<<
>>

Из истории демографической политики

Уместно вспомнить, что необходимость поддерживать определенные пропорции между населением, ресурсами и окружающей средой всегда осознавалась как важная и сложная управленческая задача.

В разные времена в росте численности населения многие ученые и политики видели то основу экономического развития, гарантию поли

тической и военной мощи, то угрозу самим основам существования общества.

Идеи и попытки влиять законами и экономическими мерами на воспроизводство населения насчитывают не одну тысячу лет.

Демографическая политика имеет давнюю историю и богатый опыт практической реализации: от основания древними греками колоний для расселения быстро прирастающего населения или установления привилегий трехдетным семьям римскими императорами до политики «одна семья - один ребенок» в современном Китае.

Возникновение античного государства с его законами, с общественным неравенством и экономикой, построенной на труде рабов с его крайне низкой производительностью, обусловило зарождение и развитие демографической политики как государственной политики. Разрабатывая и реализуя законы, упорядочивающие жизнь и сосуществование миллионов людей, государство прямо или косвенно регулировало и демографическое поведение индивидуумов и семей, а следовательно, и воспроизводство населения.

Так, в одном из древнейших правовых актов - своде законов вавилонского царя Хаммурапи (примерно 1760 г. до н.э.) - 68 статей из 282 были посвящены семейному праву.

Рост численности населения древних государств в благоприятные годы, когда войны и стихийные бедствия, эпидемии и неурожаи не сокращали население, вынуждал к контролированию его роста путем стимулирования рассредоточения населения вплоть до принудительной эмиграции. Уже в IV-V вв. до н.э. ощущалось перенаселение в небольших древнегреческих городах-государствах, что побуждало вынужденную эмиграцию избытка населения и принимало форму периодического основания колоний.

Греческую колонизацию Средиземноморья и Причерноморья (а истоки ее уходят к VIII в. до н.э.) можно, пожалуй, считать первой формой целенаправленного регулирования численности и размещения населения.

Переселение жителей из густонаселенных районов в малонаселенные с избытком земли для поддержания «оптимальной» пропорции между количеством земли, продовольствием и населением предлагалось вV в. до н.э. древнекитайским философом Конфуцием (551-479 гг. до н.э.) и его последователями как эффективная государственная мера. Конфуций говорил своим ученикам: «Если богатство распределить равномерно, то не будет бедных, если в стране установить гармонию, то население не будет казаться малочисленным».

О необходимости регулирования численности населения как важной составной части государственной политики высказывались выдающиеся греческие мыслители Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.).

История политики народонаселения полна примеров и попыток использования экономических мер (пособия, налоговые и иные льготы)

в качестве инструментов, призванных стимулировать брачность и рождаемость через уменьшение бремени расходов на детей, перераспределять доходы в пользу семей с детьми, выравнивать доходы семей с разным числом детей.

Так, римский император Юлий Цезарь, поддерживая многодетных, распределил общественные земли, не находившиеся в частном владении, между 20 тысячами граждан, имеющих по трое и более детей. Он же основывал новые колонии, расселив по заморским территориям около 80 тыс. граждан.

Император Август пытался проводить политику воздействия на брачность и укрепление семьи, стимулирование рождаемости через привилегии семьям с детьми и т.п. Принуждая граждан репродуктивного возраста к длительному супружеству, Август надеялся получать от семей боль шее потом ство.

Август наложил наказания на холостяков и увеличил награды женатым и тем, кто имел детей. Когда римские всадники стали просить о его отме не, Август при ка зал поста вить на од ну сто ро ну всех жена тых, на другую - холостых.

Последних оказались больше, что весьма удивило граждан. Тогда Август спросил: «... Что же будет с Римом, если никто более не захочет вступать в брак?Не дома, портики и площади составляют город; его составляют люди... Моя единственная цель — долговечность республики» [Монтескье, 1748а].

Демографическая политика рабовладельческих государств, направленная на расширенное воспроизводства свободного населения, игнорировавшая интересы и условия жизни «говорящих орудий» - рабов (а они подчас составляли от четверти до половины населения), не дала тех результатов, которые от нее ожидались.

Богатая часть свободного населения не была заинтересована в расширенном воспроизводстве семьи, бедные слои не имели экономических условий для содержания нескольких детей. Что касается воспроизводства рабского населения, то основным источником пополнения рабов были войны, захват пленных. Как правило, купить раба на рынке было дешевле, чем нести расходы по содержанию детей рабов.

Несмотря на явную пронаталистскую ориентацию политики, ни в Греции и Риме, ни в других государствах рабовладельческой эпохи прерывание беременности (аборт, от лат. abortus - выкидыш) запрещено не был. Законы предписывали делать его не позже, чем через 40-80 дней от начала беременности. Это вполне соответветствует современным рекомендациям оптимального срока при производстве искусственного аборта.

Большое влияние на формирование взглядов на политику в области воспроизводства населения оказывали религиозные доктрины, вполне заменявшие в качестве регуляторов поведения правовые нормы. Христианство осуждало аборт и детоубийство, но поощряло воздержание. Религиозные доктрины Востока, преобладавшие в Китае, Индии, Пер

сии, в целом предписывали продолжение рода и деторождения, но в буддизме (и в меньшей степени в индуизме) обет безбрачия считался высоким духовным идеалом.

В средние века изменившиеся экономические условия, смена рабовладения феодализмом, способствовали появлению у крестьян стимулов к большой семье - воспитание детей стоило дешево, а рабочая сила в хозяйстве была нужна, тем более что налогами облагалось, как правило, только взрослое население.

Заинтересованы были в увеличении численности крестьян, а следовательно, и в поощрении ранних браков и деторождения и феодалы, чье могущество определялось во многом числом их подданных. Нуждались в увеличении населения и государи. Раздробленные феодальные княжества и государства, не имевшие достаточного населения и собственной армии, не могли противостоять своим соседям и недругам во время нередких феодальных войн.

С другой стороны, помимо экономических предпосылок брак и деторождение поддерживались учениями христианской церкви: она поощряла единобрачие, осуждала аборт, детоубийство и какое-либо регулирование деторождения.

Отношение к численности населения, к семье определялось высоким уровнем смертности, эпидемиями, уносившими сотни тысяч жизней. Так «черная смерть» - европейская пандемия чумы в 1347-1353 гг. сократила население местами на 80-90 % населения, а в целом в Европе умерло примерно 25 млн человек или 50 % населения того времени. Такие потери безусловно способствовали формированию теории и политики, ориентированных на поддержку роста (или как минимум восстановления) численности населения. Подобные взгляды отражены в трудах великих мыслителей раннего средневековья Фомы Аквинского,

Н. Макиавелли, родоначальников утопического социализма Т. Мора и Т. Кампанеллы и многих других. Так теолог и философ Фома Аквинский (1225-1274) полагал, что богатство общества умножается с возрастанием числа лиц физического труда.

Томас Мор (1478-1535) в своей «Утопии» (1516) сконструировал общество социального равенства и достатка, базирующее на сознательном поведении граждан и производительном ремесленном и сельскохозяйственном труде. Мор высказывался в пользу многолюдства, разумного расселения городского и сельского населения, поддержания оптимальной численности городов, регламентации брака и размеров семьи-домохозяйства. Механизм регулирования численности и структуры населения, описанный Мором, опирался прежде всего на миграцию, предполагавшую высокую степень мобильности населения.

С «Утопией» Мора тесно перекликается другая знаменитая социальная фантазия - «Город Солнца» (1602, издана в 1623 г.). Ее автор Томма- зо Кампанелла (1568-1639), философ, монах ордена доминиканцев, нарисовал в своей книге, подобно Платону и Мору, утопическую карти

ну гармоничного социального устройства, предполагавшего среди прочего и регулирование воспроизводства населения, причем не только количества, но и качества населения.

Господствующим направлением демографической теории и политики в период феодализма был популяционизм (политика поощрения роста населения). Однако уже к концу XVI века появляются и противоположные воззрения, предупреждающие об опасностях перенаселения. Предшественником новых концепций стал англичанин У. Холишед, утверждавший в своей работе (1577), что большое население и многочисленные браки не приносят стране пользы, а наоборот осложняют существование людей. Позднее идеи угрозы возможного перенаселения земли были развиты в работах П. Ралейха, Р. Уоллеса, Д. Таунсенда Д. Стюарта и др.

Развитие демографической мысли и демографической политики того времени во многом определялось философией меркантилизма, отражавшей интересы зарождавшегося торгового капитала. Меркантилисты (Т. Мен, А. Серра, С. Фортрей и др.) считали, что рост населения ведет к обогащению нации, что целью государственной политики должно быть увеличение населения. Увеличение же населения поддерживает военное могущество, способствует росту притока в казну налогов и пошлин.

В период появления ростков будущего капиталистического строя европейские государства проводили довольно определенную демографическую политику, направленную на поощрение деторождения, запрещение эмиграции и облегчение иммиграции.

В XVII веке Франция, одна из первых в Европе, начинает проводить политику поощрения роста населения. Ее мотивы обусловливались и учением меркантилизма, и демографической ситуацией. Франция понесла большие потери в 30-летней войне с Германией (1618-1648), а также теряла население из-за значительной эмиграция, вызванной религиозными преследованиями гугенотов.

Эта политика связана с именем Жана-Батиста Кольбера (1619-1683), генерального министра финансов Франции (с 1665 г.) при дворе Людовика XIV. Популяционистская политика Кольбера включала, согласно эдикту Людовика XIV (1666), как налоговые льготы, так и выплату специальных пособий.

Меры против эмиграции поначалу были не слишком эффективны, поэтому в 1682 и 1685 гг. они были усилены. Капитаны кораблей и купцы за содействие побегу реформаторов облагались штрафом в 3000 ливров. Позднее за это была введена даже смертная казнь.

В Испании и Англии, в Савойе и Австрии в XVII-XVIII веках также проводилась некоторая политика поощрения рождаемости и брачности и ограничения эмиграции. В германских государствах практиковалось введение популяционистских мер политики, в частности, лишение холостяков права занимать общественные должности или заниматься ремеслом без уплаты особой пошлины.

К середине XVIII века усилились экономические предпосылки популяционизма, связанные с расширением мануфактурного производства и увеличением спроса на рабочую силу. Это поддерживало дальнейшее распространение идей желательного роста населения. Они нашли свое отражение в трудах великих французских просветителей Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), Ш. Монтескье (1689-1755), Д. Дидро (1713-1784), в трудах Гельвеция, Моо, Юма и других мыслителей.

Руссо в «Общественном договоре» (1762) высоко оценивал правительства, при которых больше всего возрастает население. Выступал он и против ограничения рождаемости в браке, считая это противоестественным и аморальным. Его современник Монтескье считал сокращение населения крайне негативным явлением и в работе «О духе законов» (1748) обосновывал потребность европейских стран в законах, способствующих размножению населения.

«Люди, которые бедны, - писал Монтескье, - производят мало детей. У них не хватает пищи даже для самих себя; могут ли они думать о том, чтобы разделять ее с другими? Только способность легко говорить в соединении с неспособностью думать могла привести к заключению, что чем беднее подданные, тем многочисленнее их семейства...» [Монтескье, 1748 b] .

Лишь Вольтер (1694-1778) критически относился к идеям о росте населения, соотнося проблему населения с проблемами благосостояния и духовного развития. Он отмечал, что большинство отцов семейства опасаются иметь детей, тогда как правительства хотят умножения народа (1764), обратив внимание на противоречие между ограниченными экономическими возможностями семьи содержать детей и экономическими и политическими потребностями государства увеличивать число граждан - налогоплательщиков и воинов: «Безнравственно призывать рожать новых детей, если мы не можем сделать уже живущих счастливыми».

Многие русские государственные деятели и ученые Х^1-Х1Хвв. поддерживали идею увеличения населения. В крепостной России существовал закон, по которому каждая семья платила подать («тягло»). Отсюда проистекала заинтересованность государства в ранних браках, так как увеличение числа новых семей обеспечивало приток новых доходов в казну. Ранние браки и высокая рождаемость одобрялись церковными догматами, формировавшими установки и поведение населения.

Наиболее цельное и систематизированное изложение необходимых и возможных мер политики населения в России было представлено в трактате М.В. Ломоносова «О сохранении и размножении российского народа» (1761). М.В. Ломоносов выразил цель демографической политики ярко и образно: «...Полагаю самым главным делом: сохранение и размножение российского народа, в чем состоит величие, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей».

Предложенные Ломоносовым меры, в основном культурно-просветительные и административно-правовые (пересмотр церковных правил и обычаев), были направлены на создание благоприятных условий для рождения детей в браке и вне брака, на сокращение детской смертности, на прекращение эмиграции. Им подробно были рассмотрены 13 способов содействия росту населения, и было предложено все «вредное приумножению и сохранению народа... запретить». По мнению Ломоносова, России следовало привлекать людей из-за границы (Россия «...в состоянии вместить в свое безопасное недро целые народы и довольствовать всякими потребами...»).

При императрице Екатерине II (видимо, не без влияния ломоносовского трактата, как и не без влияния того, что осуществлялось во Франции, а ранее - в Риме) были отменены «венечные памяти» (по сути, пошлина за венчание), облегчено вступление в брак вдовам и женам ссыльных, при выборах на общественные должности предпочтение стали оказывать тем, у кого больше детей. Указ Екатерины от 1774 г. повелевал не венчать малолетних со взрослыми девками. Указ Синода от 1784 г. предписывал в проповедях склонять народ к благосклонному отношению к внебрачным детям. Были учреждены дома для подкидышей и незаконнорожденных.

Почти все прогрессивные деятели России того времени (государ- ствоведы, медики, философы и писатели) разделяли популяционистские позиции (А.П. Волынский, А.Н. Радищев, В.Н. Татищев и др.). В то же время историк и публицист М.М. Щербатов считал быстрое увеличение крестьянского населения одним из факторов распространения бед но сти в Рос сии.

На рубеже XVIII-XIX веков на смену популяционизму пришла иная, противоположная, доктрина, доказывающая необходимость сдерживания роста населения. Она получила название мальтузианство по имени своего создателя Томаса Роберта Мальтуса (1766-1834). Экономической предпосылкой антипопуляционизма был активно свершавшийся промышленный переворот. Он вел к появлению «лишних рабочих рук и ртов», накоплению относительно избыточного населения.

Мальтус, заимствуя идеи англичанина М. Хейла и итальянца Дж. Ортеса о возрастании населения в геометрической прогрессии и ряд других экономических идей и теорий, объяснял причины возникновения бедности и пауперизма перенаселенностью и неразумным размножением рабочего класса.

Мальтус перекладывал ответственность за умножение нищеты в обществе с социально-политических и экономических особенностей и законов новой капиталистической системы на демографические процессы с их естественной биологической основой воспроизводства населения.

Суть политики по Мальтусу должна была быть направлена на предупреждение избытка населения, в том числе распространением в народе

норм христианского аскетизма, воздержанием от вступления в брак и обузданием «инстинкта размножения».

Иная точка зрения представлена Ф. Энгельсом в «Набросках к критике политической экономии». Он отмечал, что «дети подобны деревьям, с избытком возмещающим произведенные на них расходы». Ф. Энгельс подчеркивал, что «всякий взрослый человек производит больше, чем может сам потребить», это - факт, «без которого человечество не могло бы размножаться, более того, не могло бы даже существовать; иначе, чем жило бы подрастающее поколение». [Энгельс: 565-566].

К концу XIX века экономическая и географическая экспансия, сопровождавшая борьбу за раздел мира на сферы влияния, вновь повысила роль численности населения как фактора силы, возможности создания большой армии. С другой стороны возрождению популяционистских идей способствовали низкая рождаемость во многих странах Европы, снижение прироста населения. Эти проблемы стали предметом обсуждений на заседаниях буржуазных парламентов. Были выдвинуты различные проекты увеличения рождаемости.

Известный французский демограф Жак Бертильон (1851-1922) объявил теорию Мальтуса «позорной», требовал законодательными методами влиять на увеличение рождаемости. В 1896 г. им был основан Национальный союз за увеличение численности французского населения (в 1935 г. союз был переименован в Национальное общество борьбы против депопуляции).

Суть многих проектов сводилась к восстановлению применявшихся еще во времена Кольбера фискальных (налоговых) мер. Так, во Франции в июле 1913 г. бюджетная комиссия парламента увеличила подоходный налог на холостяков на 20 % для тех, кому больше 30 лет, чтобы «уменьшить экономические преимущества бессемейной жизни» и тем самым стимулировать брачность. В США и Англии были учреждены скидки с подоходного налога для женатых, а также введены различные уровни необлагаемого налога для холостяков и женатых, увеличивавшиеся по мере роста размера семьи (чем больше детей, тем больше размер доходов, не облагаемых налогом).

Однако попытки увеличить рождаемость, стимулируя увеличение брачности, не давали должного эффекта. Поскольку главной причиной низкой рождаемости была не низкая брачность, а внутрисемейное ограничение числа детей.

Известный отечественный социал-гигиенист С.А. Томилин, разрабатывавший еще в 1920-е годы подходы к экономике воспроизводства человеческих жизней, обращал внимание на экономическую невыгодность деторождения именно для семьи: «...выработка конфет оплачивается, а выработка детей — нет, и поэтому общественное мнение повсюду, во всех социальных группах, все больше склоняется к тому, что не стоит заниматься явно бездоходным, даже убыточным предприятием выращивания детей». [Томилин, 1973: 142].

Германский экономист Момберт писал в 1916 г. «Все законодательные мероприятия для поддержания роста населения путем стимулирования ранних браков, многодетных семейств совершенно бесцельны, если хозяйственное развитие не протекает благополучно». В результате Момберт приходит к отрицанию демографической политики как таковой: «Нет политики народонаселения, кроме хозяйственной политики, учитывающей проблему населения».

Развитие взглядов на демографическую политику в XX веке получило особую почву в Италии и Германии. Экспансия, борьба за жизненное постранство были стержнем геополитики итальянского и германского фашизма, которая принесла неисчислимые беды народам Европы, привела к потерям десятков миллионов людей, погибших во Второй мировой войне.

Популяционистская демагогия составляла важное звено идеологического арсенала фашизма. Так, выступая в палате депутатов (1927), итальянский дуче Муссолини заявил в своей речи: «Не основным, но предрешающим фактором политической, а также экономической и моральной мощи наций является их демографическая мощь». Им была написана брошюра «Численность как сила», в которой он провозглашал, что «высокая рождаемость будет отличать фашистский народ от прочих европейских народов, так как будет указывать на его жизнеспособность, на его волю к продлению жизнеспособности в веках».

Итальянский демограф Цингали в докладе, посвященном политике населения Муссолини (на Международном Конгрессе по изучению населения, Рим, 1934 г.) выделял специальные меры, составляющие содержание демографической политики: стимулирование брачности и плодовитости браков; решительные осуждения и борьба с предупреждением беременности; ограничение эмиграции; борьба с урбанизацией; борьба со смертностью и т.п.

Политика населения Гитлера, подобно политике Муссолини, диктовалась двумя соображениями: 1) большое население было необходимо для удовлетворения растущей потребности в «пушечном мясе»; 2) демографический компонент был важной составной частью «расовой теории».

Для демографического «просвещения» в Германии была огромным тиражом выпущена пропагандистская брошюра «Вымирающий народ». В миллионах экземпляров этой брошюры все ошибки списывались на эпоху «либерализма и марксизма». Были запрещены противозачаточные средства и аборты, рекламировалась и поощрялась внебрачная рождаемость.

Фашизм на долгие годы скомпрометировал идеи демографической политики, которые и сейчас нередко связывают только с тоталитаризмом (фашизмом или коммунизмом), с его агрессивностью, нуждающейся в миллионных армиях для утверждения своих идеологий среди иных территорий и народов.

История демографической политики показывает, что она была слабым инструментом и не могла заметно влиять на воспроизводство населения. Общественно-экономические условия, как правило, сводили на нет все усилия демографической политики, которой отводили нередко ошибочную роль главного лекарства для лечения больных экономик и социально-политических систем.

Демографическая политика не может и не должна подменять собою социальную и экономическую политику. Попытки решать социально-экономические проблемы мерами воздействия на воспроизводство населения никогда не приводили к желаемым и эффективным результатам.

<< | >>
Источник: В.П. Колесов. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. 2008

Еще по теме Из истории демографической политики:

  1. Из истории демографической политики
  2. Задачи и принципы демографической политики Сущность демографической политики
  3. Н.М. Гуревич НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ЮГО-ЗАПАДНОЙ АЗИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА
  4. Демографическая политика
  5. 2.2.6. Демографическая политика
  6. Глава 9 Демографическая политика
  7. Глава 9 Демографическая политика
  8. Современная демографическая политика
  9. Современная демографическая политика
  10. Методы оценки демографических процессов и система индикаторов демографической безопасности
  11. Основные цели, задачи и направления демографической политики в интересах обеспечения национальной безопасности
  12. Показатели и факторы оценки демографического развития Разновидности показателей оценки демографической ситуации
  13. 3.3. Трудовые ресурсы: демографический, образовательный, профессионально-квалификационный аспекты Демографический аспект трудовых ресурсов
  14. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ВИНСТИТУТЕ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ РАН (2000-2005 гг.)(Вместо предисловия)
  15. История с продолжением Часть III. История о двух стратегиях
  16. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
  17. II Демографические факторы
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -