<<
>>

§4. Финансово-экономические основы КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  В условиях формирующихся в России рыночных механизмов регулирования экономикой особую значимость для организаций СКС приобретают финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы и право на их расходование позволяют данным предприятиям организовывать социально-культурную деятельность, приобретать материальные ресурсы, рассчитываться с собственными работниками и сторонними организациями по своим обязательствам.
Финансовые средства некоммерческих организаций СКС отличаются множественностью источников формирования; их структура и границы использования зависят от целого ряда факторов.

Проблемы реформирования экономических основ культурной деятельности обсуждались с конца 1980-х гг. и концентрировались вокруг пяти основных направлений: изменение идеологии построения бюджета на основе внедрения долговременных нормативов бюджетных затрат на финансирование культуры, как это предусмотрено законом Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»; реализация установленного законами Российской Федерации принципа равной оплаты труда работников производственных отраслей хозяйства и сферы культуры; формирование и внедрение в сфере культуры новой системы хозяйствования, основанной на экономической самостоятельности учреждений культуры, расширении прав коллективов в организации творческо-производственной и финансовой деятельности, повышении их заинтересованности в рациональном использовании бюджетных ассигнований и привлечении внебюджетных источников; формирование многоканальной системы финансирования культурной деятельности за счет привлечения дополнительных средств от населения, развития меценатства и спонсорства, налогового, таможенного и валютного протекционизма в отношении учреждений культуры, а также юридических и физических лиц, вкладывающих свои средства на осуществление культурных проектов; преодоление остаточного подхода к финансированию сферы культуры как в ходе формирования бюджетов всех уровней, так и в ходе их исполнении, индексация размеров финансирования в соответствии с темпами инфляции.

Борьба вокруг реализации конкретных мер, предусмотренных по каждому из этих направлений, не прекращалась ни на один год, но особую остроту она приобрела с середины 1990-х гг.

Формирование новой системы хозяйствования, отвечающей требованиям экономики переходного периода, завершилось в конце 1988 г., а в 1989—1990 гг. подавляющее большинство театров, концертных организаций, культурно-просветительных, образовательных и научных учреждений культуры успешно внедрили ее в практику. Нет сомнений в том, что переход на новую систему позволил избежать серьезных потерь при дальнейшем развитии в стране рыночных отношений, подобных тем, которые понесли кинематография, радио и телевидение, другие отрасли социальной сферы.

Для организаций культуры поворотным пунктом в сторону коммерциализации их деятельности явилось принятие Советом Министров СССР 23 ноября 1988 г. Основных положений нового хозяйственного механизма в отраслях непроизводственной сферы.

Создатели указанного документа преследовали цель усилить заинтересованность организаций в достижении конечного результата их деятельности. Для реализации этой цели в Основных положениях предусматривался переход на рыночный тип взаимоотношений государственных органов и организаций. Первые становились как бы покупателями продукции вторых, платя за нее по нормативу, который должен был устанавливаться в расчете на показатель, в наибольшей мере характеризующий конечные результаты деятельности организации (для учреждений образования — это стоимость обучения одного учащегося в год, для здравоохранения — стоимость охраны здоровья одного жителя в год или лечения одного больного, для радио и телевидения — стоимость одного часа вещания и соответственно число учащихся в год, количество жителей, число больных в год, количество часов вещания в год и т. д.). Одновременно существенно расширялась самостоятельность организаций в планировании их деятельности, а размер оплаты труда работников ставился в прямую зависимость от величины полученных доходов.

В основном, новый хозяйственный механизм был внедрен в практику. В результате главным критерием работы государственных организаций социально-культурной сферы стал показатель дохода, они получили самостоятельность в выборе направлений, видов и форм деятельности, превратившись, таким образом, в коммерческие организации.

Вместе с тем социально-культурная сфера представляет собой сложный организм, в котором должны получить возможность развития разнообразные модели хозяйствования как коммерческого, так и некоммерческого типов. Можно выделить следующие ключевые характеристики таких ситуаций, в которых необходимо некоммерческое хозяйствование: возмещение затрат, связанное с тем или иным видом социально-культурной деятельности, не может быть произведено при рыночной реализации ее результатов; существуют организации или частные лица, готовые финансировать реализацию этих видов деятельности; ожидания и запросы тех, кто оплачивает товары и услуги организации, финансирует ее деятельность, не могут быть выражены в форме однозначных требований к ее деятельности, или выполнение подобных требований трудно проконтролировать; необходимо обеспечить доступ к услугам соответствующих организаций всем потребителям, безотносительно к уровню индивидуальных семейных доходов.

В сфере культуры необходима дифференциация моделей хозяйствования, соответствующие разным типам осуществляемой деятельности.

Именно функциональная направленность деятельности, а не вид организации, должны приниматься во внимание, когда речь идет о целесообразности ее отнесения к некоммерческому сектору. Существует понятие низкой эластичности коммерческого замещения, которое означает, что если бы хозяйствующий субъект начал осуществлять искомую деятельность на коммерческой основе, то это могло бы привести к резкому ухудшению ее качества. Многие узкоспециализированные организации культурного комплекса, выполняющие социально значимые функции, такие как; развитие искусства, спорта, других видов культурно-досуговой деятельности как самоценных областей общественной жизни; эстетическое и нравственное воспитание населения, в особенности детей и юношества; сохранение художественных ценностей и традиций, поддержание престижа нации, государства, города, характеризуются низкой эластичностью коммерческого замещения основной деятельности (библиотеки, театры, музеи).

Ситуация высокой эластичности коммерческого замещения характерна для социально-культурных организаций, предоставляющих или способных предоставлять разные по характеру виды благ или услуг (учреждения клубного типа, парки культуры и отдыха, центры культуры и досуга). Вместе с тем в социально-культурной сфере типичной является ситуация, когда одна и та же организация одновремен-

но осуществляет деятельность в разных направлениях, причем некоторые из них с успехом могут реализовываться на коммерческой основе, а другие требуют некоммерческих подходов.

Принципиальные положения новой системы хозяйствования вошли составной частью в «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и стали основой организации экономической жизни культуры. Министерство культуры Российской Федерации в 1995 г. представило в Правительство проект «Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства», который был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации № 609 от 26.06.1995 г.

С введением новой системы хозяйствования началось формирование многоканальной системы финансирования культурной деятельности. Привлечение дополнительных доходов (за счет наращивания объемов и диверсификации платных форм деятельности, овладение основами ценовой политики, накопления опыта работы с потенциальными меценатами и спонсорами) позволило многим организациям культуры частично восполнить недофинансирование из бюджета, не допустить длительных задержек выплаты заработной платы, продолжить реализацию ряда культурных проектов, выпуск новых постановок и программ, пополнение библиотечных и музейных фондов, проведение выставочной деятельности. В немалой степени этому способствовало и налоговое законодательство, в соответствии с которым организации культуры изначально были практически освобождены от всех видов федеральных налогов.

Таким образом, экономические реформы в сфере культуры развивались в основном в двух направлениях. Ряд государственных предприятий переводился на рельсы регулируемого рынка с минимальным государственным вмешательством в их деятельность (например, кинематограф, цирки), в других развивались принципы смешанного финансирования, когда бюджетные ассигнования дополнялись платными услугами.

Основными источниками формирования финансовых ресурсов организаций социально-культурной сферы в настоящее время являются: бюджетные и иные поступления от учредителей; доходы от платных форм деятельности; платежи за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами; добровольные пожертвования, субсидии, средства, полученные по завещаниям; кредиты банков; другие доходы и поступления, в том числе доходы от />о              21

предпринимательской деятельности .

Рассмотрим возможности поступления средств из перечисленных источников. Бюджетные ассигнования

Поступления из бюджетов различных уровней всегда являлись традиционным источником финансирования творческо-производственной деятельности, социального развития государственных учреждений культуры, оплаты труда их работников.

В соответствии с «Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» бюджетные средства должны направляться на следующие цели: оплату труда работников (специалистов, творческого, управленческого, производственного и вспомогательного персонала) как состоящих в штате, так и привлекаемых по договорам, в том числе выплаты гонораров авторам; хозяйственное содержание зданий, включая расходы на коммунальные услуги, освещение, отопление, текущий ремонт и пр.; комплектование библиотечных фондов, пополнение музыкальных коллекций, научно-методическую деятельность; материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новых постановок, представлений, подготовку концертных программ, выставок) и поддержание в рабочем состоянии материального оформления постановок, художественных экспозиций; проведение капитального ремонта; реставрационные работы; оснащение учреждений культуры и искусства техническими средствами и оборудованием.

Для финансирования культурной деятельности в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» (ст. 45) были определены нормативы отчислений: 2% — из федерального бюджета и 6% — из региональных и местных бюджетов.

Однако затянувшийся экономический кризис, спад производства, высокие темпы инфляции не могли не сказаться на практике выделения бюджетных средств на финансирование государственных учреждений культуры и искусства.

П. 19 Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.06.1995 г. № 609.

Приведенные в таблице 6.9 данные показывают, что нормативы финансовых отчислений на культуру и искусство, установленные российским законодательством в 1992 году, ни разу не были достигнуты, и тенденция эта продолжает сохраняться при формировании как федерального, так и региональных бюджетов.

Таблица 6.9

Доля расходов на культуру, искусство и кинематографию в федеральном бюджете (в %)22

1996

1998

2000

2001

2003

Культура, искусство и кинематография

0,68

0,78

0,59

0,55

0,60

Культура и искусство

0,55

0,64

0,42

0,38

0,51

Кинематография

0,07

0,07

0,05

0,05

0,087

Прочие мероприятия в области культуры и искусства

0,06

0,07

0,12

0,12

0,003

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о культуре» сроки введения в действие определенной этим законом минимальной нормы расходов на культуру в размере 6% расходной части консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются соответствующими органами представительной власти самостоятельно. Однако из-за экономического кризиса эти нормы не были введены.

Таблица 6.10

Доля расходов на культуру, искусство и кинематографию в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации (в %)

1996

1998

2000

2001

2003

Культура, искусство и кинематография

3,11

3,12

2,89

3,07

3,13

Культура и искусство

2,43

2,43

2,33

2,35

2,47

Кинематография

0,09

0,08

0,05

0,07

0,09

Прочие мероприятия в области культуры и искусства

0,59

0,61

0,51

0,65

0,57

Рассчитано по: Численность работников и заработная плата в учреждениях и организациях культуры и искусства. М., 2002. С. 5—7; Российский статистический ежегодник. М., 2002. С. 553.

Среднероссийская доля расходов на культуру в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации в 1997 г. составляла 2,91%, однако в разных регионах эти доли существенно различаются. Так, в Смоленской области она составляла 4,06%, в Белгородской области — 4,24%, в Краснодарском крае — 4,14%, в Республике Алтай — 4,22%, в Тюменской области — 1,98%, в Московской области — 2,05%, в Ульяновской области — 2,15%, в Ставропольском крае — 2,3 7[100].

Приведенные данные свидетельствуют не только об устойчивости тенденции недофинансирования отрасли культуры и искусства из бюджета, минимальности государственной поддержки культурной деятельности, но и о сохраняющемся процессе децентрализации финансирования культуры. Произошло определенное перераспределение нагрузки между федеральным и региональными бюджетами в финансировании учреждений культуры и искусства в сторону увеличения последних.

По данным, представленным в разные годы в национальных докладах о культурной политике в России, если в 1992 году соотношение размеров средств, выделяемых на культуру и искусство из федерального и региональных бюджетов составляло 51:49, то в 1997 году — 16:84, и эта тенденция продолжает сохраняться.

Этот уровень децентрализации вполне соответствует общеевропейской ситуации. Структура культурных бюджетов с преобладанием региональных расходов присуща ряду европейских стран и прежде всего таким странам, как Швейцария, Нидерланды, Германия, а также ряду стран с транзитивной экономикой (Болгария, Польша, Венгрия). Именно к ним близка позиция России.

Таким образом, в период радикальных реформ экономика России претерпела весьма существенную модернизацию, обусловившую изменение системы финансирования культуры. Увеличилась самостоятельность местных органов власти в формировании своих культурных бюджетов, появились независимые источники финансирования, уменьшилось непосредственное вмешательство центральных финансовых и отраслевых органов в деятельность творческих коллективов.

Если учреждения культуры и искусства не имеют собственных источников дохода и финансируются из бюджетов различных уровней, их принято называть бюджетными, а порядок планирования их деятельности — сметным.

При сметном способе финансирования определяются общий размер, целевое направление и сроки выделения средств из бюджета, то есть составляется смета расходов. Она является основой для определения всех расходов учреждений, а сами расходы, отпущенные по смете, принято называть ассигнованиями. В работах Ф.Ф. Рыбакова и А.З. Алейника сформулированы три основных принципа сметного финансирования: смета расходов на планируемый период является финансовым планом учреждения, а средства выделяются учреждению по мере выполнения им плана работ с учетом использования ранее полученных средств; сметное финансирование осуществляется на основе специально разработанных нормативов, с помощью которых обосновывается необходимая потребность в материальных, трудовых и финансовых ресурсах и обеспечивается возможность контроля; ассигнования группируются в строго обозначенном порядке расположения отдельных статей доходов и расходов, что позволяет обеспечить четкость бюджетного планирования и единство в составлении смет разного вида. Следует отметить, что сметное финансирование в его чистом виде (когда нет никаких собственных источников финансирования и расходы покрываются только из бюджетных ресурсов) имеет в настоящее время ограниченное применение. Гораздо чаще встречаются некоммерческие учреждения культуры и искусства со смешанным способом хозяйствования.

Потребность организации культуры в средствах бюджета определяется на основании сметы расходов. Рассмотрим более подробно методику расчета потребности в средствах из бюджета в соответствии с указанными в смете предметными статьями расходов на примере государственных и муниципальных театров.

Методика определения объемов бюджетного финансирования государственных и муниципальных театров разработана и утверждена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 года № 329 на основе утвержденного этим постановлением Положения о принципах финансирования государственных и муниципальных театров в Российской Федерации. Она применяется при расчете нормативов бюджетного финансирования государственных и муниципальных театров.

Объем бюджетного финансирования государственного (муниципального) театра ежегодно определяется его учредителем (учредителями) на основе социально-экономических нормативов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 года № 329. Социально-экономические нормативы (численности различных групп персонала, числа спектаклей, финансового обеспечения творческого процесса), а также расчетные показатели, применяются исключительно для расчета объемов бюджетного финансирования. Они не могут использоваться учредителем, любыми другими органами государственной власти и органами местного самоуправления для ограничения самостоятельности театра при разработке, корректировке и реализации им своей творческо-производственной программы.

В годовой объем бюджетного финансирования театра включаются следующие расходы (см. табл. 6.10а).

1. Расходы на оплату труда определяются исходя из:

• нормативной численности артистического и художественного персонала и расчетной численности другого персонала;

Таблица 6.10а

Наименование статей и подстатей расходов

Код

Текущие расходы

Оплата труда

Начисления на оплату труда

Страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, в фонды обязательного медицинского страхования и в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации

Страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации

Финансовое обеспечение творческого процесса

создание новых постановок

пополнение, содержание и текущий ремонт материального оформления спектаклей

Оплата коммунальных услуг

оплата содержания помещения

оплата отопления помещений

оплата освещения помещений

оплата водоснабжения помещений

Оплата аренды помещений

Оплата услуг связи

Оплата транспортных расходов

Командировки и служебные разъезды

Оплата вневедомственной охраны и пожарной сигнализации

Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг

Текущий ремонт зданий и сооружений

Осуществление гастрольной деятельности

Другие виды расходов

• установленных тарифных ставок (окладов), постоянно действующих надбавок и доплат, районных коэффициентов к заработной плате в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также необходимых средств на предусмотренные нормативно-правовыми документами компенсационные, стимулирующие и другие выплаты.

Нормативная численность артистического и художественного персонала устанавливается учредителем театра с учетом национальных, региональных, социальных и экономических условий, а также значимости театра, но не ниже следующих размеров:

colspan="2">

Нормативная численность (чел.) - НЕ НИЖЕ

Виды театров

Артистический

Художественный

персонал

персонал

Театры оперы и балета

400

60

Театры музыкальной комедии

180

28

Драматические театры и театры юного зрителя

40

15

Театры кукол

20

11

Нормативная численность по театрам, которые не могут быть однозначно отнесены ни к одному из указанных видов, устанавливается договором между театром и его учредителем.

Расчетная численность и номенклатура другого (кроме артистического и художественного) персонала устанавливается также договором между театром и его учредителем исходя из фактической потребности обеспечения творческого процесса. При этом в составе другого персонала не учитывается содержание работников, обеспечивающих предпринимательскую деятельность театра, осуществляемую им в порядке, предусмотренном законодательством.

Одним из важнейших принципов организации заработной платы является осуществление дифференциации в зависимости от трудового вклада. Этот принцип реализуется посредством специального механизма, который включает такие звенья, как тарифная система, нормирование труда, формы и системы заработной платы, дополнительная оплата и премирование.

Тарифная система учитывает, главным образом, качественные различия в труде (сложность работ, условия труда, квалификация работников), а формы и системы заработной платы в совокупности с нормированием труда должны обеспечить соответствие размеров заработной платы количественным результатам труда.

Не учтенные в основной оплате элементы трудового вклада работников находят отражение в дополнительной оплате (надбавки, доплаты), в премиях.

Тарифная система организации заработной платы регламентирована Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки». Постановлением введен общий для работников бюджетных отраслей механизм организации и периодического пересмотра заработной платы. В основе такого механизма лежит Единая тарифная сетка (ЕТС). ЕТС включает в себя 18 разрядов и соответствующие каждому из них тарифные коэффициенты. В зависимости от сложности труда и квалификации всем работникам бюджетной сферы по результатам аттестации присваиваются разряды.

Месячная тарифная ставка (оклад) первого разряда, установленная с 1 января 2001 г. Федеральным законом РФ № 139-ФЗ от 25 октября 2001 г., равняется 132 рублям, с 1 декабря 2001 г. — 450 рублям в месяц, с 2004 г. — 600 рублям.

Ставки (оклады) работников остальных разрядов ЕТС определяются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на тарифный коэффициент того или иного присвоенного разряда. Начисления на оплату труда — страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, в Пенсионный фонд Российской Федерации, в фонды обязательного медицинского страхования и в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации — определяются в процентах от нормативных расходов на оплату труда в размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, определение нормативной величины расходов на оплату труда основано на выделении той части индивидуальных затрат каждой организации культуры, которая равна сумме произведений отраслевого норматива численности для t-й группы персонала (Rnj) на коэффициент индивидуализации этого норматива (kRib) и на ставки окладов (Оь), соответствующих ЕТС, включая коэффициенты и надбавки к заработной плате, а также иные выплаты, предусмотренные нормативно-правовыми документами, с учетом начислений на заработную плату (Yb) в базовом году, и планируемых изменений условий и размеров оплаты труда (/,/), вводимых решением исполнительной власти в текущем году. Формулы для расчета нормативной величины расходов на оплату труда в базовом (Тпь) и текущем (Тп1) году имеют следующий вид:

тпь = (Дш х kR,b X O b) X Yb

т‘ = т/ X /; Нормативы годовых расходов на финансовое обеспечение творческого процесса — создание нового и прокат текущего репертуара (создание новых постановок, пополнение, содержание и текущий ремонт материального оформления спектаклей) — устанавливаются учредителем театра с учетом национальных, региональных, социальных и экономических условий, предполагаемого количества новых постановок, а также значимости театра, но не ниже следующих размеров: театр оперы и балета — 1200 тыс. руб.; театр музыкальной комедии — 800 тыс. руб.; драматический театр и театр юного зрителя — 500 тыс. руб.; театр кукол — 150 тыс. руб.

Указанные минимальные нормативные суммы, установленные в марте 1999 года, ежегодно, начиная с расчета финансирования на 2000 год, корректируются по общегосударственной методологии с учетом изменения оптовых цен и тарифов.

По театрам, которые не могут быть однозначно отнесены ни к одному из указанных выше видов, нормативные затраты на создание нового и прокат текущего репертуара устанавливаются договором между театром и его учредителем.

В целом же определение нормативной величины постановочных затрат должно быть основано на выделении той части индивидуальных расходов театра, которая соответствует произведению отраслевой нормы расходов на одну новую постановку (ZJ на коэффициент индивидуализации этой отраслевой нормы (kb) и на число новых постановок (Fh) в базовом году с учетом изменения уровня оптовых цен и тарифов (Ij) в текущем году. Формулы для расчета нормативной величины расходов на финансовое обеспечение творческого процесса в базовом (Znh) и текущем (Zj) году имеют следующий вид:

Znh = Zn X кгь х Fb

Z,! = z: X // Расходы на:

• оплату коммунальных услуг (содержание помещений, аренда помещений, тепло- и электроэнергия, потребление газа и водоснабжение); оплату услуг связи; оплату транспортных расходов, командировки и служебные разъезды; оплату вневедомственной охраны, пожарной сигнализации, услуг других организаций; текущий ремонт зданий и сооружений

устанавливаются учредителем, исходя из фактически складывающихся расходов в предшествующем году, с учетом их возможного увеличения (обоснованная необходимость срочного проведения ремонта зданий, сооружений, оборудования; переезд в новое здание, его реконструкция, техническое перевооружение; изменение оптовых цен, тарифов на коммунальные услуги и т. п.).

При расчете указанных расходов учитывается, что в определенной доле расходы по этим направлениям производятся театром за счет собственных доходов. Размер этой доли устанавливается договором между театром и его учредителем. При этом учитываются специфические характеристики здания (зданий) театра, действующие в данной территории тарифы на коммунальные услуги, режим работы театра и другие особенности характера его деятельности.

В целом же определение нормативной величины эксплуатационных расходов основано на выделении той части индивидуальных затрат каждой организации культуры, которая определяется в результате сложения материальных и приравненных к ним затрат (М6) с суммой коммунальных платежей (Кь) в базовом году с учетом изменения оптовых цен и тарифов (Ij) в текущем году. Формулы для расчета нормативной величины эксплуатационных издержек в базовом (Епь) и текущем (Еп‘) году имеют следующий вид:

Епь = (Мь + Кь)

К = Епь х IJ Расходы на выездную (гастрольную деятельность) устанавливаются учредителями только для тех театров, которые не имеют стационара или в течение последних трех лет показывали на стационаре менее половины общего числа спектаклей. Расчет ведется исходя из обоснованных театром дополнительных затрат в среднем на один выездной (гастрольный) спектакль и нормативного количества таких спектаклей, которое определяется вычитанием из 280 (норматив годового количества спектаклей) среднего за последние три года количества спектаклей на стационаре.

Все расходы театров, концертных организаций и других творческих коллективов, связанные с гастролями и выездами, должны возмещаться либо за счет средств тех организаций, которые «заказывают» гастроли, включая и госзаказ, либо за счет финансовых ресурсов самих организаций культуры, включая спонсорские средства, если гастроли проводятся по их собственной инициативе. Это следует из общей концепции экономического обеспечения культурной деятельности, в соответствии с которой нормативы бюджетного финансирования устанавливаются исключительно для работы организаций культуры на стационаре.

Объем бюджетного финансирования театра на предстоящий год определяется как сумма указанных расходов.

Установленный театру объем бюджетного финансирования, пересматривается в текущем году в случае: существенных изменений условий деятельности театра (переезд в другое здание, реконструкция и техническое перевооружение и т. п.); реализации мероприятий по пересмотру ставок, должностных окладов и т. п.; разовых существенных изменений цен на основные материалы и тарифов на услуги, используемые театром.

Расходы, связанные непосредственно с проведением спектаклей (обязательные отчисления авторам, комиссионные расходы по реализации билетов, расходы на информацию о спектаклях, исходящий реквизит, грим, билеты и т. п.) при расчете норматива бюджетного финансирования не учитываются и финансируются театром за счет собственных средств.

Расходы на капитальный ремонт и оборудование не учитываются при расчете норматива, а их финансирование из бюджета производится в установленном порядке.

Таким образом, бюджетные ассигнования учреждениям культуры и искусства следует рассматривать как важнейший источник дохода последних от реализации услуг государству в связи с производством смешанных и социальных благ. Вместе с тем поступления от бюджетов различных уровней не покрывают все реальные потребности в финансовых ресурсах организаций культуры, совокупный результат деятельности которых складывается как минимум из двух составляющих: бюджетных средств, полученных в виде платы за услуги, предоставленные государству, и доходов от культурного обслуживания населения. Рассмотрим их специфику подробнее.

Б. Доходы от платных форм культурной деятельности.

Ценообразование в сфере духовного производства имеет ряд особенностей по сравнению с материальным производством.

Во-первых, отрасли этой сферы формируют духовную жизнь общества, его нравственный климат. Поэтому решающее значение приобретает не экономическая, а социальная эффективность их функционирования, и, как указывалось выше, хозяйственный механизм этой сферы соединяет в себе черты хозрасчетного и бюджетно-сметного. Следствием этого является то, что цены на культурные услуги в значительной мере определяются социальной политикой общества.

При установлении и регулировании цен учитывается социальная значимость услуг и наряду со стоимостными принципами в ценообразовании на многие услуги действуют нестоимостные принципы. Услуги предоставляются населению как в платной форме, так и бесплатно, а также на льготных условиях. В культуре и искусстве на долю платных услуг в настоящее время приходится свыше четверти их объекта.

Другая особенность ценообразования в сфере духовного производства обусловлена сложностью исчисления затрат на производство услуг. Это связано с наличием большого разнообразия услуг, множеством потребительских свойств, необходимостью учета локальных условий работы учреждений культуры.

При установлении цен на услуги в значительно большей степени, чем в материальном производстве, учитывается их полезный эффект, потребительские свойства, т. е. интересы потребителей.

Традиционно выделяют следующие группы образовательных, информационных и культурных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю за плату: платные занятия в студиях, классах, кружках, секциях, коллективах художественной самодеятельности, технического творчества, физической культуры; лекции и консультации, тематические праздники, представления, вечера отдыха и танцев, дискотеки, концерты и спектакли, экскурсии, восстановительные и оздоровительные процедуры, выставки-продажи; услуги обслуживающего плана: настройка и прокат инструментов, инвентаря, реквизита, снаряжения, оборудования и аппаратуры; кино-, фото- и видеообслуживание, пользование аттракционами, игровыми автоматами, тирами, тренажерами, мастерскими; услуги по информационному обслуживанию: фото- и ксерокопирование, микрофильмирование материалов и документов из библиотечных, музейных и других фондов, услуги Internet.

Как представляется, в настоящее время величина доходов от платных форм культурной деятельности зависит от следующих факторов: социально-культурной значимости услуг; степени их востребованности конкретными потребителями; ценовой политики, предусматривающей приоритет коммерческих или некоммерческих видов деятельности; уровня профессионализма менеджеров; общей экономической ситуации в стране и, как следствие, от уровня платежеспособности населения.

Высокий спрос на определенные услуги учреждений культуры позволяет им устанавливать высокие цены и не только компенсировать понесенные при этом затраты, но и получать значимую прибыль. Например, в настоящее время устойчивым спросом пользуются услуги, имеющие для потребителя возможный экономический результат (казино, тотализаторы, игровые автоматы, лотереи) и услуги развлекательного характера (шоу-программы, ночные дискотеки и пр.).

Для некоммерческих организаций определяющим при формировании цены является социальная политика обеспечения доступности широких слоев населения к культурным благам. В то же время инфляционные процессы и рост текущих издержек побуждают некоммерческие организации культуры повышать цены на услуги, несмотря на снижающийся спрос. Об этом свидетельствуют данные табл. 6.11.

Динамика цен на платные услуги в РФ (декабрь к декабрю предыдущего года в разах)24

Таблица 6.11

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Индекс по- требител ь- ских цен на платные услуги учреждений культуры

2,1

1,4

1,3

/>1,3

1,5

1,4

1,3

1,3

Индекс по- требител ь- ских цен на все платные услуги

3,3

1,5

1,2

1,2

1,3

1,3

1,3

1,3

24 Россия в цифрах. М., 2003. С. 345.

Материалы таблицы показывают, что тенденция роста цен на платные услуги населению в целом наблюдалась в течение всего исследуемого периода. Это дает основание полагать, что абсолютный размер поступлений от платных услуг даже с учетом выявленных тенденций снижения посещаемости должен увеличиться. Рост цен на культурные услуги, однако, в отдельные годы был существенно ниже роста цен на другие платные услуги.

Из материалов табл. 6.12 видно, что в объеме платных услуг населению услугам учреждений культуры принадлежит в процентном отношении весьма незначительное место.

Таблица 6.12

Удельный вес платных услуг учреждений культуры и искусства в объеме платных услуг населению, %25

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

В среднем по России

1,1

1,1

1,1

1,2

1,5

1,6

1,9

2,0

В то же время данная ситуация не свидетельствует о невозможности учреждений культуры расширять объем платных услуг населению.

Решение проблем ценообразования в сфере культуры связано с изучением конъюнктуры рынка услуг. Как известно, составными элементами конъюнктуры являются соотношения между спросом, предложением и ценой.

Общая величина платежеспособного спроса на услуги в сфере культуры может быть выражена в виде формулы:

2S0 = ZS„ + Z S„,

где ZS0 — суммарный спрос в сфере культуры, ZS„ — величина суммарного индивидуального спроса, ZSk — суммарный коллективный спрос.

Величина спроса весьма подвижна, а его структура зависит от многих обстоятельств: половозрастного состава населения регионов страны, уровня образования, удаленности от места жительства очагов культурного обслуживания; качества предлагаемых услуг, моды и т. д.

Российский статистический ежегодник. М., 2002. С. 265.

Учет спроса по объему и структуре имеет важное значение в деле планирования культурного обслуживания населения, в политике цен в этой сфере. В сфере культуры, в отличие от других частей внутреннего рынка страны, наименьшая эластичность спроса. Нужен не вообще спектакль, концерт, книга и т. д., а именно те, которые интересны, духовно необходимы для данного состава зрителей, читателей, слушателей.

Предложение в сфере культуры должно строиться с учетом объективной величины и структуры совокупного платежеспособного спроса. Но, в отличие от рынка вещей, в сфере услуг не может быть так называемого «запаса». В идеале спрос и предложение должны быть равны как по объему, так и по структуре. На практике, в силу индивидуального характера потребительных стоимостей в сфере культуры, полного совпадения спроса и предложения быть не может.

Для разрешения этого объективного противоречия в сфере культурного обслуживания, возможно, следует гораздо шире применять равновесные цены, т. е. цены, установленные с учетом спроса и предложения, конъюнктуры рынка. Особенно это касается премьерных спектаклей, концертов и т. д.

Отправной точкой отсчета в установлении цен на услуги учреждений культуры являются издержки культурного обслуживания или себестоимость услуг. Представление о структуре этих затрат дает табл. 6.13.

Вторым элементом цены на услуги в сфере культуры является прибыль. Для правильного понимания механизма ценообразования в учреждениях культуры и искусства необходимо учитывать

Структура себестоимости услуг (%)

Таблица 6.13

Театры

Цирки

Концертные

организации

Парки

Всего

1. Материальные затраты, включая амортизацию основных фондов

13,3

17,4

3,5

20,3

20,1

2. Заработная плата основных работников

63,8

37,0

41,2

32,5

45,3

3. Прочие эксплуатационные расходы

14,5

40,1

51,6

45,1

31,8

4. Внеэксплуатационные расходы

8,4

5,5

3,7

2,1

2,8

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

разницу следующих понятий: платные формы культурной деятельности (платные услуги) и предпринимательские виды деятельности, чистый доход от основных видов культурной деятельности и прибыль от предпринимательской деятельности как объектов налогообложения.

Платные формы культурной деятельности (организация концертов, выставок, показ спектаклей, проведение фестивалей, праздников, вечеров отдыха, дискотек, платная курсовая и кружковая сети) и доходы от них включаются в состав единого фонда денежных средств. При этом сумма превышения доходов над расходами при оказании платных культурных услуг населению является чистым доходом учреждения, остается в его распоряжении и налогом на прибыль не облагается.

Любые платные формы деятельности рассматриваются как предпринимательские только в том случае, если доход от них не направляется на развитие и совершенствование организации культуры, на нужды обеспечения основной уставной деятельности. Соответственно, прибылью считается сумма превышения доходов над расходами в части ведения предпринимательской деятельности, не идущая на укрепление материально-технической базы учреждения.

Перечень платных услуг, оказываемых учреждениями культуры и спорта, приводится в действующем Приложении к письму Минкультуры РСФСР, Госкомспорта РСФСР и Госкомцен РСФСР № Ц-14/56 от 18 ноября 1986 года.

Номенклатура платных услуг в настоящее время довольно значительна. Например, в библиотеках данная номенклатура определена двумя документами:

«Примерный перечень платных услуг, предоставляемых населению учреждениями культуры и искусства» (Письмо МК РСФСР № 01-238/19-16 от 18.12.86 г.) и «О порядке предоставления платных услуг населению культурно-спортивными учреждениями и сооружениями» (Письмо Советам и комитетам профсоюзов № 05/15-47Ст от 22 апреля 1987 г.).

В основной перечень входят следующие платные услуги, предоставляемые населению библиотеками: Заказ изданий с доставкой на дом и к месту работы (на рабочее место) в пределах города (района) и возвращение в библиотеку изданий после прочтения. Продление работы читальных залов в период сессий и вступительных экзаменов, открытие «комнат сказок» в период школьных каникул. Выдача книг из читального зала с момента его закрытия до начала работы (под залог) — так называемый «ночной абонемент» . Выдача журналов мод для снятия выкроек. Копирование отдельных страниц из книг и журналов, имеющихся в фондах библиотек. Переплет книг. Составление алфавитного каталога личной библиотеки. Составление библиографических списков литературы. Индивидуальное информирование читателя о литературе по теме. Оформление предварительных заказов на литературу по телефону. Платные абонементы для посещения лекториев, клубов по интересам и т. п. Платные кружки при библиотеках. Организация подготовительных курсов для поступающих в высшие и средние специальные учебные заведения. Внестационарное библиотечное обслуживание предприятий и организаций, не имеющих своих библиотек. Сдача в аренду помещений библиотеки для хозрасчетных любительских объединений и клубов. Подбор литературы и составление сценариев семейных праздников. Видеосалоны в библиотеках. Организация платных консультаций специалистов (социологов, психологов, экономистов, педагогов и т. п.). Продажа библиографических указателей, составленных библиотеками. Организация выставок-продаж произведений живописи, графики, прикладного искусства. Проведение концертов силами профессиональных и самодеятельных артистов в библиотеках. Перезапись на магнитофонную ленту. Прокат кинофотофонодокументов.

Цена на некоторые виды услуг рассчитывается следующим образом (табл. 6.14).

Уровень цен на культурные услуги должен быть установлен таким образом, чтобы обеспечить возможность приобщения к культуре всех групп населения, включая и ту, представителям которой объективно присуща наименьшая доля расходов на культурные услуги в их потребительном бюджете. Затраты именно

14. Экономики социальной сферы

Таблица 6.14

Обслуживание в читальном зале

с использованием фонда

МБА с использованием СПА

Дни

инф.

I. Прямые доплаты

1.1. Зарплата

1.2. Начисления на оплату труда

1.3. Стоимость комплектования СИФ

1.4. Износ малоценных предметов, инвентаря

1.5. Техобслуживание оборудования

II. Накладные расходы (100%)

ИТОГО: себестоимость (тыс. руб.)

Прибыль

III. Итого сметная стоимость (тыс. руб.)

IV. Количество посещений (тыс.)

Сметная стоимость 1 посещения (III: IV)

этой группы потребителей, отнесенные к нормативному числу посещений учреждений культуры, определяют, по мнению некоторых авторов, социально целесообразный уровень цен.

Но в то же время заниженные цены на услуги сферы культуры приводят к неуправляемым перераспределительным процессам, противоречащим законам спроса и предложения в этой своеобразной сфере рынка и подрывающим принципы социальной справедливости.

Как отмечают экономисты, спрос на многие услуги не эластичен относительно цен на билеты. Стратегия стабильных цен, с одной стороны, уже не стимулирует роста посещаемости, с другой — приводит к увеличению разрыва между ценой и затратами учреждений культуры, к ухудшению экономических условий их деятельности. Наличие дотации для большинства учреждений культуры обеспечивает их жизнедеятельность, но не гарантирует ни массовости в потреблении их услуг, ни высокого качества. Должен быть найден такой механизм регулирования, при котором повышение цен будет лишь следствием повышения качества услуг. Предоставление права учреждениям культуры устанавливать цены самостоятельно или на договорных началах не следует понимать как право диктовать цены потребителю. Наоборот, это должно вылиться в право потребителей выбирать между дешевой и дорогой (с высоким качеством) услугой.

На многие виды услуг цены повышать нецелесообразно ввиду их большой социальной значимости.

В. Платежи за оказание услуг по договорам с юридическими лицами.

Данный источник формирования финансовых ресурсов учреждений культуры и искусства обусловлен в значительной степени выполнением ими различных социально-творческих заказов. В соответствии с «Основными положениями перевода культурнопросветительных учреждений на новые условия хозяйствования» социально-творческие заказы на проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок, театрализованных праздников, представлений и т. п. должны на конкурсной основе выдаваться различным культурно-просветительным учреждениям городскими комитетами, районными отделами по культуре, муниципальными органами. Получение подобного заказа для бюджетных учреждений является достаточно важным для финансовой стабильности, поскольку позволяет развивать творческую деятельность и повышать свой культурно-художественный потенциал.

Поскольку в официальной статистике отсутствуют сведения о размерах средств, поступающих учреждениям культуры на выполнение ими соответствующих заказов, можно только предположить: социально-творческие заказы получают лишь те организации, которые имеют хорошие деловые связи с органами управления культурой.

Учреждения культуры могут также выполнять на договорной основе заказы различных общественных, коммерческих организаций (празднование юбилеев, проведение рекламных кампаний и т. п.), однако в отличие от стабильности социально-творческих заказов, данный источник финансирования носит, как правило, эпизодический характер.

Г. Добровольные пожертвования, субсидии, средства, получаемые по завещаниям.

Восстановление традиций меценатства, появление спонсоров в лице юридических и физических лиц становится сегодня все более заметной чертой социально-экономической среды функционирования культуры в российском обществе. К сожалению, уровень общественного сознания в нашей стране еще далек от того, чтобы могла реализоваться известная точка зрения, выраженная в словах главы японского Управления культуры Одзаки Надзиро: «Развитие культуры и сохранение культурных ценностей в основе своей требует значительных капиталовложений, и в условиях дефицита государственных средств на эти цели можно только приветствовать культурную деятельность корпораций, в основе которых лежит идея компенсации обществу полученных прибылей»[101]. Тем не менее есть и некоторые результаты благотворительной деятельности.

У культурного спонсорства и меценатства в России есть конкретные адресаты: в первую очередь, это разного рода структуры, действующие в сфере культуры и искусства — учреждения и организации, ассоциации, творческие объединения, фонды и пр., причем как государственные, так и негосударственные; во-вторых, конкретные культурные программы и проекты, и, наконец, отдельные деятели культуры и искусства. Однако российские меценаты предпочтение в своих симпатиях отдали достаточно элитарным направлениям в искусстве. Рассматривая распределение спонсорских средств между различными секторами культурной деятельности можно отметить, что наибольшая доля средств спонсоров приходится на театральное искусство — 38%, на музыку — 30%, на поддержку музеев — 10%, и оставшиеся 22% распределяются между издательской, выставочной и прочей деятельностью. Такая структура спонсорства характерна только для России. В большинстве же западных стран максимальной поддержкой со стороны меценатов и спонсоров пользуется музыкальная сфера, куда по существующей традиции включается и опера.

В России не существует пока организаций, подобных тем, что активно действуют в западных странах, которые ставили бы своей целью содействие развитию финансирования культуры банками, фондами, корпорациями и пр. В большинстве же западных стран существуют национальные организации, выполняющие роль посредника между спонсорами и меценатами, с одной стороны, и институтами и частными лицами, нуждающимися в их поддержке, с другой.

Меценатство физических лиц основано на общем для всех стран принципе: подлежащий налогообложению доход уменьшается на суммы благотворительного взноса в пользу некоммерческой орга-

Таблица 6.15

Затраты международных фондов, для которых поддержка культуры является приоритетной задачей

Название фонда

Год

Затраты в ЭКЮ

Фонд Св. Кирилла и Св. Мефодия

1992

653 443

Европейский культурный фонд

1992

19 930 000

Фонд Америкэн Экспресс

1991

9 931 432

Фонд Гетти Грант

1990

5 497 805

Фонд Сэмюэля Кресса

1991

2 005 984

Фонд Франции

1991

49 408 166

Фонд Рича

1990

2 199 122

Международный фонд поддержки культуры

1992

422 908

Фонд Сороса

1992

40 599 176

Таблица 6.16

Организации-координаторы спонсорской поддержки культуры

Страна

Наименование организации

Австрия

Спонсирование искусства

Австралия

Связь искусства и бизнеса

Бельгия

Фонд помощи искусству

Великобритания

Ассоциация коммерческого финансирования

Германия

Совместная германская учредительная группа. Культурные круги федеративного союза немецких промышленников. Союз содействия культуре. Культура и промышленность

Греция

Ассоциация в поддержку культурной деятельности

Испания

Учредительный центр

Нидерланды

Фонд спонсоров в поддержку искусству

Португалия

Ассоциация промышленников Португалии

США

Коммерческий комитет по делам искусства

Франция

Ассоциация по развитию промышленного и коммерческого меценатства

низации культуры. Благотворительная деятельность юридических лиц основана на том, что облагаемая налогом прибыль уменьшается на суммы взносов на восстановление объектов культурного и природного наследия, а также средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям культуры, кинематографии, архивной службы, ассоциациям, творческим союзам, гильдиям и иным объединениям творческих работников.

В 1995 году уже законодательно (Закон о рекламе) было закреплено само понятие «спонсорство». Важным шагом для поддержки меценатской деятельности стало принятие 7 июля 1995 г. Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», где впервые в России определены: благотворительная деятельность и ее цели, среди которых «содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры искусства, просвещения, духовному развитию личности», а также «охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранительное значение, и мест захоронения»; участники благотворительной деятельности: благотворительные организации, их формы: учредители благотворительных организаций, условия и порядок осуществления деятельности благотворительных организаций; государственные гарантии благотворительной деятельности.

Вместе с тем необходимо отметить, что ни организационные меры, ни налоговая политика, ни законодательная поддержка меценатства пока не являются достаточными побудительными причинами для меценатства в России. По некоторым данным, доля «спонсорских» вложений в бюджет российских организаций культуры составляет не более 2% от всего объема внешнего финансирования.

Д. Кредиты банков.

Данный источник наиболее широкое применение имеет в деятельности коммерческих организаций. В этом случае важны их стабильные финансовые результаты и наличие гарантий погашения кредитов.

Некоммерческие организации, формально являясь юридическими лицами, также имеют право на получение кредитов банков. Фактически же учреждению, не являющемуся собственником своего имущества, которое могло быть внесено в качестве залога под возврат, получить кредит невозможно.

Государство могло бы быть гарантом по кредитным обязательствам некоммерческих организаций, выполняющих важные социально-культурные функции, но по объективным и субъективным причинам делает это чрезвычайно редко.

Е. Другие доходы и поступления.

К другим доходам и поступлениям некоммерческих организаций, как правило, относят результаты предпринимательской деятельности. Например, в соответствии со ст. 47 «Основ законодательства РФ о культуре» к предпринимательской деятельности относятся: реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества для целей, не связанных с культурной деятельностью; торговля покупными товарами и оборудованием; оказание посреднических услуг; долевое участие в создании коммерческих предприятий; приобретение акций, облигаций, ценных бумаг и получение доходов по ним; осуществление приносящих доход и не предусмотренных Уставом операций, работ, услуг.

Таким образом, можно выделить следующие тенденции формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций: увеличение поступлений в абсолютном выражении и снижение доли расходов на культуру и искусство в структуре расходов бюджетов на социально-культурные мероприятия как на федеральном, так и на региональных уровнях; изменение соотношения долей расходов на культуру и искусство, выделяемых федеральным бюджетом и бюджетами регионов в сторону последних; увеличение собственных доходов от оказания платных услуг населению не столько за счет привлечения посетителей, сколько за счет повышения цен на билеты, при этом доля собственных доходов в структуре финансовых ресурсов уменьшается; поскольку в официальной статистике отсутствуют данные о доле спонсорской и меценатской помощи, банковских кредитах и предпринимательской деятельности в структуре доходов государственных организаций культуры и искусства, можно лишь предположить, что существенной роли они пока не играют.

Для коммерческих организаций источником финансовых ресурсов являются только собственные средства, полученные в результате их деятельности. Можно упомянуть также о характерной и для того, и для другого типа хозяйствования и в целом чрезвычайно свойственной для сферы культуры технологии фан- дрейзинга (англ, fundraising, FR) — привлечения и аккумулирования средств из различных источников. Фандрейзинг обычно связан с поиском оборотных средств на реализацию проектов и программ и направлен не на создание основных фондов, а на обеспечение текущей деятельности. 

<< | >>
Источник: Игнатов В.Г., Батурин Л.А., Бутов В.И. Экономика социальной сферы: Учебное пособие, 2-е издание. 2005

Еще по теме §4. Финансово-экономические основы КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
  2. ТЕМА 5. ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ
  3. Глава 21. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ
  4. 4.1. Теоретические основы финансового анализа деятельности банка
  5. 4.2. Методологические основы финансового анализа деятельности банка
  6. Фундаментальный анализ предприятия на основе финансово-хозяйственной деятельности
  7. ТЕМА Потребностилюдей - основа экономической деятельности
  8. Финансовое управление и последующий мониторинг на основе бюджетирования деятельности предприятия
  9. ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КРЕДИТНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КООПЕРАТИВА
  10. Раздел II ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
  11. Глава 17. ОБЩИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
  12. § 1. Теоретические основы экономической деятельностив СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
  13. 1.3. Оценка рыночной, инвестиционной, операционной и финансовой деятельности на основе динамического анализа
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -