса Кейнс рекомендует дальнейший рост паразитического потребления и расточительства господствующих классов, увеличе- ште расходов на военные пели и на другие непроизводительные затраты государства.

Теория Кейнса является совершенно несостоятельной и по своему существу глубоко реакционной. Недостаток потребительского спроса вызывается ие мифической «склонностью людей к сбережению», а обнищанием трудящихся. Мероприятия, предлагаемые Кейнсом якобы в интересах обеспечения полной занятости населения,— инфляция, рост непроизводительных расходов на подготовку и проведение войн — на самом деле ведут к дальнейшему снижению жизненного уровня трудящихся, к сужению рынка и росту безработицы. Вульгарная теория Кейнса широко использтся ныне буржуазными экономистами, а также правыми социалистами США, Англии и других капиталистических стран.

Для современной вульгарной политической экономии США характерна теория, пропагандирующая рост государственного бюджета и государственного долга в качестве средства преодоления пороков капитализма. Американский экономист А. Хансен, считая, что возможности дальнейшего развития капитализма путём действия одних лишь стихийных экономических сил значительно сужены, доказывает необходимость «регулирования» капиталистического хозяйства государством путём форсирования капиталовложений за счёт усиленных государственных заказов. Он проповедует организацию за счёт государственного бюджета, то есть за счёт налогов и займов, общественных работ, которые якобы должны обеспечить «всеобщую занятость» и оздоровить современный капитализм. На лею же, в условиях подготовки империалистическими державами новой мировой войны, такого рода «общественные работы» означают не что иное, как строительство стратегических автострад, железных дорог, аэродромов, морских баз и т. д., то есть дальнейшую милитаризацию экономики и связаннее с этим обострение противоречии империализма.

Некоторые буржуазные экономисты США и Англии выступают за «свободную игру экономических сил», иод которой на деле понимают неограниченную свободу монополий эксплуатировать рабочих и обирать потребителей. Эти экономисты лицемерно объявляют деятельность профсоюзов в защиту рабочих нарушением «экономической свободы» и восхваляют реакционнее антирабочее законодательство империалистических государств. Как глашатаи «регулирования» экономики буржуазным государством, так и защитники «свободной игры экономических сил» выражают интересы финансовой олигархии, стремящейся обеспечить себе максимальную прибыль путём дальнейшего усиления эксплуатации трудящихся масс внутри страны и империалистической агрессин на международной арене.

Буржуазные экономисты пытаются оправдать разбойничью политику захвата империалистическими державами чужих земель, порабощения и ограбления других народов антинаучными измышлениями о «неравноценности» различных рас и наций, о цивилизаторской миссии «высших» рас и наций по отношению к «низшим» и т. д. Особенно усердствуют в этом отношении реакционные американские экономисты, которые, идя по стопам германских фашистов. распространяют человеконенавистническую идейку о «превосходстве» наций, говорящих на английском языке, над всеми другими народами и стремятся всячески оправдать бредовые планы установления мирового господства США.

Оборотной стороной расовой теории является буржуазный космополитизм, отрицающий принцип равноправия наций и требующий уничтожения государственных границ. Национальный суверенитет, самостоятельность народов буржуазные космополиты объявляют устаревшим понятием, а существование национальных государств провозглашают основной причиной всех социальных бедствий современного буржуазного общества — милитаризма, войн, безработицы, бедности людей и т. д. Принципу национального суверенитета народов они противопоставляют космополитическую идею «мирового государства», руководящую роль в котором они неизменно отводят США. Ту же цель ликвидации национального суверенитета европейских народов и полное подчинение их господству империалистов США преследует усиленная пропаганда идеи «объединённой Европы», «Соединённых Штатов Европы».

Проповедь космополитизма ставит задачей идейно разоружить народы, сломить их волю к сопротивлению посягательствам американского империализма.

Многие буржуазные экономисты США выступают с прямой пропагандой новой мировой войны. Они объявляют войну естественным и вечным явлением общественной жизни, утверждают, будто бы мирное сосуществование стран капиталистического лагеря и стран социалистического лагеря невозможно.

В целях оправдания империалистической агрессии и подготовки новой мировой войны в буржуазной литературе широко пропагандируется давно разоблачённая теория Мальтуса. Для современного мальтузианства характерно сочетание реакционных идей Мальтуса с расовой теорией. Мальтузианцы США к других буржуазных стран утверждают, будто бы земной шар перенаселён в результате «чрезмерного размножения» людей, в чём и кроется коренная причина голода и всех иных бедствий трудящихся масс. Они требуют резкого сокращения численности населения, особенно колониальных и зависимых стран, народы которых ведут освободительную борьбу против империализма. Современные мальтузианцы призывают вести опустошительные войны с применением атомных бомб и других средств массового истребления людей.

Все эти утверждения апологетов капитализма служат ярким свидетельством полного банкротства современной буржуазной политической экономии.

<< | >>
Источник: Константин Васильевич Островитянов. Политическая экономия. 1955

Еще по теме Революционный переворот в политической экономии, совершённый К. Марксом и Ф. Энгельсом.:

  1. Концепция отчужденного труда и истоки критики политической экономии К. Марксом
  2. Неоинституционализм о политических рынках: «новая политическая экономия» Дж. Бьюкенена
  3. Глава 9 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯКАРЛА МАРКСА
  4. Глава 10 ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ экономии
  5. Глава 8 КРИТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИИ ДОКТРИНЫ СОЦИАЛИЗМА
  6. АДАМ СМИТ-КЛАССИК БУРЖУАЗНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
  7. Константин Васильевич Островитянов. Политическая экономия, 1955
  8. Классическая политическая экономия
  9. Лекция 3 КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ
  10. Лекция 5 МАРКСИСТСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ
  11. Книга IY О СИСТЕМАХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
  12. Развитие направлений «новой политической экономии».
  13. 2.2. Политическая экономия в структуре экономической теории
  14. 1. Политическая экономия и макроэкономика
  15. Политическая экономия как философия хозяйствования
  16. I. Современная миросистема: политическая экономия и геокультура
  17. Структура и содержание метода политической экономии.
  18. 2.4. Функции политической экономии
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -