<<
>>

КРИЗИС 1793 г. В АНГЛИИ

В 1789 г. кризисные явления в хлопчатобумажной промышленности были полностью изжиты. Производство стало увеличиваться. Рост промышленности происходил на основе дальнейшего внедрения машин, усиленного строительства каналов, быстрого расширения внешней тqpгoвли.

В каналостроении наблюдался подлинный бум: за 1789— 1792 гг. было выдано около 30 разрешений на строительство каналов и улучшение внутренних водных путей; курс акций некоторых каналов вырос в десять раз против номинала. Бурно развивалась банковская система:              количество провинциальных

банков выросло до 400. Расцвела спекуляция колониальными товарами, их цены были сильно вздуты.

В последнем квартале 1792 г. цены стали снижаться, и умножилось число банкротств. То было начало экономического кризиса, который приобрел большой размах в 1793 г. Сильнее всего от кризиса пострадала хлопчатобумажная промышленность, но на этот раз кризис охватил и другие отрасли, в частности производство шерстяных тканей. Сильно сжался общий объем экспорта английских товаров. Острые формы приобрел денежный кризис. Из 400 провинциальных банков свыше 100 прекратили платежи. В октябре 1792 г. обанкротились 32 фирмы, в ноябре — 105, в марте 1793 г. — 105, в апреле — 188, в хмае — 209 и т. д. Среди обанкротившихся были крупнейшие фирмы с обязательствами в I млн. ф. ст. и больше. Дело дошло до штурма банков вкладчиками.

Некоторые современники и авторы считают главной причиной кризиса 1793 г. начало войны Англии с Францией, объявленной в феврале 1793 г. В памфлете, опубликованном в 1797 г., Френсис Бэринг писал:

«Обстоятельством, весьма значительно содействовавшим созданию бедственного положения в 1793              г., было внезапное,

неожиданное объявление войны» *.

Ту же точку зрения отстаивает и Аштон; в своей книге по истории английской металлургии он утверждает:

«Взрыв в 1793 г.

войны с революционной Францией вызвал короткий, но острый торговый кризис. Металлургические предприятия пострадали не меньше других отраслей» 2. Tooke and Newmarch1 A History of Prices, London 1928, vol. I, p. 176. Ashtoni Iron and Steel in the industrial Revolution, Manchester 1924. p. 142.

В этих высказываниях есть доля истины. Война угрожала парализовать английскую торговлю не только с Францией, но и с другими странами Европы. Начало войны серьезно сказалось на английском экспорте. Война усилила размах денежного краха, который в свою очередь еще больше ухудшил положение промышленности.

Англия. Кризис 1793 г.*

1787 г.

1788 г.

1792 г.

1793 г.

Падение в 1793 г. (в %)

Чистый импорт хлопка (в млн. англ. фунт.) . . .

22,2

19,6

33,5

17,8

47

Экспорт хлопчатобумажных изделий (в млн. ф. ст.)

1,1

1,3

2,0

1,7

15

Производство шерстяных тканей в Западном округе Йоркшира (в млн. ярдов)

8,8

8,4

12,1

10,8

И

Производство льняных тканей в Шотландии (в млн. ярдов)

19,4

20,5

21,1

20,7

2

Экспорт британских товаров (в млн.

12,7

18,3

13,9

24

Число банкротств

509

707

636

1302

+ 105

Индекс экономической активности (1821—1825 гг.

— 100)

61,9

46,9

24,3

* Bainesi History of the Cotton Manufacture, London 1835, p. 347, 349, 653; McCul- Iocht A Statistical Account of the British Empire, vol. I, London 1839, p. 630; «Annual Register», 1798, p. 208, A. Gayer, W. Rostovoi A. Schwartz, The Growth and Fluctuation of the British Economy 1790—1850, vol. I, Oxford 1953, p. 354.

Неправильно, однако, рассматривать кризис 1793 г. только как следствие войны. Война лишь придала кризису больший размах, но предпосылки для его взрыва были созданы внутренними условиями развития английской экономики. He будь войны, кризис все же разразился бы, быть может, лишь несколько позже и в несколько иной форме. Огромный рост продукции и внешней торговли в годы, предшествовавшие кризису, не мог не привести к переполнению рынков. Симптоматично, что уже в 1792 г. цена хлопчатобумажной пряжи резко упала (с 30 до 16 шилл. за I фунт № 100). Такого острого падения английская хлопчатобумажная промышленность еще не знала. Роберт Оуэн, руководивший тогда одной из крупнейших хлопчатобумажных фабрик, свидетельство которого поэтому особенно авторитетно, писал, что 1792 год был для торговли ужасным годом, приостановившим на время быстрый рост хлопчатобумажной промышленности *. Это значит, что уже до войны, в 1792 г., хлопчатобумажная промышленность остро страдала от перепроизводства.

Что война не была причиной кризиса, подтверждается свидетельскими показаниями многих современников и авторитетных исследователей, в том числе — Тука, Чалмерса, Андерсона, Макферсона, Бунятяна и др. Особенно ценно, свидетельство Тука, хотя он, исходя из своей общетеоретической концепции, ошибочно ищет корни кризиса в кредитно-денежной сфере. Полемизируя с Бэрингом, Тук пишет:

«Хотя столь авторитетное лицо и утверждает, что начало войны обусловило расстройство коммерческого кредита, происшедшего в это время, я, исходя из собственных воспоминаний и всего материала, собранного мною исследовательским путем, склонен сомневаться в том, что война имела большое значение в возникновении расстройства кредита, хотя она не могла не содействовать усилению его основных причин.

Эти причины существовали уже раньше в виде чрезмерного расширения кредита и денежного обращения не только во внутренней торговле и в банковском деле нашей страны, но и в коммерческих операциях главных городов континентальной Европы и Соединенных Штатов Америки». И дальше Тук указывает, что волна торговых банкротств в Англии и других странах поднялась уже осенью 1792 г., что по их характеру нельзя полагать, что они были вызваны ожиданием войны[218]. Чалмерс также указывает, что из обанкротившихся в 1793 г. крупных торговых фирм «ни одна не имела убытков, связанных с войной». Любопытно, что уже тогда, в 1794 г., Чалмерс отмечает чередование периодов процветания и кризисных потрясений. «Опыт показывает, — пишет он, — что процветание ведет обычно к своей противоположности, точно так же, как превосходное здоровье является часто предтечей наихудших болезней; причины наших торговых недугов, разразившихся таким пароксизмом в 1793 г., скрывались в нашей коммерческой жизни уже на протяжении ряда месяцев 1791 г. и всего 1792 г.» [219]

Кредитная экспансия сыграла важную роль в подготовке и углублении кризиса. Ho нельзя согласиться с Туком, что чрезмерное расширение кредита перед 1793 г. было главной причиной кризиса. Расширение банковской системы было результатом роста промышленности и торговли, стимулируемого техническим переворотом. Решающие процессы, которые привели к кризису, происходили в сфере производства. Денежный кризис 1793 г. принципиально отличен от потрясений кредитной системы преж^ них времен, которые происходили вне зависимости от хода общественного производства, как это было, нащример, в период мошеннических операций JIoy во Франции. Впервые в истории капитализма денежный кризис выступил как одна из форм выражения кризиса промышленности и торговли.

Бунятян, давший подробное описание кризиса 1793 г., приходит к следующим выводам:

«Кризис 1793 г. был самым тяжелым из всех испытанных Англией до этого кризисов и ее первым большим промышленным кризисом...

Причиной кризиса 1793 г. был внезапный подъем торговли и промышленности... Продукция увеличилась в гораздо больших масштабах, чем емкость внутреннего и внешнего рынков, несмотря на относительно большой рост потребления. Производство и вывоз английских фабрикатов сильно упали в результате кризиса, в то время как вывоз колониальных товаров не испытал никакого сокращения. Падение было вызвано переполнением внутреннего и внешнего рынков британскими товарами, но не было следствием затухания хозяйственной деятельности под влиянием денежного кризиса или войны» *.

25 апреля 1793 г. была создана парламентская комиссия для обследования положения торговли и кредита. Свидетельские показания в этой комиссии рисуют картину острого кризиса в важнейших центрах промышленности. Так, например, член парламента Макдоэль, обследовав положение в Глазго, сообщил комиссии:

«Все торговые фирмы и промышленники в отчаянии от застоя в области коммерческого кредита и полного отсутствия частного доверия... Промышленники Глазго и Лондона имеют большие запасы товаров, которые они могут продать только по пониженной цене. Владельцы хлопчатобумажных фабрик начали увольнять рабочих. Мэр Глазго в письме сообщает, что предприниматели уволили большое число рабочих».

Член комиссии Торнтон говорил:

«Я знаю 5 или 6 торговых фирм, имеющих на руках большие запасы товаров, реализация которых оказала бы им существенную помощь; но из-за застоя в торговле и невозможности превратить эти товары в деньги они опасаются, что будут вынуждены в скором времени прекратить платежи».

Олдермэи Андерсон сообщил комиссии, «что 7 известных торговых фирм с безупречной репутацией и с большим количеством товаров, которые сейчас нельзя продать, находятся в очень тяжелом положении из-за недостатка денег и не могут производить свои платежи, если не получат помощи» 2.

Большинство свидетелей неправильно усматривает главную причину кризиса в нарушении кредита. Ho из. этих же показаний видно, что сам денежный кризис был вызван трудностями реализации товаров. Кризис 1793 г. был несомненным кризисом перепроизводства.

Кризис 1793 г. лишил заработка значительное число рабочих. Представитель Шотландии в парламентской комиссии сообщил, что многие рабочие уволены, а в районах Глазго и Пэйсли безработица угрожает еще 160 тыс. мужчин, женщин и детей[220]. Власти использовали кризис для вербовки безработных в армию и военный флот. Многие безработные эмигрировали за океан. 

<< | >>
Источник: Л. А. МЕНДЕЛЬСОН. ТЕОРИЯ и ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ и ЦИКЛОВ.Том I. 1959

Еще по теме КРИЗИС 1793 г. В АНГЛИИ:

  1. НАЗРЕВАНИЕ КРИЗИСА В АНГЛИИ. ДЕНЕЖНЫЙ КРИЗИС
  2. КРИЗИС 1797 г. В АНГЛИИ
  3. КРИЗИС В АНГЛИИ
  4. КРИЗИС В АНГЛИИ
  5. КРИЗИС В АНГЛИИ
  6. ГЛУБИНА И ТЯЖЕСТЬ КРИЗИСА В АНГЛИИ
  7. ГЛУБИНА И ТЯЖЕСТЬ КРИЗИСА В АНГЛИИ
  8. ОСОБЕННОСТИ РАЗВЕРТЫВАНИЯ КРИЗИСА В АНГЛИИ
  9. ГЛУБИНА И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА В АНГЛИИ
  10. ГЛУБИНА И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА В АНГЛИИ
  11. ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА 1819 г. ЗА ПРЕДЕЛАМИ АНГЛИИ
  12. РОЛЬ АНГЛИИ В МИРОВЫХ КРИЗИСАХ ДО И ПОСЛЕ КРУШЕНИЯ ЕЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ МОНОПОЛИИ
  13. КРИЗИС В АНГЛИИ, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧИХ
  14. ПОСЛЕВОЕННЫЙ ЭТАП ВОЕННО-ИНФЛЯЦИОННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА ВО ФРАНЦИИ Й АНГЛИИ
  15. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КРИЗИС 1841/42 г. В АНГЛИИ. ОБНИЩАНИЕ И БОРЬБА РАБОЧЕГО КЛАССА
  16. КРИЗИС В АНГЛИИ, ЕГО РОЛЬ В ОБОСТРЕНИИ АНТАГОНИЗМА И БОРЬБЫ КЛАССОВ
  17. КРИЗИСЫ И НЕРАВНОМЕРНОСТЬ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ЭТАПЫ КРУШЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ МОНОПОЛИИ АНГЛИИ
  18. ВЫХОД ИЗ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КРИЗИСА 1841/42 г. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ АНГЛИИ В 40-х ГОДАХ
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -