<<
>>

§ 2. Лекальные особенности

Положение сервов в различных областях Франции имело -свои особенности. Единообразным было лишь положение сервов центра и востока Франции. Наоборот, развитие серважа в ее западных и южных провинциях оказалось весьма своеобразным, хотя это своеобразие никоим образом не дает оснований говорить о господстве, например, в Нормандии и Бретани средних веков «феодальной демократии», как утверждает Кётчке.

Правда, из исторических документов средневековой Нормандии сервы исчезли до 1050 г., и в развитии ее деревни важную роль играли так называемые вавассоры—привилегированная группа крестьян, свободных от личной зависимости, имевших даже некоторые политические права, хотя и являвшихся держателями господской земли.

Но отсюда отнюдь не следует, что нормандская деревня XII—XIII вв. была свободна от обычных форм феодальной эксплуатации крестьянства. Даже вавассоры платили оброк, несли барщину и подчинялись вотчинному суду. Крестьянские восстания конца X в. свидетельствуют о значительности феодального гнета, тяготевшего над Нормандией как в этот, так и в следующий период, ибо эти восстания, потерпев поражение, не изменили положения в деревне.

Земельный передел времен герцога Роллона (начало X в.), переселение части крестьян в Англию и деспотическая политика нормандских герцогов существенно изменили формы экономического и политического господства сеньоров, в частности, отвели особое место вавассорам в истории Нормандии. Однако основы ее социально-экономического режима оставались феодальными.

Точно так же вБретани уже в X в. черты феодального строя засвидетельствованы документами. Его развитие ускорили норманские опустошения, которые в первой трети X в. достигли невиданных размеров. В результате этого население разбежалось, и позднее началась колонизация страны. G X в. большая часть населения состояла из таких колонистов. Норманские опустошения продолжались и в XI в., за ними последовала новая волна колонизации Бретани.

Поэтому здесь уже с XI в., раньше чем а остальных областях Франции, крестьяне оказались лично свободными вилланами, а само слово serf не встречается в документах по истории Бретани интересующей нас эпохи.

Однако и на ее территории возникли в эту эпоху могущественные пограничные фьефы-феоды Retz, Ancenis, Chateau briond, Vitre, Combour, исчезла аллодиальная собственность. Документы начала XII в. свидетельствуют о распространении принципа неделимости фьефов. Ассиза 1185 г. графа Жоффруа закрепила в Бретани господство англо-нормандской системы майората. На землях могущественных феодалов некоторые категории крестьян приблизились по своему положению к сервам. Так называемые mattiers некоторых районов являлись по существу настоящими сервами. Они платили произвольную талью два раза в год, лишены были права покидать господскую землю и подчинены в делах наследования господскому праву мертвой руки. Правда, они считались свободными от обычного для сербов формарьяжа. Mattiers, как и сервы других областей Франции, не могли получить сан клирика без разрешения господина, обязаны были передавать свое держание лишь наследникам мужского пола, отрабатывать барщины и доставлять на господский двор известное количество овса. Кроме того, еще с X в. в Бретани существовали так называемые quoyasiers, обязанные разнообразными полевыми барщинами, лишенные права без разрешения господина покидать свое держание, отчуждать его и ограниченные в делах наследования правом мертвой руки. Они могли передавать надел лишь младшему из сыновей, а при отсутствии сыновей—младшей из дочерей.

Таким образом, серваж был известен средневековой Бретани, и полная картина его развития не может быть нарисована лишь потому, что документация истории Бретани в XII—XIII вв. вообще находится в плачевном состоянии. Повидимому,в Бретани имелись крепостные крестьяне, но они не носили названия сервов.

В предгорьях Пиренеев—Б еарне, Бигорре, Г а с* кон и—существовали крестьяне, приближающиеся по своему статусу к крепостным,—так называемые hommes questaux, прикрепленные к земле, лишенные права завещаний, подчиненные брачным ограничениям, платившие всякого рода повинности.

Хотя здесь писаный закон и признавал некоторые права крепостного, а феодальное господство ограничивалось всякого рода старинными обычаями (fors) и пожалованными общинам привилегиями (так называемые bezians), тем не менее бесправие и крайняя бедность крестьян засвидетельствованы документами. Более редким являлся здесь серваж, но и он сохранялся даже до XIV в. Еще в 1371 г. граф Фуа давал освобождение от серважа, а в одном из документов Беарна даже в 1388 г. идет речь о безземельных сервах. В Борделэ также еще в XIV в. сохранялись сервы, лишь- называвшиеся questaux, в Бурбоннэ сервы были многочисленны в XI—XII вв., как и в нижней Оверни, где они носилй название rustici, agricultores.

Особое место, как известно, в истории французского феодализма занимал Лангедок, где формы феодальной эксплуатации были модифицированы пережитками античного рабовладения, ранним развитием торговли и городов, остатками римского права, последствиями многочисленных завоеваний, а главное- развитием специальных отраслей агрикультуры (виноградарство), требовавших интенсификации хозяйства. Между тем для последней обычная практика сеньориальной эксплуатации крестьян в системе домениального производства (господская запашка) на основе барщин давала слишком мало возможностей. Более значительное, чем на севере, сохранение в Лангедоке аллодиальной собственности и объяснялось тем, что она нашла свою экономическую опору в ранней интенсификации сельского хозяйства, политическую опору—в сопротивлении богатых городов возникновению могущественных сеньорий и юридическую поддержку—в пережитках, а затем, с XII в. в рецепции римского права, хотя последнее играло во многих районах Западной Европы иную роль.

Все же и в Лангедоке значительную прослойку крестьянства составляли homines de Casalagio, которые являлись фактически обычными сервами и выполняли разнообразные повинности. В Руэрге и некоторых других местностях этой области сервов имелось довольно много. Существовали здесь и обычные serfs de corps.

Для развития серважа на северо-востоке Франции показательна его история в Шампани, в которой в IX—X вв.

имелись многочисленные феодальные поместья. Огромное большинство крестьян Шампани было подчинено в X—XI вв. «абсолютному серважу», и в XI в. крестьяне составляли лишь одну категорию— serfs или homines de corps.

Следует отметить, что в некоторых областях даже в XII в. на королевских доменах и в церковных поместьях еще встречались fiscal inf, категория крепостного крестьянства, унаследованная от далекого прошлого. Это свидетельствует о том, что процесс слияния разных прослоек крестьянства и в столь позднюю эпоху не достиг своего абсолютного завершения.

О консолидации феодального режима во Франции в начале интересующей нас эпохи XI—XV вв. свидетельствует также окончательное оформление иерархии господствующего класса. Еще в X—XI вв. ее отдельные градации оставались неустойчивыми, один и тот же феодал именовался тогерцо-

гом, то графом или маркизом. Но в XII в. титул герцога делается более высоким по сравнению с другими, и в состав титула уже входит название территориальных владений его носителя (например, dux Normandiae), хотя в X в. это указание на территорию отсутствовало. Наследственность владений и титулов сыграла важную роль в формировании класса феодалов и его иерархии. Уже с середины IX в. вдова графа наследовала титул графини (comitissa), а с начала X в. дети графов и баронов наследуют титул отца даже в том случае, если они не получали по каким- либо обстоятельствам его земельного владения, лена. Право возведения в дворянство все более ограничивалось, и в XII в. им пользовались лишь представители узкого круга непосредственных вассалов короны, а в XIII в.—только король, выгодно торговавший этим правом (droit d’anoblissement). Наконец, в XIV в. даже приобретение благородного (рыцарского) лена представителем третьего сословия оказывалось недостаточным для отнесения его владельца к категории дворянства. До XII в. фьефы делились. Позднее в Нормандии, Бретани и других областях получила распространение система майората. Насколько далеко зашло развитие ленной системы, показывает распространение с XI в.

субинфеодации. Массовое строительство замков привело к тому, что уже в начале XI в. были заняты все удобные для их сооружения места. В более поздний период появилось лишь небольшое количество новых замковых укреплений (строительство которых стало теперь лимитироваться королями). Важной прослойкой французской знати стали авуэ (avoue)—светские феодалы, наделенные функциями защиты монастырей. Их должности с XI в. превратились в наследственные и давали им возможность безнаказанно грабить земли подзащитных аббатств. Именно в XI в. политическое раздробление Франции достигло высшей точ-ки, и герцоги Нормандии, Бургундии, графы Фландрии, Тулузы, Шампани, повидимому, давали королю Франции лишь простую клятву верности. Фактически они сохраняли почти полную независимость от королевской власти. Даже в XII в. йх оммаж (церемония принятия в вассальную зависимость королю) был исключением. Этот период (до XII в.) явился эпохой наивысшего могущества французской феодальной знати.
<< | >>
Источник: Ф.Я. ПОЛЯНСКИЙ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН/ ЭПОХА ФЕОДАЛИЗМА. 1954

Еще по теме § 2. Лекальные особенности:

  1. ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
  2. Особенности имиджирования
  3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
  4. 4.7. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
  5. 1.3. Особенности отрасли
  6. Особенности акционерной собственности 
  7. Особенности длинных циклов
  8. Особенности развития сервисного бизнеса
  9. ОСОБЕННОСТИ РЫНКОВ РЕСУРСОВ
  10. 9.3. Контроллинги его особенности
  11. Особенности ценообразования в строительстве
  12. Отличительные особенности экспертизы
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -