<<
>>

Глава 15 Человеческое развитие И ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ

Сегодня не только в среде научно-образовательного сообщества, но и в достаточно широких деловых и политических кругах известны и притягательны общественные концепции: «человеческое развитие» и «общество знаний».

Внимательный взгляд наверняка позволит обнаружить различия между ними в калибре общественной значимости или степени проработанности. Но все же куда большее значение имеет совпадение по времени и причинам их появления. Принято считать, что и та, и другая концепции зародились примерно на рубеже 50-60-х гг. прошлого столетия. Истоки «человеческого развития», согласно устоявшемуся мнению, берут начало в трудах американского ученого Т. Шульца. Сторонники «экономики знаний»- основы «общества знаний» апеллируют к работам Ф. Махлупа, также американского исследователя, имеющего австрийские корни. Оба исследователя высказывали идеи, которые, как выяснится позже, стали, по сути, альтернативными устоявшимся к тому времени представлениям о характере экономического роста как функции накопления капитала и эффективности его применения. Первый заметил, что с этими представлениями не согласуются вложения в человека, второй - что для эффективного применения накопленного капитала важен интеллект, т.е. человеческое знание. И той и другой идее потребовалось для созревания и превращения в концепцию почти три десятка лет. В эти годы широкое хождение получили понятия «человеческие ресурсы», «человеческий капитал» и другие «боковые ветви» с весьма сильным оттенком ресурсного предназначения человека, однако главным результатом созревания стало появление на рубеже 1980—1990-х гг. двух концепций, отразивших новое видение человека, как цели и как источника современного общественного развития.

Общее у концепций «человеческое развитие» и «экономика знаний» это то, что обе они открывают возможность по-новому увидеть природу предназначения общественного богатства, общественного благосостояния и процветания наций.

Экономическое развитие, измеряемое абсо

лютным и подушевым показателями ВВП, фактически показывает лишь меру способности той или иной страны производить товары и услуги, сводя ее к агрегирующему понятию «доход». Однако высокий подушевой доход не дает возможности понять меру удовлетворения потребностей людей, как и низкий доход ничего не может показать кроме бедности по доходам. В этом смысле предложенный усилиями разработчиков концепции «человеческое развитие» ИЧР и другие индикаторы намного более содержательны и информативны. Учитываемый в составе индекса человеческого развития доход уже выступает не как цель развития, он подчинен замыслу более широкого показателя, который служит основой развития человеческих способностей и расширения человеческих возможностей, выбора цели и образа жизни, возможности реализовать права и ценности человеческой жизни. Не случайно за время после публикации в 1990 г. первого международного Доклада ПРООН по человеческому развитию последующие ежегодные доклады стало возможным связать с такими вопросами, как положение женщин, бедность и нищета, структура потребления, экология, справедливое распределение активов, инвестиции в людей, создание рабочих мест, системы социальной защиты и многими другими. Еще более широк круг вопросов в национальных докладах по человеческому развитию. Благодаря этому у семейства организаций ООН появилась возможность уйти от монотонного, навязанного МБРР и МВФ, видения общественного прогресса как непрерывной гонки за увеличением показателя ВВП в чисто монетаристской интерпретации. Стал утверждаться и более широко распространяться подход к развитию как сложному процессу, в котором отражаются и сливаются многообразные ручейки изменений в различных и весьма конкретных областях человеческой жизни. Развитие вместо гонки за ростом дохода все более нацеливается на достижение достойной жизни, социальной стабильности, гармоничного взаимодействия с природой.

Это кардинальное изменение в парадигме общественного прогресса было зафиксировано проведенной в сентябре 2000 г.

по инициативе ПРООН специальной сессией Генеральной Ассамблеей ООН вдоку- менте, озаглавленном «Цели в области развития, сформулированные на саммите тысячелетия». В документе сформулированы конкретные показатели достижения 18 целей в различных областях на период до 2015 года.

Если концепция человеческого развития утверждает, что человек должен быть поставлен в центр экономического развития как цель развития, как возможность реализовать основные человеческие ценности и права, то концепция общества знания отражает реальные сдвиги в экономике, в результате которых человек перемещается в центр экономического развития уже как источник роста общественного богатства. Это означает качественное изменение роли человека в общественном производстве. Если ранее она сводилась к тому, что труд человека, дру

гими словами, осознанная (опосредованная знаниями) деятельность по преобразованию сил и веществ природы, наряду с другими, был одним из факторов производства, то сейчас знание, интеллектуальный потенциал становятся главным фактором.

Известно, что ведущим фактором производства в доиндустриальную эпоху выступала земля, а индустриальная стадия общественного развития покоится на использовании в качестве такого фактора капитала. Однако индустриальная стадия для многих стран сегодня является пройденным этапом. Их принято называть странами постиндустриального общества. Характеристика этого нового общества как постиндустриального могла быть лишь временной поскольку, с одной стороны, имелись достаточные свидетельства того, что оно отличается от общества индустриальной эры, а с другой - не сразу проявились его основные содержательные характеристики. Лишь по мере проявления роли и значения знания становится ясно, что общество постиндустриального развития - это общество, в котором главным фактором и ресурсом развития выступают знания, в котором производство, обмен, распространение, применение и использование знаний выступают основой материального и духовного развития. Более точное определение его сущности - это общество знаний, «знаниевое» общество.

Понятно, что ближе всего к такому состоянию продвинулись развитые страны и что разрыв со странами, не прошедшими и тем более не начавшими стадию индустриального развития, приобретает в этом свете еще более проблемный характер. В этой связи возникают вопросы: поддается ли измерению степень развития общества знаний, существуют ли индикаторы для такого измерения, имеют ли эти индикаторы общие элементы с индикаторами для измерения человеческого развития, и существует ли взаимосвязь между уровнями развития «знаниевого» общества и человеческого развития. И хотя априори существуют основания для утвердительного ответа на вопрос о существовании такой взаимосвязи в виде рассуждений о человеческой природе всякого знания и о том, что «знаниевое» могущество предполагает высокий уровень человеческого развития, для ответа на данный вопрос требуется более детальное рассмотрение важнейших характеристик этого общества.

<< | >>
Источник: В.П. Колесов. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. 2008

Еще по теме Глава 15 Человеческое развитие И ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ:

  1. Глава 15 Человеческое развитие И ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ
  2. Формирование экономики знаний и переход к инновационному типу развития.
  3. 14.3. Мировой опыт инновационного развития Инновации в современной экономике знаний: основные тенденции
  4. ГЛАВА I Национальная экономика в системе экономических знаний
  5. Глава 42 РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА - СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
  6. Глобализация мировой экономики и гендерное равенство в человеческом развитии
  7. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
  8. Глава 11 Образование и человеческое развитие
  9. Глава 13 Устойчивое человеческое развитие
  10. Глава 13 Устойчивое человеческое развитие
  11. Глава 3 Показатели развития человеческого потенциала
  12. Глава 4 Индекс развития человеческого потенциала
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -