<<
>>

§ 5. Мероприятия Ришелье. Укрепление абсолютизма

Смерть Генриха IV, заколотого в 1610 г. в одном из переулков Парижа агентом иезуитов фанатиком Равальяком, не помешала дальнейшему укреплению абсолютизма. Наоборот, весь XVII век был триумфальным шествием французского абсолютизма.

Даже малолетство Людовика XIII и вынужденный созыв Генеральных Штатов в 1614 г. не ослабили политических позиций абсолютизма. Это собрание, являясь представительством трех сословий, из которых первое и второе- духовенство и дворянство—были враждебны третьему—буржуазии, поспорило и разошлось, не приняв каких-либо решений. Оно смогло собраться вновь только через 175 лет (в 1789 г.), когда банкротство абсолютизма стало очевидным и предстояла его революционная ликвидация.

Исключительно важную роль в консолидации режима абсолютизма сыграл епископ, позднее кардинал Ришелье, дворянин из Пуату, ставший в 1616 г. государственным секретарем, а с 1624 г. на целых 18 лет первым министром Людовика XIII, всевластным фаворитом и временщиком. Вплоть до своей смерти в 1642 г. он оставался некоронованным королем Франции. Ришелье считал своей главной задачей укрепление абсолютизма, как об этом свидетельствует его «Политическое завещание». Он поставил перед собой задачу подавить оппозицию гугенотов, восставших против королевской власти и восстановивших на юге страны свою протестантскую республику. Ришелье разгромил военные силы гугенотов в 1625 и 1628—1629 гг. и после падения (в 1628 г. Ла-Рошели, главного оплота гугенотов, издал в 1629 г. так назы- ваемый «Эдикт милости», по которому гугеноты утратили право иметь свои войска, особые суды, созывать политические собрания и пр. Все гугенотские крепости переходили в распоряжение государства. Вместе с тем Ришелье энергично боролся со своеволием сеньоров. Он запретил дуэли, являвшиеся продолжением феодальных войн, и систематически, основываясь на изданных им законах 1626 и 1629 гг., уничтожал феодальные замки, которые были твердыней независимости знати.

Многочисленные заговоры и мятежи аристократии беспощадно подавлялись. Он сделал послушным королю парижский парламент, терроризируя его членов арестами и всякого рода угрозами. Ришелье превратил своевольных губернаторов провинций в .чиновников короля и ликвидировал еще сильный в провинциях феодальный сепаратизм, назначая всевластных агентов центральной власти—интендантов провинций, вербовавшихся из людей незнатного происхождения. Полномочия интендантов (финансовые, судебные и административные) были столь обширны, что не случайно в XVIII в. их сравнивали с персидскими сатрапами. Вместе с тем при Ришелье они были послушным орудием абсолютизма, проводниками его политики на местах. С большой жестокостью подавлял Ришелье крупные крестьянские и городские восстания: восстание 1636— 1637 гг., охватившее огромную область (Гасконь, Гиень, Перигор, Лангедок, Сентонж, Ангумуа, Пуату, Берри и другие провинции), и крупнейшее народное восстание «босоногих» в Нормандии в 1639 г.

Внешняя политика Ришелье также была рассчитана на дальнейшее усиление Франции как централизованного, абсолютистского государства. Будучи католиком, он поддерживал в Германии протестантов и, вмешавшись в Тридцатилетнюю войну, подготовил ослабление Габсбургов и округление территориальных владений Франции. По Вестфальскому миру 1648 г. (заключенному уже после смерти Ришелье) значительная часть Эльзаса отошла к Франции.

Экономическаяполитика Ришелье вполне соответствовала установившимся традициям французского абсолютизма и, как обычно для того времени, была меркантилистской. Он не интересовался положением деревни, так как в ее аграрном строе не произошло за первую половину XVII в. каких- либо серьезных изменений, и оброчная система эксплуатации крестьянства удовлетворяла наиболее существенным интересам дворянства. Поэтому фактический глава дворянского государства не имел оснований начинать аграрные преобразования в широком масштабе или приступать к осуществлению даже отдельных мероприятий в этой области.

Зато в интересах королевского фиска Ришелье довел налоговый гнет до небывалой степени, увеличив талью в 4 раза. Эта фискальная политика правительства, увеличивавшая разорение основной массы налогоплательщиков—крестьян, оказывала чисто отрицательное влияние на развитие деревни и не могла создать там новых экономических форм. Правда, в интересах того же фиска Ришелье посягнул даже на владения самой католической церкви, кардиналом которой он являлся. Специальные законы 1635—1639 гг. превращали собственность церкви в условное владение, в соответствии с чем избытки ее доходов должны были поступать в распоряжение государства для их использования сообразно интересам правительства. Но в положение деревни это перераспределение доходов церковников не вносило каких-либо изменений. Вместе с тем ликвидация феодальных замков уменьшила лишь политическое самоуправство дворян, однако не затронула их социальных привилегий. Поли- цейский режим абсолютизма и без этих замков гарантировал дворянам незыблемость оброчной эксплуатации крестьянства, охранял дворянские привилегии.

Центральное место в экономической политике Ришелье занимали фискальные проблемы, так как бюрократия абсолютизма и его войны поглощали слишком много народного богатства. Будучи тонким политиком и дипломатом, Ришелье плохо разбирался в финансовых делах и действовал слишком опрометчиво, руководствуясь чисто политическими соображениями, совершенно не считаясь с экономическими интересами страны. Его финансовая система отличалась крайней расточительностью. Так, например, чтобы выручить 200 млн. ливров на неотложные расходы, он продал 40 млн. годового дохода, получив таким образом заем из 20% вместо обычных 8%. Подкармливание придворных тунеядцев попрежнему продолжалось, и королевский двор отличался крайней расточительностью. За период 1624—1640 гг. государственный долг вырос с 24 млн. до 47 млн. ливров. Ришелье не интересовался судьбой налогоплательщиков и цинично заверял, что «народ—это мул», уделом которого является работа.

Позитивные задачи Ришелье ставил перед Францией лишь в области торговли и промышленности, выражая тревогу дворянства по поводу промышленной отсталости страны, недостатка предметов роскоши и военного снаряжения.

Само собой разумеется, что и в этом случае Ришелье не забывал фискальные мотивы правительства, не без основания считая, что дальнейшее расширение промышленности и торговли Франции даст ценные доходы для королевской казны.

Ришелье продолжал меркантилистские начинания Генриха IV и поощрял развитие капиталистической мануфактуры обычными для абсолютизма методами раздачи субсидий, привилегий и налоговых изъятий. Продажей дворянских званий он сразу ре шал две важные задачи, покровительствуя буржуазии ив то же время пополняя государственную казну. Вмешательство бюрократии в экономическую жизнь становилось все более настойчивым; с помощью различного рода законодательных пред* писаний правительство пыталось решить самые разнообразные проблемы торговли и промышленности. Опубликованные в XVI в. законы о цеховой организации сохранили свою силу. Как и ранее, больше всего поощрялись новые отрасли промышленности, производившие военное снаряжение и предметы роскоши. Таможенная политика Ришелье ориентировалась на защиту французской промышленности от иностранной конкуренции.

Завидуя морскому могуществу маленькой Голландии, Ришелье начал строительство флота, и его мероприятия в этой области приобрели важное значение. Ведь французам того времени приходилось плавать под голландским флагом, настолько слаб и беззащитен был их флот. Ришелье объявил себя в 1626 г. даже адмиралом, чтобы лично руководить столь важным делом судостроения и развития судоходства. Он запретил французским купцам пользоваться иностранными судами для перевозки своих товаров, а каботажное плавание вдоль берегов Франции объявил монополией подданных французского короля.

Еще более широкий размах получили колониальные мероприятия Ришелье, заложившие основы колониальной империи Франции. Он действовал характерными для меркантилизма методами и создал многочисленные компании для развития внешней торговли и овладения колониями. Так, в 1627 г. была создана компания с весьма обширными привилегиями: ей предоставлялось право географических исследований, создания колоний, разработки рудников, организации плантаций и т.

д. Для эксплуатации туземцев Мартиники, Гваделупы и других островов Центральной Америки, захваченных французами, была создана «Островная компания». Проникновение французов на Антильские острова и вообще в Вест-Индию (где ранее обосновались флибустьеры) получило с 1635 г. государственную поддержку. Приобретение колоний в Южной Америке (в Гвиане) означало дальнейшее расширение колониальной экспансии Франции. Всего с 1599 па 1649 г. было создано ,22 торговых компании для торговли с Канадой, Вест-Индией, Гвинеей, западным побережьем Африки, Мадагаскаром и т. д. Весьма энергичные меры принимались для колонизации Канады («Новой Франции») и островов Вест-Индии, куда отправлялись принудительным образом отставные солдаты, преступники всякого рода и т. д. Французское население в Канаде постепенно росло, и если в 1600 г. оно насчитывало только 2500 человек, то через 20 лет уже 10 000 человек. Основанная еще в 1608 г. колония Квебек становилась теперь значительной торговой факторией. Ришелье настойчиво требовал участия в торговле с Канадой не только купцов, но даже знати, гарантируя аристократам сохранение прежнего социального статуса.

Но для осуществления экономической программы меркантилизма Франция экономически еще была недостаточно подготовлена и потому многие начинания Ришелье остались простой бюрократической затеей. Тем не менее его торгово-промышленная политика ускоряла экономическое развитие Франции XVII в.

Своего наивысшего развития французский абсолютизм достиг во второй половине XVII в., при Людовике XIV (1643—1715 гг.). Правда, во время так называемой Фро-нды в 1648—1653 гг. полицейский режим абсолютизма встретил серьезное сопротивление: 26 августа 1648 г. Париж покрылся баррикадами, а преемнику Ришелье и новому властелину Франции Мазарини (управлявшему страной в малолетство Людовика XIV) пришлось бежать из столицы. Движение охватило ряд провинций (Нормандию, Гиень, Пуату и др.). Новая гражданская война вызвала значительные опустошения (в том числе и в окрестностях Парижа).

Однако абсолютизм вновь одержал победу над народной и аристократической оппозицией. С тех пор его господство упрочилось и продолжалось целые полтора столетия (вплоть до революции 1789 г.). Вернувшийся кардинал Мазарини, будучи фаворитом королевы, еще 10 лет оставался самодержавным правителем Франции. Его экономическая политика руководствовалась принципами, характерными для Ришелье, и налоговый гнет попрежнему был бичом народа. Так, в 1646 г. правительство посадило в тюрьму 3000 неисправных плательщиков налога. Мазарини решительно подавлял всякое сопротивление населения требованиям королевской администрации. Протесты против налогового гнета и самоуправства интендантов оставались бесплодными, и всесильный Мазарини мог попрежнему издеваться над народом, отвечая на ядовитые насмешки—«пусть смеются... лишь, бы платили». Между тем хищения финансистов из государственной казны приняли необычайно широкий размах. Во главе их стоял Фуке, являвшийся с 1654 г. сюринтендантом финансов. Его расточительность была безмерной. Когда он был в 1661 г. отдан под суд, ценность конфискованного у него королем имуще- щества достигла 100 млн. ливров.

В 1661 г. Мазарини умер, и властный Людовик XIV, опасаясь господства временщиков, объявил себя первым министром, государственная машина абсолютизма была «в полном ходу», и новому королю оставалось лишь использовать ее. Он опирался на мощную армию в 150 000 человек (иногда она достигала 250 000) и правил Францией, не зная никаких ограничений своей власти и практически осуществляя свое знаменитое изречение: «Государство—это я». Сообразно этому он делил все имущество Франции на три категории, из которых одна находится в шкатулке короля, вторая пребывает в кассах государственного казначейства и третья, по милости короля, остается в кошельках его подданных. Он столь безрассудно швырялся деньгами, что его фаворитка Монтеспан проигрывала в карты сотни тысяч ливров в день, а построенный им роскошный дворец в Версале обошелся в 150 млн. ливров при официальной стоимости его в 60 млн. ливров. Королевская агентура занималась финансовыми вымогательствами везде, где только для этого появлялся случай, и даже поклонение мощам становилось объектом налоговых экспериментов. Так, еще Людовик XI установил налог в 10 ливров с тех богомольцев, которые являлись на поклон мощам св. Мар- кульфа (в деревне Корбени на территории округа Суассона). При Людовике XIV этот налог был доведен (к 1684 г.) до 50 ливров, а интендант Суассона предложил повысить его до 900 ливров. Король бойко торговал должностями, считая, что как только он создает новую должность, бог немедленно создает дурака для ее покупки. Цехи и города обременялись выкупом новых и старых муниципальных и цеховых должностей, причем у одной Тулузы накопилось долгов на 2 млн. ливров. Провинциальные штаты при Людовике XIV лишаются права обсуждать вопрос о налогах, теряют значение, перестают созываться или же путем подкупов и угроз становятся послушными. На собрании, например, штатов Бретани в 1663 г. было роздано 60 000 ливров взяток. Парижский парламент был лишен в 1673 г. своего основного права ремонстрации—представления возражений на королевские законы. Реальная власть на местах фактически находилась в руках 34 интендантов, а в центре она сосредоточивалась в королевском совете из 3—5 лиц с участием самого короля. Попасть в тюрьму подданным Людовика XIV было довольно легко, так как на места рассылались так называемые «закрытые письма» короля относительно ареста всякого, чье имя интендант захочет вписать в них по своему усмотрению. За годы своего господства над Францией Людовик XIV казнил 30—40 тысяч человек. Он стал бичом даже для соседних народов Европы, так как его войны вызвали страшные опустошения. Правда, они доставили Франции политическую гегемонию на европейском континенте, а территориальные приобретения Эльзаса по Вестфальскому миру (1648 г.), Артуа и Руссильона по Пиренейскому миру (1559 г.), ряда пограничных городов (Лилль и др.) по Аахенскому миру в 1668 г., графства Бургундии (Франш-Конте) по Иимве- генскому миру 1678 г. и, наконец, захват Страсбурга в 1681 г. расширили ее экономические возможности.

Соответственно этому придворная челядь именовала Людовика XIV «королем—солнцем», а теоретики абсолютизма доказывали божественность происхождения его власти, как об этом свидетельствует знаменитый трактат Боссюэ «Политика, извлеченная из священного писания», вышедший в 1709 г.

<< | >>
Источник: Ф.Я. ПОЛЯНСКИЙ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН/ ЭПОХА ФЕОДАЛИЗМА. 1954

Еще по теме § 5. Мероприятия Ришелье. Укрепление абсолютизма:

  1. § 4. Экономическая политика абсолютизма
  2. Глава X ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦУЗСКОГО АБСОЛЮТИЗМА В XVI—XVII веках
  3. Финансист, заложивший абсолютизм. Жак Кёр
  4. Укрепление партнерских отношений
  5. Укрепление партнерства
  6. § 2. Укрепление позиций Византии в V—VI вв.
  7. Кому выгодно укрепление рубля?
  8. СРЕДСТВА ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ, РОСТА ВОЛОС И ОТ ПЕРХОТИ
  9. РАЗВИТИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ
  10. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ. УКРЕПЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГлБАЗЫ РЕГИОНОВ
  11. Александр Смирнов. Куда ведет укрепление рубля?, 2001
  12. 5.2.1. Укрепление защитных сил организма
  13. 3. Укрепление финансовой базы развития регионов
  14. ВОЗМОЖНОСТИ И СРЕДСТВА УКРЕПЛЕНИЯ ПОЗИЦИЙ РОССИИ В СНГ
  15. 5.4. Укрепление российской налоговой системы в 1992- 1999 гг.
  16. 6.8. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ПО УКРЕПЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -