Основы ораторского мастерства
Теоретические знания, практика, осмысливание опыта выступлений — вот основные пути приобретения необходимых речевых навыков и умений.
Навыки публичного выступления — это усвоенные в силу многократного повторения интеллектуальные, речевые и иные действия, выполняемые в значительной степени автоматически, без особого напряжения памяти.
Примером ораторских навыков могут служить действия, связанные с изменением в технике речи (дыхании, темпе) при переходе от обычной речи к публичной.
Умения представляют собой способность человека сознательно п эффективно выполнить какие-либо действия на основе усвоенных знании и обретенных навыков, па основе опыта.
К числу важнейших речевых умений, над приобретением и совершенствованием которых следует постоянно работать, могут быть отнесены: умение организовать речь; умение вести моиолог; умение правильно строить фразы; умение индивидуализировать речь; умение выбрать стилистические средства; умение варьировать композиционными приемами.
Умение организовать речь означает способность упорядочить
ее содержание до выступления (в виде письменного или устного плана), а также умение вносить коррективы в содержание выступления перед его началом или в процессе его (т.е. способность импровизировать). Это часто связано с условиями, в которых приходится выступать, с характером аудитории и другими обстоятельствами.
Умение вести монолог требует особых усилий от начинающего оратора, поскольку его речевые навыки и умения ориентированы в основном на диалог. Вести диалог, особенно обыденный, гораздо проще и легче, чем произносить монолог.
Умение правильно строить фразы базируется, прежде всего, на знании и соблюдении языковых норм, которые определяются характером общения, стилем речи, ситуацией. Поэтому владение нормами литературного языка не только не исключает, но и предполагает творческое отношение к языку.
Овладение языковыми средствами речевой выразительности обусловливает умение индивидуализировать речь, т.е. делать ее непохожей па речь других людей. Яркость, самобытность речи вызывает интерес к личности выступающего, усиливает внимание к содержанию его выступления.
Существенную роль играют также знание стилей литературного языка и умение выступающего использовать стилистические ресурсы для выработки индивидуального стиля; умение переходить от информации к размышлению: умение интонационно разнообразить речь, подкрепляя сказанное выразительными жестами; умение варьировать композиционными приемами.
Важное место среди многообразных свойств и качеств личности (убежденность, эрудиция, нравственность, широта кругозора, принципиальность, методическое мастерство) принадлежит культуре мышления выступающего.
Культуру мышления можно определить как следование определенным принципам интеллектуальной работы, которые диктуются особенностями сегодняшнего уровня общественного мышления.
Овладение принципами современного способа мышления важно для оратора, так как они помогают глубоко и всесторонне разработать тему выступления и служат предпосылкой воздействия на слушателей.
К числу важнейших принципов, характеризующих современный способ мышления и позволяющих говорить о его культуре, относятся: постоянное расширение, углубление и обновление знаний; сознательное ограничение знаний, отбор информации; умение по-новому видеть старое; системный анализ фактов; умение сосредоточиться на узком участке; сочетание научного и художественного ведения явлений; интеллектуальная терпимость; юмор.
Творческим моментом в ораторском искусстве следует считать перестройку по ходу выступления, например, разумное сокращение количества подготовленных вопросов, если сокращено время выступления. Речевые штампы, стершиеся, поблекшие, потускневшие от частого употребления слова и обороты — первое свидетельство нетворческого отношения к выступлению, поэтому важна чисто словесная импровизация, т.е.
умение говорить не повторяясь, свежо, оригинально.Немалую роль в импровизации играют темперамент выступающего, его индивидуальные склонности, характер, мобильность мышления, физическое состояние и настроение.
Первейшее значение при импровизации имеет владение предметом выступления, далее — постоянное расширение, углубление и обновление.
Тог, кто хочет установить со слушателем прочный контакт, должен всякий раз заново продумывать свои мысли, даже если они были ранее зафиксированы. Речь должна производить впечатление не пассивного припоминания уже готовых мыслей, а активного формирования обсуждаемых идей, что, естественно, возможно только в случае импровизации.
Оратору постоянно следует помнить о существующей классической схеме последовательного воздействия на внимание аудитории: внимание — интерес — желание — действие [235, с. 30]. Привлечь же и удержать внимание помогут визуальные средства (плакаты, слайды, видеофильмы).
Этические нормы должны соответствовать всей деятельности выступающего с момента подготовки до самокритичного анализа состоявшейся встречи с людьми.
Этика выступления — это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих отношение выступающего к своим обязанностям, к своим слушателям.
Говоря об этике, нельзя забывать о роли жестов при выступлении. Когда человек ставит перед собой задачу воздействовать на людей, жест не может оставаться случайным, непроизвольным аккомпанементом слова, ораторский жест призван усиливать речь, помогать убеждать. Общеупотребимой системы жестов нет. каждый выступающий, говоря искренне, увлеченно, для людей, желающий убедить их в чем-го, со временем находит свой жест. Специально этого делать не следует, но контролировать жест необходимо.
Безупречная логичность — один из главных признаков хорошего выступления. Чем логичнее речь и стройнее логика доказательства, тем лучше доходит до сознания содержание, сильнее убеждающее воздействие сказанного.
Цель логики изложения — доведение известной истины до конкретной аудитории, убеждение или побуждение ее к определенному действию. Важная черта логики состоит в том, что, работая над логическим замыслом будущего выступления, подбирая аргументацию, оратор ориентируется не на себя, а на своих будущих собеседников, прогнозирует движение их мысли под воздействием речи.Стройной логикой речи выступающий должен стремиться захватить внимание слушателей, пробудить, сформировагь их мысль, а затем повести к намеченной цели.
Особого внимания заслуживает методика использования фактов как средства аргументации. В фактах — сама реальность, сама жизнь. Факты требуют точного, глубокого объяснения. Умение пользоваться фактами требует как хорошего знания жизни, так и глубоких теоретических знаний, так как без этого выступление превращается в пустословие. Без умения теоретически осмысливать факты нельзя разобраться в законах, управляющих действительностью, вскрыть характерные тенденции развития.
Начало речи во многом зависит от coci ава аудитории. Компетентную публику можно привлечь интересными научными данными, а, например, невнимательную и порядком уставшую аудиторию шокировать каким-то утверждением, чтобы заинтересовать. Ни в коем случае не следует начинать с общих слов или с извинений, это вызовет лишь усмешку или протест. Один из лучших способов — начать со ссылки на актуальное событие. Это, пожалуй, самый надежный способ прочно завладеть интересом слушателей.
Существует ряд примеров, помогающих овладеть невнимательной, слишком шумной аудиторией. Так, например, ораторы делают паузы, чтобы усилить напряженность. Примером может служить подчеркнутая пауза после риторического вопроса или какого-нибудь очень сильного утверждения. Тогда слушатель чувствует себя вовлеченным в обсуждение и включается в обдумывание.
Когда автор говорит медленно, с паузами, он чувствует себя уверенно и успокаивающе действует на аудиторию. Пауза дает возможность перевести дух, набрать воздух в легкие и обдумать последующие слова.
Слушатели также имеют возможность поразмышлять над только что сказанным. Таким образом, паузы позволяют как ораторам, так и слушателям привести в порядок мысли. В том случае, когда оратор говорит непрерывно, он не только быстро исчерпывает тему, но и истощает внимание аудитории.После каждой законченной мысли (предложения) нужна небольшая пауза. Пауза побольше — после изложения последовательности взаимосвязанных мыслей (абзаца). Но в некоторых случаях высказывание может потребовать риторической паузы совсем в неожиданном месте. Оратор должен сознательно сделать паузу с тем, чтобы понаблюдать, как восприняты его слова. Можно также использовать ее, чтобы восстановить визуальный контакт с аудиторией, посмотреть записи или подготовить наглядный материал. Пауза может оказаться полезной и в том случае, если грозит опасность потерять нить, и оратор мысленно «прокручивает» сказанное. Как правило, ход мыслей при этом восстанавливается.
Опытный оратор большое значение уделяет концовке в своем выступлении. Слабое заключение может свести па нет хорошую речь, а сильное — спасти даже посредственный доклад. При подготовке к выступлению надо уделять особое внимание как началу речи, так и заключению. Первые два-гри предложения, а также последние можно даже выучить наизусть.
Не следует заканчивать речь внезапно: «Вот и все, что я хотел сказать». Это звучит как признание в том, что больше вам ничего в го'тову не приходит. Хорошее заключение длинного доклада должно содержать краткое подведение итогов, т.е. повторение важных моментов, но не должно быть слишком затянутым.
Еще по теме Основы ораторского мастерства:
- Тема 2 Освоение приемов ораторского искусства
- VI. Мастерство управления капиталом
- КАК ОВЛАДЕТЬ МАСТЕРСТВОМ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ
- Часть третья Овладение мастерством трейдинговой игры
- Капитуляция – ключ к мастерству
- Мастерство менеджера
- Шаги к овладению мастерством
- Мастерство руководства: знание и навыки
- Особенности повышения профессионального мастерства менеджеров
- Прогнозирование состояния инвестиционного климата России на основе сценарного подхода (на основе данных по развитию СЭС на 2000 г.)
- Действие на основе рационального анализа или действия на основе интуиции, вдохновения и озарений
- Способ перехода от структур организации на основе технологических единиц к структурам организации на основе бизнес-процессов
- Способ перехода от структур организации на основе технологических единиц к структурам организации на основе бизнес-процессов