Основные недостатки схемы периодизации У. Ростоу
Во-первых, это механистический подход к экономическому росту. Согласно У. Ростоу любая экономическая система, увеличив инвестиции на 10 %, достигнет одинакового уровня развития независимо от ее политического строя.
Маловероятно, что этого могут достигнуть развивающиеся страны, увеличив инвестиции на 10 %.Во-вторых, традиционное общество, вбирающее в себя первобытно-общинный, рабовладельческий и феодальный способы производства, У. Ростоу не рассматривается. Все внимание он сосредоточил лишь на последних 250 годах истории.
В-третьих, вся сложность общественного прогресса сведена к одномерной идее технического детерминизма.
В-четвертых, это чрезмерное восхваление американского империализма, представление его как образца общества с гармоничным развитием производства и потребления, как индустриального общества.
Затем американский социолог Дэниел Белл (р. 1919 г.) разработал концепцию постиндустриального общества для характеристики американского общества на еще более высокой стадии. В своей книге «Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A. Ventur in Forecesting. N. Y., 1973» в качестве критерия развития американского общества он выбрал изменения в технико-экономической, культурной и политической сферах. Белл обосновывает этот критерий тем, что, по его мнению, концептуальные схемы исторического прогресса и марксизма, сторонников идеи «индустриального общества» страдают односторонностью, вращаясь вокруг одной какой-нибудь оси: марксистская схема вращается вокруг экономической оси, то есть оси отношений собственности, схема сторонников идеи «индустриального общества» - вокруг технологической оси, или оси технических перемен. Сам Белл рассматривает общество сквозь призму технологии и знания. Через эту призму он «увидел» пять признаков американского общества, которые характеризуют его как «постиндустриальное»: 1)
переход экономики от производства товаров к производству услуг; 2)
преобладание среди занятых работников класса профессиональных специалистов и техников; 3)
ведущую роль теоретического знания, являющегося осевым принципом при введении новых методов организации экономики и определения социальной структуры; 4)
ориентацию технико-экономической среды на контроль над технологией; 5)
обеспечение процесса принятия решений новой интеллектуальной технологией.
Позитивным моментом во взглядах Д. Белла является понимание им имеющих место в действительности некоторых современных технико-экономических тенденций. В их числе:
а) возрастание роли науки,
б) превращение науки в важнейшую сферу человеческой деятельности;
в) прогрессивные изменения в сфере занятости;
г) возрастание роли кооперированного труда и др.
Главным недостатком концепции Д. Белла является то, что на основе анализа одних этих технико-экономических тенденций нельзя построить теорию общественного процесса, и он оказался не в состоянии ее дать. К тому же само название «постиндустриальное общество» неопределенно. Можно, конечно, день, идущий на смену вторнику, называть поствторником, но здравомыслящие люди предпочитают называть его средой.
Дальнейшим шагом в развитии «постиндустриализма» явилась концепция «супериндустриализма». Она выдвинута американским футурологом Элвином Тоффлером (р. 1928 г.) в его книге: Toffler A. The Thind Wave. N.Y., 1980. В качестве критерия периодизации Э. Тоф- флер взял последовательную смену «волн перемен», накатывающихся в процессе исторического развития.
Первой накатившейся волной десять тысяч лет тому назад была «аграрная волна цивилизации». Вторая «волна планетарных перемен» была порождена промышленным переворотом в конце XVIII в. в Европе. Это была «индустриальная волна цивилизации».
Наконец, с начала 60-х гг. ХХ в. началось приближение третьей «волны планетарных перемен». Ее приметы он видит
а) в наступлении нового образа жизни, основанного на возобновляемых источниках энергии;
б) в отказе от заводских конвейеров;
в) преобразовании школ, корпораций и т. д.
Все это позволило Э. Тоффлеру назвать третью «волну планетарных перемен» «супериндустриальной волной цивилизации».
Позитивной стороной концепции Э. Тоффлера является подмеченный им кризис индустриализма.
Слабой стороной его концепции является: 1)
выведение социальных изменений из изменений в науке и технике; 2)
вывод, что всякий протест против крайностей супериндустриализма есть борьба за сохранение старого, отживающего индустриализма.
Таковы важнейшие подходы к проблеме периодизации истории развития человеческого общества. Каждый из них содержит в большей или меньшей мере удачные научные находки. Каждый из них обладает своими собственными недостатками. Позитивной стороной всех этих подходов является то, что в каждом из них бьется мысль, обеспокоенная отсутствием периодизации человеческой истории, позволяющей углубить исследования исторического процесса и поднять гуманитарные науки на должный теоретический уровень.
В каждом из подходов содержится свой путь решения этой неотложной проблемы. И если они оказались не совсем удачны, значит, тому есть серьезные причины. Основная причина этих неудач, как мне думается, заключена в главном недостатке всех изложенных выше подходов к периодизации истории человеческого общества: ни в одном из них не ставится вопрос о границах экономической деятельности, а следовательно, и о границах экономического процесса.
Постановка вопроса о границах экономической деятельности неизбежно выдвигает второй вопрос - вопрос о цели существования человека и человечества. В самом деле, содержанием экономического процесса является, на первый взгляд, производство вещественного богатства. Но разве человек появился на Земле ради обладания вещным богатством? Разве в этом состоит его предназначение? Гений белорусского народа Георгий Франциск Скорина (1476-1551) напоминал нам, что достоинство человека заключается в интеллекте, морали, общественной активности, а не в богатстве, власти и сословной принадлежности. И ответом народа на вызов Бога своему творению может быть только творческая деятельность людей. В своем творчестве человек самосовершенствуется духовно, становится достойным своего Творца. Это самосовершенствование человека есть длительный процесс духовно-материальной деятельности. Именно в нем необходимо определить место экономической деятельности, ее границы, т. е. установить, какая форма духовно-материальной деятельности предшествовала экономической деятельности и какая форма деятельностного самосовершенствования человека идет на смену экономической деятельности.
Здесь выделим три формы деятельностного самосовершенствования человека [4, 66-77]: 1.
Фенономическая деятельность, т. е. формирование интеллекта и современного физического типа человека, или, точнее, формирование его фенотипа. Внешней формой фенономической деятельности является работа, или деятельность по отделению вещества от природы и по доставке его потребителю (без изменения формы вещества природы). Конечным результатом этой формы деятельности является человек разумный (Homo sapiens). 2.
Экономическая деятельность, т. е. физическое и умственное совершенствование человека разумного через труд, т. е. формирование и развитие ойкотипа или человека хозяйствующего (экономического). Внешней формой экономической деятельности является труд.
Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование формы вещества природы, чтобы приспособить его для удовлетворения потребностей человека.
Конечным результатом экономической деятельности, внешней формой которой выступает труд, является человек разумнейший (Homo sapientissimus). 3.
Генономическая деятельность, т. е. целенаправленное совершенствование человека путем преобразования его генотипа. Внешней формой генономической деятельности будет выступать созидание, т. е. создание материальных и духовных благ, формы которых отсутствуют в природе. *
[греч. oikos] - хозяйство.
Для характеристики каждой их этих трех форм духовноматериальной деятельности по совершенствованию человека введем понятие «метаформация человеческой деятельности». Оно является еще более сложным понятием, чем понятие «общественно-экономическая формация», и по степени общности и сложности непосредственно следует за ним. Это значит, что каждая метаформация включает в себя несколько формаций подобно тому, как метагалактика содержит в себе несколько галактик.
Принимая во внимание, что согласно современным представлениям природа, общество и мышление развиваются от порядка к хаосу, от распада к объединению, через неизбежные процессы бифуркации (раздвоения), представим периодизацию истории человечества по критерию смены форм духовно-материальной деятельности в виде следующей модели (рис.
6).2700 тыс. лет 108 тыс. лет 54 тыс. лет
Рис. 6. Метаформационная модель периодизации истории человеческой деятельности
М - I - метаформация фенономической деятельности (работа) (коллективное присвоение); ш'ь т'2 - метаформионы человеческой деятельности, т. е. переходные метаформации от М - I к М - II; М - II - метаформация экономической деятельности (труд) (частная собственность); т"ь т"2 - метаформионы человеческой деятельности, т. е. переходные метаформации от М - II к М - III; М - III - метаформация генономической деятельности (созидание) (интеллектуальная собственность);
Каждая из трех вышеназванных метаформаций имеет свою особенную периодизацию по критерию смены частных форм каждой особенной формы человеческой духовно-материальной деятельности.
Разумная хозяйственная деятельность начинается с появлением человека разумного, т. е. за 54 тыс. лет до н. э. С этого времени начинается и экономическая история. Более ранние периоды представляют интерес лишь с точки зрения формирования предпосылок разума и предпосылок экономической деятельности. Поэтому оставим более ранние периоды и сконцентрируем внимание на метаформации экономической деятельности (М - II), история которой и является собственно экономической историей.
Выведем критерий периодизации экономической формы деятельности, или экономической истории.
Как было выяснено в разделе 2, экономическая история исследует экономический процесс, находящийся под воздействием исторических факторов. Процессы последовательно развиваются во времени, проходя через стадии эволюции и стадии революции. В ходе эволюции имеет место «накопление сил», числа количественных изменений. В ходе революции происходит использование этих сил для выхода экономики на качественно новый уровень, на новый виток эволюции. Здесь имеет место переход количественных изменений в новое качество путем борьбы и взаимного проникновения противоположностей. Так, например, борьба буржуазии с феодалами приводит к замене феодализма капитализмом, так что посредством умозрения можно видеть, что экономическому процессу присущ ряд сменяющих друг друга периодов.
По какому же признаку или критерию можно делить экономический процесс на периоды, т. е. осуществлять его периодизацию? Критерий этот не может быть историческим, поскольку предметом экономической истории является развитие не исторического, а экономического процесса. Следовательно, нужно найти, вывести экономический критерий периодизации. А вывести его можно из анализа термина «экономический процесс».Прежде всего, этот термин является сложным, так как он состоит из двух слов (двух элементов): 1) «экономический» и 2) «процесс». Теперь нужно задать себе вопрос: что такое процесс? Чтобы понять это, необходимо найти термин, прямо противоположный ему. Таким термином будет слово «состояние». Состояния изменяются. Значит, постоянные и последовательные изменения «состояний» и есть «процесс». Тогда «экономический процесс» есть постоянное и последовательное изменение «экономических состояний». Сразу напрашивается вопрос: «состояний» чего? Того, что действительно имеет место в экономической деятельности - состояний экономических отношений людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ и услуг. Следовательно, критерием периодизации метаформации экономической деятельности является смена форм экономических отношений, имеющих место в этой деятельности.
Исходя из данного критерия периодизация метаформации экономической деятельности (М - П) может быть представлена так, как это изображено на рис. 7.
П-Р ОЭФ - первобытно-родовая общественно-экономическая формация; РФ - рабовладельческий формион (переходная формация); ФФ - феодальный формион; Капит. ОЭФ - капиталистическая общественно-экономическая формация; И - стадия империализма или монополистического капитализма; Ф: МГС - формион монопольно-государственного социализма; Ф: ГМК - формион государственно-монополистического капитализма, а в нем: Агр. об-во - аграрные общества (отсталые страны Африки, Азии, ЛА); Инд. об-во - индустриальные общества (экономически развитые страны); Инф. об-во - информационные общества (большая семерка стран). Гуманист. ОЭФ - гуманистическая (коммунистическая) общественно-экономическая формация; соц. - социализм, первая фаза гуманистической общественно-экономической формации, когда еще существует государство как политическая форма устройства общества; Т1, Т2 - формионы тупикового развития, образующиеся в период раскола первобытно-родовой и капиталистической общественно-экономической формаций; ОС - общинная форма собственности; ЧС - частная форма собственности; ГС - государственная форма национальной собственности. Данная периодизация, как мне думается, синтезирует в себе все лучшее в рассмотренных выше подходах к периодизации человеческой истории, устраняя одновременно их недостатки.
Из модели периодизации метаформации экономической деятельности (рис. 7) видно, что границы экономической деятельности совпадают с границами развития частной собственности. К. Маркс еще в 1844 г. обратил внимание на то, что «субъективной сущностью частной собственности является труд [8, 108]. Сам труд существует только в виде разделения труда. Поэтому развитие частной собственности происходит вместе с развитием разделения труда.
Различные ступени в разделении труда являются вместе с тем и различными формами собственности, т. е. каждая ступень разделения труда определяет также и отношения индивидов друг к другу соответственно их отношению к материалу, орудиям и продуктам труда.
Коллективная форма собственности первобытно-родового общественного способа производства являлась формой защиты первобытного коллектива людей от негативного воздействия грозных сил природы. В ее основе лежала первая форма взаимодействия человека с силами природной среды, первая форма деятельности - работа. Здесь имели место естественные формы разделения работы: по полу и возрасту. Постоянная работа и основанная на ней коллективная общинная собственность позволяли первобытному коллективу выжить в суровых условиях. Но они не давали возможности выделиться индивиду из коллектива и развивать свою личность. Первобытно-родовая общественноэкономическая формация и погибла из-за неспособности решить проблему формирования личности. Эту задачу могла решить только частная собственность. Поэтому историческое предназначение первобытнородового общественно-экономического способа производства состоит в создании условий для возникновения частной собственности. Возникновение же ее было обусловлено переходом к производящему хозяйству в связи с изобретением животноводства и земледелия. Первое крупное общественное разделение труда - выделение животноводства из земледелия - породило регулярный товарный обмен, обмен излишками продуктов животноводства и земледелия. Переход к использованию металлических орудий труда вызвал рост производительности труда и как результат - рост излишков продукции, расширение товарного обмена. А в товарном обмене обменивающиеся общины, а позднее и отдельные лица уже признают друг в друге частных собственников.
Рабовладельческий общественно-экономический формион в своей основе содержит дальнейшее развитие разделения труда, а именно второе крупное общественное разделение труда, т. е. выделение ремесла из земледелия, отделение города от деревни, разделение умственного и физического труда. Появление третьего крупного общественного разделения труда, т. е. обособление торговли от производства и появление купечества, способствовали дальнейшему развитию товарного производства, разделению общества на классы и появлению государства со всеми атрибутами власти. Все это усиливало развитие и укрепление частной собственности. В период рабовладения частная собственность развивалась над общинной собственностью и рядом с ней. Рабовладельческий способ производства путем разделения труда на умственный и физический решил проблему формирования и развития личности у одной части общества, у свободных граждан, за счет низведения другой части общества до роли средств производства - рабов. Превращая свободных людей в рабов за долги или путем захвата военнопленных, рабовладельцы превращали их в орудия труда, а орудиям иметь семью не положено. В результате рабовладельческий общественно-экономический формион не смог решить проблемы воспроизводства рабочей силы рабов, отчего и погиб в V в. н. э. Проблема воспроизводства рабочей силы была решена феодализмом путем наделения рабов участками земли, прикрепления их к этим наделам, т. е. путем превращения рабов в крепостных. Частная собственность развивается здесь наряду с исчезающей общинной собственностью. Феодальное хозяйство было натуральным в своей основе. Все необходимые феодалу сельскохозяйственные и ремесленные продукты производились крепостными крестьянами. Однако качество изделий феодального ремесла, производимых крестьянами, было очень низкого уровня. Феодализм не смог решить промышленную проблему феодалов, т. е. проблему производства нужной феодалам промышленной продукции.
Данная проблема была решена капитализмом благодаря совершенному им промышленному перевороту, т. е. благодаря замене ручного труда машинным производством. Разделение труда и частная собственность достигают здесь наивысшей ступени развития. Капиталом были полностью упразднены остатки общинной собственности. Объекты, находящиеся в собственности всей нации, стали являться государственной собственностью. Государственная собственность при этом находится в полном подчинении у частной собственности капиталистов на средства производства и обслуживает ее. Товарное производство принимает свою высшую и последнюю форму - форму капиталистического товарного производства, когда товаром становится все, - даже рабочая сила человека. Основным экономическим отношением становится отношение купли-продажи, а основным экономическим законом - закон стоимости. Капиталистическая экономика подчиняет себе социум, т. е.
всю жизнь общества, и заставляет ее развиваться по экономическим законам. Продаваться и покупаться начинает все: честь, совесть, любовь. Из жизни вытесняется все то, что не является экономической категорией, например нравственность, мораль, сострадание, человеколюбие.
Достоинство человека начинает измеряться не запасом его души, интеллекта, не уровнем, которого достигла личность человека в процессе своего совершенствования, а количеством имеющихся у него вещей, денег, капитала. Исключая нравственность из системы экономических категорий, капитализм не смог решить проблемы нравственного совершенствования личности и, гоняясь за прибылью, за концентрацией и централизацией капитала, погиб, как чисто капиталистический способ производства, как чисто капиталистическая общественно-экономическая формация. Произошло это в начале ХХ в. В 1917 г. капиталистическая общественно-экономическая формация распалась на два общественноэкономических формиона: формион государственно-монополистического капитализма и формион монопольно-государственного социализма. В обоих формионах социум начинает постепенно, шаг за шагом брать под свой контроль экономику и ее развитие. Однако способы взятия экономики под контроль государственной собственности были разными.
В формионе монопольно-государственного социализма1 Российская коммунистическая партия большевиков от имени и при поддержке народных масс пошла на упразднение частной собственности, при сохранении труда (сущности частной собственности) и намерении развить его в социалистический и коммунистический труд, вместо того чтобы его упразднить, заменив созиданием. Превращение средств производства путем национализации земли, фабрик и заводов и различного рода учреждений неизбежно вело к появлению бюрократизированной плановоцентролизованной системы хозяйства, с прямым вмешательством партийной, советской и хозяйственной бюрократии в процессы производства, распределения, обмена и потребления.
Это вело к бюрократическому извращению экономического развития. На первое место было поставлено производство материальных благ. Совершенствование человека, всестороннее развитие его личности вытеснялось на второй план. В годы гражданской войны и восстановления народного хозяйства это было правомерно, ибо диктовалось голодом и разрухой. После восстановления народного хозяйства отказ от выдвижения на первое место решение проблемы всестороннего, в том числе и нравственного, развития личности человека был непростительной ошибкой. Диктовался он нежеланием бюрократии терять власть отказом упразднять самое себя, ибо всесторонне развитые личности не нуждаются в управлении собой со стороны бюрократии. Нежелание это оказалось столь сильным, что бюрократия пошла на слом монопольно-государственного социализма в СССР, надеясь укрепить свои позиции дополнением силы корпоративно-бюрократических связей силой частной собственности. Завладев частной собственностью, бывшие представители партийной, советской и хозяйственной бюрократии не знают как и не умеют ею эффективно распорядиться, ведь они знают как и умеют частную собственность упразднять. Поэтому можно предположить, что бывшие бюрократы являются лишь номинальными частными собственниками. Реальными же собственниками будут транснациональные корпорации, которые обесценят ее и приобретут ее у них за бесценок.
Практика монопольно-государственного социализма в СССР доказала, что нельзя упразднить частную собственность без упразднения труда. И только частная собственность может труд упразднить, поскольку ей необходимо постоянно снижать затраты труда на производство продукции. Иначе оно не будет обеспечивать прибыли.
Ошибки, допущенные в СССР, были учтены в КНР Дэн Сяо Пином. Допустив частную собственность, ее функционирование и развитие под контролем государственной собственности, Китай демонстрирует успехи этого развития всему миру.
Совсем иначе пошло развитие в формионе государственномонополистического капитализма2. В свое время английский экономист Дж. М. Кейнс говорил, что в экономической науке он занимается тем же, чем занимался и К. Маркс. Только К. Маркс искал теоретическое обоснование упразднения частной собственности, а он ищет теоретическое обоснование ее сохранения. Дж. Кейнс понял, что современный капитализм не является самодостаточным, т. е. не в состоянии сам по себе воспроизводить в расширенном масштабе всю систему капиталистических экономических отношений без помощи со стороны государства. Большинство читающих труды Дж. М. Кейнса поняло это как непосредственное вмешательство государства, то есть государственной бюрократии, в процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. На самом деле Дж. Кейнс более глубок. Как показал А. А. Минченко, [10, 69, 99-101] скрытой (эзотерической) целью экономического учения Дж. М. Кейнса является обоснование необходимости создания солидного внутреннего государственного долга путем выпуска и продажи частным лицам и корпорациям государственных ценных бумаг. Тем самым создается эффективно функционирующий рынок ценных бумаг, который воздействует на развитие экономики. Регулируя рынок ценных бумаг, государство оказывает через него регулирующее воздействие на функционирование и развитие национального хозяйства. В результате исключается прямое вмешательство государственной бюрократии в экономику, превращение современной экономики в командно-административную систему хозяйства. В этом Дж. М. Кейнс и видел спасение капитализма.
Современный монопольно-государственный капитализм в соответствии с имеющейся в западной экономико-исторической литературе типологией представляет собой общества трех типов: 1.
Информационные общества, строящиеся в семи крупнейших, наиболее развитых странах мира: США, Канаде, Японии, Германии, Франции, Великобритании, Италии. 2.
Индустриальные общества (остальные страны Западной Европы, Австралия, Новая Зеландия, Корея, Индия, Бразилия, Аргентина, Мексика и др.). 3.
Аграрные общества (бедные страны Африки, Азии и Латинской Америки).
Картина их взаимодействия приблизительно такова. Информационные общества переходят к производству информационного продукта, информационных и других новейших технологий, которыми они обмениваются, как правило, между собой по принципу: новейшая технология одного вида на новейшую технологию другого вида. Необходимые вещные продукты они все больше и больше закупают у индустриальных стран в обмен на новые, но не новейшие технологии. Индустриальные страны занимаются производством вещных продуктов, которые они сбывают в обмен на технологии в информационных обществах и в обмен на сырье и продовольствие в аграрных обществах. Аграрные общества занимаются производством сырья и продовольствия. Сырье и продовольствие они сбывают в индустриальных странах в обмен на промышленную продукцию - третьеразрядные технологии, а также в информационных обществах в обмен на второразрядные и третьеразрядные технологии и некоторые виды вещной и информационной продукции.
Из стран Центральной и Восточной Европы, развивающихся в формионе монопольно-государственного социализма, только Германская Демократическая Республика, вошедшая в состав Федеративной Республики Германии, развивается не без трудностей в направлении создания информационного общества.
Чехии, Венгрии и Польше за особые заслуги в разрушении монопольно-государственного социализма не чинится препятствий в развитии по направлению к индустриальным обществам. Что касается остальных государств, то информационными и индустриальными обществами делается все, чтобы они перешли в разряд аграрных обществ. Из их числа прежде всего Российская Федерация имеет силы оказать сопротивление этому и в ближайшее время войти в разряд индустриальных обществ. Что касается Республики Беларусь, то ей жизненно важно сохранить и развить ее нынешний индустриально-аграрный уровень народного хозяйства, как основу развития интеллекта членов общества, иначе у белорусского народа не будет ни свободы, ни независимости, ни самостоятельного будущего.
Наконец, гуманистическая (по-старому - коммунистическая) общественно-экономическая формация. Как она будет называться - неважно. Важно то, что она собой представит и что она будет. Пока К. Маркс и Ф. Энгельс стояли на позициях эволюционного пути развития капитализма, на пути отрицания капиталом самого себя как частной собственности (а история показала, что именно этот путь наиболее эффективный и надежный), они совсем иначе определяли коммунизм. «Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность, - писали они в «Немецкой идеологии». - Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние» [9; 34]. «Теперешнее состояние» для К. Маркса и Ф. Энгельса означало не что иное, как господство частной, а точнее, частнокапиталистической собственности на средства производства. Эту цитату цитировали не однажды. Но никто не сделал простейшего вывода: если коммунизм - это движение по уничтожению частной собственности, то, когда частная собственность исчезнет, коммунизма уже не будет. Следовательно, частная собственность присуща коммунизму, а вместе с ней и труд, а вместе с ними и экономическая деятельность как способ самосовершенствования человека (человечества). Только в условиях гуманистической общественно-экономической формации частная собственность, труд и экономическая деятельность развиваются под контролем социума, который на стадии социализма выступает организованным в форме государства, опирающегося на государственную форму частной собственности и контролирующего через рынок ценных бумаг развитие негосударственных форм частной собственности.
Таким образом, если историческое предназначение первобытнородовой общественно-экономической формации состояло в создании условий для возникновения частной собственности, то историческое предназначение гуманистической общественно-экономической формации заключается в создании условий для упразднения частной собственности.
Частная собственность упраздняется, исчезает в ней не потому, что она национализируется, превращается в государственную собственность, а исключительно потому, что она вытесняется интеллектуальной собственностью, превращается в пьедестал для развития интеллектуальной собственности и выводится из системы господствующих общественных отношений людей. Система экономических отношений, ядром которых являются отношения частной собственности, «завязана» на вещах, на производстве, распределении, обмене и потреблении вещного продукта, принимающего на рынке форму товара. Система общественных отношений людей, ядром которой будут являться отношения интеллектуальной собственности, «завязываются» на информации, знаниях, умениях и навыках, в общем на интеллекте, таланте людей. И если производством вещей будут заняты 4 % членов общества, а остальные 96 % - производством информационного продукта, то ясно, что господствующими в обществе будут отношения, «завязанные» на информационном продукте, а не на вещах.
Конец гуманистической общественно-экономической формации будет означать, таким образом, конец господства частной собственности, конец первостепенной общественной значимости труда и экономической деятельности. Необходимые людям вещи будут производиться в соответствии с заданными параметрами автоматическими системами машин. Люди же перейдут к генономической деятельности, где конкретной ее формой выступит созидание («инновационная деятельность»), а ядром общественных отношений - интеллектуальная собственность.
Таким образом, усвоение подходов к периодизации экономической истории позволяет разобраться в огромном материале, сосредоточенном в учебниках по экономической истории, научных монографиях и журнальных статьях.
Что же прежде всего следует выделить в этом материале?
Еще по теме Основные недостатки схемы периодизации У. Ростоу:
- Схемы основных алгоритмов программного комплекса «Декон-табл»
- Основные схемы привлечения денежных средств в венчурный бизнес
- ПЕРИОДИЗАЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
- 4. Подходы к периодизации экономических систем и их классификация
- ОРИЕНТАЦИЯ ЧЕРЕЗ ПЕРИОДИЗАЦИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
- О важности периодизации истории экономики
- 7.7. Периодизация развития экономических систем
- 1.1 Периодизация развития предпринимательства.
- Формационный и цивилизационный подходы к периодизации общественного развития
- 1.1. Критерии периодизации экономической истории и место в ней переходной экономики
- Схемы сертификации и их выбор
- Интерактивные схемы проезда
- Схемы сертификации продукции
- Корпоративные мотивационные схемы
- Выбор схемы процессинга
- 14.1. Мошеннические схемы в ИД с использованием Сети
- Методика выбора схемы сертификации
- Недостатки франчайзинга
- Разработка схемы текущего состояния