<<
>>

Минерально-сырьевая безопасность

Минерально-сырьевая база - важнейший стратегический элемент национальной безопасности страны. К числу стратегически важного минерального сырья (СВМС), по мнению бывшего министра геологии СССР М.И.

Козловского, могут быть отнесены топливно-энергетические ресурсы, руды цветных и редких металлов и неметаллов, используемые при производстве специальных сплавов, в высокой технике и новейших технологических процессах. Наиболее важные сырьевые стратегические материалы для России, как для и большинства высокоразвитых стран мира, - минерально-сырьевые энергоносители (нефть, газ, уголь, уран). Среди цветных и редкоземельных элементов выделяются такие стратегически важные, как алюминий, медь, цинк, никель, олово, вольфрам, молибден, ртуть, титан, тантал, ниобий, иттрий, лантаноиды и др., а также благородные металлы (золото, платина, серебро) и алмазы. Среди неметаллических полезных ископаемых наиболее важное значение в обеспечении жизнедеятельности человека играет сырье для производства минеральных удобрений (фосфатные руды и калийные соли), пьезооптическое сырье, кварц для плавки, плавиковый шпат, барит, слюда, асбест, бентонит, каолин и др.

Производственная безопасность России не может быть обеспечена при нарушении сырьевой безопасности, включающей вопросы состояния и развития национальной минерально-сырьевой базы. Особо важное значение эти вопросы приобретают в условиях: обострения международной конкуренции в обладании природными ресурсами; сужения сырьевой базы российской промышленности и рынков сбыта ее продукции; дискриминации в отношении России на мировых рынках; гипертрофированного развития экспорта топливно-энергетических ресурсов, что влечет снижение энергообеспечения национальной промышленности и ограничивает возможности ее эффективного функционирования и развития, особенно в условиях экспансии на рынок России зарубежного оборудования, товаров и продовольствия; роста вывоза (экспорта) из страны стратегических и жизненно значимых видов минерального сырья и материалов, не сопровождающегося эффективным использованием соответствующих валютных поступлений в национальной промышленности и экономике.

Действительно, ведь оптимальная величина валютных поступлений, обладающих высокой (абсолютной) ликвидностью, должна соответствовать тем объемам, которые обеспечивают возможность приобретения за рубежом продукции и услуг, необходимых экономике страны и населению, но которые не производятся и не оказываются в стране, а также погашения как основного внешнего долга, так и процентов по нему. В противном случае при избытке иностранной валюты (например, долларов) внутри страны происходит ее обесценение, что ухудшает экономическое положение экспортеров сырьевых ресурсов и вызывает дальнейшее увеличение их объемов, снижая при этом уровень мировых цен на это сырье, попадая тем самым в специфическую экспортную «ловушку». Российские компании - экспортеры сырьевых ресурсов (нефти, газа, леса и др.) с низкой долей добавленной стоимости должны отдавать себе отчет в том, что экспортная модель минерально-сырьевой политики имеет ограниченный жизненный срок из-за исчерпаемости экономически ликвидных минерально-сырьевых ресурсов.

По оценке ВИЭМСа, валовая ценность разведанных и предварительно оцененных запасов (категорий А + В + Cl + С2) составляет около 28,5 трлн долл., а прогнозные ресурсы оцениваются в 140 трлн долл.[157] При занимаемой территории (10% мировой) в недрах России сосредоточено 12-13% мировых запасов нефти, 35% газа, 12% угля. В структуре минерально-сырьевой базы страны более 70% запасов приходится на ресурсы ТЭКа (нефть, газ, уголь)[158]. По запасам ряда полезных ископаемых Россия занимает доминирующее положение в мире, однако доля экономически доступных запасов этих полезных ископаемых в реальности ниже тех объемов, которые обнародуются в заведомо популистских целях. Действительно, Россия в настоящее время не имеет достаточного количества экономически окупаемых для промышленной разработки запасов таких необходимых отечественной экономике ресурсов, как марганцевые и хромовые руды, титан, без применения которых не могут успешно развиваться предприятия оборонно-промышленного комплекса, обладающие технологиями двойного назначения и выпускающие значительные объемы товаров длительного пользования для населения с достаточно высокими потребительскими свойствами, но существенно дешевле зарубежных аналогов.

Снижение суммарных текущих запасов углеводородного сырья в России может оказать влияние на экономическую безопасность в двух аспектах: во- первых, на сырьевую безопасность при глубокой переработке нефти и газа в соответствующие виды продукции в ущерб внутренним потребителям этих видов топливно-энергетических ресурсов и, во-вторых, на сокращение объемов экспорта этих ресурсов, а следовательно, и сокращение притока в Россию валюты, необходимой для приобретения не производимых в стране жизненно необходимых товаров и выплаты внешнего долга кредиторам.

После 1970-х гг. в России практически не было открыто ни одного крупного высокопродуктивного месторождения. Действительно, в 1994-1998 гг. было открыто 184 новых месторождения, разведанные запасы которых составили 92 млн т, т.е. всего 0,5 млн т на одно месторождение. Всего же по России из всех новых месторождений (до 5 лет эксплуатации) за 1998 г. было добыто всего 17 млн т, что составляет лишь 5% от уровня годовой добычи и оказывает негативное влияние на доходность нефтяных компаний[159]. Таким образом, кондиции приращиваемых запасов резко ухудшаются. Ухудшаются они и по технико-экономическим показателям, в том числе и из-за труднодоступное™ месторождений. Это обусловлено тем, что в условиях перехода к рыночной экономике государство снизило уровень государственного управления в этой сфере. Между тем мировой опыт организации и управления предприятиями и отраслями ТЭК свидетельствует о необходимости достаточно жесткого регулирования их деятельности со стороны государства, ибо они относятся к стратегическим отраслям экономики и в значительной степени определяют промышленный и военный потенциал страны, а также состояние ее экологии. Для энергоотраслей характерны высокая инерционность развития, огромная капиталоемкость и концентрация материальных ресурсов, потребность в масштабном и комплексном освоении национальных природных богатств, преимущественно монопольное положение на рынке и невозможность дублирования ряда производств на определенной территории[160].

Для недопущения или ослабления воздействия серьезных угроз сырьевой безопасности российской экономики необходима выработка государственной политики развития минерально-сырьевой базы, скоординированной с глобализацией минерально-сырьевых баз ведущих стран - поставщиков минерального сырья (по типу ОПЕК в нефтяной сфере) и согласованной со странами, вступившими в постиндустриальную стадию.

Эта политика должна предусматривать: четкое разграничение прав недропользования между федеральными и региональными органами государственной власти; усиление роли лицензионной системы и квотирования недропользования; более глубокую переработку сырьевых ресурсов и существенное увеличение производства продукции с более высокой долей добавленной стоимости как для внутреннего рынка, так и на экспорт; создание благоприятного экономического и социального климата для развития горного сектора экономики, включающего широкий набор промышленных отраслей и научных сфер - геологическую и экологическую оценку ресурсного потенциала, разведку, извлечение полезных ископаемых, рекультивацию отработанных месторождений, обогащение и переработку добытых полезных ископаемых, использование энергии, химикатов, материалов, вторичное использование отработанной продукции, реализацию продукции на внутреннем и внешнем рынках, создание стратегических запасов минерально-сырьевых ресурсов.

Реализация такой политики не терпит отлагательства, так как из-за низкого уровня применяемых технологий при извлечении полезных ископаемых из добытых руд в России может существенно ухудшиться обеспеченность минеральными ресурсами, что не может не отразиться на снижении ее экономической и оборонной безопасности, тем более что это усугубляется вывозом огромного количества важного сырья, запасы которого не восстанавливаются.

Развитию минерально-сырьевой базы в экономически развитых странах с рыночной экономикой уделяется серьезное внимание, о чем свидетельствуют следующие данные. Так, в горно-геологическом производстве США занято около 5 млн чел., 500 тыс.

инженеров трудятся на фирмах горнотехнического оборудования, сотни тысяч геологов обслуживают 14 тыс. (!) нефтяных компаний США, 3 тыс. угледобывающих компаний, 5 тыс. газодобывающих компаний, 7 тыс. компаний по добыче рудного сырья! США вышли на первое место в мире по добыче минерального сырья - они добывают его на 220 млрд долл. Кстати, и студентов-геологов в США обучают в 31 университете и технологическом институте - вдвое больше, чем когда-то в СССР[161]!

Стабильное обеспечение экономики России минеральными ресурсами с учетом возрастающей потребности в них и высокой инерционности минерально-сырьевого комплекса требует заблаговременного восполнения и расширения геолого-разведочных и добывающих мощностей, наращивания масштабов воспроизводства минерально-сырьевой базы и подготовки квалифицированных кадров и ученых, необходимых в минерально-сырьевом комплексе. Для функционирования системы расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы страны должно быть обеспечено количественное опережение прироста запасов над их погашением (добычей).

Вместе с тем несоблюдение этого важнейшего требования чревато разрушительными последствиями для всей экономики, что придает решению проблем минерально-сырьевого комплекса государственное значение. Нельзя отрицать того, что горнорудная промышленность России - важнейшая базовая отрасль промышленности, основа экономической независимости и безопасности страны. В ней разрабатывается около 200 месторождений черных и цветных металлов и десятки месторождений нерудного металлического сырья, и от того, как эти месторождения осваиваются и кто распоряжается природными ресурсами, зависит благосостояние жителей страны. Между тем если проблему эффективного использования природных ресурсов России рассматривать шире, чем использование только минерально-сырьевых ресурсов, то потребуется активизация работ по созданию региональных и федерального кадастра и сведение воедино в рамках одного атласа картографических материалов по самым разнообразным ресурсам России, включающего более 120 карт по минеральным, земельным, водным, биологическим, лесным, климатическим ресурсам и условиям природопользования в России.

Из исследований, проведенных Институтом фундаментальных проблем биологии РАН, следует, что значительный перерыв в ведении и разработке кадастров природных ресурсов отчасти объясняется тем, что Россия, богатая природными ресурсами, формирует только 3% дохода бюджета из платежей за изъятие ресурсов из окружающей среды. По мнению академика РАН Д.С. Львова, рентный поток, на долю которого приходится 75% общего прироста совокупного дохода России, в подавляющей части не попадает в государственную казну, а идет в карманы тех, кто оказался во властных и околовластных структурах, и если перекрыть этот теневой поток доходов, то страна могла бы дополнительно получать для бюджета, по самым скромным подсчетам, 60-80 млрд долл.[162]. Решение проблемы рентных платежей за использование природных ресурсов, принадлежащих обществу, и усиление роли государственного регулирования в природопользовании повысит уровень минерально-сырьевой безопасности России. 

<< | >>
Источник: Под ред. В.К. Сенчагова. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник. 2005

Еще по теме Минерально-сырьевая безопасность:

  1. Минерально-сырьевые ресурсы
  2. МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫЕ РЕСУРСЫ
  3. 5.7. Минерально-сырьевая специализация регионов России
  4. МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВАЯ И ТОПЛИВНАЯ БАЗА
  5. Абсолютная и относительная ограниченность минерально-сырьевых ресурсов
  6. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ И МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОМ КОМПЛЕКСЕ
  7. Глава 14 ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ И СЫРЬЕВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  8. 5.3. Минеральные ресурсы (общая характеристика)
  9. Глава 1. Экономическая безопасность как основа национальной безопасности
  10. Глава 4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
- Бюджетная система - Внешнеэкономическая деятельность - Государственное регулирование экономики - Инновационная экономика - Институциональная экономика - Институциональная экономическая теория - Информационные системы в экономике - Информационные технологии в экономике - История мировой экономики - История экономических учений - Кризисная экономика - Логистика - Макроэкономика (учебник) - Математические методы и моделирование в экономике - Международные экономические отношения - Микроэкономика - Мировая экономика - Налоги и налолгообложение - Основы коммерческой деятельности - Отраслевая экономика - Оценочная деятельность - Планирование и контроль на предприятии - Политэкономия - Региональная и национальная экономика - Российская экономика - Системы технологий - Страхование - Товароведение - Торговое дело - Философия экономики - Финансовое планирование и прогнозирование - Ценообразование - Экономика зарубежных стран - Экономика и управление народным хозяйством - Экономика машиностроения - Экономика общественного сектора - Экономика отраслевых рынков - Экономика полезных ископаемых - Экономика предприятий - Экономика природных ресурсов - Экономика природопользования - Экономика сельского хозяйства - Экономика таможенного дел - Экономика транспорта - Экономика труда - Экономика туризма - Экономическая история - Экономическая публицистика - Экономическая социология - Экономическая статистика - Экономическая теория - Экономический анализ - Эффективность производства -