§ 2. Корневая система, или формирование традиций
Происхождение национального психологического склада таится в глубине веков. Попробуем остановиться на ключевых основах.
Среда обитания
Описание национального хабитуса (образа) обычно начинают с географии и климата.
Некоторые психологи замечают, что пространственное расположение страны закладывает начала национального темперамента.Среда обитания предопределяет склонность к тем или иным направлениям технической и научной мысли, художественного творчества и даже религиозных верований. Просматривается связь географического пространства и климата с возникновением разных форм государственного и общественного регулирования (безопасности, строительства оросительных систем, дорог и портов). Географический фактор оказывает косвенное влияние и на порядок государственного устройства, степень политической централизации и местной автономии.
Но все же роль физической среды в национальной психологии не надо переоценивать. Скорее, ее следовало бы назвать условием более быстрого или замедленного экономического развития народов в прошлые века. География играла ключевую
§ 2. Корневая система, или формирование традиций
55
роль на ранних этапах истории. По мере технологического прогресса обнаруживается, что расцвета достигают страны, отнюдь не богатые землями и природными запасами. М. М. Ковальский делает вывод о том, что люди одной расы, живущие в разных географических условиях, достигли к середине XIX в. примерно одного уровня (Россия, Германия, Скандинавия и др.), несмотря на то, что географический фактор еще продолжал "работать".
Для России характерны большие пространства при относительно низкой плотности населения, тяжелые климатические условия (зона Севера покрывает около 68% территории).
Обратимся к некоторым любопытным суждениям Н. Ф. Федорова1 и Н. А. Бердяева2.
По словам Н. Ф. Федорова, меланхолический склад россиянина обусловлен широтой евразийского пространства, что не способствовало развитию упорства во внутренней борьбе, но создавало почву для удали, могущей иметь применение не только в битвах с кочевниками.
Климат России закалял человека.Бескрайние и безмолвные просторы при относительно низкой плотности населения порождали так называемое пространственное видение (Н. Бердяев), относящееся еще ко временам переложно-подсечного земледелия. Бескрайние просторы наделены странной властью — они завораживают, поглощают человека. Само слово "простор" непереводимо. "Мы — геологический продукт обширных пространств", — считал Чаадаев3. С чисто хозяйственной точки зрения наши пространства есть фактор благоприятный. Но он порождает такие качества, как отсутствие расчета, ответственности и инициативы.
Николай Федорович Федоров (1828—1903) — русский философ мистического направления.
2 Николай Александрович Бердяев (1874—1948) — выдающийся русский философ, социолог, религиозный мыслитель, выслан из страны в 1922 г., умер во Франции.
Эту мысль П. Я. Чаадаев далее продолжает так: "Насколько велико в мире наше материальное значение, настолько ничтожно все значение нашей силы нравственной. Мы — важнейший фактор в политике и последний из факторов жизни духовной. Однако эта физиология страны, несомненно, имеющая недостатки в настоящем, может представлять большие преимущества в будущем, и, закрывая глаза на первые, рискуешь лишить себя последних".
56
Глава III, Рожденные в снегах России
Община
Русские авторы в прежние и сегодняшние времена обычно выделяют в качестве изначального свойства россиянина, жителя Севера, его стремление к коллективизму, общинному жизнеустройству1. Община — это теплота и человечность, взаимопомощь и согласие. Однако полезно обратить внимание на три следствия данного феномена.
Патриархальность, так же как и обычное право, плохо соединяется с законопослушанием. "Русских спасает от жестоких законов почти повсеместное их невыполнение" (А. Герцен).
Община тормозит расширение "картины мира" и тем самым ограничивает свободу выбора.
Общинный строй воспитывает политическую пассивность, апатию, конформизм и связанный с ним "эффект зрителя".
В социальных группах, объединенных совместным интересом, члены сообщества сами оказывают давление друг на друга, не позволяя делать шагов в сторону. Эти сообщества традиционны, заинтересованы в стабильности. В любом случае здесь довлеет приоритет коллективных истин, понятных каждому. В подобных условиях относительно легче удерживать власть.Но и в конформных группах рождаются нонконформисты. Они сопротивляются давлению, обладают, как правило, творческими способностями, устойчивостью к стрессам, самоуверенностью. Именно эти люди становятся инициаторами нововведений, социальных преобразований.
Между тем длительное пребывание в состоянии пассивности и апатии, превращающих членов сообщества в зрителей, ведет к опасности социального вырождения. Не следует забывать, что каждый человек неповторим, хотя и ограничен в своем стремлении к саморазвитию. Властные структуры обязаны поощрять, а не подавлять творческие способности индивидов.
Роль традиций многогранна. Они могут способствовать экономическому росту или, действуя избирательно, стимулировать разделение труда и специализацию. Сила традиций способна провоцировать эксперименты и политические решения самого неожиданного свойства.
1 У американцев чувство коллективизма находится где-то в глубине души. Соединенные Штаты — это соединение индивидуальностей.
§ 2. Корневая система, или формирование традиций 57
Будущее тесно связано с прошлым, хотя, как говорится, не все, что "после этого", означает "вследствие" этого. Строгой детерминированности здесь нет, но мы повседневно ощущаем исторически сложившуюся национальнуго ментальность.
П. А. Столыпин стремился упорядочить имущественные отношения в стране. Он видел препятствие в сохранении общины с ее периодическими переделами земли и в отсутствии у временных владельцев настоящей привязки к своим наделам. При нем были определены права выхода из общины на хутора или на получение в пожизненное пользование участка из общинных земель, а также предоставлена возможность переселения на свободные земли Сибири. Но тысячелетняя власть общины, тирания обычаев и привычек сохранялись, приводя к вспышкам народного гнева.
Столыпин стремился реформировать земства, строить дороги, создать систему образования на селе, использовать международный опыт интенсивного сельского хозяйства, полагая, что к 1930 г. произойдет, по меньшей мере, удвоение валового продукта России. По прогнозам западных экспертов, России наряду с США и Германией должен был принадлежать XX в.
Еще по теме § 2. Корневая система, или формирование традиций:
- О ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ИЛИ О ТЕХ СИСТЕМАХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ, КОТОРЫЕ ПРИЗНАЮТ ПРОДУКТ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ ЕДИНСТВЕННЫМ ИЛИ ГЛАВНЫМ ИСТОЧНИКОМ ДОХОДА И БОГАТСТВА КАЖДОЙ СТРАНЫ
- ГЛАВА IX О ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ИЛИ О ТЕХ СИСТЕМАХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ, КОТОРЫЕ ПРИЗНАЮТ ПРОДУКТ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ ЕДИНСТВЕННЫМ ИЛИ ГЛАВНЫМ ИСТОЧНИКОМ ДОХОДА И БОГАТСТВА КАЖДОЙ СТРАНЫ
- ГЛАВА 3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОРНЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КОРПОРАЦИИ
- Правовые традиции — не единственный источник конфликтов и непоследовательности правовой системы
- Правовая инфраструктура Истоки правовой системы и правовых традиций
- Информационные операции Формирование отчетов/справок и/или выписок по счету депо.
- Глава 13.Традиция роста
- 1 Ошибка 7: Дорогостоящие традиции 1Х.Макнвй)
- Суровая традиция
- IX. Пигувианская традиция
- П. Сраффа — возрождение рикардианской традиции
- Бизнес – план УП «Хлебные традиции»
- Краткие сведения о традиции анархизма в Испании
- Формирование системы налогового контроля как искусственной организационно-управленческой системы
- ГЛАВА1 Проверки систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента
- Российское управление в тисках традиций и новаций
- Раздаточная экономика как российская традиция
- Конфуцианские традиции в корейской деловой культуре